Пересказ текста Любопытные пингвины

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кузьмик Наталья Владимировна,

МДОУ детский сад № 42 «Теремок»,

воспитатель, Россия, г. Серпухов

Образовательная Область «Речевое развитие»

Возраст: старшая группа

Тема: «Пересказ текста «Любопытные пингвины» (по Г.Снегирёву)

Цель: обучение навыкам связного последовательного пересказа текста с наглядной опорой в виде графических схем, отражающих последовательность событий.

Задачи:

  1. Формирование активного слухового и зрительного контроля правильности составления пересказа.

  2. Развитие навыков планирования пересказа.

  3. Активизация и обогащение словаря по теме «Животные холодных стран».

  4. Закрепление использования разнообразных грамматических конструкций в формировании речевых высказываний.

Методические приёмы:

Чтение, беседа, рассматривание иллюстраций, графических схем, лексико-грамматические упражнения по тексту произведения, рассматривание графических схем, сюрпризный момент «пингвинёнок».

Оборудование:

Предметные картинки: льдина, лёд, снег, пингвин, рыба, фанера, вода, гора; графические схемы, магнитная доска, магниты, загадка, мяч, игрушка пингвинёнок.

Предварительная работа:

  • Чтение рассказа Г.Снегирева «Пингвиний пляж».

  • Изучение лексической темы «Животные холодных стран».

  • Рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме.

  • Просмотр мультфильма «Приключения пингвинёнка Лоло».

  • Рисование пингвинов, выполнение аппликации «Пингвины на льдине».

Лексический материал:

Части речи

Слова, сложные по семантике

Слова, сложные по слоговой структуре

Существительные

фанера


Глаголы

устроили, выстроилась

выстроилась, пробежит, посмотреть

Ход НОД

  1. Организационный момент. Развитие слухового внимания.

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. Присаживайтесь на стульчики.

- А сейчас, я вам предлагаю отгадать загадку:

В Антарктиде среди льдин

Ходит важный господин.

В чёрный он одет сюртук,

Крылья машут вместо рук. (пингвин)

- Правильно, пингвин.

2. Подготовка к восприятию текста. Развитие зрительного восприятия, памяти.

- Ребята, много рассказов, загадок написано про пингвинов.

Педагог показывает картинку к рассказу. (на экране)

- Этот сборник рассказов вам знаком. Сегодня мы вспомним рассказ Г.Снегирева «Пингвиний пляж» и научимся его пересказывать.

3. Чтение рассказа. Развитие слухового внимания и памяти.

- Сейчас я вам прочитаю рассказ Г.Снегирева «Пингвиний пляж».

Чтение адаптированного текста.

Прибежали пингвины с гор посмотреть на людей. Много их собралось, кричат, как на базаре.

На камнях лежал большой лист фанеры, и пингвины на нём устроили танцы. Пробежит пингвин по фанере, назад вернётся, ещё раз пробежит, да ещё лапкой притопнет! Очередь выстроилась - всем хочется потанцевать.

Весь день они танцевали. А вечером они ушли.

4.Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи.

Раздаётся стук.

- Ребята, смотрите, кто это?..

Педагог вносит пингвинёнка и конверт.

- Это пингвинёнок. Наверное, он услышал, что мы разговариваем про его сородичей.

- Пингвинёнок, мы сейчас читали рассказ про пингвинов, ты посиди и послушай, как ребята будут отвечать на вопросы по тексту.

Откуда прибежали пингвины? (Пингвины прибежали с гор.)

Что умеют делать пингвины? (Пингвины умеют плавать, кричать, танцевать.)

На чём танцевали пингвины? (Пингвины танцевали на фанере.)

Где лежала фанера? (Фанера лежала на камнях.)

Как долго танцевали пингвины? (Пингвины танцевали весь день.)

А когда они ушли? (Они ушли вечером.)

- Видишь, Пингвинёнок, как много ребята знают?! Это потому, что дети очень любознательные.

5.Словарная работа. Уточнение значений слов сложных по семантике.

- Сейчас мы поиграем в игру «Трудные слова». В рассказе нам встретились трудные слова, давайте объясним, что они означают.

Что такое фанера? (Это тонкий деревянный лист.)

Что означает слово «устроили»? (Это значит, что-то сделали.)

Что означает слово «пробежать»? (Это значит быстро бежать.)

Что означает слово «выстроилась»? (Это значит построиться.)

- Ребята, а вы заметили, что Пингвинёнок принёс собой конверт? Давайте посмотрим, что в нём?

Воспитатель достаёт из конверта картинки и прикрепляет их на доске.

- Смотрите, какие картинки принес нам Пингвинёнок! Давайте с ними поиграем.

6.Лексико-грамматические игры.

а) Игра «Один - много». Образование множественного числа существительных.

Камень - много камней.

Пингвин - много пингвинов.

Льдина - много льдин.

Фанера - много фанер.

Вода - много воды.

Гора - много гор.

Снег - много снега.

- А сейчас условия игры меняются: нужно слово назвать ласково.

б) Игра с мячом «Скажи ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Снег - снежок.

Камень - камушек.

Рыба - рыбка.

Вода - водичка.

Пингвин - пингвинёнок.

Фанера - фанерочка.

Гора - горка.

- Пингвинёнок заскучал, давайте расскажем ему какие пингвины?

в) Игра «Подбор признаков». Активизация словаря признаков.

- Ребята, как вы думаете, какие пингвины по характеру? (Добрые, любознательные, весёлые, игривые, заботливые.)

- А сейчас нужно внимательно посмотреть на картинки и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», а к какому - «моя».

г) Игра с картинками «Мой - моя». Соотнесение существительных мужского и женского рода с притяжательными местоимениями «мой, моя».

Мой

Моя

Это мой пингвин.

Это мой камень.

Это мой лёд.

Это мой снег.

Это моя рыба.

Это моя фанера.

Это моя снежинка.

Это моя льдина.

7.Физминутка.

- Ребята, Пингвинёнок предлагает нам немножко отдохнуть. Давайте встанем в круг и будем выполнять движения под музыку. («Вперёд четыре шага…»)

8.Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.

- Ребята, пингвинёнок очень хочет услышать рассказ, о котором мы с вами разговариваем. У меня к рассказу есть графические схемы, которые помогут вам его пересказать.

Воспитатель вывешивает схемы на доску.

- Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно послушайте и подумайте, в каком порядке надо расставить эти схемы.

9.Составление графического плана рассказа. Развитие зрительного восприятия, памяти, мышления.

- Какая схема соответствует началу рассказа?

- Что изображено на этой схеме?

- Какая схема следующая?

- Какая схема изображает следующую часть рассказа?

- Что вы видите на последней схеме?

- Посмотрите, у нас получился графический план рассказа.

- Сейчас я прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно следите по графическим схемам. Постарайтесь запомнить.

10. Пересказ по графическому плану. Развитие связной речи, памяти.

- Ребята, кто желает пойти пересказать рассказ по схемам?

Рассказывают 2-3 ребёнка.

- Ребята, Пингвинёнок оказался шалуничкой. Он одну(две) схему «спрятал». Давайте попробуем, пересказать рассказ без этой(этих) подсказки(ок).

11. Итог. Оценка работы детей.

- Чем занимались?

- Что запомнили?

- Что понравилось?

- Чей рассказ понравился? Почему?

- Что у вас вызвало трудности? Что показалось самым трудным?



© 2010-2022