Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Ушьинская СОШ»























Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре





Автор: Шишкина Т.А.









2016 год

Краткая аннотация проекта

Образовательная цель проекта «Сельский дворик» - приобщение детей к народной культуре, формирование их патриотических чувств и развитие духовности.

Основная цель данного проекта направлена на активное приобретение детьми и их родителями культурного богатства русского народа, формирование эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться.

Обоснование:

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с народной культурой, с произведениями устного народного творчества, родной речью, жизнью и бытом русского народа, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины, и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались, и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Актуальность темы

Актуальным на сегодняшний день является возрождение лучших образцов народной педагогики, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность. Она включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, народных традициях.

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

· утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

· исчезли идеалы человека - труженика, воина - защитника Отечества;

· забыты семейно - бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности?

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам. Исследователи народного искусства М.А.Некрасова, Н.П.Сакулина, Т.Л. Шпикалова, Е.А.Флерина и другие отмечают, что именно включение ребенка дошкольного возраста в различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, являются одним из главных условий полноценного нравственно- эстетического воспитания ребенка и развития его художественно - творческих способностей.

Говоря о народном искусстве, Н.П.Сакулина писала: «Народное декоративное искусство отвечает интересам детей дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых эстетических суждений».

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры для возрождения и восстановления прерванной связи времен, мы пришли к выводу о необходимости приобщении дошкольников к живительному источнику народной мудрости через фольклор, через погружение в эпоху наших предков путем воссоздание быта тех времен. Фольклор дает детям самые главные простые понятия о жизни, о людях, он отражает общее, интересное, насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношение с природой, жизнь в коллективе.

На одних занятиях невозможно решить задачи нравственно-эстетического воспитания, поэтому был создан проект «Сельский дворик», который направлен на формирование духовной культуры ребёнка и развитие его художественно - творческих способностей, знакомство с бытом и историей русского народа.

Цель:

Создание особой предметно-развивающей среды, способствующей воспитанию творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников.

Задачи:

· Пробудить интерес к истории и культуре России.

· Способствовать развитию познавательной активности, любознательности.

· Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

· Знакомить детей с народными традициями, жизнью и бытом русского народа.

· Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно - развивающей средой.

Этапы реализации проекта

1. Организационно-подготовительный

  • Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

  • Определение цели и задач проекта;

  • Подбор литературы, пособий, атрибутов;

  • Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта;

  • Составление тематического планирования мероприятий;

  • Создание мини-музея «Русская изба» и комнаты природы.

2. Основной

  • Деятельность в соответствии с тематическим планированием.

3. Заключительный

  • Обобщение результатов работы;

  • Анализ деятельности;

  • Презентация;

  • Удовлетворенность всех участников результатами

Подготовительный этап - создание творческой группы, информирование общественности и предполагаемых участников. Творческая группа состоит из сотрудников ДОУ, членов родительского комитета.

Творческая группа:

  • Разрабатывает план мероприятий по реализации проекта

  • Организует и проводит семинары, совещания, круглые столы по вопросам реализации мероприятий проекта.

  • Осуществляет координацию пунктов проекта «Сельский дворик».



МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Вид деятельности

Ответственные

Сроки

1 этап - подготовительный:

Организация творческой группы, определение графика работы, степени вовлеченности в проект;

воспитатели

1 неделя с начала реализации проекта

Информирование родителей о проекте, проведение конкурса среди родителей на тему «Сельский дворик»

Воспитатели

Родительский комитет

1, 2 недели

2 2 этап - основной:

§ Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

§ Определение цели и задач проекта;

§ Подбор литературы, пособий, атрибутов;

§ Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта;

§ Составление тематического планирования мероприятий;

§ Пополнение мини-музея «Русская изба» новыми экспонатами, созданными родителями.

Воспитатели

Родители

В течение года

Анкетирование родителей по вопросам взаимодействия детского сада и семьи в реализации проекта.

воспитатели

родители.

