Архетипы-психические первообразы, которые находятся в бессознательном

Раздел Дошкольное образование
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Роль архетипов в организационной психологии………………4

  2. Базовые архетипы…………………………………………………………..6

  3. Заключение……………………………………………………………………9

  4. Список литературы…………………………………………………………10







Введение.


Сегодня в повседневной культурной среде общеупотребительными и даже шаблонными стали такие понятия, как комплекс, экстраверт, интроверт, архетип, некогда введенные в психологию Юнгом.

В современном обществе очень важен процесс передачи информации. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при её помощи менее всего теряется смысл сообщения. Обмен информацией возможен не только посредством словесного текста сообщения, но и посредством других знаковых систем, которые в своей совокупности составляют средства невербальной коммуникации. При этом, если вербальная информация адресуется к сознанию и логике слушателя, то невербальные компоненты речи, являющиеся эволюционно более древними предшественниками речи, воздействуют в основном на подсознание слушателя.

Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. "архе" - "начало" и "типос" - "образ") - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания.




1.Роль архетипов в организационной психологии.

Создание теории архетипов связано с именем швейцарского психолога и психиатра Карла Густава Юнга. Один из выдающихся учеников З. Фрейда, он в дальнейшем отошел от классического психоанализа и создал собственную аналитическую психологию, основанную на использовании аналогий из мифологии при анализе сновидений. В результате целого ряда клинических исследований в 20_х годах прошлого века Юнг пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. Изучая сны и фантазии своих пациентов, Юнг обнаружил в них образы и идеи, которые никак не увязывались с опытом человека в рамках одной жизни. Самым удивительным оказалось то, что этот пласт бессознательного был связан с мифическими и религиозными темами, присутствующие даже в очень далеких друг от друга культурах. Так были открыты архетипы (от греч. «архе» - «начало» и «типос» - «образ») - мощные психические первообразы, скрытые в глубинах бессознательного, врожденные универсальные идеи, изначальные модели восприятия, мышления, переживания. Это своего рода первичные представления о мире и жизни, которые не зависят от уровня полученных знаний.

К.Г.Юнг писал: «Подлинная история человеческого сознания хранится не в учёных книгах, она хранится в психологической организации каждого из нас» [8; с.153].

Практическое применение этой теории в организационной психологии основано на том, что архетипы обеспечивают недостающее звено:

- между мотивацией клиента и продажей товара;

- между мотивацией работника и исполнением его должностных обязанностей;

- выбора места работы.

В условиях колоссального роста объема информации, обрушивающейся на потребителя, архетипическая индивидуальность продукта (услуги) прямо обращается к образу, запечатленному в глубинах психики, пробуждая ощущение осознания и осмысления чего-то знакомого и значимого.

В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих его к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. Внешняя мотивация (экстринсивная) - мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) - мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.




2.Базовые архетипы.


Прорывом в понимании природы архетипов стало открытие Юнгом несколько видов восприятия информации: логическое /T/ и образное /F/ (эмоциональное), сенсорное /S/(акцент на органы восприятия) и интуитивное /N/ (акцент на воображение). Кроме того он выделил две установки человеческой психики: экстравертная /E/(мотивирующая сила принадлежит, прежде всего, объекту, внимание преимущественно направлено во вне, на объекты внешнего мира) и интровертная /I/ (человек, прежде всего, черпает мотивации изнутри, внимание преимущественно направлено внутрь, на субъект). Установки психики показывают, как мы взаимодействуем с окружающим нас миром и куда направляем энергию. Открытия, сделанные Юнгом эмпирическим путем, находят подтверждение в нейрофизиологии, кибернетике, физической химии, глубинной психологии, нейролингвистическом программировании, а так же в маркетиновой практике. Согласно современным воззрениям человеческая психика представляет собой комплексную систему обработки информации, позволяющую удовлетворять любые потребности индивидума. Фактически существующая внутренняя потребность человека настраивает психику на восприятие соответствующей информации по принципу «резонанса». Принцип резонанса - стимулы, релевантные потребностям или ценностям личности, воспринимаются правильней и быстрее, чем не соответственные им.

Базовые архетипы, являясь воплощением фундаментальных потребностей человека, соответствуют определенному типу восприятия информации и мотивации. Можно выделить восемь базовых архетипов, базовых потребностей, как комбинацию психических установок и типов восприятия:

· Правитель (ES) - власть, статус, престиж, контроль.

· Герой (ET) - профессионализм, победа, предприимчивость, деньги.

· Мудрец (IT) - ум, объективность, логичность, знания.

· Искатель (IN) - поиск индивидуальности, свобода, реализация, открытие тайн.

· Ребенок (EN) - радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности.

· Любовник (EF) - привлекательность, сексуальность, страстность, чувственность.

