- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Методическая разработка Проект инновационной деятельности
Методическая разработка Проект инновационной деятельности
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Васильева Н.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ИННОВАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных проблем педагогики на пороге 21 века, века информационных технологий.
Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. Это обусловлено тем, что у детей дошкольного возраста совершенствуется работа всех анализаторов, осуществляется формирование и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга, связей между ними и движениями рук.
Бытует мнение, что сензитивность дошкольного возраста предопределяет самостоятельное становление познавательных процессов, и вмешиваться в процесс развития совсем не обязательно. Разработаны и доказаны на практике теории, утверждающие, что психические процессы можно тренировать и совершенствовать через организованную по особым правилам внешнюю деятельность. Развивающее обучение способствует не только психическому развитию, но и ускоренному созреванию мозга, совершенствованию его функций. Если удаётся найти ключ к управлению развитием мышления ребёнка-дошкольника, то открываются возможности для совершенствования всех познавательных процессов. Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе, как считают психологи, принципа высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то их развитие идёт слабо и вяло.
Как показала практика нашего ДОО наилучший эффект в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста дают развивающие игры, которые являются обязательными и проводятся систематически на занятиях и в свободное время. Достоинства игровой деятельности известны всем. В процессе игры развиваются целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, совершенствуется воображение, символическая функция сознания, формируется внутренний характер мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры.
Обучающая задача, поставленная в игровой форме, более понятна и доступна для ребёнка дошкольного возраста. В ситуации развивающей игры возникает внутренняя необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. Развивающие, учебно-дидактические игры делают учение интересным занятием для малыша, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам. В результате в игровую деятельность включаются все дети. А это очень важно ещё и потому, что помимо коррекции интеллектуальных возможностей детей на данном этапе необходимо решить ещё две важные проблемы - диагностику и прогнозирование дальнейшего развития ребёнка. В итоге можно выявить одарённых и отстающих, а также предсказать их интеллектуальное взросление на следующих возрастных этапах.
Среди развивающих игр сегодня можно выделить - развивающие игры В. Воскобовича, Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, цветные числа Кюизенера, геометрический конструктор и другие, на основе которых созданы инновационные технологии интеллектуального развития детей.
С помощью этих технологий можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнаёт и запоминает цвет и форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Для эффективного решения образовательных задач по технологиям мы оснастили группу детей комплектами игр и игровых пособий. В нашем ДОО все игры и пособия сконцентрированы в одном месте - интеллектуальном клубе «Маленький гений».
Внедряя инновационные методы и формы работы в учебно-воспитательный процесс, мы опираемся на то, что занятия должны стимулировать психическое развитие ребёнка, совершенствуя его восприятие, внимание, память, мышление, речь, двигательную сферу, то есть психические функции и личностные качества, которые лежат в основе успешного освоения программы.
1.2. Цель методической работы в ДОО - организация целостного воспитательно-образовательного процесса, в котором стержневым компонентом является интеллектуальное воспитание детей.
Задачи методической работы с педагогическим коллективом
- совершенствование педагогического мастерства, использование передовых методик и технологий, способствующих развитию интеллектуальных способностей детей;
- формирование единства между общеинтеллектуальным, общекультурным и социально-нравственным развитием личности воспитанников;
- восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении и интеллектуальном воспитании
детей и вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс;
- расширение и совершенствование основных и дополнительных образовательных услуг, ориентированных на возраст и уровень интеллектуального и физического развития детей, формирование представлений, умений и навыков здорового образа жизни;
- разработка вопросов в организации преемственности и координации работы детского сада - начальной школы в области формирования мотивационно-интеллектуальной характеристики деятельности воспитанников и учеников.
1.3. Используемые методы.
-
теоретические методы (аналитические обзоры, диагностика интеллектуальных способностей, моделирование целостного педагогического процесса);
-
экспериментальные методы (наблюдение и последующий анализ работы воспитателей, анкетирование детей и родителей, диагностика детей и воспитателей ДОУ, анализ педагогических ситуаций, беседы и др.).
-
гуманитарные методы (диалогические методы, самоанализ, самонаблюдение и др.).
1.4. Предполагаемый результат.
-
Достижение достаточно высокого уровня развития интеллектуальных способностей у детей в процессе разных видов деятельности.
-
Создание комплекса педагогических условий для развития интеллекта дошкольников в разных видах деятельности.
