Методическая разработка Школа молодого воспитателя», как одна из форм работы с молодыми воспитателями

Раздел Дошкольное образование
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 2



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -центр развития ребенка детский сад № 49 «Родничок» городского округа закрытое административно- территориальное образование Большой Камень

















М Е Т О Д И Ч Е С К А Я Р А З Р А Б О Т К А

Тема: «Школа молодого воспитателя», как одна из форм работы с молодыми воспитателями

















г. Большой Камень

2013 г.



СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

  2. Цели и задачи раздела

  3. Психолого-педагогическая характеристика возраста

  4. Ожидаемые результаты

  5. Обоснование (используемые формы, методы, приемы)

  6. Система знаний

  7. Используемая деятельность

  8. Календарно-тематическое планирование

  9. Список литературы









Пояснительная записка

Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела,

и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в

тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома,

который, может быть, жил в тебе когда-то.

Антуан де Сент-Экзюпери

Современное дошкольное образование переживает сложный период своего развития.
С одной стороны, общественность предъявляет все более высокие требования к воспитанию и развитию будущего школьника, с другой стороны, остро стоит вопрос о подготовке и сохранении квалифицированных специалистов дошкольного образования.
В последние годы выявлена тенденция: в дошкольных образовательных учреждениях города в должности воспитателя работают люди с различным образованием. Это: среднее специальное образование (специальность «воспитатель», «учитель начальных классов», «социальный педагог», «учитель»).

С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В связи с этим необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении. Таким образом, возникает необходимость организации школы молодого воспитателя для начинающих воспитателей муниципальных дошкольных образовательных учреждений, занятия в которой будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности начинающих воспитателей. Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ.

Поэтому постановка такой проблемы, как разработка и внедрение системы методической деятельности, направленной на создание условий для профессионального роста, развития профессионально значимой мотивации молодых педагогов дошкольных учреждений является своевременной и актуальной.

Цели и задачи

ЦЕЛЬ:

планомерное раскрытие индивидуальных педагогических способностей начинающего воспитателя, формирование потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании, повышение его профессиональной компетентности.

ЗАДАЧИ:

  • оказание педагогической, методической, психологической помощи молодым воспитателем;

  • активизация научно - исследовательской работы молодых воспитателей через систему специально разработанных мероприятий;

  • совершенствование форм участия молодых воспитателей в исследовательских проектах, конкурсах, проблемных семинарах;

  • приобретение практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности, во внедрении современных подходов и передовых педагогических технологий в образовательный процесс;

  • ускорение процесса профессиональной и социальной адаптации молодых воспитателей в образовательном процессе;

  • удовлетворение потребности молодого воспитателя в непрерывном образовании, оказание им помощи в преодолении различных затруднений;

  • формирование творческой индивидуальности молодого воспитателя;

  • повысить профессиональную компетентность начинающего воспитателя.

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

В психологии известны работы Д.А. Андреевой, Г. П. Барановой, А.Д. Глоточкина, Н.В. Кузьминой, В.А. Полякова, В.И. Жуковской и др., посвященные проблемам управления и обеспечения оптимальных условий для адаптационного процесса к профессиональной деятельности. А.К. Маркова рассматривает адаптацию как один из этапов, составляющих уровень профессионализма работника.

Особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования. Если молодого педагога в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты: у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности: и в профессиональной, и в личностной.

Профессиональные качества во многом зависят от индивидуальности воспитателя, особенностей его характера, темперамента.

Для эффективного осуществления воспитательной работы в ДОУ необходимо определить тип характера, его положительные и отрицательные свойства, психологические особенности начинающих воспитателей, оценить их способности и творческий потенциал.

1.Ожидаемые результаты

  • Успешная профессиональная адаптация начинающего педагога детского сада в процессе «вхождения» в образовательную среду.

  • Повышение уровня знаний начинающих воспитателей в вопросах развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

  • Наличие потребности начинающих педагогов в повышение своей профессиональной квалификации.

  • Повышение профессиональной компетентности начинающих воспитателей.

2. Обоснование используемых в образовательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности педагогов

Работа «Школы молодого воспитателя» детского сада проходит в форме лекций, практических занятий, мастер классов опытных педагогов дошкольных учреждений.

3.Технологическая карта по развитию профессионально важных качеств у молодых воспитателей МБДОУ № 49

Методы:

  • Анализ конкретных ситуаций и решение педагогических задач - помогает выбрать обоснованное решение проблемы из множества предложенных педагогами, способствует формированию и развитию умения принять педагогически правильное решение в любой обстановке.

