Консультация для педагогов Детско-родительские отношения

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………2

Решение проблемы……………………………………………………………...2

Методы решения проблемы…………………………………………………….3

Диагностическая методика……………………………………………………..4

Рекомендации для мамы……………………………………………………….16

Как правильно подобрать игры для ребенка…………………………………17

Вывод……………………………………………………………………………22

Список литературы……………………………………………………………..24

Введение

В семейном окружении, в общении, в диалоге разных поколений происходит реальное становление психики детей и одновременно существенно изменяется психическая жизнь родителей. В современном мире семья часто оказывается на перекрестье социальных и экономических проблем общества; она - главный защитник личности, убежище и фундамент, хотя сама при этом испытывает внутренние болезненные противоречия. Связи «родитель-ребенок» имеют важнейшее значение для понимания сложившейся структуры семьи, ее актуального состояния и направлений будущего развития.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

Детско-родительские отношения зависят от родительской позиции, которая определяет тактику поведения родителей во взаимодействии с ребенком, т. е. реализуется посредством выбранного стиля воспитания.

Решение проблемы.

Осторожно управляя беседой, воспитатель должен дать матери просто "высказаться", учитывая психотерапевтический эффект проговаривания личных проблем перед внимательным, доброжелательным, понимающим слушателем-воспитателем. Роль воспитателя в этот момент, должна быть «эмпатическое слушание».
К тому же мать в процессе проговаривания своих проблем сама может прийти к правильным выводам (может быть и с помощью воспитателя).
Если же воспитатель подтвердит правильность выводов матери, последнее с большей вероятностью их реализует в общении с сыном.

В противном же случае необходимо, посоветовать маме обратиться к психологу и, обязательно, если семья полная, с мужем. Диагностика в зависимости от проблемы и после консультации с психологом, т.к. педагог самостоятельно может провести только педагогическую диагностику в рамках реализуемой в ДОУ образовательной программы.

Методы решения проблемы

Для того, чтобы детско-родительские отношения были гармоничны необходимо:

- реализовывать программы социально- педагогической поддержки, сопровождения, коррекции, направленные на работу со всеми субъектами образовательного процесса, и в первую очередь, с родителями;

- осуществлять психолого-педагогическое обучение родителей - просвещение родителей.

- так же использовать в работе с родителями интерактивные методы, такие как деловые игры, целью которых является переориентация мышления родителей по отношению к ребенку.

Необходимо чтобы родители научились воспринимать своего ребенка как личность, стимулировать положительные качества в ребенке и терпимое отношение к негативным проявлениям детей.

Диагностическая методика

Прочитайте каждое утверждение, данное ниже, и оцените каждое из них следующим образом: А - полностью согласен; а - почти согласен; б - скорее не согласен; Б - полностью не согласен.

Здесь нет правильных или не правильных ответов, по этому вы отвечаете согласно своему мнению. Очень важно, чтобы вы ответили на все вопросы. Многие утверждения будут казаться похожими, но все они необходимы, чтобы уловить слабые различия во взглядах.

Текст опросника

  1. Детям можно не соглашаться с мнением родителей, если они чувствуют, что их суждения более верны.

  2. Хорошая мать должна оберегать ребенка даже от незначительных жизненных трудностей.

  3. Для хорошей матери дом - это самое главное.

  4. Некоторые дети настолько плохи, что страх перед взрослыми может только послужить их благу.

  5. Дети должны знать, что родители ради них вынуждены отказаться от многого.

  6. Нужно крепко держать ребенка во время купания, потому что в какой-то момент он может выскользнуть.

  7. Люди, которые думают, что могут прожить в браке не ссорясь, не знают жизни.

  8. Со временем дети будут благодарны за строгое воспитание.

  9. Дети раздражают любую женщину, если она вынуждена быть с ними целый день.

  10. Гораздо лучше для ребенка, если он никогда не усомнится в правоте матери.

  11. Большинству родителей следовало бы воспитывать в детях умение прислушиваться и принимать мнение родителей.

  12. Ребенок должен быть воспитан так, чтобы избегать драк в любой ситуации.

  13. Самое ужасное для женщины в ведении домашнего хозяйства - это чувство, что она не успеет сделать все.

  14. Родителям следовало бы приспосабливаться к детям, вместо того чтобы ждать, что дети приспособятся к ним.

  15. Поскольку ребенку в жизни предстоит многое освоить, непростительно, чтобы он просто так тратил время.