Май

Сентябрь

Проведение семинаров для педагогов по проблеме приобщения дошкольников к русской национальной культуре»

Воспитатели

Муз. руководитель


В течение года

  • Фольклорные календарные праздники:

  • Осенины

  • Рождественские посиделки

  • Колядки

  • Масленица

  • Пасха

  • Троица

  • Экскурсии в мини-музей «Русская изба»

  • Занятия фольклорного характера в мини-музее «Русская изба»:

  • Любят наши детушки бывать у бабы, дедушки

  • Хлеб- всему голова

  • Как праздновали Пасху на Руси

  • Проведение тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества:

  • Сельский дворик

  • Осенний калейдоскоп

  • Золотая хохлома

  • Осень- щедрая душа

  • Осенняя ярмарка

воспитатели,

родители, муз.руководитель

В течение года

Родительское собрание «Воспитание любви к родному краю через знакомство с русским народным творчеством»

Оказание помощи в создании мини-музея «Русская изба».

Воспитатели

родители

В течение года

Информационные стенды для родителей:

  • «Фольклорная школа малышей»

  • «Край, в котором я живу»

  • «Школа заботливых родителей»

воспитатели

Раз в квартал

3 этап - заключительный:

§ Обобщение опыта работы по теме «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»;

§ оформление отчетной документации;

§ оформление альбома «Сельский дворик»

§ информация на сайте

Воспитатели

Родители


Апрель - май



Механизмы реализации

Основные принципы в работе по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры:

· Работа по приобщению детей к народной культуре должна проводиться системно, по всем направлениям, с включением всех участников педагогического процесса в ДОУ, родителей, и установлением внешних связей.

· Работа должна строиться в соответствии с народным календарем, в котором учитываются все циклы жизнедеятельности человека на земле, праздники.

· Учет возрастных особенностей при отборе содержания, задач обучения и воспитания.

· Обеспечение эмоционально-психологического комфорта и уважения к личности ребенка.

Основные направления в работе по реализации проекта:

Ø Социально-коммуникативное развитие характеризуется общением ребенка с взрослыми и сверстниками. Общение и разнообразные виды деятельности - главные условия усвоения детьми нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, обрядовых действий, гражданственности, любви к своей семье и родине, основа формирования детского сознания.

Ø Познавательное развитие формирует интерес детей к познанию жизни своих предков, генетическая связь с которыми подтверждается укладом, обычаями жизни родных и близких. Знакомство с различными формами народной культуры: бытовой утварью, предметами обстановки крестьянской избы, народным костюмом, русской кухней, ремеслом и народными художественными промыслами.

Ø Художественно- эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития детей средствами народного искусства (детский музыкальный фольклор, устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство). Дети знакомятся со сказками, с народными приметами, пословицами и поговорками; разучивают песни, танцы, хороводные игры. В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности на основе знакомства детей с произведениями народно-прикладного искусства.

Содержание проекта «Сельский дворик» включает в себя материалы по ознакомлению дошкольников с русской национальной культурой в разных видах деятельности.

Характерные особенности проекта:

· Вовлеченность всех участников в педагогический процесс (педагоги, родители, дети).

· Нетрадиционность форм взаимодействия детей и взрослых.

· Полнота и разнообразие видов направленной деятельности.

Ожидаемые результаты

· Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю и народным традициям и жизни и быту русского народа.

· Развитие познавательной активности, любознательности.

· Сформированность чувств национального достоинства.

· Оказание помощи родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей.

· Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду уютной домашней обстановки с предметно - развивающей средой.

· Расширение кругозора детей через музей быта, созданного силами педагогов и родителей.

Праздники



Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуреПроект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуреПроект по приобщению дошкольников к русской народной культуре









Выставки

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуреПроект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуреПроект по приобщению дошкольников к русской народной культуреПроект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Организованная образовательная деятельность



Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуреПроект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуреПроект по приобщению дошкольников к русской народной культуре





Оформление участка по тематике «Сельский дворик»

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуреПроект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

Фотоколлаж Проект по приобщению дошкольников к русской народной культуре

© 2010-2022