- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Внедрение НРК в раздел «Здравствуй мир!» программы «Мир открытий»
Внедрение НРК в раздел «Здравствуй мир!» программы «Мир открытий»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Кузёмина А.В. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Внедрение НРК в раздел «Здравствуй мир!» программы «Мир открытий»
«Правильное воспитание -
то наша счастливая старость,
плохое воспитание - это наше
будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми,
перед всей страной».
/А.С.Макаренко/
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития.
Одним из разделов программы «Школа 2000», по которому мы работаем - это раздел «Здравствуй мир!»
Этот раздел программы знакомит детей с целостной картиной мира и показывает всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью. Поскольку жизненный опыт ребенка ещё невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Но для того, чтобы понять то, что существует где-то далеко, понять и познакомиться с целостной картиной мира очень важно познакомить ребенка с тем окружающим миром, который он видит каждый день, в котором он живет.
Перед детьми предстают первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте - мир родного города, края. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры.
Именно поэтому наши интересы обратились к включению в программу по ознакомлению с окружающим более глубокое изучение национально-регионального компонента (НРК).
В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае - Елабужского. Для этого необходимо создание благоприятной образовательно-воспитательной среды: введение краеведческого материала, развитие музейной педагогики, привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Сабантуй, Курбан и др.), познакомиться с жителями Елабуги - носителями традиций в области ремесел, песни, танца и т.д., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Елабуге должны передаваться детям.
Предлагаемая модель «Знакомство дошкольников с родным городом» позволяет увидеть этапы познания города ребенком. Занятия проводятся один-два раза в месяц. Условно содержание знаний о родном крае разделено на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками.
Весь материал систематизирован и составлен перспективный план по ознакомлению детей с родным городом на весь год во всех возрастных группах, который включает следующие разделы.
1.Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду.
2. Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки.
3. Знакомство с предметами народного быта, упоминаемыми в сказках
4. Знакомство с народной музыкой; пение народных песен, частушек; пляски, хороводы
5. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством
6. Природа на участке детского сада, парке, поле
Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников.
Я использую в работе этот исторический материал с помощью сказок, рассказов, былей, составленных воспитателями нашего детского сада. По этим сказкам детям показываются различные виды театров: теневой театр, театр на фланелеграфе. Кукольный театр.
Песня о прекрасной царевне Туйбике и священном чулманском дереве.
Кузёмина Алевтина Васильевна
В стародавние времена.
Там, где Булгар страна,
Там, где город Бряхимов блистал,
Там, где текла Чулман* вода,
Там, где жили булгарские народы.
Ханствовал над страной булгарский хан.
И была у него дочь - царевна Туйбике.
Кто был ему друг - того любил.
Кто был ему враг - того губил.
То, чем владел он, были стада и земли,
То, что имел он, был бедный люд.
В муках текли их годы.
Ходила молва из края в край.
Хвалила город его Бряхимов.
Бедный люд обрабатывал пушнину,
А, обработав, шили меховые изделия.
Да добывали и производили
Медь да бронзу, чугун да железо.
Да расцветало кузнечное мастерство.
Ну а самобеднейший люд
Нанимался в бурлаки.
Да тянул тяжелые корабли по реке.
Богат был, сей край рыбою
Осетрами да белугами, стерлядью да сазанами.
Вот разнеслась молва
От великого хана булгарского,
Что заболела его любимая дочь - Туйбике.
В славном городе Бряхимов,
Где стояла башня «Чертово городище»,
Где жил в подземелье её змей-пророцатель.
И пришло письмо.
И были в нем такие слова:
«Если привольна Чулман-река,
Если Идиль* - река широка,
Если реки подвластны тебе,
Если ты знаешь все на свете,
Если ты подмогой был всем.
Если тот, кто не ходил - пошёл,
Если тот, кто не видел - прозрел,
Если ты вблизи и вдалеке
Славен, стал из края в край,
Помоги же моей любимой дочери.
Помоги ей избавится от болезни злой».
Письмо прочитал змей-пророцатель
Письмо прочел, письмо свернул.
Налево один раз взглянул,
Направо один раз взглянул.
Вошёл в его сердце холодный лед -
Как сталь благородная он посинел.
Вошёл в его сердце жаркий огонь -
Как железо холодное он потемнел.
Ответное письмо он написал,
И речь его такой была:
«Речная струя, живая струя,
За рекой Чулман есть дремучий лес.
В том лесу растет священное дерево.
Называют его чулманское дерево.
Древо это надобно проколоть,
Вытекающая жидкость, что приятнее меду,
Поможет твоей дочери.
А вылечить её сможет
Только арабский врачеватель -
Хантал Бен Раби.
Поклонись ему и этому священному дереву.
Твоя дочь и избавится от болезни.
Словам конец - и письму конец».
Луна погасла, кончился день.
Кончился день - упала тень.
Год прошел, луга расцвели,
Птицы слетелись со всех концов.
Исполнили слуги свой долг.
Нашли знаменитого врачевателя.
Испила чудесный сок царевна
И расцвела красотой невиданной.
И воскликнул великий хан:
«Много склонил я к земле голов,
Много я сотворил чудес.
Больше не буду тратить слов,
Где слово для похвалы возьму?
Похвалиться как славен я?
А похвалю я исцелителя сего
Хантал Бен Раби.
А восхвалю я чудное дерево,
В коем течет живительный сок.
А восхвалю я славный город Бряхимов,
Где стоит башня «Чертово городище»
А восхвалю я Змея-пророцателя,
Чтоьзнает все.
Ваше дело - внимать!
Пусть в веках прославляют,
И поклоняются люди
Этому чуду - что зовется береза!
*Чулман - тюркское название реки Камы
*Чуман - тюркское название реки Волги