Описание системы работы как педагога психолога

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение


детский сада №1 комбинированного вида Изобильненского муниципального района

Ставропольского края















Описание системы работы

Педагога-психолога









Выполнила: Е.В.Бухонина

Г.Изобильный

2015 г.

Психологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании - системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.

Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.

Цель психологического сопровождения в МКДОУ «Детский сад № 1» -

содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;

  • рОписание системы работы как педагога психологаазвитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

  • психологическое обеспечение образовательных программ.

Главный принцип работы - оказание помощи руководству, педагогам, родителям, детям в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю МКДОУ.

В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.

На протяжении деятельности психологической службы ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными) формы работы с родителями:

1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

  • с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;

  • особенностями подготовки детей к ДОУ;

  • с прохождением адаптационного периода детей младших групп;

  • особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;

  • преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.

2. Индивидуальные и групповые консультации родителей по различным вопросам.

3. Выпуск памяток для родителей, связанными с воспитанием детей.

4.. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.

5. Консультативный пункт.

Описание системы работы как педагога психолога

Коррекционно-развивающей работе с воспитанниками уделяется большое значение, а так же осуществляется профилактическая и диагностическая работа.

На схеме указаны направления и формы работы с воспитанниками

Описание системы работы как педагога психолога

Ключевые вопросы деятельности психологической службы МКДОУ "Детский сад №1": адаптация детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, работа с детьми ОНР (дети, имеющие нарушения речи), работа с детьми "группы риска", подготовка детей к школьному обучению.

Описание системы работы как педагога психолога

Основные направления психологического сопровождения: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Направления деятельности психологической службы, охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела образования).

Охарактеризуем реализацию основных идей и направлений психологической службы в каждом компоненте структуры нашей психологической службы через различные формы и методы организации работы.

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

В рамках психодиагностического направления осуществляется:

  • Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;

  • Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);

  • Диагностика воспитанников старших, подготовительных и логопедической групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;

  • Диагностика психического развития детей логопедической группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы;

  • Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;

  • Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;

  • Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.

В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

  • анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;

  • групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

  • Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.

Работа с детьми "группы риска" реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально - волевой и мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в домиках" А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г.Щур), личностно - типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи"),

Психологическая коррекция детей "группы риска" традиционно включает: групповую коррекционную работу: тренинг "развитие навыков общения, формирования уверенности в себе", "снижение агрессивности, вспыльчивости", "снижение гиперакивности", сказочные тренинги.

3. Коррекционная и развивающая работа. Этому направлению уделяется самое большое значение.

Психолого-педагогическая коррекция - это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми - детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.

Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к обучению в школе.

Дети, имеющие речевые нарушения направляются в логопедическую группу с согласно разрешения родителей и решения психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

В данном направлении реализуется:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;

  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми логопедической группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;

  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);

  • Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.

  • Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Консультирование осуществляется по следующей тематики:

  • Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

  • Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;

  • Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);

  • Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");

  • Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

  • актуализация и систематизация имеющихся знаний;

  • повышение уровня психологических знаний;

  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Проводится систематизированное психологическое просвещение педагогов;

Осуществляется систематизированное психологическое просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ созданы информационные уголки «Советы психолога».

Реализация вышеописанных направлений осуществляется в работе с детьми родителями и педагогами нашего ДОУ.

Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

Краткое описание форм и методов работы,

используемых педагогом-психологом в своей работе.

Групповые игры и упражнения применяются в работе с группой с разными целями:

  • с целью «разогрева» группы, создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе;

  • с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе;

  • с целью отработки новых навыков поведения;

  • с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами;

  • как ритуалы завершения занятия.

По форме игры и упражнения могут быть разнообразными:

вербальные,

использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски,

двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, ходьба.

Игровые разминки наиболее просты по форме и ограниченны по времени. Они используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения. Для «энергетизации» или, наоборот, для расслабления группы могут использоваться простые физические процедуры - ходьба, прыжки, касание соседей или контакт глазами.

Основная цель игр-проблематизаций - настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по предоставленной теме; актуализировать то, что они знают по данному вопросу и что хотели бы узнать в течение занятия; либо актуализировать чувства, воспоминания участников, их личный опыт, если предполагается работа с отношением участников к данной проблеме.

Игры на отработку навыков, на опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена, исследована и определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма такой игры - ролевая игра.

В ролевых играх участникам предоставляется возможность:

показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;

разработать и использовать новые стратегии поведения;

отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.

Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, должна обеспечить получение достоверной и значимой информации.

Беседа - один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, так и от членов изучаемого коллектива, группы.

