Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом













Трубникова Татьяна Геннадиевна,

воспитатель МБДОУ №5, г. Мариинска






Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Сенсорное развитие дошкольников

1.1 Сущность сенсорного развития детей…………………………….…………6

1.2 Показатели сенсорного развития младших дошкольников………………10

Глава 2. Игры с природным материалом как средство сенсорного развития в разных возрастных группах

2.1 Роль дидактических игр с природным материалом в развитии сенсорных способностей детей…………………………………………………...…………13

2.2 Содержание работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников посредством организации дидактических игр с природным материалом……………………………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы.……………………………………………………………...23

Приложение

Приложение 1. Игры для ознакомления детей с овощами и фруктами……..24

Приложение 2. Игры по ознакомлению детей с комнатными растениями….27

Приложение 3. Игры по ознакомлению с деревьями и кустарниками………31




Введение

Период дошкольного детства является временем активного познания ребенком окружающей действительности, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. Один из представителей детской отечественной психологии А.Н. Леонтьев первые семь лет называл периодом «очеловечивания», т.к. именно в дошкольном возрасте происходит овладение необходимыми социальными навыками: членораздельной речью, социально приемлемыми формами поведения, способностью к продуктивными видам деятельности, к знаковому мышлению. Поэтому детские психологи остро ставят вопрос оказания помощи ребенку в период дошкольного детства.

В настоящее время в области педагогической практики идет поиск альтернативный путей в соответствии с современным государственным стандартом (ФГОС), наблюдается возрождение дидактических систем известных классиков Ф. Фребеля, М. Монтессори, Ж.О. Декроли и др. Однако из современной системы дошкольного воспитания отмечается выпадение ценных идеи, опыта, накопленных в отечественной дошкольной педагогике второй половине ХХ века по вопросам сенсорного воспитания младших дошкольников, а такдже значение развития сенсорных способностей в процессе формирования и всестороннего развития личности. Развитие теории дошкольной педагогики, связанной с проблемами сенсорного воспитания отмечается на рубеже XIX-ХХ веков, вплоть до 1917 года. Сущность, цель, методы и условия сенсорного воспитания детей дошкольного возраста проанализированы и обобщены в работах Н. Ф. Виноградовой, Л.А. Венгер, Е. А. Гребенщиковой, Л.М. Казарян, Л.А. Калмыковой и др.

Одним из важных направлений педагогической работы с дошкольниками является сенсорное развитие, которое играет неоценимую роль в умственном развитии ребенка, в формировании представлений о внешних свойствах вещей, развитии процесса восприятия. В связи с этим большое значение имеет создание системы целенаправленного сенсорного воспитания.

Педагоги-практики подчеркивают [11] возможность системы работы по сенсорному воспитанию создавать условия для формирования самостоятельной познавательной активности. В ходе организации сенсорного воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС педагоги имеют возможность разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания, внедряя в педагогический процесс инновационные технологии. Целенаправленная систематическая работа, направленная на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста, позволяет расширять кругозор каждого воспитанника, способствует эффективному освоению сенсорных эталонов.

Как известно, игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Большие возможности для сенсомоторного развития дошкольников имеет дидактические игры с природным материалом. Исходя из актуальности сенсорного воспитания детей посредством дидактических игр с природным материалом в качестве выбрана тема итоговой работы - «Сенсорное воспитание детей в процессе игр с природным материалом».

Целью работы является рассмотрение особенностей сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом.

Задачи итоговой работы следующие: 1)изучить и проанализировать психолого-педагогические источники по вопросу сенсорного воспитания младших дошкольников посредством игр с природным материалом; 2)описать сущность сенсорного воспитания; 3) на основе анализа психолого-педагогической литературы выявить показатели сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста; 4)охарактеризовать роль игр с природным материалом в развитии сенсорных способностей дошкольников; 5)представить содержание игр с природным материалом в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 5 «Рябинка».

Практическая значимость заключается в описании собственного опыта работы по сенсорному воспитанию младших дошкольников посредством игр с природным материалом, а также составление методических рекомендаций для воспитателей и родителей по использовании игр с природным материалом для сенсорного развития воспитанников.






1.Сенсорное развитие дошкольников

1.1 Сущность сенсорного развития детей

Сенсорное воспитание дошкольников - это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия [10].

Познание окружающего мира начинается с ощущений.

Ощущение - элементарный психический процесс, представляющий собой субъективное отражение живым существом в виде психических явлений простейших свойств окружающего мира [7, С.562].

В психологии выделяют 4 вида ощущений: слуховые, или ощущения звука, обонятельные, т.е. ощущения запаха, вкусовых ощущения, в структуру которых входит 4 модальности: кислое, сладкое, соленое, горькое и их разнообразные сочетания, осязательные, тактильные ощущения, включающие в себя ощущения давления, боли, тепла, холода.

Восприятие представляет собой процесс приема и переработки человеком разнообразной информации, поступающей в мозг через органы чувств, которое завершается формированием образа [7, С.549].