· Славный малый (IF) - доброта, душевность, верность, мораль.

· Хранитель (IS) - комфорт, расслабление, покой, наслаждение.

Проявляясь в человеке архетип стимулирует определенную модель поведения, делает психику восприимчивой к определенной информации. Юнг сравнивает архетип с пересохшим руслом реки, которая определяет направление психического потока, но сам характер течения зависит только от самого потока. Архетипы сами по себе бессознательны, но могут быть представлены в сознании в виде архетипических образов, причем как позитивных, так и негативных.

Для Хранителя важно ощущение комфорта - удобная одежда, вкусная еда, крепкое здоровье, полноценный отдых. Он стремится жить без стрессов, ценит стабильность. Готов заботиться об окружающих, создавать приятную среду обитания. Заботится о безопасности. Но в худшем своем проявлении - склонен к ретроградству, косности, излишней опеке, гедонизму. Мудрец, к примеру, верит в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую делать мир лучше. Он хочет думать своей головой и составлять обо всем собственное мнение. Ему свойственен поиск информации и знаний, объективность, последовательность, логичность в изучении закономерностей окружающего мира. Он способен структурировать большие объемы информации, проводить детальный анализ. При этом он не склонен к проявлению эмоций. Худшим проявлением Мудреца является излишняя «сухость», категоричность, теоретизация без применимости выводов на практике. Архетип «Мудрец» проявляется в различных областях - в профессиях бухгалтера, математика и консультаната, в образе Шерлока Холмса, Штирлица, а так же сказочных мудрецов. Например, Мудрец, движимый потребностью в истинном знании, может реализовываться и как эксперт, и как мудрец. Каждому человеку присущи все архетипы, но «активизируются» лишь востребованные в данный момент. Причины этого связаны с врожденными особенностями индивидуума, возрастом, полом, социальным положением и множеством других факторов. Когда выбираемое место работы транслирует ценности определенного архетипа, то тем самым «резонирует» с такими же потребностями людей. Пространство архетипов можно в первом приближении описать трехмерной моделью, где дихотомическими осями являются экстраверсия - интроверсия, логика - этика, сенсорика - интуиция. Плоскость «эктсраверсия - интроверсия / логика - этика» представлена архетипами Любовник, Герой, Славный малый и Мудрец, тесно связаные с античными представлениями о типах темперамента. Плоскость «эктсраверсия - интроверсия / сенсорика - интуиция» представлена архетипами Правитель и Хранитель (прагматики), а так же архетипами Ребенок и Искатель (романтики). Плоскость «логика - этика / сенсорика - интуиция» представляет собой хорошо известную пирамиду потребностей Маслоу.


3.Заключение.


Достоинство архетипов, состоит в том, что они являются образным воплощением потребностей человека и при этом демонстрируют характерный способ обработки информации, особые приоритеты в принятии решений, проявляются во всех сферах человеческой деятельности. Для того чтобы научиться использовать силу архетипов в организационной психологии, следует для начала научиться их различать. Как известно, не только «на вкус и цвет товарища нет», но и любое физическое или социальное явление воспринимается людьми по-разному. Сложность состоит в том, что каждый из нас видит мир «со своей колокольни», через призму личных ценностей и предпочтений. Это определяется - базовыми архетипами. Они существуют в подсознании каждого человека, выражая его фундаментальные потребности, создавая своего рода «фильтры» для входящей информации и являясь по сути «субличностями» . Эти «субличности» проявляют себя в различной степени - есть основные (сильные, доминирующие) и есть вспомогательные (слабые, редко используемые). Их «активность» зависит от целого ряда факторов: врожденных способностей, особенностей воспитания, социальной среды, возраста, уровня доходов, гендерных установок, страхов.

В центр стратегической концепции управления персоналом ставится человек, который рассматривается как наивысшая ценность для организации. Для того чтобы подключить человека к решению той или иной задачи, надо суметь найти ту мотивацию, которая побудила бы его к действию. Если учитывать влияние архитипов на личность можно вдохновить людей на решение сложных и сверхсложных задач.



Используемая литература

1. Анализ характера, или Типология по Майерс-Бриггс / Патриция Хеджес - М.: Эксмо, 2003

2. Архетип и символ / Карл Г. Юнг - М.: Ренессанс, 1991

3. Душа и миф. Шесть архетипов / Карл Г. Юнг - М.: Харвест, 2004

4. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М" 1991.
5. Психологические типы / Карл Г. Юнг - М.: АСТ, 1997

6.Создание сильных брендов / Дэвид А. Аакер - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003

7. Теория архетипов и практика брендинга / Иващенко А. - advertology.ru/article19720.html

8. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. М.-Минск, 2005.


© 2010-2022