Наблюдение - общенаучный метод исследования, который в педагогике и психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций.

В своей работе я также использую элементы различных психотехник.

Элементы тренинга.

Тренинг помогает человеку понять и раскрыть свои внутренние переживания, желания. Так же тренинг позволяет найти новые формы взаимодействия между психологом и педагогами, педагогами и администрацией. Поскольку в процессе тренинговой работы используются нестандартные способы организации (деловые игры, упражнения, творческие игры, сочинение сказок, элементы релаксации), процесс общения становится менее напряженный, наиболее доверительный, интересный. Комфортная и открытая обстановка во время проведения тренинга отличается от обычной обстановки. У участников есть возможность отвлечься от работы, у них появляется возможность рассуждать, эмоционально выражать свое мнение, расслабляться и фантазировать - что так необходимо каждому человеку.

Большое внимание я уделяю тренинговым упражнениям на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения.

Элементы тренинга чаще всего используются в работе с педагогическим коллективом.

Описание системы работы как педагога психолога

Элементы арт-терапии.

Арт-терапия - это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться.

С помощью этой техники выявляются многие значимые психологические особенности человека, среди которых можно назвать уровень активности, экстравертность или интровертность, уровень общего умственного развития и творческого мышления как ребенка, так и взрослого. Поэтому арт-терапевтические упражнения (в основном использую элементы изо-терапии) я применяю на занятиях не только с детьми, но и с педагогами.

Задачи изо-терапии:

  • Раскрытие творческих способностей ребенка;

  • Разностороннее и гармоничное развитие его личности;

  • Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;

  • Развитие у детей чувственно-двигательной координации;

  • Обучение в работе в парах, группе;

  • Привитие навыка следовать инструкции взрослого;

Создание общего фона.

Описание системы работы как педагога психолога

Элементы сказкотерапии.

Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.

С помощью сказки психолог может решать такие задачи, как:

  • обогащение внутреннего мира ребенка,

  • определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.),

  • коррекция психической и эмоционально-волевой сферы личности,

  • развитие речи детей и т.д.

Этот вид терапии я использую не только в работе с нормально развивающимися детьми, но и с дошкольниками, имеющими поведенческие нарушения. В качестве материалов для сказкотерапии применяются различные виды сказок:

  • развивающие и обучающие (позволяют ребенку накапливать опыт, например, о правилах поведения в различных ситуациях),

  • народные художественные сказки (способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств),

  • диагностические (позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает),

  • психологические (способствуют, например, преодолению вместе с героем общих страхов, обретению уверенности в себе и др.)

В своей работе я использую методы - обсуждение и подробный анализ содержания сказки, проигрывание эпизодов сказки и рисование по мотивам сказки. Участие в эпизодах сказки дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. Рисование по мотивам сказки позволяет проявить в рисунке свободные ассоциации ребенка.

Проблемой готовности к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.

Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.

А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. "Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его" (С.Л.Рубинштейн).

Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать целесообразность включения в развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и упражнений, направленных на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.

Цели упражнений.

1. Тренировка узнавания эмоций по внешним проявлениям;
2. Формирование у детей моральных представлений;
3. Коррекция поведения через ролевые игры, инсценировки, игры-драматизации;
4.Снижение эмоционального напряжения;

5. Обучение приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц.

Методика проведения занятий.

Продолжительность занятий 30 - 40 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Основанием для построения занятий служат принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.

На начальном этапе занятий мы знакомим детей с основными эмоциями, следуя классификации К. Изарда: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, чувство вины, стыд.

Наиболее часто я использую следующие игровые упражнения:

Эмоция Игровое упражнение, этюд

Интерес - " Что там происходит?", "Любопытный" (различные варианты), "Живая шляпа" и др.

Удивление - "Фокусник (модификация этюда М.И.Чистяковой - "Удивление"), "Сюрприз"

"Живая шляпа" (по мотивам рассказов Н.А.Носова) и др.

Радость - "Сюрприз", "Два клоуна", "Паровозик с клоунами", "Встреча с другом", "Семечко", "Новая игрушка" и др.

Гнев - "Гневливая гиена", "Хмурый орел", "Драчливые воробьи" и др.

Отвращение, презрение - "Грязь", "Соленый чай" и др.

Чувство вины, стыда - "Разбитая ваза", "Упрямый лягушонок" (по произведениям С.Михалкова) и др.

Очень часто ситуации предлагают и сами ребята после беседы. После каждой эмоции мы знакомимся с пиктограммами, символизирующими эти эмоции.

Более длительное время уделяется работе со страхами: проигрывание всевозможных этюдов, проведение бесед, рисование, сказки.

