- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Психологическая безопасность образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО
Психологическая безопасность образовательной среды в соответствии с ФГОС ДО
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соловьева И.Г. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13 г.Лысково
ДОКЛАД
«Психологическая безопасность образовательной среды
в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовила: педагог-психолог
Соловьева И.Г.
ФГОС дошкольного образования определяет требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, и в частности критерии развивающей предметно-пространственной среды.
Согласно положениям Стандарта развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию образовательной программы.
Но, насыщенность образовательной среды - характеристика двойственная. С одной стороны, она может оказать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой - может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль.
Поэтому одно из требований в отношении образовательной среды - психологическая безопасность. Нельзя забывать, что важными положениями ФГОС дошкольного образования являются обеспечение эмоционального благополучия дошкольников, ориентация на гуманистическое взаимодействие, учет индивидуальных потребностей детей.
Компоненты психологической безопасности образовательной среды:
-
Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды.
-
Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам.
-
Реализация потребностей ребенка, в том числе в игре, движении, познавательной активности, общении.
-
Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития.
-
Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка.
-
Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка.
-
Поощрительное воздействие (эффективное использование педагогами всего спектра поощрения).
Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, спокойно, не испытывает враждебного воздействия.
Социальные отношения как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, гибкое введение ограничений, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности, веры в справедливый мир. Во взаимодействии с социальными взрослыми (воспитателями, помощниками воспитателя, педагогами) психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:
-
Отсутствие необоснованных запретов.
-
Продуманная, последовательная система требований и правил взаимодействия.
-
Отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых.
-
Субъективно-личностное общение с ребенком.
-
Представление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности, проявления инициативы и принятия решений (в рамках возраста).
-
Возможности выбора деятельности, формы активности, продолжительности занятий на основе поддержания интереса.
-
Возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель, игровое намерение и т.д. (среда должна обеспечивать благополучие и комфорт в ощущении времени - отсутствие спешки, дефицита времени, невозможности завершить начатое дело).
-
Открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания, создание отношений доверия.
-
Поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности и напряжения сил при сохранении взрослым функции поддержки и регуляции.
-
Наличие адаптивных ритуалов, вплетенных в ежедневное взаимодействие с окружающими.
-
Удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействия в среде.
Чувство небезопасности, эмоционального неблагополучия и психологического дискомфорта возникает у ребенка по следующим причинам:
-
Сверхсильная стимуляция.
-
Принятие за ребенка решений и выполнение за него действий.
-
Манипуляции ребенком, использование его в качестве инструмента для достижения других целей.
-
Ограничение детской инициативы и активности.
-
Неудовлетворение потребностей, в том числе в движении, общении.
-
Формирование у ребенка неадекватных представлений о себе и мире, введение его в заблуждение, обман.
-
Использование неадекватной системы поощрений и наказаний.
-
Непредъявление ребенку позитивных ожиданий в отношении его развития.
-
Непредсказуемость шума (неожиданные непонятные ребенку шумы), отсутствие минимально необходимой информации о происходящих вокруг него событиях.
-
Непредсказуемость жизнедеятельности во времени.
Образовательная среда должна создавать у ребенка ощущение успешности, результативности действий, на основе которых формируются позитивные представления о себе и благоприятные социальные переживания, что, в свою очередь, расширяет границы личности и стимулирует активность ребенка. Негативные социальные переживания упрощают картину «Я» и создают отрицательный фон отношения к миру.