-
Разработка системы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОО.
-
Организация продуктивного взаимодействия педагогического коллектива с родителями как необходимого условия повышения эффективности процесса развития интеллектуальных способностей детей.
Проект инновационной деятельности
сроки
Содержание деятельности
Результаты
Форма отчёта
1 этап - ориентационно-диагностический
-
Выбор целей, задач, адекватных методов работы.
-
Изучение психолого-педагогического портрета образовательного пространства: потенциальные возможности педагогов, степень психологической готовности педагогического коллектива к инновационным преобразованиям.
-
Выявление факторов, препятствующих и стимулирующих инновационную деятельность педагогов.
-
Создание научно-методического совета.
-
Формирование у педагогов потребности в изменении технологии учебно-воспитательного процесса.
-
Выявление, анализ и оценка качества образования в ДОУ, результатов образовательного процесса
-
Проблемный анализ состояния ДОУ, выявление проблем, требующих решения;
-
Планирование и организация разработки и формулирования системы ценностей ДОУ, его
основных положений инновационной деятельности -
Выделение направления работы, формирование взаимопонимания в деятельности педагогического коллектива.
• Создание условий, дающих воспитателям возможность проявлять творчество, новаторство, возможность само
реализации личностного потенциала.
• Выявление психологических и педагогических условий, способствующих развитию интеллекта детей дошкольного возраста
-
Библиография.
-
Дидактические
пособия.
-
«Программа развития ДОО».
-
Пакет диагностических методик для изучения психологического портрета педколлектива
-
Отчёт о проделанной работе
-
Родительское собрание
2 этап - поисково-теоретический
2002-2003 гг.
2 этап- поисково- теоретический
• Проведение семинаров с педагогами по изучению теоретических аспектов
развития интеллекта дошкольников в разных видах деятельности.
• Анализ и изучение психолого-педагогической литературы. Изучение программ, технологий, методик,
направленных на развитие интеллектуальных способностей дошкольников.
• Развитие творчества и инициативы педагогического коллектива путем включения воспитателей в исследовательскую деятельность,
предоставления возможностей самореализации личностного потенциала.
• Формирование навыков исследовательской деятельности у педагогов.
• Преобразование и обогащение предметно-развивающей среды
ДОО.
-
Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов - теоретический аспект
-
Отчет воспитателей на Совете педагогов.
-
Круглый стол для родителей.
-
Интеллектуальный клуб «Маленький гений»
3 этап - опытно-экспериментальный -
• создание психолого-педагогических условий для организации педагогической деятельности по развитию интеллектуальных способностей дошкольников
• повышение профессиональной компетентности педагогов
• Совершенствование навыков и умений самостоятельной работы над литературой и педагогической документацией, повышение уровня самооценочной, аналитико-прогнос-
тической деятельности педагогов.
• Углубление теоретических знаний о развитии интеллектуальных способностей дошкольников, принципах и методах этой работы.
• Овладение педагогами методами развития интеллекта детей.
• Подбор методик для проведения педагогической диагностики детей.
-
Методическая работа по повышению профессиональной компетентности педагогов - теоретико-практический аспект.
-
Пакет диагностических методик для отслеживания результативности
-
Аналитичес- кая справка по результатам тематическо- го контроля «Создание условий и эффектив- ность работы в ДОУ по развитию интеллек-туальных способностей детей»
4 этап - заключительно-обобщающий
•Обобщение результатов работы по использованию инноваций в УВП и разработка пакета документов по организации педагогической деятельности, развивающей интеллектуальные способности воспитанников.
•Систематизация и обобщение результатов инновационной работы, уточнение теоретических положений и практических выводов.
• Подведение итогов, анализ результатов.
• Соотнесение результатов работы с поставленными целями.
• Описание хода и результатов освоения нововведений
-
Опыты работы воспитателей по проблемам интеллектуального развития детей.
-
Публикации.
-
Проведение семинара на муниципальном уровне
-
Круглый стол для родителей.
«Роль дидактической игры в умственном развитии детей».
-
Интеллек-
туальное шоу (для детей)
Основные направления проводимой инновационной методической работы
разделы
Мероприятия
Информационное обеспечение
Цель: сбор информации об условиях развития интеллектуальных способностей детей
Анкетирование педагогов.