  • Диалог, дискуссия - овладение искусством коллективного обсуждения вопросов в форме диалога или спора.

  • Обучение практическим умениям - знакомство с возможными и эффективными решениями практической ситуации, овладение профессиональными умениями на практике.

  • Работе с инструктивно-директивными документами - развитие умения работать с документами.

Метод игрового моделирования - данный метод повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умения в разрешении реальных педагогических проблем.

4. Система знаний и система деятельности

Технологическое стимулирование профессионального роста молодых специалистов, повышение уровня их педагогической культуры и профессионального мастерства осуществляется нами с учетом следующих принципов:

  • любое достижение, любой успех педагога сделать достижением педагогического сообщества, поднять веру педагога в самого себя, уверенность в своем педагогическом мастерстве;

  • привлечение всех педагогов к активной творческой деятельности в методической работе города;

  • заинтересованность в раскрытии профессионального потенциала каждого воспитателя и узкого специалиста;

  • стимулирование самостоятельного педагогического поиска;

  • помочь человеку в умении строить свою систему ценностей, уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями;

  • помочь справиться с разочарованиями и сомнением, когда человек остается один в процессе творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом и меньше переживая о своем признании окружающими;

  • оценка человека как творческой личности, показать его самоценность, но при этом чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение;

  • поддержка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею.

5. План школы молодого воспитателя

Сроки

Тема занятия

Форма проведения

Количество

Сентябрь

(2013 г.)

1.Проведение диагностики и оформление документации.

2. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах.

Семинар-практикум

Консультация

1

1

Октябрь

(2013 г.)

1.Планирование воспитательно-

образовательной работы с детьми. Оформление календарного плана.

2. Организация и проведение утренней гимнастики в средней, старшей и разновозрастной групп.

3.Организация и проведение НОД образовательной области «Художественное творчество». Просмотр занятий по данной области.

Консультация

Семинар-практикум

Неделя педмастерства

1

1

4

Ноябрь

(2013 г.)

1.Организация и проведение прогулок. Просмотр прогулки в старшей группе.

2.Взаимопосещение НОД и организации прогулки.

Мастер-класс

Взаимопосещение

2

2

Декабрь

(2013 г.)

1.Организация режимных моментов в разных возрастных группах.

2.Презентация методического кабинета. Раздел «Методическая литература по организации игры».

3.Дидактическая игра.

Наблюдение за работой опытных воспитателей и узких специалистов

Консультация

Практическое занятие

2

1

1

Январь

(2014 г.)

1.Учимся сотрудничать с родителями (проблемы, пути решения).

2.Разработка плана родительского собрания

Семинар-практикум

Практическое занятие

1

1

Февраль

(2014 г.)

1.Формы взаимодействия педагогов с родителями.

2.Вопрос-ответ.

Деловая игра

Круглый стол

1

1

Март

(2014 г.)

1.Изучение индивидуальных особенностей детей - залог успеха в воспитании и обучении.

2.Наши руки не знают скуки.

Консультация

Мастер-класс

1

1

Апрель

(2014 г.)

1.Я воспитатель-профессионал

2.Организация досуговой деятельности детей.

Деловая игра

Консультация

1

1

Май

(2014 г.)

1.Организация летне-оздоровительного периода

2.Подведение итогов работы школы молодого воспитателя.

Консультация

Круглый стол

1

1

Всего

26

7.Тиражирование

Данная разработка используется в работе нашего детского сада.









Список используемой литературы

  1. Басюк В.С. Организация контроля в дошкольных образовательных учреждениях. - М., 2010.

  2. Белая К.Ю. Методическая работа в детском саду. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. Сфера. - М.: 2005

  3. Горвица М.Ю. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. - М., 2008.

  4. Дубров В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. - М., 2010.

  5. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. Изд. 3-е ростов н/д: Феникс, 2008.

  6. Медведникова Л.Ф. "Школа молодого воспитателя". // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2008.

  7. Рыбина Н.П. Методическая работа с воспитателями в детском саду. [Текст] / Н.П. Рыбина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы // международная научная конференция //. - Уфа: пето, 2012.

  8. Целитан С.В Школа молодого воспитателя [Электронный ресурс], 2011. openclass.ru/node/210897



© 2010-2022