  16. Если вы позволите своим детям жаловаться, то они будут жаловаться чем дальше, тем больше.

  17. Матери лучше бы справлялись с детьми, если бы отцы были добрее.

  18. Маленькому ребенку не следует слышать разговоры о сексе.

  19. Если мать не сумеет создать дома хорошие домашние традиции, и у детей и у мужа будут лишние сложности.

  20. Матери следовало бы взять за правило знать все, что думает ее ребенок.

  21. Дети были бы более счастливы и лучше бы себя вели, если бы родители проявляли интерес к их делам…

  22. Большинство детей должны быть приучены к туалету к 15 месяцам.

  23. Нет ничего хуже для молодой матери, чем воспитывать своего первого ребенка без помощи.

  24. У детей следовало бы поощрять стремление высказываться, если они считают, что какие-то правила в семье неразумны.

  25. Матери следует делать все, чтобы оградить ребенка от разочарований.

  26. Женщина, которая увлекается вечеринками, редко становиться хорошей матерью.

  27. Часто можно предотвратить плохой поступок ребенка, устранив возможную причину этого плохого поступка.

  28. Мать должна быть готова отдать свое счастье ради счастья ее ребенка.

  29. Все молодые матери бояться быть неловкими при уходе за ребенком.

  30. Бывают ситуации, когда женщине нужно прямо и резко поговорить с мужем, чтобы укрепить свое положение.

  31. Строгая дисциплина развивает сильный характер.

  32. У матерей часто возникает чувство, что они больше ни минуты не могут выносить своего ребенка.

  33. Родители никогда не должны выглядеть в глазах ребенка в дурном свете.

  34. Детей нужно научить считаться с родителями больше, чем со всеми остальными взрослыми.

  35. Ребенка следует воспитывать так, чтобы в случае конфликтов он обращался к родителям и учителям, а не дрался.

  36. Женщина, отдающая ребенку все свое время, испытывает чувство, что у нее «подрезали крылья».

  37. Родителям следует заслужить уважение детей своими поступками.

  38. Дети, которые не прилагают усилия для достижения успеха, позже поймут, как много они упустили.

  39. Родители, которые поощряют ребенка к тому, чтобы он говорил о своих проблемах, не понимают, что иногда лучше оставить его одного.

  40. Мужья могли бы активнее выполнять свою часть работы по дому, если бы были менее эгоистичны.

  41. Очень важно не разрешать маленьким мальчикам и девочкам видеть друг друга полностью раздетыми.

  42. Для детей и для мужа лучше, когда мать в состоянии сама справиться с большинством проблем.

  43. Ребенок никогда не должен иметь секретов от родителей.

  44. Если смеяться детским шуткам и шутить с детьми, это многое облегчает в семье.

  45. Чем быстрее ребенок научиться ходить, тем легче его будет обучить.

  46. Несправедлива, если женщина вынуждена нести одна все бремя воспитания ребенка.

  47. Ребенок имеет право на собственную точку зрения, и ему должно быть позволено ее высказать.

  48. Ребенка нужно оградить от работы, которая была бы слишком утомительной и тяжелой для него.

  49. Женщина должна выбирать: либо она будет хорошей хозяйкой дома, либо будет общаться с соседями и приятелями.

  50. Умные родители рано дадут понять ребенку, кто в семье принимает решения.

  51. Мало женщин получают ту благодарность, которую заслуживают за то, что они сделали для своих детей.

  52. Мать всю жизнь будет упрекать себя, если с ее ребенком произойдет несчастный случай.

  53. Даже если муж и жена любят друг друга, все равно они могут раздражать друг друга и ссориться…

  54. Дети, которых воспитывают в строгих правилах, вырастают очень хорошими людьми.

  55. Редкая мать может быть ласковой с ребенком весь день.

  56. Детям не следовало бы узнавать вне дома что-нибудь такое, что ставило бы под сомнение взгляды родителей.

  57. Ребенок рано начинает понимать, что нет большей мудрости, чем мудрость его родителей.

  58. Нельзя оправдать ребенка, который бьет другого.

  59. Большинство молодых матерей более всего тяготятся тем, что привязаны к дому.

  60. Не справедливо, что детей слишком часто принуждают к компромиссам.

  61. Родители должны воспитывать детей так, чтобы они поняли, что для того, чтобы достичь чего-либо, нужно заниматься делом, а не терять время даром.

  62. Родители должны сразу сделать так, чтобы дети не докучали им своими проблемами.

