- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Описание системы работы как педагога психолога
Описание системы работы как педагога психолога
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бухонина Е.В. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сада №1 комбинированного вида Изобильненского муниципального района
Ставропольского края
Описание системы работы
Педагога-психолога
Выполнила: Е.В.Бухонина
Г.Изобильный
2015 г.
Психологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании - системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.
Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Цель психологического сопровождения в МКДОУ «Детский сад № 1» -
содействие психологическому, личному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
-
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
-
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;
-
развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
-
психологическое обеспечение образовательных программ.
Главный принцип работы - оказание помощи руководству, педагогам, родителям, детям в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношение к своим возможностям, формирование уверенности в себе.
Педагог-психолог по профессиональному и административному профилю подчиняется руководителю МКДОУ.
В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.
На протяжении деятельности психологической службы ДОУ сформировались следующие (ставшие уже традиционными) формы работы с родителями:
1. Родительские собрания - ознакомление родителей:
-
с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;
-
особенностями подготовки детей к ДОУ;
-
с прохождением адаптационного периода детей младших групп;
-
особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;
-
преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.
2. Индивидуальные и групповые консультации родителей по различным вопросам.
3. Выпуск памяток для родителей, связанными с воспитанием детей.
4.. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.
5. Консультативный пункт.
Коррекционно-развивающей работе с воспитанниками уделяется большое значение, а так же осуществляется профилактическая и диагностическая работа.
На схеме указаны направления и формы работы с воспитанниками
Ключевые вопросы деятельности психологической службы МКДОУ "Детский сад №1": адаптация детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, работа с детьми ОНР (дети, имеющие нарушения речи), работа с детьми "группы риска", подготовка детей к школьному обучению.
Основные направления психологического сопровождения: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
Направления деятельности психологической службы, охватывают работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела образования).
Охарактеризуем реализацию основных идей и направлений психологической службы в каждом компоненте структуры нашей психологической службы через различные формы и методы организации работы.
1. Психодиагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
-
Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;
-
Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);
-
Диагностика воспитанников старших, подготовительных и логопедической групп с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
-
Диагностика психического развития детей логопедической группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы;
-
Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;
-
Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;
-
Диагностика удовлетворённости родителями качеством услуг, предоставляемыми ДОУ.
В данном направлении по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ проводится углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Психопрофилактика является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.
В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:
-
анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;
-
групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;
-
информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.
-
Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;
-
Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.
Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность осуществлялась через следующие формы деятельности: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.
Работа с детьми "группы риска" реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально - волевой и мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в домиках" А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г.Щур), личностно - типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи"),
Психологическая коррекция детей "группы риска" традиционно включает: групповую коррекционную работу: тренинг "развитие навыков общения, формирования уверенности в себе", "снижение агрессивности, вспыльчивости", "снижение гиперакивности", сказочные тренинги.
3. Коррекционная и развивающая работа. Этому направлению уделяется самое большое значение.
Психолого-педагогическая коррекция - это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми - детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.
Коррекционная работа строится не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.
Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.
Коррекционная и развивающая работа ведётся с учетом приоритетных направлений и особенностей ДОУ: работа с детьми, имеющими нарушения речи, подготовка детей к обучению в школе.
Дети, имеющие речевые нарушения направляются в логопедическую группу с согласно разрешения родителей и решения психолого-медико-педагогической комиссии. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа сданными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
В данном направлении реализуется:
-
Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка, планирование работы;
-
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми логопедической группы (старший возраст) с целью развития познавательных процессов и речевых навыков;
-
Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительных группы, с целью формирования психологической готовности к школьному обучению (развитие психических процессов, мотивации обучения в школе);
-
Индивидуальные занятия с детьми имеющими ниже среднего и низкий уровни развития психических процессов, психологической готовности к школе.
-
Проведение занятий с детьми других возрастных групп (вторая младшая, средняя группы) с целью развития социального мира детей, умения понимать эмоции других людей, договариваться, развитие знаний о своём «Я».
4. Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.
Консультирование осуществляется по следующей тематики:
-
Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;
-
Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;
-
Участие и активная работа в ПМПК ДОУ (рекомендации узким специалистам с учётом уровня актуального развития ребёнка, выстраивание совместно со специалистами индивидуального маршрута сопровождения);
-
Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");
-
Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.
5. Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:
-
актуализация и систематизация имеющихся знаний;
-
повышение уровня психологических знаний;
-
включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.
Проводится систематизированное психологическое просвещение педагогов;
Осуществляется систематизированное психологическое просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ созданы информационные уголки «Советы психолога».
Реализация вышеописанных направлений осуществляется в работе с детьми родителями и педагогами нашего ДОУ.
