- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Портрет средней группы, опирающийся на личностно – ориентированную модель воспитания и взаимодействия воспитателя и детей
Портрет средней группы, опирающийся на личностно – ориентированную модель воспитания и взаимодействия воспитателя и детей
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Сергеева О.Н. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Портрет средней группы, опирающийся на личностно - ориентированную модель воспитания и взаимодействия воспитателя и детей
Сергеева Оксана Николаевна, воспитатель
МАДОУ «Детский сад №8», Кунгур, Пермский край
Сегодня в обществе идёт становление ФГОС - новой системы дошкольного образования. Воспитательно - образовательный процесс - системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определённой системы целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Предлагаю вашему вниманию портрет средней группы , который строился на системном исследовании детей, в основе его лежит личностно - ориентированная модель воспитания и взаимодействия воспитателя и детей.
1. Портрет средней группы «Смешарики».
Личностно - ориентированная модель воспитания и взаимодействия воспитателя и детей группы.
Моделирование аудитории - 25 человек.
Группа признаков :
-
Социально- демографические :
Пол : девочек 14 , мальчиков- 11.
Возраст детей- 4- 5 лет.
Национальность - русские .
К концу учебного года
Состав семьи - в семье 1 ребёнок -4 семьи; по 2 ребёнка - 18 семей; 3 семьи- многодетные, 3 ребёнка. 1 семья имеет одного родителя. 1 группу здоровья имеют 5 детей, 20 человек- 2 группу здоровья.
Социальное происхождение родителей - 7 служащих, 42 - рабочих.
Место жительства Пермский край ,город Кунгур.
-
Социально- психологический портрет группы:
Все дети проявляют интерес к познанию окружающего мира. У 20 человек возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, представление о цели действия, способах её достижения. Развиваются продуктивные виды деятельности, особенно конструктивная и изо. 18 детей овладевают умением обследовать предметы , последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношения между ними. Дети активно овладевают связной речью, 15 человек могут рассказывать об игрушке, картинке, о событиях из личной жизни, заучивать стихи.
У 5 человек имеются незначительные нарушения речи . Диалогическая и монологическая речь развита у 20 человек., для 5 детей ведётся коррекционная работа по развитию речи. Происходят заметные качественные изменения в развитии двигательной активности детей, физическое развитие у детей в пределах нормы. У всех детей сформированы культурно-гигиенические навыки. В коллективе укрепляются доброжелательные отношения между детьми, а также с другими детьми старшего и младшего возраста. Уровень социализации детей к концу года 90%.
Направление потребностей.
-
Личностная: 22 ребёнка 88% умеют проявить о себе заботу, самоуважение, стремятся к признанию и одобрению со стороны окружающих
-
деятельностная : 20 детей 80% могут проявлять свои способности в разных видах деятельности, проявить свой внутренний мир.
Мотивы, оказывающие наибольшее влияние на поведение детей:
-
морально-дисциплинарный мотив поведения у 5 детей 20%. Поведением детей движет причина извне ( указ, уговоры, приказ , т.е неосознаваемая потребность.
-
Эмоционально- эстетический мотив поведения у 11 детей 44%. Ими движет внутренняя причина (любопытство, желание обладать предметом, интерес к чему- то, т.е ребёнок готов к развитию осознанной потребности).
-
Интеллектуально- познавательный мотив поведения у 9 детей 36%. Ими движет желание , подкреплённое волей, осознанная потребность (выражают через вопросы «Почему?», «Зачем?» ).
Отношение детей- реакция ребёнка на что-то.
-
Равнодушное отношение имеют3 детей 12 % .Это невключённость ребёнка в ситуацию по причине отсутствия интереса ( дети это отношение демонстрируют невербаликой - позой, мимикой, жестами).
-
Соглашательское отношение имеют 5 детей 20% . Ребёнок только делает вид включённости ( кивает головой, смотрит в глаза ) , а на самом деле он сосредоточен на своих проблемах. Это вид защиты, когда ребёнок не хочет, чтобы его беспокоили.