Органы чувств - это специализированная периферическая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая благодаря своим рецепторам получения и первичный анализ информации из окружающего мира [10].

Сенсорное воспитание неразрывно связано с развитием анализаторов. Развивать анализаторы - «значит научить ребенка обследовать предметы. Такие обследовательские действия в психологии называют перцептивными» [10].

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.д.

Основная задача сенсорного воспитания - формирование умения воспитанника сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие.

Другими важными задачами сенсорного воспитания является формирование основных представлений об основных свойствах предметов и явлений, развивать умение выделять отдельные признаки предметов, находить их сходством по признакам.

В дошкольной педагогике и психологии сенсорное воспитание считается фундаментом умственного воспитания, т.к. обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов, способствует развитию памяти, воображения, внимания, наблюдательности.

Слово «сенсорный» в переводе с латинского «sensus» означает «чувство», «ощущение», «восприятие». Сенсорное воспитание направлено формирование способности дошкольников точно, в полном объеме и расчлененно воспринимать предметы, их разнообразные характеристики: цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.д.

Одной из задач сенсорного воспитания является усвоение сенсорных эталонов, среди которых выделяют эталоны цвета (красный, желтый, зеленый, синий), формы (треугольник, квадрат прямоугольник, овал и т.д.) величины (большой, маленький, самый маленький), вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый), обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, времени суток и года).

В современных источниках дошкольной психологии выделяются такие этапы освоения сенсорных эталонов.

1.Этап освоения сенсорных предэталонов включает в себя освоение некоторых особенностей формы, величины предметов, расстояния и т.д. Возрастные рамки этого этапа с 6 месяцев до первой половины третьего года жизни.

2.Знакомство с предметными эталонами через сравнение представляет собой освоение ребенком сенсорных характеристик путем сравнения с какими-либо знакомыми для ребенка предметами. Например, желтый цвет ребенок соотносит с лимоном, оранжевый - с апельсином, круглую форму с мячом, квадратную - с кубиками. Продолжительность этого этапа - с 3 до 7 лет, т.е. период дошкольного детства.

3. Этап сравнения качества предметов с общепринятыми эталонами начинается 6-7 лет. Так, эталоном цвета является семь цветов спектра и их оттенки, эталонами слухового восприятия - звуковысотная шкала (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и звуки родного языка.

Сенсорное воспитание оказывает значительное влияние на расширение словарного запаса детей.

Следует отметить, что сенсорное развитие дошкольников происходит в самых разных видах детской деятельности, особое место в которой отводится играм, благодаря которым и происходит накопления представлений об окружающем мире.

В дошкольной педагогике сложилось несколько систем сенсорного воспитания дошкольников.

В системе сенсорного воспитания Ф. Фребеля предложены особые дидактические материалы, называемые в педагогике «дары Фребеля», которые представляют собой систему занятий и игр с мячами и геометрическими телами - шариками, кубиками, цилиндрами, брусочками. Именно Ф. Фребель, создатель первых детских садов, вводил в систему воспитания детей игры-занятия, используя камешки, песок, палочки.

В системе сенсорных игр Ж. О. Декроли, в отличии от Ф. Фребеля, используются окружающие предметы и явления, в частности, и природный материал. В основе системы сенсорного воспитания Ж. О. Декроли является теория интересов и потребностей ребенка, которые определяются инстинктивными формами, поэтому основной метод сенсорного воспитания в его теории - «центры интересов», сущность которого заключается в построении работы с детьми в соответствии с детскими потребностями.

В начале ХХ века получила широкое распространение система сенсорного воспитания выдающимся итальянским педиатром и педагогом М. Монтессори, которая разрабатывала методы воспитания детей с умственной отсталостью. Эти методы нашли успешное применение в воспитании нормальных детей.

Главной целью развития ребенка, по мнению М. Монтессори, является познавательное и интеллектуальное развитие. Основой всех познавательных процессов служит восприятие. В основе интеллектуального развития лежит умение дошкольников собирать, различать и классифицировать чувственные впечатления. М. Монтессори разработала сенсорный материал, позволяющий осуществлять многочисленные упражнения, направленные на развитие интеллекта путем различения и классификации различных чувственных признаков предметов. Средства сенсорного развития, разработанные М. Монтессори, представляют собой дидактический материал для учебных упражнений.

В содержании сенсорного материала М. Монтессори представлены различные воспринимаемые качества вещей - форма, цвет, размер, температура, вес, гладкость или шероховатость поверхности, запахи, звуки и др., причем в каждом предмете выделено то качество, на котором фиксируется детское внимание. Например, для различения высоты или объема используются просто цилиндры или призмы, убывающие в размерах, для различения формы применяются плоские геометрические фигуры, для различения цвета - простые таблички из цветной бумаги или шелка.