Таким образом, созданная система психологического сопровождения помогает оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
Краткое описание форм и методов работы,
используемых педагогом-психологом в своей работе.
Групповые игры и упражнения применяются в работе с группой с разными целями:
-
с целью «разогрева» группы, создания доброжелательной и рабочей атмосферы в группе;
-
с целью актуализации проблемы, над которой предстоит работа в группе;
-
с целью отработки новых навыков поведения;
-
с целью релаксации, снятия напряжения у участников в промежутках между рабочими этапами;
-
как ритуалы завершения занятия.
По форме игры и упражнения могут быть разнообразными:
вербальные,
использующие художественные средства: рисование, лепка, коллаж, куклы, маски,
двигательные: танец, живая скульптура, подвижные игры, физические упражнения, ходьба.
Игровые разминки наиболее просты по форме и ограниченны по времени. Они используются на этапе знакомства, для создания в начале дня или этапа доброжелательного настроения, поддерживают атмосферу эмоциональной безопасности, свободного самовыражения, группового сплочения. Для «энергетизации» или, наоборот, для расслабления группы могут использоваться простые физические процедуры - ходьба, прыжки, касание соседей или контакт глазами.
Основная цель игр-проблематизаций - настроить участников эмоционально и интеллектуально на работу по предоставленной теме; актуализировать то, что они знают по данному вопросу и что хотели бы узнать в течение занятия; либо актуализировать чувства, воспоминания участников, их личный опыт, если предполагается работа с отношением участников к данной проблеме.
Игры на отработку навыков, на опробование новых моделей поведения или отношения к ситуации применяются после того, как проблема выявлена, исследована и определен путь ее решения. Наиболее оптимальная форма такой игры - ролевая игра.
В ролевых играх участникам предоставляется возможность:
показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;
разработать и использовать новые стратегии поведения;
отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.
Анкетирование - метод социально-психологического исследования с помощью анкет. Анкета представляет собой набор вопросов (утверждений), каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования, должна обеспечить получение достоверной и значимой информации.
Беседа - один из методов педагогики и психологии, который предполагает получение информации об изучаемом на основе вербальной коммуникации как от исследуемой личности, так и от членов изучаемого коллектива, группы.
Наблюдение - общенаучный метод исследования, который в педагогике и психологии предполагает целенаправленную, систематическую фиксацию проявлений поведения личности, коллектива, группы людей или же их отдельных психических функций, реакций.
В своей работе я также использую элементы различных психотехник.
Элементы тренинга.
Тренинг помогает человеку понять и раскрыть свои внутренние переживания, желания. Так же тренинг позволяет найти новые формы взаимодействия между психологом и педагогами, педагогами и администрацией. Поскольку в процессе тренинговой работы используются нестандартные способы организации (деловые игры, упражнения, творческие игры, сочинение сказок, элементы релаксации), процесс общения становится менее напряженный, наиболее доверительный, интересный. Комфортная и открытая обстановка во время проведения тренинга отличается от обычной обстановки. У участников есть возможность отвлечься от работы, у них появляется возможность рассуждать, эмоционально выражать свое мнение, расслабляться и фантазировать - что так необходимо каждому человеку.
Большое внимание я уделяю тренинговым упражнениям на выявление личностных особенностей и создание условий для раскрепощения.
Элементы тренинга чаще всего используются в работе с педагогическим коллективом.
Элементы арт-терапии.
Арт-терапия - это не просто уроки рисования, но свободное творчество, с применением различных методик, приемов, материалов которые помогают выплеснуть свои страхи, эмоции, снять напряжение, тревожность, создать собственные исцеляющие символы.
Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для его психики способом. Рисование позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться.
С помощью этой техники выявляются многие значимые психологические особенности человека, среди которых можно назвать уровень активности, экстравертность или интровертность, уровень общего умственного развития и творческого мышления как ребенка, так и взрослого. Поэтому арт-терапевтические упражнения (в основном использую элементы изо-терапии) я применяю на занятиях не только с детьми, но и с педагогами.
Задачи изо-терапии:
-
Раскрытие творческих способностей ребенка;
-
Разностороннее и гармоничное развитие его личности;
-
Научить детей определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека;
-
Развитие у детей чувственно-двигательной координации;
-
Обучение в работе в парах, группе;
-
Привитие навыка следовать инструкции взрослого;
Создание общего фона.
Элементы сказкотерапии.
Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл и развивающий потенциал. Сказка не только помогает ребенку взглянуть на сложные взаимоотношения, поведение, поступки сказочных героев со стороны, но и сделать на основании этого правильные оценки и выводы и, что самое главное, реализовать их в повседневной жизни.
