Доклад на тему: Создание благоприятных условий для сюжетно-ролевых игр и других видов самостоятельной деятельности детей младших возрастов

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Создание благоприятных условий для сюжетно- ролевых игр и других видов самостоятельной деятельности детей младших возрастов".

Данилова Светлана

Геннадьевна

Воспитатель 1 кв. категории

МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №36

«Золотой ключик" г. Набережные Челны

Республики Татарстан

Самостоятельная деятельность детей второго года жизни включает все то, чем может и должен заниматься ребенок в часы активного бодрствования, свободные от режимных процессов и занятий. Это предметно-орудийная деятельность, начальные этапы сюжетно-отобразительной игры, активное рассматривание окружающих предметов, картинок, разнообразные формы, двигательной активности, а также общение с взрослыми и сверстниками, в которое ребенок вступает по своей инициативе. В процессе самостоятельной деятельности совершенствуются приобретенные на занятиях и непосредственном общении с взрослым знания и умения, формируются нравственные качества.

В создании условий для самостоятельной деятельности необходимы подбор игрушек для развития предметной деятельности, игр, речи и движений детей и правильная их расстановка. Любая деятельность включает комплекс умений, каждое из которых развивается с помощью определенных пособий. Так, в процессе предметной деятельности осуществляется сенсорное развитие детей, познание ими цвета, формы, величины, пространственного положения предметов, а также некоторых свойств природных материалов. Для этого нужны пирамиды, скамеечки с грибочками для втыкания, деревянные матрешки, почата, шар оброс, совки, ведерки, формочки для песка, печатки для снега, игрушки для игр с водой. В процессе формирования орудийных действий используют цветные колышки и деревянные втулки - "гвозди", которые дети вбивают пластмассовым или деревянным молоточком в песок или в отверстия скамеечки, Сенсорное воспитание включает также формирование у детей старше трёх лет действий соотнесения. Ребенок осваивает их во время игр с кольцебросом, при вкладывании объемных фигур (шар и кубик, кирпичик и призма -"Крыша") в отверстия "Чудесной коробки" или при пользовании плоскостными вкладышами. В процессе предметной деятельности развивается способность обобщения и элементы конструирования. Поэтому названные выше пособия должны быть разного цвета. Легче всего детям строить из кубиков и кирпичиков среднего размера. Но для детей старше 3 года следует иметь немного крупных кубов и кирпичей (но легких, полых), из них получается устойчивая мебель. Нужны и наборы мелких игрушек для обыгрывания построек(куколка шагает по дорожке, построим забор для коровы и т.д.).

Желательно иметь несколько коробочек с мелкими формами (плоскими и объемными), из которых можно выложить простые предметы (грибочек, елочка).

Задания моторного порядка (снять, надеть, вложить, расставить и др.) постепенно, особенно в работе с детьми старше трёх лет, начинают сочетать с сенсорными (отбором форм, различением размера, группировкой по цвету).

Для упражнения можно изготовить разнообразные пособия, например пирамиду из кружков яркой плотной ткани.

Развивать умения с помощью подбора разнообразных игрушек необходимо и при организации двигательной активности клетей. (Вопрос этот и даже частично подбор пособий рассмотрен в разделе "Режим".) Здесь напомним, что подбор пособий должен помогать самоупражнениям детей во всех видах основных движений. Например, для самостоятельных упражнений в ползании, лазании, перелезании нужны надувные емкости, большие резиновые игрушки, диванчики, горка с лесенкой, бревно; для упражнения в бросании - мячи разных размеров. Маленькие мячи дети учатся удерживать и переносить в одной руке, а большие - в двух. Выполнить упражнение перенос предметов разным способом помогут мешочки с опилками, ящики с прорезью для руки, крупная мягкая игрушка; для совершенствования ходьбы - тележки, машины.

Ни одна сюжетная игра не проходит без кукол и игрушечных животных среднего размера, наборов крупной алюминиевой посуды, некоторых предметов кукольной мебели (стол, стул, кровать или ящичек, ее заменяющий). Мебель должна быть крупной, так как дети часто усаживаются на нее сами. Такая мебель (например, крупный стол) способствует развитию игры рядом. В кукольном уголке должны быть, кроме того, одеяла, матрасики, а также предметы ряженья - венки, косынки, фартучки, сумки, воротники-пончо. Они радуют детей, побуждают их к воспроизведению элементов музыкальных занятий, подвижных игр и, олицетворяя в глазах детей атрибуты "взрослости" (фартучки, сумки), используются детьми во время сюжетно-отобразительных игр с куклами.

Организуя игру детей до трёх лет, важно расположить игрушки в разных местах комнаты (на столах, на игровом шкафчике - столе) и комплектно, например, чтобы рядом с палочками лежали кольца для нанизывания на них, несколько кубиков. Образные игрушки частично также можно расположить в разных местах комнаты, в ситуациях, подсказывающих малышу игровые действия: мишка сидит в машине ("покатай!"); за столом кукла, перед ней тарелка ("покорми!"); в тазике тряпочка и рядом кубик-мыло ("постирай!").

Для игр детей второго полугодия игрушки располагают по видам деятельности (уголок со строителем, куклами, место для двигателей и т.п.). Когда старшая подгруппа бодрствует во время сна малышей, вносится дополнительный, более сложный материал. Большую часть материалов дети сами могут взять. Но некоторые игрушки, например разборные, могут стоять на высоких полочках. Они выдаются детям по их просьбе (пусть у них будет повод обратиться к взрослому, да и воспитателю легче контролировать использование и сохранность разборных и игрушек).

В течение бодрствования детей воспитатель должен поддерживать порядок в группе соединять разрозненные комплекты.

В теплое время года на прогулке в пользовании детей обязательно должны быть игрушки для предметных действий (ярко окрашенные) и сюжетно-отобразительных игр.

Как обогатить детей впечатлениями, развить их речь, если они изо дня в день находятся в одном и том же помещении, а на прогулке играют на сравнительно небольшом групповом участке? Прежде всего, детей следует чаще привлекать к наблюдению за действиями няни, старших детей. Время от времени нужно менять элементы обстановки в группе, украшения. Иметь в запасе 2-3 комплекта игрушек и в необходимых 1 случаях менять их (одежду и одеяла для кукол, вносить кубики и пирамиды другого цвета и т.д.). При замене игрушек и внесении новых нужно помнить, что дети второго и третьего года жизни активно используют предметы, когда новое дается в сочетании со знакомым. Надо создавать (и менять через 2-3 дня) сюжеты игрушек, отражающие близкие ребенку события: куклы едут с флажками на машине, кукла кормит собачку, цыплят, куклы катают друг другу мяч. Игрушки можно поставить на подоконник, на полочки, но так, чтобы детям они были хорошо видны. По поводу этих сюжетов желательно вести разговор с детьми, дополнять их высказывания, задавать вопросы.

Таким образом, правильная организация предметно-игровой среды, отражающая практический и игровой опыт ребёнка - исключительно важный фактор формирования самостоятельной игры. Однако, следует учесть: сами по себе игрушки без целенаправленного участия взрослых в игре детей, без целенаправленного общения не могут обеспечить развитие сюжетной игры.

Список литературы

  1. Журнал "Дошкольное воспитание", №7, 1982.

  2. Зворыгина. Е.Н. Комплексное руководство игрой с сюжетно-образной игрушкой. М.: Просвещение, 1999.

  3. Лямина Г.С. "Воспитание и развитие детей "раннего возраста",

М.: Просвещение, 1981.



© 2010-2022