- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет Веселые пальчики
Программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики рук у детей 3-4 лет Веселые пальчики
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Немцева Е.В. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УТВЕРЖДАЮ
заведующий МБДОУ
Гагинский детский сад № 1
___________________Е. В. Федоскина
Программа дополнительного образования
по развитию мелкой моторики рук
у детей 3-4 лет
"Веселые пальчики"
Воспитатель: Немцева Евгения Владимировна
Группа: вторая младшая группа
2015-2016 учебный год
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Пояснительная записка
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Кружок «Веселые пальчики» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 3-4 лет. Данную работу следует начинать с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики.
В программе представлены специальные игры и упражнения, массаж на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, с пластилином, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Актуальность программы
Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование).
Задачи:
Образовательные:
формирование произвольных координированных движений пальцев рук, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
формирование практических умений и навыков;
обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
совершенствование движений рук;
развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;
развитие речи детей.
Воспитательные:
воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;
воспитывать и развивать художественный вкус;
воспитывать усидчивость, целенаправленность.
Объекты программы:
-
Дети 3-4 лет.
-
Семьи детей посещающих детский сад.
-
Педагогический персонал детского сада.
Приемы:
-
• самомассаж кистей рук;
-
• пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
-
• выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины)
-
• рисование (пальчиками, пластилином, штриховка по образцу, закрашивание, лабиринты).
Формы организации деятельности:
-
групповая;
-
подгрупповая;
-
индивидуальная.
Продолжительность реализации программы:
Данный курс состоит из 31 занятия по 15 минут каждое. Занятия проводятся 1 раза в неделю. Продолжительность курса составляет 8 месяцев.
Перспективное планирование занятий
по развитию мелкой моторики рук
месяц
тема занятий
цель
оборудование, материал
Октябрь
-
Игра: «Прячем ручки», упражнение «Лабиринт».
Учить детей подрожать движениям взрослого.
Учить проводить пальцем по «лабиринту» от начала до конца.
Платки, коробки.
Лист бумаги с нарисованным лабиринтом.
-
Игра: «Спрячь в ладошки», пальчиковая игра «Белка».
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Учить поочередно разгибать все пальчики, начиная с большого.
Кусочки поролона.
-
Игра: «Ветерок», игра : «Крутись карандаш».
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Сделать массаж ладоней детей.
Резиновые груши небольшого размера.
Карандаши с ребристой поверхностью.
-
Игра: «Брызгалки», пальчиковая игра: «Весёлые пальчики».
Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Учить поочередно разгибать все пальчики, начиная с большого.
Пластиковые пузырьки с небольшими отверстиями в крышках.
Ноябрь
-
Игра: «Ямка», пальчиковая игра: «Лапки - царапки»
Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
Развивать тонкую моторику пальцев, движение кистей рук, подражательное движения.
Пластилин, горох и фасоль.
-
Игра: «Спрячь шарик», игра: «Прищепки прячутся».
Развивать силу рук, соотносящие движения рук.
Формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.
Тесто, пластмассовые или стеклянные шарики.
Коробка, яркие разноцветные прищепки.
-
Игра: «Пирожки», игра: «Ежик».
Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Развивать движения кистей рук, учить подрожать, движениям взрослого.
Кусочки теста, тарелка, куклы.
-
Игра: «Осенние листья», игра: «Не боюсь колючек»
Развивать соотносящие, хватательные движения рук. Сделать массаж ладоней ребенка.
Листы бумаги.
Бигуди небольшого размера.
Декабрь
9. Игра: «Спрячь руки»
Пальчиковая игра «Птичка»
Развивать хватательные движения, осязание.
Развивать движения кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.
Разные виды круп или песок, миска.
10. Игра: «Найди игрушку».
Пальчиковая игра «Человечек».
Развивать хватательные движения, осязание.
Развивать движения кистей рук.
Крупа, мелкие игрушки, миска.
11. Игра: «Гора из песка».
Пальчиковая игра: «Мы топали»
Развивать силу рук, соотносящие движения рук. Развивать движения кистей рук
Песок.
12. Игра: «Пересыпь крупу».
Игра: «Непослушные шарики»
Учить пересыпать сыпучее вещества из одной емкости в другую.
Сделать массаж ладоней ребенка, развивать ловкость движений пальцев и кистей рук.
Разные виды круп, ложка, различные емкости.
Небольшие шарики.
Январь
13. Игра: «Где шарики».