Работая с сенсорным материалом М. Монтессори, ребенок учится классифицировать качества предметов, располагая их в определенной последовательности в соответствии с различными сенсорными характеристиками. Специальной задачей во многих упражнениях является сериация, т.е. расположение предметов в порядке убывания или возрастания: кубики в «розовой башне» по размеру, «коричневая лестница» из 10 деревянных призм с квадратным основанием от самой тонкой до самой толстой.

Оригинальную систему дидактических материалов, направленных на сенсорное развитие дошкольников, создала Е.И. Тихеева. В основе системы сенсорного воспитания Е.И. Тихеевой лежит реализация принципа парности: две чашечки, две вазочки, использования игрушек и природного материала: листья, цветы, плоды, шишки, ракушки и т.д. Игры и занятия с такими дидактическими материалами сопровождаются беседами, а руководящая роль отводится педагогу.

А.П. Усова в структуре сенсорного воспитания большую роль отводил в организации чувственного опыта и игр.

Таким образом, сенсорное воспитание дошкольников является неотъемлемым компонентом воспитательно-образовательного процесса в условиях детского сада и требует организации целенаправленной педагогической работы. Для эффективности планомерной системы сенсорного воспитания в конкретной возрастной группе необходимо сформулировать критерии сенсорного воспитания. Рассмотрим содержание и показатели сенсорного развития младших дошкольников.

1.2 Содержание и показатели сенсорного развития младших дошкольников

Планируя и осуществляя систематическую целенаправленную работу по сенсорному воспитанию младших дошкольников, необходимо представлять этапы развития восприятия.

Нормативные документы, источники дошкольной педагогики рекомендуют знакомство детей младшего дошкольного возраста с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Во второй младшей группе проводится работа, направленная на формирование умений воспитанников узнавать цвета и запоминать их название. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов по признаку цвета, группировку предметов по цвету, знакомятся с сочетаниями цветов.

У детей младшего дошкольного возраста в первую очередь формируются представления об ахроматических цветах, белом и черном цвете. Л.А. Венгер [8, С.42] предлагает в первое время вводить 6 цветовых тонов спектра, исключив из спектра трудно усваиваемый малышами голубой цвет. Позже формируются представления детей об оттенках, происходит знакомство младших дошкольников с голубым цветом как промежуточным между зеленым и синим.

В младшем дошкольном возрасте формируются элементарные представления о геометрических формах, сериационных рядах из предметов, образующих ряд убывающих или возрастающих величин. Большое внимание уделяется выработке способов изучения предметов: последовательного осмотра и описания формы, группировки объектов по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, сравнения предметов по величине, выполнения сложных действий в системе «рука - глаз».

В рамках сенсорного воспитание неоценимую роль играет ознакомление с вкусовыми и тактильными представлениями (гладкая или шероховатая поверхность). В содержании сенсорного воспитания малышей знакомят с основными вкусовыми характеристиками: кислое, соленое, сладкое, горькое

В младшем дошкольном возрасте активно развивается аналитическое восприятие, включающее в себя умение разбираться в сочетании цветов, расчленять сложную форму предметов и выделять отдельные критерии величины.

В.Я. Семенова отмечает характерные черты восприятия младших дошкольников: фрагментарность, слабая направленности процессов анализа и синтеза, обедненность, некоторое снижение цветовой чувствительности, которая выражается в преимущественном различении белого и черного цвета и насыщенных цветов (красный, синий) и затруднении названий многих цветовых оттенков.

Исходя из содержания сенсорного воспитания, для детей младшего дошкольного возраста выделяются следующие показатели:

- умение соотносить и располагать цвета в соответствии с образцом, умение находить цвета и их оттенки по названию, называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), дополнительные цветов (оранжевого и фиолетового) и оттенков (серого, розового, голубого);

-умение различать и соотносить предметы по форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал) ;

- умение различать и сравнивать предметы по величине (большой, маленький, средний, такой же) и располагать предметы в сериационном ряду в порядке возрастания или убывания;

- различать звучание различных инструментов, музыкальных произведений, человеческой речи различной громкости;

- выработка умений ориентировки в пространстве;

- умение различать и называть другие признаки предметов: вес (тяжелый - легкий), фактуру (шершавый, гладкий), температуре (горячий , холодный, теплый), время (времена суток, времена года), вкус и запах.

Основная задача ознакомления детей младшего дошкольного возраста с различными свойствами предметов - формирование умений действовать с ними и учитывать их свойства. Дети с увлечением исследуют предметы окружающей действительности, применяя при этом всевозможные известные им способы: рассмотреть, потрогать, попробовать на вкус.

Сенсорное развитие осуществляется в условиях повседневной жизни в процессе игр, труда, в ходе которых осуществляется целостное восприятие различных предметов и явлений окружающей действительности. Неоценимую роль в процессе сенсорного воспитания младших дошкольников играют игры с природным материалом, которые вызывают наибольшую заинтересованность детей.