С помощью сказки психолог может решать такие задачи, как:
-
обогащение внутреннего мира ребенка,
-
определение модели поведения и нахождение выхода из проблемной ситуации (отношения между сверстниками, родителями и детьми и т.д.),
-
коррекция психической и эмоционально-волевой сферы личности,
-
развитие речи детей и т.д.
Этот вид терапии я использую не только в работе с нормально развивающимися детьми, но и с дошкольниками, имеющими поведенческие нарушения. В качестве материалов для сказкотерапии применяются различные виды сказок:
-
развивающие и обучающие (позволяют ребенку накапливать опыт, например, о правилах поведения в различных ситуациях),
-
народные художественные сказки (способствуют воспитанию нравственных и эстетических чувств),
-
диагностические (позволяют определить характер ребенка и его отношение к тому, что его окружает),
-
психологические (способствуют, например, преодолению вместе с героем общих страхов, обретению уверенности в себе и др.)
В своей работе я использую методы - обсуждение и подробный анализ содержания сказки, проигрывание эпизодов сказки и рисование по мотивам сказки. Участие в эпизодах сказки дает возможность ребенку или взрослому прочувствовать некоторые эмоционально-значимые ситуации и «сыграть» эмоции. Рисование по мотивам сказки позволяет проявить в рисунке свободные ассоциации ребенка.
Проблемой готовности к обучению в школе занимаются многие специалисты в разных направлениях и с разными подходами. Всем известно, что от того, как ребенок подготовлен к школе всем предшествующим дошкольным периодом развития, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его психическое самочувствие.
Одним из компонентов психической готовности ребенка к обучению в школе является эмоционально-волевая готовность (наличие познавательного мотива, эмоциональная устойчивость, стремление к достижению результата своей деятельности и т.д.). Особенностью детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет является недостаточная сформированность дифференциации эмоциональных состояний и саморегуляции; небольшой объем мимических средств (выразительных движений мышц лица) и пантомимических средств (выразительных движений всего тела), слабость артикуляционной и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные возможности детей.
А ведь общение со сверстниками становится все более привлекательным для дошкольника, поскольку именно этот период сензитивен для формирования ситуативно-деловой формы общения с другими детьми. Ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. Именно в игре совершенствуется личность ребенка, развивается мотивационно-потребностная сфера, произвольность поведения, умственные способности, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм, а при помощи выразительных действий формируется и чувственная сфера. "Выразительное движение (или действие) не только выражает уже сформированное переживание, но и само, включаясь, формирует свою мысль. Мы тем самым формируем наше чувство, выражая его" (С.Л.Рубинштейн).
Исходя из вышеизложенного, мы можем констатировать целесообразность включения в развивающие занятия с детьми 5-6 лет игр и упражнений, направленных на формирование произвольности, развитие эмоциональной сферы и умения общаться.
Цели упражнений.
1. Тренировка узнавания эмоций по внешним проявлениям;
2. Формирование у детей моральных представлений;
3. Коррекция поведения через ролевые игры, инсценировки, игры-драматизации;
4.Снижение эмоционального напряжения;
5. Обучение приемам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц.
Методика проведения занятий.
Продолжительность занятий 30 - 40 минут. Все занятия имеют гибкую структуру, исходя из поставленных целей и индивидуальных особенностей каждого ребенка в группе. Основанием для построения занятий служат принципы обучения: принцип интегрирования (включаются элементы ИЗО, драматизации и т.д.), системности и последовательности, преемственности, доступности, наглядности, творческой активности и самостоятельности и пр.
На начальном этапе занятий мы знакомим детей с основными эмоциями, следуя классификации К. Изарда: интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, презрение, страх, чувство вины, стыд.
Наиболее часто я использую следующие игровые упражнения:
Эмоция Игровое упражнение, этюд
Интерес - " Что там происходит?", "Любопытный" (различные варианты), "Живая шляпа" и др.
Удивление - "Фокусник (модификация этюда М.И.Чистяковой - "Удивление"), "Сюрприз"
"Живая шляпа" (по мотивам рассказов Н.А.Носова) и др.
Радость - "Сюрприз", "Два клоуна", "Паровозик с клоунами", "Встреча с другом", "Семечко", "Новая игрушка" и др.
Гнев - "Гневливая гиена", "Хмурый орел", "Драчливые воробьи" и др.
Отвращение, презрение - "Грязь", "Соленый чай" и др.
Чувство вины, стыда - "Разбитая ваза", "Упрямый лягушонок" (по произведениям С.Михалкова) и др.
Очень часто ситуации предлагают и сами ребята после беседы. После каждой эмоции мы знакомимся с пиктограммами, символизирующими эти эмоции.
Более длительное время уделяется работе со страхами: проигрывание всевозможных этюдов, проведение бесед, рисование, сказки.
На следующем этапе работы я включаю в свои занятия игры и этюды, направленные на сопоставление различных черт характера и эмоций.