  63. Если мать не справляется с ребенком, то это потому, что отец не помогает ей по дому.

  64. Дети, которые интересуются сексуальными проблемами, став взрослыми, совершают сексуальные преступления.

  65. Планировать домашнее хозяйство должна мать, поскольку она одна знает, что делается в доме.

  66. Тревожные родители пытаются узнать все, что думает их ребенок.

  67. Родители, которые с интересом слушают рассказы детей об их вечеринках, влюбленностях, шутках, облегчают их взросление.

  68. Чем раньше родители ослабляют свои эмоциональные связи с ребенком, тем легче ему будет решать его собственные проблемы.

  69. Умная женщина сделает все возможное, чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и после рождения ребенка.

  70. Принимая какое-либо решение, родителям следует всерьез считаться с мнением своих детей.

  71. Родители должны сделать все возможное, чтобы их ребенок не попал в трудную ситуацию.

  72. Многие матери забывают, что место матери дома.

  73. Детям нужно, чтобы им помогли избавиться от их естественных дурных наклонностей.

  74. Дети должны быть более внимательны к своим матерям, так как матери очень многое переносят ради них.

  75. Большинство матерей боятся, что могут повредить младенца, ухаживая за ним.

  76. В семье могут быть конфликты, которые мирно уладить невозможно.

  77. От большинства детей нужно требовать большей дисциплинированности, чем это обычно делают.

  78. Воспитание детей- разрушительная работа для нервов.

  79. Ребенку не следует спрашивать, о чем думают его родители.

  80. Родители заслуживают высочайшей оценки и уважения своих детей.

  81. Детей не надо поощрять драться и бороться, так как это часто приводит к неприятностям и травмам.

  82. Одна из неприятных сторон в воспитании ребенка та, что у вас нет достаточно свободного времени, чтобы делать то, что вам нравится.

  83. В определенных пределах родители должны обращаться с ребенком как с равным.

  84. Ребенок, с которым у родителей установлены неформальные отношения, чаще всего бывает счастлив.

  85. Если ребенок чем-то расстроен, то лучше не придавать этому серьезного значения, а оставить его одного.

  86. Если бы матери могли осуществить свое самое заветное желание, то скорее всего они попросили бы своих мужей быть более чуткими.

  87. Секс- одна из самых сложных проблем воспитания…

  88. Всей семье будет лучше, если всю ответственность и заботу о ней возьмет на себя мать.

  89. Мать имеет право знать все, что происходит в жизни ее ребенка, потому что ребенок- часть ее.

  90. Если родители будут иногда шутить с детьми, то дети более охотно примут их советы.

  91. Матери нужно приложить много усилий, чтобы приучить ребенка к туалету как можно раньше.

  92. Большинству женщин необходимо больше времени, чем дают им сейчас, для того чтобы оставаться дома после рождения ребенка.

  93. Если у ребенка неприятности, лучше, чтобы он знал, что не будет наказан, если расскажет об этом своим родителям.

  94. Детей нужно ограждать от непосильной работы, чтобы не лишать их уверенности в себе.

  95. Хорошей матери вполне достаточно общения внутри семьи.

  96. Иногда необходимо, чтобы родители сломили волю ребенка.

  97. Матери жертвуют почти всеми своими удовольствиями ради детей.

  98. Мать больше всего боится, как бы по ее вине с ребенком что-нибудь не случилось.

  99. Ссоры естественны, если в брак вступили два человека, каждый из которых имеет собственное мнение.

  100. При строгом воспитании дети более счастливы.

  101. Если ребенок эгоистичен и требователен, это, естественно, выводит мать из себя.

  102. Нет ничего хуже, чем критиковать мать при ребенке.

  103. В детях важнее всего воспитать умение прислушаться и принимать мнение родителей.

  104. Большинство родителей предпочитают спокойных детей.

  105. Для молодой матери обязанности по воспитанию ребенка в тягость, так как они не позволяют ей реализовать себя в других сферах жизни.

  106. Нет никаких оснований, чтобы родители жили так, как они хотят, а детям запрещали это делать.

  107. Чем раньше ребенок поймет, что попусту потраченное время есть потерянное время, тем лучше для негою

  108. Если вы проявляете интерес к детским проблемам, то дети обычно сочиняют кучу историй, чтобы этот интерес поддержать.

  109. Мало кто из мужчин понимает, что их женам, воспитывающим детей, также хочется развлечься.

  110. С ребенком что-то неладно, если он задает много вопросов о сексе.