2. Игры с природным материалом как средство сенсорного развития в разных возрастных группах

2.1 Роль игр природным материалом в развитии сенсорных способностей детей

Игры с природным материалом рано входят в жизнь ребенка. К.Д. Ушинский писал: «Дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которых они не могут изменить по своему желанию ... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом ... для детей лучшая игрушка - куча песка» [8, С.23]. В таких играх малыш чувствует себя комфортно. Игра помогает ребенку выражать свои чувства, переживания, особенно в младшем дошкольном возрасте, т.к. именно малыши испытывают острую нехватку вербальных средств. Основным мотивом игры в этом возрасте является не получение конкретного результата деятельности, а сам процесс игры. Ярким примером является излюбленные игры малышей с песком, водой, снегом, приносящие ребенку внутренний покой и радость. Эти игры полны свободы и независимости и являются простором для бесконечного экспериментирования. Поэтому природный материал можно успешно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, знакомство с формами и фактурой предметов, развития мелкой моторики и речи. С помощью игр с природным материалом осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия и речи. Малыши в ходе игр с различными природными материалами и их свойствами учатся сравнить объекты и явления, выделяя признаки сходства и различия, а также приобретают умение классифицировать объекты по форме, цвету, величине, что закладывает фундамент для расширения сенсорного опыта младших дошкольников.

Игры с природным материалом - снегом, песком, глиной, водой, травой, палочкой, ракушками, шишками, желудями, плодами шиповника, семенами клена, липы, колосьями, листьями, корнями растений, мохом, корой и т.д. являются не только средством формирования важных тактильных и зрительных ощущений, но и прекрасным сырьем для изготовления детских поделок и игр с ними.

В основе педагогического руководства игр с природным материалом лежит организация условий для ориентировочной деятельности детей и игровых действий.

Например, в условиях в детском саду №5 «Рябинка» г. Мариинска, для игр с песком применяются разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, сита, фигурки и силуэты представителей животного и растительного мира, куклы. Сухой песок малыши пропускают через воронки, наполняют им баночки. Из влажного песка дети могут слепить различные куличики и пирожки для игры, строить различные крепости, башни, глубокие каналы. В таких увлекательных играх дети узнают свойства природных материалов.

Игры с водой в младшей группе в группе и на участке знакомят малышей с разными свойствами предметов. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, моют игрушки, проделывают несложные опыты. На участке детского сада младшие дошкольники с удовольствием пускают кораблики, изготовленные из бумаги, коры дерева в лужи, ручейки, узнают, какие предметы тонут, а какие - плавают. В ходе таких игр малыши подводятся к пониманию того, что вода принимает форму сосуда и течет.

Наличие различных игрушек создает необходимые условия для разнообразной деятельности воспитанников и накоплению чувственных представлений. Большую роль играет участие в играх воспитателя. В процессе совместной игры с детьми педагог уточняет, изменяет состояние и свойства материалов, показывает последовательность и содержание игровых действий.

Так, педагог напоминает о том, что песок лучше полить, потому что с мокрым песком хорошо играть. Во время поливки песка организовывает наблюдение за водой: куда она делась, почему воды в песке не видно. Предлагая детям взять инициативу игры в свои руки, спрашивает, что можно сделать из мокрого песка? (дворик, сад, огород и т.д.). В ходе строительной игры воспитатель обращает внимание на способы действий: прихлопать стенки домика, чтобы они были красивыми и крепкими.

Подобные строительно-сюжетные игры с песком способствуют формированию ручных умений, навыков ориентироваться в расположении своей постройки в составе коллективной работы, т.е. закладываются навыки ориентировки в пространстве.

При играх с песком происходит обучение детей разнообразным действиям, обогащающим сенсорный опыт детей: набирать в формочки снег и изготавливать из него цветные льдинки, сделать горку из снега. В ходе игр у детей формируются представления о приемах преобразования снега, самым простым из которых считается лепка: например, лепят комочки-снежки, зайчика с ушками, морковку. Изготавливая комы для снеговика, малыши усваивают свойства влажного снега: большая прочность, тяжесть и т.д.

В летнее и осеннее время при богатом выборе природного материала (желуди, шишки, веточки и т.д.) игровая деятельности младших дошкольников организуется на участке детского сада. Так, педагога дает малышам изготовленные из природного материала игрушки: цыплят, гусей, уточек, предлагает их рассмотреть и рассказывает о материалах, из которых они изготовлены. Вокруг этих птиц из найденного природного материала малыши делают заборчик для птиц, пруд, кормушки с кормом, обыгрывают постройку.

Из природных материалов изготавливают музыкальные инструменты: с помощью пластиковых бутылок или других емкостей, наполненных косточками от вишни, черешни, арбуза, персика педагог делает шумелки. В зависимости от наполнения бутылки определенным содержимым, различается звучание шумелки.

Из плодов рябины с помощью иголки и нитки можно сделать украшения: бусы, браслет, из одуванчиков, осенних листьев - венки на голову. В играх с таким природным материалом дети повторяют цвет, исследуют тактильным способом различные материалы. Закрепление цвета, формы происходит при совместном изготовлении гербария и картины из засушенных цветов и трав.

