- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Психологическая готовность детей к школьному обучению
Психологическая готовность детей к школьному обучению
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шилова Н.Н. |
Дата | 05.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Психологическая готовность к школьному обучению»
(выступление педагога-психолога д/с №11 Шиловой Н.Н. на общем родительском собрании 29.04 2013 года)
У многих родителей есть устойчивое заблуждение, что готовность ребенка к обучению в школе определяется сформированностью навыков чтения, счета, письма.
Ребенок будет успешен в обучении в школе только тогда, когда у него будет сформирована психологическая готовность к школе. Выделим три наиболее значимые характеристики психологической готовности ребенка к школе:
- желание учиться;
- способность управлять своим поведением;
- способность управлять своими интеллектуальными процессами.
Характеристики
Показатели
Мотивационное развитие ребенка
-
Познавательная мотивация (непосредственно связана с учебой). Потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
-
социальная мотивация: потребность в общении взрослыми людьми на новом уровне.
-
Способность адекватно оценивать себя.
Произвольность поведения
-
Умение детей сознательно подчинять свои действия правилу, обобщению, определяющему способ действия.
-
Умение ориентироваться на заданную систему требования.
-
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
-
Умение самостоятельно выполнять требуемые задания по зрительно воспринимаемому образцу.
Произвольность интеллектуальной сферы
-
Умение обобщать и дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира.
-
Уровень интеллектуальных процессов:
- умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности;
- умение сравнивать, выделять сходное и отличное;
- умение рассуждать, находить причины явлений, делать выводы.
3. Обучаемость:
- усвоение нового правила работы;
- перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичное, но не тождественное ему;
- уровень развития обобщения (например: роза - цветок низкий уровень, роза - цветок - растение - живая природа высокий уровень).
4. Сумма усвоенных знаний.
5. Речевое развитие:
- усвоение морфологической системы родного языка, ориентировка на смысл слова;
- развитие фонематического слуха (умение производить звуковой анализ слова)
- осознание словесного состава речи.
Я провела диагностическое обследование детей четырех подготовительных групп: под. «А», под. «Б», под. «В» с государственным языком обучения, под. «Г» логопедическая.
В ходе обследования были использованы следующие методики:
1. Тест «Мотивационная готовность», диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).
2. Проективная (рисуночная) методика «Школьная готовность».
Данные диагностики:
- подготовительная «А» группа - обследовано 28 из 30 детей:
сформирована мотивационная готовность - 71,4% (20 чел.);
не сформирована мотивационная готовность - 28,6% (8 чел.).
- подготовительная «Б» группа - обследованы все дети:
сформирована мотивационная готовность 60,7 % (17 чел);
не сформирована мотивационная готовность 39,3 % (11 чел).
- подготовительная «В» группа с государственным языком обучения - обследовано 18 детей из 20:
сформирована мотивационная готовность - 72,2% (13 чел.);
не сформирована мотивационная готовность - 27,8% (5 чел.).
- подготовительная «Г» группа логопедическая - обследованы все дети:
сформирована мотивационная готовность - 84,6% (11 чел);
не сформирована мотивационная готовность - 15,4% (2 чел).
У детей, у которых сформирована мотивационная готовность к школьному обучению, сложились и сохраняются в своей индивидуальной специфике следующие ценностные потребности:
1. Занятия общественно значимой деятельностью (учением).
2. Обучение со сверстниками.
3. Стремление быть хорошим, достигать успеха.
4. Утверждение себя через отношение к себе окружающих и через качество выполняемой деятельности.
У детей, у которых не сформирована мотивационная готовность к школьному обучению, неготовность выражается :
1. В неспособности понимать особую роль учителя, школьника.
2. В непонимании учебной задачи.
3. В неумении сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
4. В неадекватном отношении к себе как будущему ученику.
Рекомендации: при несформированности положительного отношения к школе необходимо уделять ребенку на уроках как можно больше внимания. Общение с ним должно строиться не в школьных, а в дошкольных формах. Оно должно быть непосредственным, эмоционально насыщенным. От такого ребенка нельзя строго требовать соблюдения правил школьной жизни, нельзя ругать и наказывать его за нарушение: это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к школе, к учению и учителю. Необходимо дождаться, пока ребенок сам, наблюдая за другими детьми, придет к правильному осознанию своего нового положения (роли школьника) и вытекающих из него требований к поведению.