  111. Замужняя женщина знает, что она должна взять инициативу в ведении семейных дел.

  112. Мать должна быть уверена, что она знает все сокровенные мысли своего ребенка.

  113. Если вы делаете что-то с детьми, то они чувствуют себя ближе к вам и им будет легче общаться с вами.

  114. Ребенка следует как можно раньше от груди и от бутылочек.

  115. Забота о маленьком ребенке доставляет столько хлопот, что нельзя ожидать, чтобы женщина справилась с этим одна.

Обработки и интерпретация результатов

Опросник объединяет следующие шкалы (приводим их названия в том порядке, в каком они расположены в ключе):

  1. Предоставление ребенку возможности высказаться.

  2. Оберегание ребенка от трудностей.

  3. Ограничение матери ролью хозяйки дома.

  4. Подавление воли ребенка.

  5. «Жертвенность» родителей.

  6. Страх причинить вред ребенку.

  7. Супружеские конфликты.

  8. Строгость родителей.

  9. Раздражительность родителей.

  10. Зависимость ребенка от матери.

  11. Поощрение зависимости ребенка от родителей.

  12. Подавление агрессивности ребенка.

  13. «Мученичество» родителей.

  14. Равенство родителей и ребенка.

  15. Поощрение активности ребенка.

  16. Избегание общения с ребенком.

  17. Невнимательность мужа к жене.

  18. Подавление сексуальности ребенка.

  19. Власть матери.

  20. Навязчивость родителей.

  21. Товарищеские отношения между родителями и детьми.

  22. Ускорение развития ребенка.

  23. Необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка.

Ключ опроснику PARY

Ответ

№п/п

АабБ


АабБ


АабБ


АабБ


АабБ

Значение

признака

1

а

24

А

47

А

70

б

93

А

5

2

б

25

б

48

б

71

а

94

б

5

3

А

26

а

49

Б

72

а

95

А

6

4

Б

27

А

50

б

73

А

96

б

4

5

Б

28

Б

51

б

74

а

97

б

1

6

А

29

а

52

а

75

а

98

А

6

7

б

30

А

53

А

76

б

99

А

6

8

б

31

а

54

а

77

а

100

б

5

9

Б

32

а

55

б

78

а

101

а

5

10

А

33

А

56

а

79

Б

102

А

6

11

б

34

А

57

б

80

А

103

А

7

12

А

35

а

58

а

81

А

104

б

3

13

б

36

а

59

а

82

б

105

Б

5

14

Б

37

А

60

Б

83

А

106

а

4

15

б

38

а

61

А

84

а

107

А

4

16

б

39

А

62

Б

85

Б

108

б

3

17

а

40

А

63

А

86

б

109

а

5

18

А

41

б

64

б

87

А

110

б

5

19

А

42

Б

65

а

88

Б

111

а

5

20

а

43

б

66

а

89

А

112

б

4

21

А

44

А

67

А

90

А

113

А

10

22

А

45

Б

68

Б

91

а

114

Б

1

23

А

46

А

69

А

92

б

115

А

7

Мы подобрали методику PARI предназначенную для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли), и, в частности, к ребёнку. Она является наиболее адекватной для изучения проблем воспитания и развития ребёнка в семье. Данная методика разработана американскими психологами Е.С. Шеффер и Р.К. Белл.. В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них - 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 - касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на три группы: I - оптимальный эмоциональный контакт, II - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III - излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19, 23:

  • ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

  • ощущение самопожертвования в роли матери (5);

  • семейные конфликты (7);

  • сверхавторитет родителей (11);

  • неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

  • «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

  • доминирование матери (19);

  • зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

  • побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

  • партнерские отношения (14);

  • развитие активности ребенка (15);

  • уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

  • раздражительность, вспыльчивость (8);

  • суровость, излишняя строгость (9);

  • уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

  • чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

  • преодоление сопротивления, подавление воли (4);

  • создание безопасности, опасение обидеть (6);

  • исключение внесемейных влияний (10);

  • подавление агрессивности (12);

  • подавление сексуальности (18);

  • чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

  • стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики.