Играя с камнями различной формы, дети закрепляют тактильные ощущения: гладкий, шероховатый, острый, закругленные.

Интересны детям игры из природных материалов с ракушками, привезенными с отдыха из теплых стран. Малыши вместе с педагогами рассматривают отличия морских ракушек, изготавливают и обыгрывают поделки. В ходе поделок из ракушек происходит сенсорное воспитание: знакомство с различным формами (овальная форма донаксов, удлиненная форма мидий и т.д.).

Таким образом, в младшем дошкольном возрасте происходит взаимодействие с окружающей средой, которое является мощным средством сенсорного воспитания. В природной среде малыш получает первый творческий опыт и представления о свойствах предметах и явлениях действительности. Основными методами организации сенсорного воспитания посредством игровой деятельности являются игры с элементами экспериментальной деятельности, строительно-сюжетные игры и изготовление поделок из природного материала с последующим обыгрыванием. Большую роль в структуре сенсорного воспитания младших дошкольников имеют дидактические игры с природным материалом, которые мы рассмотрим в следующем разделе из собственного опыта педагогической работы.

2.2 Содержание работы по развитию сенсорных способностей младших дошкольников посредством организации дидактических игр с природным материалом

В младшей группе организовываю дидактические игры с природным материалом, начиная со знакомых детях овощей и фруктов, среди которых малыши ищут похожие, различают предложенные фрукты и овощи по определенным признакам. Первоначально овощи и фрукты подбираются материалы, которые резко отличаются по характерным признакам. Так, для различения свойств овощей и фруктов наощупь определяюся свойства моркови, огурца, яблока и свеклы. Затем выбираются похожие по форме овощи и фрукты, например, апельсин, лимон, лук и т.д.

Процесс усложнения игр выражается в постепенном увеличении количества природного материала, в организации самостоятельного выполнения игрового задания, в формировании умения контролировать правильность выполнения задания. Например, в дидактических играх с комнатными растениями «Найди такой же», «Цветок» внимание малышей заостряется на более точном определении окраски листьев с названием оттенков, (темно- или светло-зеленый лист).

Организуя дидактические игры с природным материалом, мной выдвигаются следующие игровые задачи:

- нахождение предметов по сходству (сначала с овощами и фруктами, затем - с комнатными растениями, позже - с камешками, листьями, деревьями и кустарниками и т.д., );

- нахождение предметов по словам-названиям, в процессе которого происходит закрепление в памяти детей знакомых предметов, конкретизирующих значение обобщенных слов;

- выделение отдельных признаков растений, в ходе которого дошкольники узнают большой объем сведений о представителях растительного мира, создается основа для развития умения обобщать полученные впечатления;

- узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, на запах) и называть их, решение которых позволит дошкольникам ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира;

- группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме), в ходе которых малыши закрепляют сенсорные знания, полученные ранее;

- выработка умения находить целое по части, что позволяет младшим дошкольникам научиться узнавать составные части и признаки разнообразного природного материала;

- нахождение растения по описанию взрослого, в ходе которого дети могут лучше различить отличительные признаки растений, формируется умение отлично мыслить.

При организации дидактических игр с природным материалом основное внимание обращается на активность всех воспитанников в играх: выполнение какого-либо игрового задания или роли, повторение действий другого ребенка.

В ходе дидактических игр с природным материалом приучаю детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств и признаков предметов и явлений.

Дидактические игры с овощами, фруктами, комнатными растениями, деревьями и кустарниками представлены приложении №1.

В процессе педагогической деятельности при организации игр с природным материалом как средством сенсорного воспитания активно используются элементы дидактических систем известных классиков дошкольной педагогики и психологии: игры с нетрадиционными материалами Ф. Фребеля, игровые упражнения, направленные на сериацию предметов в порядке возрастания или убывания по технологии М. Монтессори.

При организации игр младших дошкольников с природным материалом необходима реализация следующих принципов:

1)обогащение и углубление содержание сенсорного воспитание предполагающего формирование у детей широкой ориентировки в предметном окружении (традиционное знакомство с цветом, величиной и формой предметов окружающей действительности, создание условий для формирования музыкального слуха и т.д.)

2) сочетание обучение сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей (совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения);

3) учет возрастных, физиологических и психологических особенностей воспитанников, осуществление индивидуального подхода;

4)взаимодействие с родителями воспитанников и специалистами ДОУ по организации сенсорного воспитания детей.

5) сообщение обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей мире.

Исходя из имеющегося педагогического опыта работы, направленной на осуществление сенсорного воспитания детей в процессе игр с природным материалом, мной разработаны следующие методические рекомендации для педагогов групп младшего дошкольного возраста.

1.Обеспечение активности и эмоционального настроя детей в процессе игровой деятельности с природным материалом.

