Психологическая безопасность образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №13 г.Лысково





ДОКЛАД

«Психологическая безопасность образовательной среды

в соответствии с ФГОС ДО»

















Подготовила: педагог-психолог

Соловьева И.Г.







ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.

Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.

Но, насыщенность образовательной среды - характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой - может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.

Поэтому одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность. Нельзя забывать, что важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей.

Компоненты психологической безопасности образовательной среды:

  • Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды.

  • Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам.

  • Реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении.

  • Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития.

  • Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка.

  • Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка.

  • Поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрения).

Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.

Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, гибкое введение ограничений, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, помощниками воспитателя, педагогами) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

  • Отсутствие необоснованных запретов.

  • Продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия.

  • Отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых.

  • Субъективно-личностное общение с ребенком.

  • Представление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста).

  • Возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса.

  • Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени - отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело).

  • Открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия.

  • Поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции.

  • Наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими.

  • Удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.

Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам:

  • Сверхсильная стимуляция.

  • Принятие за ребенка решений и выполнение за него действий.

  • Манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей.

  • Ограничение детской инициативы и активности.

  • Неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении.

  • Формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман.

  • Использование неадекватной системы поощрений и наказаний.

  • Непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития.

  • Непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях.

  • Непредсказуемость жизнедеятельности во времени.

Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.

© 2010-2022