В исследовании участвовала 1 семья (отвечала мама), имеющего ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Представим результаты проведенного исследования в таблице

Признаки

Баллы

1

Вербализация

4

2

Чрезмерная забота

6

3

Зависимость от семьи

5

4

Подавление воли

2

5

Ощущение самопожертвования

3

6

Опасение обидеть

5

7

Семейные конфликты

2

8

Раздражительность

5

9

Излишняя строгость

5

10

Исключение внесемейных влияний

4

11

Сверхавторитет родителей

6

12

Подавление агрессивности

10

13

Неудовлетворенность ролью хозяйки

7

14

Партнерские отношения

5

15

Развитие активности ребенка

2

16

Уклонение от конфликта

3

17

Безучастность мужа

4

18

Подавление либидо

3

19

Доминирование матери

6

20

Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

5

21

Уравнение отношения

2

22

Стремление ускорить развитие ребенка

3

23

Несамостоятельность матери

5

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «предварительный портрет» семьи. Низкие показатели по шкале 7 свидетельствуют о минимальности конфликтов во внутрисемейных отношениях. Сбалансированные взаимоотношения между супругами при организации быта, досуга(свидетельствует шкалы 13, 17). В семье присутствует низкий уровень «жертвенности» родителей (шкала 5).

Родительско-детские отношения являются основным предметом анализа в данной методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу, - это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его оптимальности. Для этого сравним средние оценки по первым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональная дистанция, концентрация на ребенке.

В данной семье представлен низкий уровень эмоционального контакта между матерью и ребенком, который выражается в низком уровне партнерских отношений между матерью и ребенком, а также мать подавляет активность ребенка.

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком проявляется в уклонении матери от контакта с ребенком.

Шкала концентрация на ребенке выражается в подавлении воли ребенка и его сексуальности, мать не стремиться ускорить развитие ребенка. У матери возникает желание, чтобы ребенок зависел от нее.

Рекомендации для мамы

Итак, рассматривая благополучие ребёнка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности, как одну из важнейших функций семьи, необходимо учитывать следующее: (рекомендации для мамы)

1. Ребёнок - не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет своё поведение, отношение к семье и к себе самому. В определённой мере ребёнок - воспитатель себя. Главное - ребенок должен проявлять активность и своё «я»

2. Дети, вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления, иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами. То есть формировать партнерские взаимоотношения.

3. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но и в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.

4. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

5. Учитесь прислушиваться к своему ребенку, учитывать его желания интересы, формируйте активную личность.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые можно использовать для гармонизации взаимоотношений между родителем и ребенком.

Как правильно подобрать игры для ребенка

Название игры

Для какого возраста подходят

В чем особенность игры

«Узнай героя»

Для детей от 3х лет.

Дети при помощи мамы и папы учатся адекватно и правильно оценивать поступки сказочных героев.

«Давайте споем»

Для детей от 3х лет и старше.

Помогает развить голос. Выявить скрытые таланты песнопения. Домашние помогают почувствовать живой вкус песен.

Придумай сказку

Для детей старше 5ти лет.

Развивает творческое воображение. Усовершенствуются логические способности ребенка. Родители учатся мыслить как дети.

«Облака - фигурки»

Для детей младшего школьного возраста.

Дети учатся делиться своим мнением. Хорошо развивается фантазия. Взрослые учатся смотреть на мир глазами ребенка.

Представленные в таблице игры направлены на формирование партнерских взаимоотношений, установлению контактов между родителями и детьми.

Рассмотри еще несколько игр направленных на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений

Упражнение "Зеркало"

Цель: научить воспринимать другого человека.

Выполняется в парах. Участники договариваются: кто "зеркало", а кто человек. Человек смотрит в зеркало и выполняет какие-то действия. Зеркало повторяет. Затем роли меняются. Повторить 2 раза.

Упражнение-медитация "Портрет"

Цель: активизация эмоционально-телесных связей, релаксация.

Звучит приятная, спокойная музыка. Мама и ребенок садятся друг напротив друга. Они "рисуют" лицо. Начинает мама. Осторожно обводит черты лица ребенка сначала пальцем, затем чистой кисточкой. Ребенок так же "рисует" мамин портрет.

Игра "Похвалилки"

Цель: способствовать повышению самооценки ребенка.

Ребенку предлагается рассказать, как однажды он здорово что-то сделал или совершил какой-то поступок. На обдумывание дается несколько минут. Свой рассказ надо начинать словами: "Однажды я…" Родитель выслушивает и высказывает, начиная со слов: "Я рада…" и/или "Мне приятно…" Ребенку задают вопрос: нравится ли ему такая похвала?

Аппликация "Снежная картина"

Цель: формировать способности конструктивного взаимодействия.

Предлагается создать на листе бумаги "Снежную картину" из обрывков газет и любого другого художественного материала по выбору. Придумать название и рассказать о содержании своей картины.