2. Систематически организовывайте прогулки, экскурсии, в процессе которых наблюдайте за интересными предметами и явлениями окружающего мира, активно привлекайте воспитанников к сбору природного материала (шишки, семена клена, березы, различных цветов, засушенные травы и лепестки)

3. Храните собранный природный для детских поделок и игры аккуратно в коробках под крышками, наклеив соответствующие обозначения и разделив на ячейки для хранения мелкого материала.

4. Вместе с детьми рассматривайте, ощупывайте, обращайте внимание на оригинальность природных материалов причудливых форм (изогнутые веточки, интересные формы овощей и фруктов и т.д.)

5. В ходе изготовления детских поделок из природного материала используйте художественное слово.

6. Мастерите в присутствие детей, давайте им посильные трудовые поручения: смазать кисточкой с клеем внутреннюю часть скорлупы грецкого ореха, надеть на нее шишку - получится грибок, с которым можно с помощью мелких игрушек разыграть различные сценки. В кусочек коры можно предложить ребенка вставить палочку, надеть на нее парус из бересты - изготовлена лодочка, которую можно пускать в таз с водой в группе, в лужи и ручейки на участке весной.

7.Поощряйте стремление детей собрать и использовать в играх и поделках природный материал различных регионов: ракушки, скорлупа грецких орехов, из теплых стран, шишки, семена из родного края.

8.Чаще планируйте в ходе совместной деятельности коллективное изготовление и обыгрывание различных коллективных композиций по мотивам сказок, водной, лесной тематики и т.д.

9. Активно привлекайте к сбору природного материала родителей.

Заключение

Младший дошкольный возраст - период активного сенсорного развития ребенка, который представляет собой процесс освоения всего многообразия свойств предметов и явлений окружающего мира через ощущения и восприятия.

Специфика сенсорного развития детей заключается в тесной связи с головным мозгом, который является движущей силой развития и активно развивается в этот период. Особенно активно развиваются анализаторные системы - слух, зрение, обоняние, осязание и вкусовые ощущения.

Показателями сенсорного развития младших дошкольников является формирование полноценного восприятия основных свойств и качеств предметов и явлений: цвета спектра, простейшие геометрические формы, размеры, фактуры предметов, основные вкусовые и тактильные качества.

Большое значение в эффективности сенсорного воспитания имеет разнообразие игровых средств из природного материала. Желательно, наличие игрушек из дерева, камня, глины и т.д.

Неоценимую роль в организации работы , направленной на формирование сенсорных эталонов имеют наблюдения, организация опытно-исследовательской деятельности, строительно-сюжетные игры, изготовление детских поделок с последующим обыгрыванием.

В ходе осуществление своей педагогической деятельности с младшими дошкольниками активно использую составленную картотеку игр с природным материалом: дидактические игры с овощами и фруктами, деревьями и кустарниками, камешками и веточками и т.д.

В процессе написания работы мной рассмотрены особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста в процессе игр с природным материалом, изучены и проанализированы психолого-педагогические источники по вопросу сенсорного воспитания младших дошкольников посредством игр с природным материалом. В ходе выполнения работы описана сущность сенсорного воспитания, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены показатели сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Во второй главе работы характеризована роль игр с природным материалом в развитии сенсорных способностей дошкольников и представлено содержание игр с природным материалом из опыта работы.

Таким образом, поставленные цель и задачи работы успешно выполнены.






Список литературы

1. Виноградова, Н.Ф., Куликова, Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг [Текст]: учеб. пособие / Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова. - М.: Просвещение, 2007. - 223 с.

2.Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника [Текст] / Т. И. Волкова // Молодой ученый. - 2014. - №14. - С. 279-281
3.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Книга для воспитателей детского сада Л.А. Венгер, А.П. Усова и др. - М.: Новое знание, 2006. - 304с.

4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2004. - 112с.

5. Запорожец, А.В. Сенорное воспитание дошкольников : Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1993. - 98 с.

6. Костюк, М. Гармоническая атмосфера Монтессори [Текст] / М.Костюк // Дошкольное воспитание. - 2008. - № 11. - 47 с.

7. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений в 3 кн., кн.1. - М.: Владос, 2003. - 576с.

8.Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: учебное пособие М.: Политиздат, 2003. - 198 с.

9. Пилюгина, Э.Г. Игры - занятия с малышом от рождения до трех лет. - М.: Мозаика - синтез, 2009. - 120 с.

10. Большая психологическая энциклопедия // Интернет-ресурс: psychology.academic.ru

11. Сенсорное развитие детей /портал «Сосед-домосед»: sosed-domosed.ru/sensornoe-razvitie-doshkolnikov/

12.Шаропова Р.В. Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста / Интернет-ресурс: : fullref.ru/job_62a6fc4be75be09e0a7ea38da793a750.html

Приложение 1.

ИГРЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВОЩАМИ И ФРУКТАМИ

С раннего детства ребенок видит вокруг себя различные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об отдельных признаках растений, даже знакомых им. Поэтому в играх с детьми второй младшей группы надо не только уточнять названия, но и помогать малышам выделять и определять свойства и качества различных овощей и фруктов.

Найди, что покажу*

Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.

Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.

Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.

Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.

Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».

Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Примечание. В дальнейшем игру можно усложнить, добавляя овощи и фрукты, похожие по форме, но отличающиеся по окраске. Например: свеклу, репу; лимон, картофель; помидор, яблоко и др.


Найди, что назову*

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.

Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов. Правило. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.

Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).

Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме». Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку)». И т.п.

Второй вариант.

Овощи и фрукты укладывают в вазы разной формы шарообразной, овальной, удлиненной. При этом форма вазы должна соответствовать форме спрятанного в нее предмета. Дети ищут названный предмет.

Третий вариант.

Игра оборудуется и проводится так же, как и в первых двух вариантах. Здесь решается задача -закрепить в памяти дошкольников окраску предметов.

Овощи и фрукты раскладывают (прячут) в вазы разной окраски в соответствии с окраской предмета.

Угадай, что в руке

Дидактическая задача. Узнать названный предмет с помощью одного из анализаторов.

Игровое действие. Бег к воспитателю с предметом, узнанным на ощупь.

Правило. Смотреть на то, что лежит в руке, нельзя. Нужно узнать на ощупь.

Ход игры. Дети стоят, образуя круг. В руки, отведенные за спину, воспитатель раскладывает овощи и фрукты. Затем показывает всем любой из овощей. Дети, у которых в руках такой же, по команде подбегают к воспитателю.

Чудесный мешочек

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).

Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.

Примечание. В последующем при повторении игры мешочек наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.

Угадай, что съел

Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие. Угадывание на вкус.

Правила. Нельзя смотреть на то, что кладут в рот. Надо жевать с закрытыми глазами, а потом сказать, что это.

Оборудование. Подобрать овощи и фрукты, различные по вкусу. Помыть их, очистить, затем разрезать на мелкие кусочки. На столе в комнате, где сидят дети, раскладывают такие же предметы для контроля и сравнения.

Ход игры. Приготовив фрукты и овощи (разрезав на кусочки), воспитатель вносит их в групповую комнату и угощает одного из детей, предварительно попросив его закрыть глаза. Затем говорит: «Хорошо жуй, теперь скажи, что съел. Найди такой же на столе».

После того как все дети выполнят задание, педагог угощает фруктами и овощами всех детей.

Примечание. В дальнейшем можно предлагать детям назвать словом вкусовые ощущения. Вопрос нужно задавать так, чтобы в случаях затруднения дети могли выбрать подходящее название для определения вкуса: «Как во рту стало?» (Горько, сладко, кисло.)

Найди, о чем расскажу*

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам.

Игровое действие. Угадывание растения по описанию признаков.

Правило. Называть узнанные овощи или фрукты можно только по просьбе воспитателя.

Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов.

Ход игры. Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию.



Приложение 2.

ИГРЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ

Комнатные растения меньше знакомы младшим дошкольникам, чем овощи и фрукты. Они часто пользуются бытовыми обобщающими определениями: «цветы», «цветок», не зная точного названия того или иного комнатного растения.

Дети младшей и средней групп на занятиях по ознакомлению с природой и в играх должны усвоить:

1. Названия комнатных растений (для младшей группы- 1-2).

2. Строение комнатных растений: уметь определять их строение, сравнивая со знакомыми объектами растительного мира: «как дерево», «как травка».

3. Знать части растений:

выделять стебли; воспитатель вводит слово стебель в активный словарь детей постепенно, заменяя его вначале словом ветка;

уметь описать листья: круглые, длинные - овальной формы (как огурчик); окраску (зеленая); величину (большие, маленькие); поверхность листа (гладкий, негладкий); уметь рассказать о цветах: название окраски в пределах основных цветов, количество на цветоножке (много, один).

Чтобы дети лучше усвоили эти знания, последовательность заданий в играх с комнатными растениями нужно изменить по сравнению с предыдущей группой игр.

Прежде всего детям надо показать, что комнатные растения отличаются друг от друга. Первые задания («найди такой же» нахождение предметов по сходству) помогут воспитателю узнать, кто из детей различает растения, а кто нет. Затем следует обратить внимание малышей на самые заметные отличительные признаки некоторых растений. В играх перед ними ставится задача: найти растения по описанию взрослого. Решение этой задачи дает возможность детям обратить внимание на форму, величину листьев, окраску.

Проводя игры с комнатными растениями, воспитатель называет их, сначала не требуя от детей знания названий. И только после некоторых игр перед детьми ставят задачу - найти растение по названию.

Игры с заданием «найти растение по названию» труднее, чем игры с овощами и фруктами, поэтому их проводят после того, как дети узнают о растениях.


Что изменилось.*

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Поиск похожего предмета.

Правило. Показывать узнанное растение можно только по сигналу воспитателя, выслушав его описание.

