Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет Веселые пальчики

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ

Гагинский детский сад № 1

___________________Е. В. Федоскина



Программа дополнительного образования

по развитию мелкой моторики рук

у детей 3-4 лет

"Веселые пальчики"













Воспитатель: Немцева Евгения Владимировна

Группа: вторая младшая группа





2015-2016 учебный год

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пояснительная записка

«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»

В. А. Сухомлинский

Кружок «Веселые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики.

В программе представлены специальные игры и упражнения, массаж на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Актуальность программы

Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Задачи:

Образовательные:

формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

формирование практических умений и навыков;

обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

совершенствование движений рук;

развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развитие речи детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Объекты программы:

  • Дети 3-4 лет.

  • Семьи детей посещающих детский сад.

  • Педагогический персонал детского сада.

Приемы:

  • • самомассаж кистей рук;

  • • пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;

  • • выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)

  • • рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты).

Формы организации деятельности:

  • групповая;

  • подгрупповая;

  • индивидуальная.

Продолжительность реализации программы:

Данный курс состоит из 31 занятия по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.









Перспективное планирование занятий

по развитию мелкой моторики рук

месяц

тема занятий

цель

оборудование, материал

Октябрь

  1. Игра: «Прячем ручки», упражнение «Лабиринт».

Учить детей подрожать движениям взрослого.

Учить проводить пальцем по «лабиринту» от начала до конца.

Платки, коробки.

Лист бумаги с нарисованным лабиринтом.

  1. Игра: «Спрячь в ладошки», пальчиковая игра «Белка».

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Учить поочередно разгибать все пальчики, начиная с большого.

Кусочки поролона.

  1. Игра: «Ветерок», игра : «Крутись карандаш».

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Сделать массаж ладоней детей.

Резиновые груши небольшого размера.

Карандаши с ребристой поверхностью.

  1. Игра: «Брызгалки», пальчиковая игра: «Весёлые пальчики».

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Учить поочередно разгибать все пальчики, начиная с большого.

Пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках.

Ноябрь


  1. Игра: «Ямка», пальчиковая игра: «Лапки - царапки»

Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Развивать тонкую моторику пальцев, движение кистей рук, подражательное движения.

Пластилин, горох и фасоль.

  1. Игра: «Спрячь шарик», игра: «Прищепки прячутся».

Развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.

Тесто, пластмассовые или стеклянные шарики.

Коробка, яркие разноцветные прищепки.


  1. Игра: «Пирожки», игра: «Ежик».

Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Развивать движения кистей рук, учить подрожать, движениям взрослого.

Кусочки теста, тарелка, куклы.

  1. Игра: «Осенние листья», игра: «Не боюсь колючек»

Развивать соотносящие, хватательные движения рук. Сделать массаж ладоней ребенка.

Листы бумаги.

Бигуди небольшого размера.

Декабрь

9. Игра: «Спрячь руки»

Пальчиковая игра «Птичка»

Развивать хватательные движения, осязание.

Развивать движения кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.

Разные виды круп или песок, миска.

10. Игра: «Найди игрушку».

Пальчиковая игра «Человечек».

Развивать хватательные движения, осязание.

Развивать движения кистей рук.

Крупа, мелкие игрушки, миска.

11. Игра: «Гора из песка».

Пальчиковая игра: «Мы топали»

Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Развивать движения кистей рук

Песок.

12. Игра: «Пересыпь крупу».

Игра: «Непослушные шарики»

Учить пересыпать сыпучее вещества из одной емкости в другую.

Сделать массаж ладоней ребенка, развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.

Разные виды круп, ложка, различные емкости.

Небольшие шарики.

Январь

13. Игра: «Где шарики».

Игра: «Мы топали».

Развивать соотношение движения рук; знакомить с предметами разной величины.

Развивать движения кистей рук; развивать умение понимать речь.

Шарики и другие игрушки разной величины.