1. Так, например, проигрывая этюды по русской народной сказке "Бука" мы сопоставляем черты характера "злой - радостный". По сказке "Два жадных медвежонка" - "жадный - добрый"; по мотивам стихотворения А. Бродского "Новичок"; по мотивам сказки "три поросенка" - "робкий - смелый"; по мотивам стихотворения С. Михалкова "Упрямый лягушонок" - "зазнайство - совестливость, чувство вины"; игры "Воробьиная семья" - "гнев - раскаяние"; и др.
2. Игры и упражнения на узнавание эмоций: "Волшебные шары", "Кубики" (различные вариации), "Колобки" (модификация игры В.М. Минаевой "Снежинки"); игровые упражнения по стихотворению Н.А.Екимовой "Облака" и др.
3. В каждое занятие я включаю упражнения на развитие мимических и пантомимических движений: "Пчелка мешает спать", "Люблю - не люблю" (2 варианта), "Повтори интонацию", "Повтори выражение лица", "Театр", "Смешной зоопарк" и др.
4. Обязательно в каждое занятие включены упражнения, направленные на умение напрягать и расслаблять мышцы своего тела: "Насос и мячи", "Снеговик", "Надувная игрушка", "Пузыри", "Царство сна", "Ленивые зверята", "Солнышко и тучка", "Льдинка", "Белье на веревке" и т.д.
В списке используемой литературы я указала книги, в которых есть описание большинства игр, игровых упражнений и этюдов.
Примерное содержание занятия по ознакомлению с эмоциями.
1 этап. Приветствие. (На наших занятиях используется как ритуал - "Все обнялись").
2 этап. Упражнения:
1) Тренировка поочередного напряжения и расслабления мышц, развитие произвольности. Исходное положение - лежа на спине. ("Удержи позу", "Льдинка", "Солнышко и тучка" и т.д.).
2) Мимическая гимнастика - упражнение "Пчелка мешает спать".
3 этап.
1) Проведение беседы об эмоциях;
2) Проведение этюда "Любопытный" (участвует каждый ребенок);
3) Упражнение по определению эмоции: игра " Колобки" ("Кубики").
Цель: научить определять эмоцию по пиктограмме;
4) Проведение игр, направленных на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.;
4 этап.
Упражнение, направленное на саморасслабление: "Медвежата в берлоге".
5 этап.
Окончание занятия.
Обсуждение темы - что запомнилось больше всего, что было не понятно.
Упражнение - ритуал "Дружеские объятия".
Примерное содержание занятия по сопоставлению черт характера".
1 этап. Приветствие. Упражнение "Дружеские объятия".
2 этап.
1) Тренировка поочередного напряжения и расслабления мышц, развитие произвольности ("Насос и мячи", " Белье на веревочке").
2) Проведение игры "Люблю - не люблю".
3 этап.
1) Прослушивание сказки "Бука".
2) Анализ сказки, ответы на вопросы по сказке: "О чем эта сказка? Кто понравился? Почему? Что запомнилось?"
3) Инсценировка и проигрывание сказки "Бука".
4) Игры, направленные на развитие познавательных процессов: память, внимание, воображение и пр.
4 этап.
Упражнение: "Дождь в лесу". Цель: дать навык приемов по расслаблению мышц спины и плечевого пояса.
5 этап.
Окончание занятия.
Упражнение-ритуал "Дружеские объятия".
Результативность профессиональной деятельности характеризуется улучшением психолого-педагогической атмосферы в коллективе воспитанников и педагогов ДОУ.
Педагог - психолог Бухонина Е.В.
Список литературы.
-
Белопольская Н.А. и др. "Азбука настроения". Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
-
Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. "Чего на свете не бывает?" - М.: Просвещение,1991 г.
-
Клюева И.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению". - Ярославль: Академия развития, 1996 г.
-
Минаева В.М. "Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры" - М.: "АРКТИ", 1999 г.
-
Панфилова М.А. "Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры". - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001 г.
-
"Психология эмоций". Тексты / Под редакцией В.К. Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер, - М.:, 1993 г.
-
Родари Дж. " Грамматика фантазии (Введение в искусство придумывания историй). - М.: Прогресс, 1990 г.
-
"Страхи - это серьезно". - М.: Издательский дом "Искатель." - 1997 г.
-
Стрелкова Л.П. "Эмоциональный букварь от Ах до ай-яй-Яй" - М.: Интерпракс, 1995 г.
-
Стрелкова Л.П. " Уроки сказки."- 2-е изд., - М.:Педагогика, 1990 г.
-
Чистякова М.И. "Психогимнастика" - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995 г.
-
Эльвин М. Фрид "Книга для тебя" - М.: АСТ - ПРЕСС, 1994 г.