-
Конфликтное отношение имеют 2 ребёнка 8 % . Это проявляется у детей капризами, непослушанием.
-
Конструктивное отношение имеют 15 детей 60% . Ребёнок проявляет доброжелательность, заинтересованность.
Уровень понимания у детей.
1.Индивидуально-личностные признаки (непосредственное изучение детей).
Сводная таблица .
Темперамент детей группы
Хранение информации
Качество усвоения материала
Холерики- 2 человека 8%
Меланхолики-5человек 20%
Сангвиники-15 человек 60%
флегматики-3 человека 12%
Многие дети имеют смешанный темперамент.
Тип мышления детей :
-наглядно-образное мышление 20человек. 80%
-словесно-логическое мышление
имеют 4 человека.16%
-наглядно-действенное мышление 1 ребёнок. 4%
Внимание детей:
- Не устойчивое 9человек 36%
-устойчивое 16 человек. 64%
Каналы восприятия детей:
-визуалы 25 человек 100%
- аудиалы 25 человек 100%
- кинестетики 63%
Работоспособность у детей :
достаточная у 21 человека 84%
низкая у 4 человек 16 %
Работоспособность может изменяться, зависит от здоровья
и уровня усвоения программы.
На конец года уровень личностного развития
Память 79%
сила восприятия 82%
мышление 90%
данные к концу года , исследовали через наблюдение и тестирование.
15 детей 60% усваивают программу ДОУ на среднем уровне, 5детей 20%-на высоком, 4 ребёнка 16% на низком уровне.
Благодаря проведённой коррекционной работе с детьми ,к маю месяцу уровень развития детей повысился и составил
Уровень усвоения образовательной программы увеличился на , составил
В течение года с детьми проводились дидактические игры и упражнения, с целью уточнения и закрепления математических представлений.
Совершенствовались умения считать «Домино», «Найди картинку», знания о форме закрепляли через игры «Чудесный мешочек», «Дорисуй фигуру».
Для повышения уровня освоения программы по ознакомлению с окружающим миром использовались беседы, наглядные пособия, дидактические игры «Времена года», «Профессии» ,настольно- печатные игры «Кто где живёт» и другие.
В художественном творчестве применялись наглядные пособия, игрушки, раскраски, коллективные работы.
По социально-личностному развитию использовала беседы, сюжетно-ролевые игры широко применяли «Детский сад», «Магазин», «Школа», подвижные игры «Найди свой цвет», «Подбери знак» .
Развивала речь и коммуникативные способности . Использовала метод наблюдения, индивидуальная беседа, тестовые задания, настольно- печатные игры. Составляли рассказы по картинкам , перессказывали небольшие произведения , читали , заучивали стихи.
Дети слушали разные по жанру и характеру музыкальные произведения, выполняли танцевальные движения под музыку, эмоционально учились откликаться на музыку. Были изготовлены дидактические
игры , шумовые инструменты .
В образовательной области «Здоровье» были использованы индивидуальные и групповые беседы, наблюдения, оздоровительные процедуры и приёмы, решались проблемные ситуации. Проводились физминутки , динамические паузы, чтение художественной литературы по темам, консультации с родителями.
По всем областям были использованы здоровьесберегающие технологии.
-учитывались возрастные и индивидуальные особенности.
-обеспечивалась психологическая безопасность детей.
-дыхательные и пальчиковые гимнастики.
-соблюдались меры по предупреждению травматизма.
Всё это повлияло на успешное усвоение программы. В течение года поддерживался высокий уровень посещаемости детей.
Аналитическая справка по результатам обследования воспитанников средней группы
в 2014-2015 учебном году.
