- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект занятия «Волшебные руки мастера»
Конспект занятия «Волшебные руки мастера»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозкина Т.А. |
Дата | 14.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект занятия «Волшебные руки мастера»
Цель: обогащать представления детей о народных промыслах: истории возникновения, особенностях. Народное декоративное искусство.
Задачи:
-
Показать связь произведений народных мастеров с природой, местом проживания; специфику средств выразительности (декоративность, обобщенность и др)
-
Развивать художественно-эстетическое восприятие, умение эмоционально откликаться на образы народного искусства.
-
Активизировать использование слов и словосочетаний; народные промыслы, ремесла; народные умельцы, народные традиции, народная игрушка, узор, декор, орнамент, элементы узора.
Предварительные работы:
-
Просмотр видеоматериалов, рассказы об умельцах, рассказы об умельцах, демонстрация способов лепки глиняной игрушки, обработки деревянных ложек.
-
Составление совместно с детьми карты народных промыслов, уточнить, что скоро им предстоит отправиться в волшебное путешествие на ярмарку.
-
Оформление выставки из предметов, игрушек и посуды разных народных промыслов, альбомы, фотографии и тд.
-
Разучивание народных потешек , присказок, поговорок.
Ход занятия:
-
Вводная часть.
Воспитатель предлагает детям вспомнить предыдущее занятие. Выслушать ответы и обобщить, что дети познакомились с проявлениями красоты в мире природы, цветов, овощей, фруктов и совершили путешествие в мир домашних животных и диких зверей.
Далее предложить детям отправиться в путешествие «исследование красоты в мире вещей и предметов созданных человеком»
Обратить внимание детей на экспонаты в мини-музее: вазы, посуду, а затем на окружающие предметы (стол, стульчики и др.)
Задать детям вопрос : в чем красота обычных вещей? Можно ли их назвать красивыми и почему? Для чего нужны эти предметы, какую имеют форму, цвет?
Выслушать ответы детей и вместе сделать вывод, что во-первых они полезны (каждый предмет выполняет свою функцию, т.е работу)
Во-вторых они имеют красивую форму и украшены, т.е декорированы (от Фр. Декор-узор)
Оглянитесь, сегодня мы находимся в музее народного творчества, все эти предметы и вещи являются своего рода произведениями, которые составляют целый вид искусства - « Народное декоративное искусство», «Народные промыслы»
В древности всеми народами создавалась высокая культура бытовых вещей и предметов.
-
Основная часть занятия
Обратить внимание детей на экран, где представлены изделия народных умельцев;
И. В. Дружинин. Крестьянка с птицей. 1940г . Каргопольский р-н.
С. И. Вагин и др. Матрешка тридцатиместная. 1966 г. Семенов.
Н.Е. Левин « Толстый и тонкий» 1963 г. Д. Богородское.
Можнодополнить видео ряд на усмотрение воспитателя.
Для активации интереса детей было использовано: прослушивание коротких, но ярких музыкальных фрагментов, чтение образных стихотворений, присказок; даны детям в руки погремушки, трещотки.
Игра « Угадай-ка!»- Что лежит в «Волшебном коробе»:
Под красивым платком на столе или в красивом коробе подготовить предметы и игрушки разных народных промыслов: просим детей взять в руки игрушку, посуду или другой предмет, и не глядя на него (под платком) попытаться узнать его, назвать форму, материал из которого он изготовлен.
Игра « Рассмотри, запомни, назови»:
Если детей уже знакомили с народными промыслами (семеновской матрешкой, дымковской, филимоновской и др.) можно предложить детям:
- разложить игрушки по видам, содержанию, материалам или стилевым особенностям в свои «короба» или на столе;
-затем внимательно рассмотреть игрушки и подумать, что их объединяет :
-материал, краски, узоры;
- назвать персонажей, которых изображают игрушки;
-напомнить название промысла;
-символы, цвет;
-обыграть игрушки, мелодию на свистульке, прогулку барышни, пляс медведя и тд.
-можно предложить к нарисованному на бумаге узору на «стенде выставки» подобрать игрушку.
3. Заключительная часть.
Предложить детям театрализованную игру я ярмарку, на которой дети превращаются в народных умельцев и продают свой товар, описывая и нахваливая его. Звучит русская-народная музыка. Дети наряжены в русско-народные костюмы, платки.
-Обратить внимание детей на экран, где представлены картины с изображением народного гуляния, ярмарки, базара:
В.И. Суриков. Взятие снежного городка. 1891 г.
Б.М. Кустодиев. Балаганы. 1917 г.
Б.М. Кустодиев. Масленица (целая серия)
К.Е, Маковский. Народное гуляние во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге. 1889 г.
-Отметить с детьми настроение этих произведений.
Дать возможность каждому ребенку продемонстрировать свой «товар», предоставить свободный выбор понравившегося промысла. (стихи и заклички дети готовят дома самостоятельно)
Задание:
В продолжении темы на последующих занятиях по рисованию дети лепят и расписывают игрушки.