Цель: определение степени сформированности интеллектуальных способностей у детей, выявление положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в вопросах развития интеллекта. Подведение итогов работы по развитию интеллектуальных способностей дошкольников по результатам педагогической диагностики.
Приобретение и изучение литературы по вопросам развития интеллекта. Систематическая организация выставок и обзоров методической литературы по проблеме развития интеллектуальных способностей детей.
Методическое обеспечение
Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства воспитателя, систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по развитию интеллектуальных способностей детей.
Работа с педкадрами.
Цель: определения новых подходов для решения проблемы развития интеллектуальных способностей детей и выявления положительного опыта работы.
Педсоветы
-
«Проблема интеллектуального развития ребёнка дошкольного возраста»;
-
«Значимость развития познавательной сферы ребёнка»;
-
«Проблемы развития интеллектуальных способностей дошкольников в процессе конструктивной деятельности»;
-
«Математическое развитие дошкольников»;
-
«Создание условий для исследовательской деятельности детей в процессе ознакомления с окружающим»;
-
«Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями по решению проблем развития интеллекта дошкольников»;
-
«Создание условий для развития интеллектуальной активности дошкольников в разных видах продуктивной деятельности»;
-
«Оптимизация педагогического процесса с целью развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»;
-
«Познавательно-речевое развитие дошкольников»
-
«Подходы к организации воспитательного процесса через игровую деятельность»
Семинары-практикумы
Цель: вооружение воспитателей необходимыми педагогическими методиками и технологиями.
-
Теоретический семинар «Методики развития интеллекта дошкольников».
-
Семинар-практикум «Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через систему занятий с использованием развивающих игр».
-
Семинар «Освоение технологий и их использование в работе с детьми разного возраста».
-
Семинар «Детское экспериментирование: его влияние на развитие познавательной активности и любознательности детей».
-
Семинар-практикум «Математическое моделирование в работе с детьми»
-
Семинар «ТРИЗ в работе с дошкольниками»
Контроль, анализ и регулирование педагогической деятельности.
Цель: выявление и коррекция состояния и результатов работы по развитию интеллекта дошкольников
Консультации:
-
«Развитие детей в игровой деятельности».
-
«Развитие внимания у дошкольников».
-
«Принципы организации образовательного процесса в ДОУ с приоритетом интеллектуального развития».
-
«Познание окружающего мира, какое содержание делает его развивающим».
-
«Активизация речевой и познавательной деятельности детей».
-
«Использование новых технологий развития интеллектуальных способностей в разных видах деятельности».
-
«Наглядное моделирование - средство развития связной монологической речи ребёнка».
Тематический контроль:
-
Состояние работы дошкольного образовательного учреждения по развитию интеллектуальных способностей дошкольников.
-
Развитие интеллектуальных способностей в процессе игровой деятельности.
-
Использование схем и моделей в развитии связной речи детей.
-
Дидактические игры как приём активизации умственных способностей детей.
Диагностика результативности работы по развитию интеллектуальных способностей.
Взаимодействие с семьей.
Цель: ознакомление родителей с направлениями инновационной деятельностью с целью согласованности действий дошкольного учреждения и семьи в вопросах развития интеллекта.
-
Лекторий для родителей «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала».
-
День семейного общения «Методики раннего обучения».
-
Семинар-практикум «Знакомство родителей с методами образовательного процесса».
-
Систематическое обновление информации в уголке для родителей.
Взаимодействие со школой
Цель: развитие педагогического
сотрудничества со школой
-
Экскурсии с детьми в школу.
-
Совместные праздники.
-
Взаимопосещение уроков в начальной школе и занятий в ДОУ.
-
Круглый стол «Взаимосвязь ДОУ, семьи и школы по формированию готовности ребёнка к школьному обучению».
Финансовое и материально-техническое обеспечение
Цель: создание, развитие и эффективное использование материальных ресурсов ДОО для реализации проекта
-
Обновление предметно-развивающей среды в группах
-
Оборудование интеллектуального клуба «Маленький гений».
-
Создание уголков детского экспериментирования, математических и речевых центров.
Цель: расширение методической основы с целью реализации проекта.
-
Месячники по изготовлению наглядных пособий, дидактических материалов для оснащения методического кабинета, групп.
Цель: создание условий для эффективного труда воспитателей по развитию интеллектуальных способностей дошкольников.