14. Игра: «Сдуй игрушку!»

Игра: «Барабанчики».

Развивать силу рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Развивать движения кистей рук, скорость движения пальцев.

Надувные игрушки небольшого размера.

15. Игра: «Что внутри?».

Игра: «Моторчик».

Развивать соотносящие движения рук.

Развивать согласованные движения пальцев обеих рук.

Разнообразные коробки и непрозрачные банки небольшого размера с крышками, мелкие предметы.

Февраль

16. Игра: «Бумажные снежки».

Игра: «Разминка»

Развивать силу рук.

Развивать движения кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.

Листы бумаги.

17. Игра: «День рождения».

Игра: «Моя семья».

Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Развивать движения кистей рук.

Картонные коробки различной величины, различные предметы и игрушки.

18. Игра: «Погремушка».

Игра: «Вышли пальчики гулять»

Развивать хватательные и соотносящие движения рук.

Развивать движения кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.

Небольшие пластиковые бутылки с крышками, мелкие предметы, коробочки.

19. Игра: «Покажи пальчики!».

Игра: «Пальчики в лесу».

Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Развивать движения кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.

Трикотажные перчатки.

Март

20. Игра: «Непослушные колечки».

Игра: «Спокойного сна».

Развивать соотносящие и хватательные движения рук.

Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.

Пирамидки и сборно-разборные игрушки.

21. Игра: «Мастер - ломастер»

Пальчиковая игра: «Черепашка».

Развивать силу рук, а также соотносящие действия рук.

Развивать дифференцированные движения пальцев, учить подрожать движениям взрослого

Разнообразные конструкторы.

22 . Игра: «Разборные картинки».

Игра: «Замок».

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук.

Пазлы крупного размера.

23. Игра: «Мозаика»

Игра: «Апельсин»

Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами.

Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.

Мозаика крупная.

Апрель

24. Игра: «Сорока - воровка»

Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Фольга, небольшие игрушки.

25. Игра: «Пластилиновые узоры».

Упражнение: «Пройти по дорожке»

Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.

Пластилин, картон намазанный тонким слоем пластилина.

Листы с нарисованной дорожкой.

26. Игра: «Пластилиновая мозаика».

Упражнение: «Шишки на тарелке»

Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.

Пластилин, картон намазанный тонким слоем пластилина, фасоль ,горох, камушки и другие мелкие предметы.

Шишки, тарелки.

27. Игра: «Игра Длинная дорожка».

Игра: «Заборчик».

Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Счетные палочки, игрушечная машина, листы картона с изображениями домиков.

Май

28. Игра: «Волны»

Игра: «Кладем плитку»

Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук

Шнурки голубого или синего цвета.

Картонные квадраты разных цветов.

29. Игра: «Развяжи бантик»

Упражнение: «Зашнуруй ботинок».

Развивать тонкие движения пальцев рук.

Разноцветные шелковые ленты и толстые шнурки.

Ботинок из картона.

30. Игра: «Цветик-семицветик».

Массаж: «Покатай шишку».

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить застегивать и расстегивать пуговицы.

«Цветик-семицветик»,шишки.

31. Игра: «Солнышко светит».

Игра: «Пальчиковый театр».

Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить застегивать и расстегивать прищепки.

Круг желтого цвета, прищепки.

Бумажные куклы.

Работа с коллегами

С воспитателями запланирован семинар на тему «Мелкая моторика как средство речевого развития».

Работа с родителями

Провести консультации с родителями на темы:

  • «Игры, развивающие движения кисти - пальчиковая гимнастика»,

  • «Я учусь действовать с предметами»,

  • «Массаж рук»,

  • «Игра - спутник детства».





























Литература:


  1. Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 56 с.

  2. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина - СПб.: «Паритет», 2002.

  3. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. - М.: Просвещение, 2007.

  4. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.

  5. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с.

  6. Интернет ресурсы.



© 2010-2022