Оборудование. Одинаковые растения (по 3-4) расставлены на двух столах.

Ход игры. Воспитатель показывает какое-нибудь растение на одном из столов, описывает его характерные признаки, а затем предлагает ребенку найти такое же на другом столе. (Можно попросить детей найти такие же растения в групповой комнате.)

Игру повторяют с каждым из растений, находящихся на столах.


Найди такой же

Дидактическая задача. Найти предметы по сходству.

Игровое действие. Дети находят изменения в расположении предметов.

Правило. Смотреть на то, как воспитатель меняет растения местами, нельзя.

Оборудование. На двух столах ставят 3-4 одинаковых растения в определенной последовательности, например фикус, цветущая герань, аспарагус, душистая герань.

Ход игры. Воспитатель просит детей хорошо рассмотреть, как стоят растения, и закрыть глаза. В это время он меняет местами растения на одном столе. А затем просит детей переставить горшочки так, как они стоя-

ли прежде, сравнивая их расположение с порядком растений на другом столе.

После некоторых повторений можно провести игру с одним набором растений (без зрительного контроля).


Угадай растение по описанию*

Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Игровое действие. Поиск предмета по загадке-описанию.

Правило. Показывать растение можно только после рассказа воспитателя по его просьбе.

Оборудование. Для первых игр отбирают несколько комнатных растений (2-3) с заметными отличительными признаками. Их расставляют на столе так, чтобы всем детям было хорошо видно каждое растение

Ход игры. Воспитатель начинает подробно рассказывать об одном из растений. Сначала он, например, отмечает, на что оно похоже «на дерево», на «травку»), затем просит сказать, есть ли у растения стебель. Педагог обращает внимание детей на форму листьев (круглые, овальной формы - как огурчик, узкие, длинные), окраску цветов (основные цвета), их количество на цветоножке Первое описание дается в медленном темпе, так, чтобы дети смогли увидеть и рассмотреть все то, о чем говорит воспитатель. Закончив описание, педагог спрашивает: «О каком растении я вам рассказала?» Дети показывают растение и, если могут, называют его. Можно предложить ребятам найти в групповой комнате все растения, похожие на описанное.

Где спряталась матрешка?

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти предмет по перечисленным признакам.

Игровое действие. Поиск спрятанной игрушки.

Правило. Смотреть, куда воспитатель прячет матрешку, нельзя.

Оборудование. На столе расставляют 4-5 растений

Ход игры. Детям показывают маленькую матрешку которая «захотела поиграть с ними в прятки». Воспитатель просит детей закрыть глаза и в это время прячет игрушку за одно из растений. Затем дети открывают глаза. «Как же найти матрешку? - спрашивает воспитатель.- Сейчас я расскажу вам, куда она спряталась». И педагог говорит, на что похоже растение, за которым «спряталась» матрешка (на дерево, травку), описывает его стебель, листья (форму, величину, поверхность), цветы, их количество, окраску. Дети слушают, а затем указывают растение и называют его.

Второй вариант.

Матрешка «прячется» за любое растение, находящееся в групповой комнате.

Найди растение по названию*

Первый вариант.

Дидактическая задача. Найти растение по слову-названию.

Игровые действия. Поиски названного растения.

Правило. Смотреть, куда прячут растение, нельзя.

Ход игры. Воспитатель называет комнатное растение, стоящее в групповой комнате, а дети должны найти его. Сначала педагог дает задание всем детям: «Кто быстрее найдет у нас в групповой комнате растение, которое я назову?» Затем просит некоторых детей выполнить задание. Если детям трудно будет найти названное растение на большой площади комнаты среди многих других, игру можно провести по аналогии с предыдущими, то есть отобранные растения поставить на стол. Тогда поиск растения в комнате станет усложненным вариантом игры.

Второй вариант.

Можно провести игру с использованием игрушки, которую воспитатель или кто-нибудь из детей спрячет (см. игру «Где спряталась матрешка?»), но вместо описания комнатного растения, возле которого спрятана игрушка, можно дать только его название.

Найди, о чем расскажу*

Дидактическая задача. Описать и назвать признаки растения в ответ на вопросы взрослого.

Игровое действие. Составление «загадки» для взрослого.

Правила. Называть загадываемое растения нельзя. Отвечать на вопросы правильно.

Ход игры. Педагог сидит лицом к детям, спиной к комнатным растениям, стоящим на столе. Одного ребенка воспитатель просит выбрать и показать детям растение, которое он затем должен будет узнать по описанию ребят. Педагог задает им вопросы о наличии стебля, форме и окраске листьев (называет оттенки зеленого цвета), о поверхности листа (гладкий, негладкий), о том, есть ли цветы, сколько их на ветке, какой они окраски. Например: «На что похоже - на дерево или травку? Ствол толстый, прямой? Листья большие, как огурец? Темно-зеленые, блестящие?» Узнав растение, воспитатель называет и показывает его.

Игру можно повторить.



© 2010-2022