Виды образовательных областей
Уровни усвоения программы
начало года
высокий средний низкий
количество
Уровни усвоения программы
конец года
высокий средний низкий
количество
1.физическая культура
0% 25- 100% 0%
15-60% 20-80% 0%
2.здоровье
5-20% 18-72% -2-8%
7-28% 17-68% 1-4%
3.социализация
3-12% 21-84% 1-4%
6-24% 19-76% 0%
4.безопасность
3-12% 18-72% 4-16%
5-20% 18-72% 2-8%
5.труд
17-68% 6-24% 2-8%
18-72% 7-28% 0%
6.познание
3-12% 18-72% 4-16%
5-20% 18-72% 2-8%
7.коммуникация
4-16% 16-64% 5-20%
5-20% 18-72% 2-8%
8.чтение художественной литературы
5-20% 14- 56% 6-24%
6-24% 14-56% 5-20%
9.художественное творчество
13-52% 11-44% 1-4%
13-52% 11-44% 1-4%
10.музыка
2-8% 20-80% 3-12%
5-20% 18-72% 2-8%
Итоговый результат
2.2 6 1.1
3.4 6.4 0.6 баллы
Таблица уровня развития интегративных качеств детей.
Интегративные качества
Уровень начало года
высокий средний низкий
Уровень конец года
высокий средний низкий
Любознательность, активность
12-48% 10-40% 3-12%
15-60% 8-32% 2-8%
Эмоциональность, отзывчивость
10-40% 12-48% 3-12%
13-52% 11-44% 1-4%
Овладение средствами общения
5-20% 12-48% 8-32%
3-12% 15-60% 7-28%
Способность управлять своим поведением
1-4% 10-40% 14-56%
5-20% 10-40% 10-40%
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи
4-16% 14-56% 7-28%
5-20% 15-60% 5-20%
Представление о себе, государстве, мире, природе
3-12% 17-68% 5-20%
5-20% 18-72% 2-8%
Физически развитый
5-20% 13-52% 7-28%
1.6 3.5 1.8
17-68% 8-32% 0%
2.5 3.4 1 баллы
Исходя из вышеизложенных данных были разработаны ИОМ на детей, не успевающих усваивать образовательную программу. Это 3 детей Настя С, Егор К., Миша Г.
Обследование детей по итогам контрольных срезов : усвоение ООП - 85%
детей, 25% детей показали высокий уровень усвоения материала программного,61% детей показали средний уровень усвоения программного материала, 14% детей показали низкий уровень.
Развитие детей группы: общий уровень развития интегративных качеств ребёнка- 83% , высокий уровень 23% , средний уровень 65% , низкий уровень 12% .
В работе применяю ненасильственные приёмы воспитания и обучения.
1.Педагогика сотрудничества , идеи которой использую в работе, принимает любого ребёнка , использую гуманно - личностный подход к детям. Я помогаю детям сохранить свою индивидуальность, выявляю потребности, помогаю в интеллектуальном и нравственном развитии. Сотрудничество - как идея совместной развивающей деятельности взрослого и детей, скреплённой взаимопониманием , проникновением в духовный мир друг друга.
а) Психологические приёмы :
- Аудиовизуальные (использую таблицы, схемы, рисунки, графики). Аудиовизуальные приёмы помогают развивать у детей мышление, память, логику. Дети легче и быстрее усваивают материал , им интересно размышлять, думать.
- Реклама на информационных стендах позволяет детям самим ознакомиться с той информацией, которая нужна для занятий. Родители тоже самостоятельно изучают объём информации , который пригодится им в воспитании детей .
Проводим тематические недели , фото выставки ,газеты .
-
Дети очень любят сюрпризные моменты , они вдохновляются, повышается познавательный интерес. Часто приходится переводить внимание детей с негативной эмоции , использую всю свою гибкость мышления (нестандартное ) , дети сразу приободряются . Часто приходят гости в группу в лице куклы, красивого предмета .
б) когнитивные приёмы :
-
Формулирование проблемных вопросов позволяют организовать исследовательскую и экспериментальную деятельность детей. Во-первых дети учатся задавать вопросы и находить на них ответы ,во-вторых у них развивается творческое мышление. Часто в такой работе выявляются скрытые способности детей, которые мы потом развиваем.
