Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ

Мини-музей " Новогодних подарков" стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды нашего детского сада. Это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В нашем музее все можно потрогать, поиграть с экспонатами, даже взять домой. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Ребята их старших групп имеют возможность проводить экскурсии для младших. Музей оказывает бесценное влияние на развитие художественного восприятия, по...
Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Музей новогодних подарков

(создание мини-музея в ДОУ)

Автор: воспитатель Круглова Любовь Геннадьевна группа «Муравейник»

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

История создания в ДОУ музея

«Новогодних подарков»

Новогодние праздники когда-нибудь заканчиваются. Конфеты, печенье, шоколад съедаются. А вот новогодние упаковки от подарков остаются. Для многих детей - они воспоминания о добром и сказочном празднике. Детям жалко выбрасывать красивые коробочки и мешочки. Встает вопрос - как можно использовать их дальше? Совместно с родителями мы решили продлить детям праздник, сохранить упаковки для истории. Многие родители принесли даже упаковки от подарков из своего детства.

Что такое мини-музей?Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

  • «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, коридора, спальни, раздевалки;

  • мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

  • мини-музей создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

Важно, что в мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как в создании мини-музеев принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, собирают коллекции. Собирание коллекций - занятие увлекательное. Сотрудники детского сада становятся дизайнерами, и художниками, и музееведами, и историками.

Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным.

Что означает слово «музей»?

Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М.: Советская энциклопедия,1979)

Музей - от греч.«museion»-храм муз; научно-исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной культуры.

Не всегда имеется возможность посещать музеи, именно поэтому в

некоторых детских садах создаются собственные музеи, пусть и маленькие.

Принципы музейной педагогики: предметность, наглядность,

эмоциональность, интерактивность.

Цели и задачи мини-музея:

  • формирование у дошкольников представлений о музее;

  • обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;

  • обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами;

  • расширение кругозора дошкольников;

  • развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

  • формирование проектно - исследовательских умений и навыков;

  • формирование умения самостоятельно анализировать и

систематизировать полученные знания;

  • развитие творческого и логического мышления,

воображения.

Этапы создания мини-музея

  1. Подготовительный этап.

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определили тему и название мини-музея, разработали его модель, выбрали место для размещения.

2. Практический этап.

На этом этапе взрослые и дети, следуя своей модели, создают мини-музеи в группе, разрабатывают содержание экскурсии. Дошкольники сами могут предложить, что именно они считают нужным рассказать об экспонатах музея. Желающие становятся экскурсоводами. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

3. Подведение итогов. Важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

• выявление творческих способностей детей;

• расширение представлений о содержании музейной культуры;

• развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

• создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Описание мини-музея «Новогодние подарки»

Цель: Раскрыть традиции, обычаи, особенности новогодних праздников.

Задачи:

  • знакомство детей с историей празднования нового года;

  • расширение представлений детей об атрибутах новогоднего праздника;

  • знакомство с разнообразием новогодних подарков;

  • развитие воображения и художественно-творческих способностей детей и родителей в процессе проектирования и реализации новогодних праздников;

  • разработка и проведение различных видов экскурсий для музея ;

  • воспитывать у детей бережное отношение к экспонатам музея,

побуждать желание детей пополнять экспозицию.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Экскурсии в мини-музее.

Воспитатель приводит детей в мини-музей и даёт им время всё рассмотреть. Обращает их внимание на то, что больше всего места в музее занимают новогодние подарки. Значит, эти подарки хотят «рассказать» о себе что-то интересное. Подчёркивает, что у каждого подарка, как и у человека, есть свой наряд - упаковка. Дошкольникам объясняются правила общения с экспонатами, даётся возможность взять их в руки, обследовать. Учитывая возрастные особенности детей, воспитатель планирует экскурсию по разделам. Необходимо помнить, что длительное стояние на одном месте и недостаток пространства могут свести на нет самый увлекательный рассказ педагога. Иногда целесообразно разбить всю информацию на несколько разделов и проводить беседы-пятиминутки.

С чем знакомит мини-музей

Раздел 1.История новогоднего праздника.

Раздел 2. Кто приносит новогодние подарки?

Раздел 3. История новогоднего подарка.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Раздел 4. Какие бывают новогодние упаковки.

  • Упаковки бывают большие и маленькие

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

  • Разные материалы упаковки

Бумажные Жестяные Меховые

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

  • Разные формы упаковки

Пакеты Машинки Мешки

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Домики

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Замки и дворцы

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Коробки Башмаки Игрушки

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Банки Носки Книги

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Ёлочки

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

  • Для девочек и для мальчиков

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ. Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Раздел 5. Новогодний подарок и символ года

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.
Раздел 6.Новогодние упаковки по сказкам.

"Двеннадцать "Три поросёнка" "Снежная

месяцев королева"

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ. Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ. Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Раздел 7. "Вторая" жизнь новогодних упаковок

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ. Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ. Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ:

  • позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и

привлекательным для детей;

  • экспонаты использовались для проведения различных занятий, для

развития речи, интеллекта, воображения, эмоциональной сферы ребенка;

  • мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей предметной среды группы;

  • мини-музей интегрирован в образовательный процесс: через различные формы деятельности он связан с познанием ребёнком различных сфер мира: природы, культуры, окружающих предметов;

  • все экспонаты дети могли взять в руки, исследовать, пробовать действовать с ними, играть;

  • все прекрасное, что увидели детские глаза, отпечатались в их

чувствительных сердцах, впечатления отражаются на характере ребёнка,

никогда не исчезнут из памяти;

  • дошкольники разных групп смогли познакомиться с мини-музеем своих «коллег»;

  • дети старшей и подготовительной к школе группах экскурсии смогли проводить сами;

  • мини-музей стал результатом общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.Инновационный опыт в развитии и воспитании детей. Создание мини - музеев в ДОУ.

© 2010-2022