Внедрение НРК в раздел «Здравствуй мир!» программы «Мир открытий»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внедрение НРК в раздел «Здравствуй мир!» программы «Мир открытий»

«Правильное воспитание -

то наша счастливая старость,

плохое воспитание - это наше

будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

перед всей страной».

/А.С.Макаренко/

Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития.

Одним из разделов программы «Школа 2000», по которому мы работаем - это раздел «Здравствуй мир!»

Этот раздел программы знакомит детей с целостной картиной мира и показывает всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружающей его действительностью. Поскольку жизненный опыт ребенка ещё невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Но для того, чтобы понять то, что существует где-то далеко, понять и познакомиться с целостной картиной мира очень важно познакомить ребенка с тем окружающим миром, который он видит каждый день, в котором он живет.

Перед детьми предстают первоначально мир родной семьи, затем родного детского сада, в более старшем возрасте - мир родного города, края. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры.

Именно поэтому наши интересы обратились к включению в программу по ознакомлению с окружающим более глубокое изучение национально-регионального компонента (НРК).

В этой связи, как мне представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона, в нашем случае - Елабужского. Для этого необходимо создание благоприятной образовательно-воспитательной среды: введение краеведческого материала, развитие музейной педагогики, привлечение детей к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Сабантуй, Курбан и др.), познакомиться с жителями Елабуги - носителями традиций в области ремесел, песни, танца и т.д., создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музеи русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.), организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Елабуге должны передаваться детям.

Предлагаемая модель «Знакомство дошкольников с родным городом» позволяет увидеть этапы познания города ребенком. Занятия проводятся один-два раза в месяц. Условно содержание знаний о родном крае разделено на три основных блока: мир природы, деятельность людей и культурный облик родного города. В основу систематизации знаний детей о родном крае положена взаимосвязь между тремя этими блоками.

Весь материал систематизирован и составлен перспективный план по ознакомлению детей с родным городом на весь год во всех возрастных группах, который включает следующие разделы.

1.Я, моя семья, мой дом, адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду.

2. Фольклор: народные сказки, пословицы, потешки, загадки.

3. Знакомство с предметами народного быта, упоминаемыми в сказках

4. Знакомство с народной музыкой; пение народных песен, частушек; пляски, хороводы

5. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством

6. Природа на участке детского сада, парке, поле

Известно, что самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников.

Я использую в работе этот исторический материал с помощью сказок, рассказов, былей, составленных воспитателями нашего детского сада. По этим сказкам детям показываются различные виды театров: теневой театр, театр на фланелеграфе. Кукольный театр.

Песня о прекрасной царевне Туйбике и священном чулманском дереве.

Кузёмина Алевтина Васильевна

В стародавние времена.

Там, где Булгар страна,

Там, где город Бряхимов блистал,

Там, где текла Чулман* вода,

Там, где жили булгарские народы.

Ханствовал над страной булгарский хан.

И была у него дочь - царевна Туйбике.

Кто был ему друг - того любил.

Кто был ему враг - того губил.

То, чем владел он, были стада и земли,

То, что имел он, был бедный люд.

В муках текли их годы.

Ходила молва из края в край.

Хвалила город его Бряхимов.

Бедный люд обрабатывал пушнину,

А, обработав, шили меховые изделия.

Да добывали и производили

Медь да бронзу, чугун да железо.

Да расцветало кузнечное мастерство.

Ну а самобеднейший люд

Нанимался в бурлаки.

Да тянул тяжелые корабли по реке.

Богат был, сей край рыбою

Осетрами да белугами, стерлядью да сазанами.

Вот разнеслась молва

От великого хана булгарского,

Что заболела его любимая дочь - Туйбике.

В славном городе Бряхимов,

Где стояла башня «Чертово городище»,

Где жил в подземелье её змей-пророцатель.

И пришло письмо.

И были в нем такие слова:

«Если привольна Чулман-река,

Если Идиль* - река широка,

Если реки подвластны тебе,

Если ты знаешь все на свете,

Если ты подмогой был всем.

Если тот, кто не ходил - пошёл,

Если тот, кто не видел - прозрел,

Если ты вблизи и вдалеке

Славен, стал из края в край,

Помоги же моей любимой дочери.

Помоги ей избавится от болезни злой».

Письмо прочитал змей-пророцатель

Письмо прочел, письмо свернул.

Налево один раз взглянул,

Направо один раз взглянул.

Вошёл в его сердце холодный лед -

Как сталь благородная он посинел.

Вошёл в его сердце жаркий огонь -

Как железо холодное он потемнел.

Ответное письмо он написал,

И речь его такой была:

«Речная струя, живая струя,

За рекой Чулман есть дремучий лес.

В том лесу растет священное дерево.

Называют его чулманское дерево.

Древо это надобно проколоть,

Вытекающая жидкость, что приятнее меду,

Поможет твоей дочери.

А вылечить её сможет

Только арабский врачеватель -

Хантал Бен Раби.

Поклонись ему и этому священному дереву.

Твоя дочь и избавится от болезни.

Словам конец - и письму конец».

Луна погасла, кончился день.

Кончился день - упала тень.

Год прошел, луга расцвели,

Птицы слетелись со всех концов.

Исполнили слуги свой долг.

Нашли знаменитого врачевателя.

Испила чудесный сок царевна

И расцвела красотой невиданной.

И воскликнул великий хан:

«Много склонил я к земле голов,

Много я сотворил чудес.

Больше не буду тратить слов,

Где слово для похвалы возьму?

Похвалиться как славен я?

А похвалю я исцелителя сего

Хантал Бен Раби.

А восхвалю я чудное дерево,

В коем течет живительный сок.

А восхвалю я славный город Бряхимов,

Где стоит башня «Чертово городище»

А восхвалю я Змея-пророцателя,

Чтоьзнает все.

Ваше дело - внимать!

Пусть в веках прославляют,

И поклоняются люди

Этому чуду - что зовется береза!


*Чулман - тюркское название реки Камы

*Чуман - тюркское название реки Волги


© 2010-2022