-
Моделирование мнения по обсуждаемому вопросу помогает детям формировать правила поведения, взаимосвязи и последовательности в мире природы и вещей.
в) педагогические приёмы.
- Поощрение инициативы ребёнка помогает акцентировать и развивать лучшие качества детей.
-
организация партнёрского выполнения задания подразумевает , что дети включаются в деятельность без принуждения, добровольно , мотив воспитателя помогает настроить детей к выполнению задания. Дети свободно общаются и перемещаются в пространстве , дети выполняют работу каждый в своём темпе. Итог работы - радость от проделанной вместе работы.
г) учёт индивидуальных особенностей.
Общаюсь с детьми на основе взаимопонимания, мотивирую детей , учитывая при этом индивидуальные особенности каждого. Организация процесса образования проходит индивидуально, в парах, по подгруппам.
б) Через проблемное обучение , которое вызывает ребёнка на размышление над ситуацией , вопросом , ребёнок учится размышлять вслух ,проговаривая свои мысли,
учится соотносит слова с содержанием действий, что помогает преодолению недостаточной степени понимания.
-
многократное повторение одной и той же мысли , но каждый раз с новым содержанием,
-
движение мысли от общего к конкретному,
-
расчленение целого на части,
-
противопоставление разных точек зрения - контрасты,
-
образное осмысление изучаемого.
Использую приёмы, которые позволяют детям в игровой и предметно-практической деятельности справиться с недостаточной степенью понимания
материала. Стимулирую речевую активность детей , при этом развивается речь детей , речевое общение:
-
хвалю в ситуации успеха, использую наводящие вопросы, психологические паузы для самостоятельного осмысления, привожу сравнение, аналогию(сходство)
-
в продуктивной, в познавательной ,в трудовой деятельности ребёнок учится понимать .
в) Соорганизацию деятельности (опыт познания), осуществляю на двух уровнях:
1)мыслительный - Что делаем?-ребёнок осваивает мыслительные операции:
анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Это основные компоненты мышления.
2)деятельный - Как делаем?-ребёнок под чутким руководством воспитателя сам удовлетворяет свои потребности , интересы . Ставит перед собой задачи, определяет пути реализации цели .
Работа общим коллективом, по подгруппам, в паре : ребёнок стремится получать знания, проявить усилия , он готов выполнять индивидуальные и общие задания.
2.Коммуникация.
Средства:
-
чувственно-визуальные (подразумевает как воспитатель использует уровень ощущения и зрительного восприятия, первое впечатление об аудитории);
-
интеллектуальные средства - система вопросов (оценочные, уточняющие, воображаемые, восполняющие)
-
При вступлении в контакт использую приветствие .проблемный вопрос ,яркий пример, игру.
-
Использую активные формы работы - игру ,частую смену видов деятельности, перемещение в пространстве, поисковые ситуации.
-
Провожу рефлексию по содержанию и ощущениям. Я подразделяю её на три вида (сенсорную, интеллектуальную и физическую.)
2.Оценка деятельности :
-
поощряю детей к рассказу о процессе деятельности (планирование, подготовка, выполнение., обнаруживаемые затруднения, помощь окружающих).
-
Конструктивность ( сначала помогаю детям отметить позитивные стороны процесса, чтобы они почувствовали удовлетворение от процесса и результата деятельности; затем обращаем внимание на улучшение качественных сторон выполненного задания).
Выводы и рекомендации.
-
Продолжать разрабатывать ИОМы для детей, которые показали низкий уровень усвоения программы
-
проводить индивидуальную работу по проблемным группам детей, (испытывающих проблемы в освоении каких-то программных задач)
-
делать упор на совместные дидактические игры с детьми , в целях повышения качества усвоения материала.
-
для развития связной речи детей использовать методику работы по картинкам
-
использовать артикуляционную и словарную работу по улучшению качества звукопроизношения.