Конспект НОД по музыкальному воспитанию В мире сказочных чудес

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Непосредственная образовательная деятельность


«в МИРЕ СКАЗОЧНЫХ ЧУДЕС»


ЗАДАЧИ:

  1. Продолжать работу по формированию художественной культуры в целом.

  2. Развивать умение обобщать имеющиеся представления о музыке.

  3. Знакомить детей с крупной формой произведений Н.А. Римского-Корсакова сюитой «Шехеразада».

  4. Способствовать проявлению детской самостоятельности и инициативности.


Оборудование:

Атрибуты: шарфы различной цветовой гаммы, звёзды.

Мольберты, гуашь, кисти, бумага для рисования.


ТСО:

Муз. центр, ноутбук, мультимедиа.



ХОД ЗАНЯТИЯ.


(Дети входят в зал, здороваются. Муз. руководитель обращает внимание детей на книгу, лежащую на столе.)

М.р. Ребята, посмотрите, знакома ли вам эта книга? Какие живут в ней произведения? Назовите их.

Дети. Это книга сказок. Мы читали «Сказку о Царе Салтане», «Сказку о Золотом Петушке».

М.р. Ребята, посмотрите на экран. Вы узнали чей это портрет? Правильно - это автор прочитанных сказок А.С. Пушкин.

Сегодня я хочу предложить вам поговорить о том, как сказка воплотилась в музыке, вспомнить название музыкальных произведений на сюжет сказок, которые мы раньше слушали, смотрели, обсуждали. Давайте назовём их.

Дети. Опера «Снегурочка», опера «Сказка о Царе Салтане», опера «Сказка о Золотом Петушке».

М.р. Посмотрите на экран. Вы видите портрет композитора, который сочинил эти удивительные оперы. Как его зовут?

Дети. Н.А. Римский-Корсаков.

М.р. Перед вами инструмент, на котором проигрывал свои произведения Николай Андреевич.

Кем в детстве мечтал стать маленький Ники? Что больше всего привлекало и манило его?

Дети. Н.А. Римский-Корсаков мечтал быть моряком, его пленяла мысль о море, путешествиях и приключениях.

М.р. У Николая Андреевича была удивительная способность, так называемый «цветной слух». Это означает, что музыкальные звуки представлялись ему как удивительные цвета и краски. Он мог видеть или представлять какой либо образ героя или картину мира и у него рождались звуки музыки, слагаясь в произведения.

Я предлагаю вам послушать знакомый фрагмент музыки, надо узнать его, сказать название, из какого он произведения.

Дети. Опера «Сказка о Царе Салтане», фрагмент «Море».

М.р. Что вы услышали в этой музыке?

Дети. В музыке слышатся всплески морских волн, сверкающие блёстки звёзд , тяжелое качание бочки, испуганные возгласы царицы.

М.р. Скажите, музыка моря менялась, если да, то как?

Дети. Вначале море было грозным, ревущим, потом волны успокаивались при призыве Гвидона, стали тихими, журчащими.

М.р. Я предлагаю вам послушать содержание поэтических строк, рисующие картину моря.

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идёт,

Бочка по морю плывёт.

Просит Гвидон волну:

«Ты, волна моя волна!

Ты гульлива и вольна;

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Я предлагаю вам создать образ моря и звёзд с помощью атрибутов и передать характер музыки в своих движениях.

(М.р. спрашивает у детей, удалось ли им справиться с заданием.)

М.р. Переходим к следующему музыкальному фрагменту «Белка».

Что можно сказать об этой музыке?

Кто помнит название р.н. песни, лежащей в основе этого музыкального образа?

Какое из чудес больше всего удивило Гвидона? (Ответы детей.)

М.р. Верно, это Царевна-Лебедь.

(Просмотр картины М.И. Врубеля Царевна- Лебедь на экране.)

М.И. Врубель очень любил музыку Н.А. Римского-Корсакого, слушал её много раз, открывая всё новые оттенки красок.

Ребята, а что вас привлекает в этой картине? Кто хочет сказать о своих впечатлениях?

Дети. Сказочное преображение птицы в цареву. Как бы из перьев вырисовывается лицо девушки.

Платье лёгкое, складки его похожи на перья.

Картина сказочная, таинственная.

(Слушание фрагмента «Лебедь»)

М.р. Ребята, давайте поговорим о следующей опере Н.А. Римского-Корсакого «Сказка о Золотом Петушке». Назовите главных героев оперы, какие из них волшебные, фантастические, а какие реальные?

Дети. Волшебные герои сказки - это Петушок, Шамаханская Царица.

Реальные - Царь Додон.

М.р. Попытайтесь догадаться в какой последовательности появятся перед нами эти герои.

(Прослушивание вступления к опере «Сказка о Золотом Петушке». Ответы детей.

М.р. Правильно, тема Золотого Петушка звучит в начале вступления. Как звучит голос трубы?

Дети. Труба звучит призывно, торжественно, заставляет насторожиться.

М.р. Следующая тема очень мелодичная, рисует удивительный сказочный образ, чей портрет возникает перед нами?

Дети. Витиеватая, как узор музыка передаёт образ Шамаханской цари цы, живущей далеко на Востоке, где встаёт солнце.

М.р. А последняя тема нам о ком рассказала?

Дети. Тема Звездочёта - это таинственный колдун, угадывающий судьбы людей по звёздам.

М.р. Композитор нарисовал картину звёздного неба, а где мы раньше слышали похожую тему? На каких инструментах её исполняют?

Дети. В фрагменте «Море» оперы «Сказка о Царе Салтане» тоже звучит хрустальная музыка, исполняемая на арфе и колокольчиках.

М.р. Н.А. Римский- Корсаков сочинил не только сказочные оперы. Я хочу познакомить сегодня вас с новым жанром инструментальной музыки с прекрасным «сказочным» произведением для симфонического оркестра-сюитой «Шехеразада», на сюжет восточных сказок «Тысяча и одна ночь». Некоторые сказки вы знаете, назовите их.

Дети. «Лампа Алладина», «Али-Баба и сорок разбойников», Приключения Синбада-морехода».

© 2010-2022