Игра: «Мы топали».
Развивать соотношение движения рук; знакомить с предметами разной величины.
Развивать движения кистей рук; развивать умение понимать речь.
Шарики и другие игрушки разной величины.
14. Игра: «Сдуй игрушку!»
Игра: «Барабанчики».
Развивать силу рук, укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Развивать движения кистей рук, скорость движения пальцев.
Надувные игрушки небольшого размера.
15. Игра: «Что внутри?».
Игра: «Моторчик».
Развивать соотносящие движения рук.
Развивать согласованные движения пальцев обеих рук.
Разнообразные коробки и непрозрачные банки небольшого размера с крышками, мелкие предметы.
Февраль
16. Игра: «Бумажные снежки».
Игра: «Разминка»
Развивать силу рук.
Развивать движения кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.
Листы бумаги.
17. Игра: «День рождения».
Игра: «Моя семья».
Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.
Развивать движения кистей рук.
Картонные коробки различной величины, различные предметы и игрушки.
18. Игра: «Погремушка».
Игра: «Вышли пальчики гулять»
Развивать хватательные и соотносящие движения рук.
Развивать движения кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.
Небольшие пластиковые бутылки с крышками, мелкие предметы, коробочки.
19. Игра: «Покажи пальчики!».
Игра: «Пальчики в лесу».
Развивать соотносящие и хватательные движения рук.
Развивать движения кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.
Трикотажные перчатки.
Март
20. Игра: «Непослушные колечки».
Игра: «Спокойного сна».
Развивать соотносящие и хватательные движения рук.
Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подрожать движениям взрослого.
Пирамидки и сборно-разборные игрушки.
21. Игра: «Мастер - ломастер»
Пальчиковая игра: «Черепашка».
Развивать силу рук, а также соотносящие действия рук.
Развивать дифференцированные движения пальцев, учить подрожать движениям взрослого
Разнообразные конструкторы.
22 . Игра: «Разборные картинки».
Игра: «Замок».
Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук.
Пазлы крупного размера.
23. Игра: «Мозаика»
Игра: «Апельсин»
Развивать соотносящие движения рук, умение захватывать мелкие предметы двумя пальцами.
Развивать движения пальцев и кистей рук, учить подражать движениям взрослого.
Мозаика крупная.
Апрель
24. Игра: «Сорока - воровка»
Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Фольга, небольшие игрушки.
25. Игра: «Пластилиновые узоры».
Упражнение: «Пройти по дорожке»
Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.
Пластилин, картон намазанный тонким слоем пластилина.
Листы с нарисованной дорожкой.
26. Игра: «Пластилиновая мозаика».
Упражнение: «Шишки на тарелке»
Развивать силу рук, соотносящие движения рук, знакомить с приемами лепки.
Пластилин, картон намазанный тонким слоем пластилина, фасоль ,горох, камушки и другие мелкие предметы.
Шишки, тарелки.
27. Игра: «Игра Длинная дорожка».
Игра: «Заборчик».
Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
Счетные палочки, игрушечная машина, листы картона с изображениями домиков.
Май
28. Игра: «Волны»
Игра: «Кладем плитку»
Развивать соотносящие движения рук, дифференцированные движения пальцев рук
Шнурки голубого или синего цвета.
Картонные квадраты разных цветов.
29. Игра: «Развяжи бантик»
Упражнение: «Зашнуруй ботинок».
Развивать тонкие движения пальцев рук.
Разноцветные шелковые ленты и толстые шнурки.
Ботинок из картона.
30. Игра: «Цветик-семицветик».
Массаж: «Покатай шишку».
Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить застегивать и расстегивать пуговицы.
«Цветик-семицветик»,шишки.
31. Игра: «Солнышко светит».
Игра: «Пальчиковый театр».
Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев рук, учить застегивать и расстегивать прищепки.
Круг желтого цвета, прищепки.
Бумажные куклы.
Работа с коллегами
С воспитателями запланирован семинар на тему «Мелкая моторика как средство речевого развития».
Работа с родителями
Провести консультации с родителями на темы:
-
«Игры, развивающие движения кисти - пальчиковая гимнастика»,
-
«Я учусь действовать с предметами»,
-
«Массаж рук»,
-
«Игра - спутник детства».
Литература:
-
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 56 с.
-
Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина - СПб.: «Паритет», 2002.
-
Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. - М.: Просвещение, 2007.
-
Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
-
Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. - 72 с.
-
Интернет ресурсы.