Упражнение "Снеговички"

Цель: снятие мышечного напряжения, эмоциональная разрядка.

Родитель "лепят" из своих детей "снеговичков", стараясь передать с помощью мимики и пластики их характер. (Предложить родителям "лепить" активнее: слегка похлопать своих деток, пощипать, помять.) Затем описывают своего "снеговичка":

- Какой он? Что хотелось передать? Какова главная черта его характера?

Игра "Черепахи"

Цель: развитие саморегуляции.

Ведущий. А сейчас у нас соревнование… черепах. Как вы думаете, какая черепаха победит в этом соревновании? Самая медлительная! Мамы будут черепахами, а дети - их "панцирями". Кто в течение одной минуты проползет меньшее расстояние - тот и победитель.

Мамы становятся на колени, дети ложатся им на спину, обхватывая руками. По команде начинается соревнование. По окончании - поздравление победителя. Затем роли меняются: ребенок - черепаха, мама - панцирь, обнимает ребенка сзади и подстраивается к его темпу.

Упражнение "Эффективное взаимодействие"

Цель: расширение поведенческого репертуара в конфликтной ситуации.

Каждый участник выбирает себе какой-либо предмет или игрушку. Сначала один держит предмет в руках. Задача второго - уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет. Затем участники меняются ролями. Следующий шаг - упражнение выполняется с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждение:

- Когда было легче просить предмет?

- Почему вы решили все-таки расстаться со своим предметом?

- Какие слова или действия побудили вас к этому?

Игра "В тридевятом царстве"

Цель: установить взаимопонимание между взрослым и ребенком.

Предлагается нарисовать иллюстрацию к любимой сказке, изображая героев и запомнившиеся события. Предварительно родителям дается "шпаргалка" с инструкциями для совместной самостоятельной работы над рисунком.

Инструкция для родителей

Какая ваша любимая сказка? (Пусть выберет ребенок.) Кто в ней главный герой? Какие еще персонажи живут в сказке? Вспомните наиболее понравившийся ребенку эпизод. Нарисуйте его вместе с ребенком. После того как рисунок закончен, попросите ребенка пометить на рисунке, где бы он хотел оказаться, если бы это было возможно. Предложите ребенку описать свои действия в сказке:

• Что бы ты там делал?

• Как бы к тебе отнесся главный герой? А другие персонажи?

• Что бы ты ответил главному герою, если бы он спросил тебя…

• А что бы ты сделал на месте главного героя?

• Что бы ты чувствовал на месте главного героя?

• Что бы ты хотел изменить в сказке?

Во время презентации рисунков родители рассказывают о действиях своего ребенка в сказке, стараясь точно передать полученную информацию. Ребенок должен оценить: все ли верно в рассказе.

Упражнение "Родители и дети глазами друг друга"

Цель: закрепление позитивного отношения друг к другу.

Необходимо по очереди рассказывать о своих близких:

- Расскажи о своей маме (расскажите о своем ребенке). Какая она (какой он)?

- Что любит делать?

Что ей (ему) нравится? Что не нравится?

- За что ты (вы) ее (его) любишь (те)?

Все предложенные игры направлены на установление контактов между детьми и родителями, на возможность прислушаться к друг другу, на концентрации на ребенке как на личности, без формирования зависимостей и подавления внутреннего «я».

Вывод

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость ребенка от взрослого. Поведение взрослого постоянно обусловливают активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия и в случаи неуспеха. В условиях установления положительных взаимоотношений со взрослым ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими. Отчужденное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность: ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться или начинает фрустрировать и выплескивать свою агрессию на сверстников. Большинство детей в условиях отчужденного отношения со стороны взрослого прекращают начатую деятельность, становятся вялыми и безразличными. Часть детей, напротив, может увеличить темп работы, но при этом продуктивность деятельности все равно резко падает. Негативное отношение взрослого, которое он демонстрирует ребенку, вызывает у него типичные реакции: ребенок или стремится преодолеть барьер отчуждения и установить контакт со взрослым, или сам замыкается и старается избежать общения.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы они для родителей или нет, как они сами относятся к родителям. На основе своего жизненного опыта и обобщения его доступными интеллектуальными средствами ребенок может прийти к разным внутренним позициям, они в общей форме отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.



Список литературы

1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1993.

2. Практикум по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.: ил.

3.Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной// Вопросы психологии. - 1996 - № 6.



26



© 2010-2022