На следующем этапе работы я включаю в свои занятия игры и этюды, направленные на сопоставление различных черт характера и эмоций.

1. Так, например, проигрывая этюды по русской народной сказке "Бука" мы сопоставляем черты характера "злой - радостный". По сказке "Два жадных медвежонка" - "жадный - добрый"; по мотивам стихотворения А. Бродского "Новичок"; по мотивам сказки "три поросенка" - "робкий - смелый"; по мотивам стихотворения С. Михалкова "Упрямый лягушонок" - "зазнайство - совестливость, чувство вины"; игры "Воробьиная семья" - "гнев - раскаяние"; и др.

2. Игры и упражнения на узнавание эмоций: "Волшебные шары", "Кубики" (различные вариации), "Колобки" (модификация игры В.М. Минаевой "Снежинки"); игровые упражнения по стихотворению Н.А.Екимовой "Облака" и др.

3. В каждое занятие я включаю упражнения на развитие мимических и пантомимических движений: "Пчелка мешает спать", "Люблю - не люблю" (2 варианта), "Повтори интонацию", "Повтори выражение лица", "Театр", "Смешной зоопарк" и др.

4. Обязательно в каждое занятие включены упражнения, направленные на умение напрягать и расслаблять мышцы своего тела: "Насос и мячи", "Снеговик", "Надувная игрушка", "Пузыри", "Царство сна", "Ленивые зверята", "Солнышко и тучка", "Льдинка", "Белье на веревке" и т.д.

В списке используемой литературы я указала книги, в которых есть описание большинства игр, игровых упражнений и этюдов.

Примерное содержание занятия по ознакомлению с эмоциями.

1 этап. Приветствие. (На наших занятиях используется как ритуал - "Все обнялись").

2 этап. Упражнения:

1) Тренировка поочередного напряжения и расслабления мышц, развитие произвольности. Исходное положение - лежа на спине. ("Удержи позу", "Льдинка", "Солнышко и тучка" и т.д.).
2) Мимическая гимнастика - упражнение "Пчелка мешает спать".

3 этап.

1) Проведение беседы об эмоциях;

2) Проведение этюда "Любопытный" (участвует каждый ребенок);
3) Упражнение по определению эмоции: игра " Колобки" ("Кубики").

Цель: научить определять эмоцию по пиктограмме;
4) Проведение игр, направленных на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.;

4 этап.

Упражнение, направленное на саморасслабление: "Медвежата в берлоге".

5 этап.

Окончание занятия.

Обсуждение темы - что запомнилось больше всего, что было не понятно.

Упражнение - ритуал "Дружеские объятия".

Примерное содержание занятия по сопоставлению черт характера".

1 этап. Приветствие. Упражнение "Дружеские объятия".

2 этап.

1) Тренировка поочередного напряжения и расслабления мышц, развитие произвольности ("Насос и мячи", " Белье на веревочке").
2) Проведение игры "Люблю - не люблю".

3 этап.

1) Прослушивание сказки "Бука".

2) Анализ сказки, ответы на вопросы по сказке: "О чем эта сказка? Кто понравился? Почему? Что запомнилось?"
3) Инсценировка и проигрывание сказки "Бука".
4) Игры, направленные на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.

4 этап.

Упражнение: "Дождь в лесу". Цель: дать навык приемов по расслаблению мышц спины и плечевого пояса.

5 этап.

Окончание занятия.

Упражнение-ритуал "Дружеские объятия".

Результативность профессиональной деятельности характеризуется улучшением психолого-педагогической атмосферы в коллективе воспитанников и педагогов ДОУ.

Педагог - психолог Бухонина Е.В.







Список литературы.

  1. Белопольская Н.А. и др. "Азбука настроения". Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.

  2. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. "Чего на свете не бывает?" - М.: Просвещение,1991 г.

  3. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". - Ярославль: Академия развития, 1996 г.

  4. Минаева В.М. "Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры" - М.: "АРКТИ", 1999 г.

  5. Панфилова М.А. "Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры". - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.

  6. "Психология эмоций". Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, - М.:, 1993 г.

  7. Родари Дж. " Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй). - М.: Прогресс, 1990 г.

  8. "Страхи - это серьезно". - М.: Издательский дом "Искатель." - 1997 г.

  9. Стрелкова Л.П. "Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй" - М.: Интерпракс, 1995 г.

  10. Стрелкова Л.П. " Уроки сказки."- 2-е изд., - М.:Педагогика, 1990 г.

  11. Чистякова М.И. "Психогимнастика" - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.

  12. Эльвин М. Фрид "Книга для тебя" - М.: АСТ - ПРЕСС, 1994 г.



© 2010-2022