- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Экспериментальная деятельность Вода
Экспериментальная деятельность Вода
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Галимарданова Р.Р. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - «Детский сад №3 города Агрыз Агрызского муниципального района Республики Татарстан»
«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму»
Экспериментальная деятельность в старшей группе
Воспитатель первой квалификационной категории Галимарданова Р. Р.
Пояснительная записка
В моей работе представлен опыт экспериментальной деятельности в старшей группе детского сада.
Опытно - исследовательская деятельность зарождается еще в раннем возрасте. Дети манипулируют с камешками, с песком, с водой, тем самым делая для себя открытие окружающего мира. Опытно - экспериментальная деятельность позволяет объединить разные виды деятельности, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
Работая в детском саду в рамках опытно - экспериментальной деятельности, в старшей группе, мы с ребятами изучали свойства воды. Нами была организована лаборатория, где ребята проводят опыты с водой.
Родители сшили фартуки для маленьких лаборантов, с ребятами организовали пространства, для наших занятий - приготовили различные сосуды, пипетки, фильтры и так далее.
Материал, пройденный в нашей лаборатории усваивается прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на чем и основано активное внедрение детской опытно - экспериментальной деятельности в практику работы в моей работы.
А еще мои ребята получают огромное удовольствие и они называют себя исследователями.
Цель: развитие у детей интереса к изучению среды обитания через участие в практическом исследовании.
Гипотеза: если вовлечь детей исследовательскую познавательную деятельность, то расширится кругозор детей, повысится речевая активность, снизится умственная нагрузка на организм.
Место реализации: в группе.
Адресат деятельности: дети, коллеги, родители.
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Оборудование: клеенка, 3 - 4 сосуда различной формы, по две тарелочки, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, зеркальце, воронка, салфеточки.
Ход деятельности:
Беседа: - Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и «паринке» родных сестер»
- Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька, и «паринка» - родные сестры.
- Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно - исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, «паринка» и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт 1: «Вода не имеет формы»
Для опыта потребуется три сосуда разной формы: круглой, цилиндрической и треугольной. Надо нам по очереди заполнить их водой и спросить:
- Какую форму приняла вода?
- Изменилась ли она?
Прослушав ответы детей, делаем вывод, что вода принимает форму того сосуда, в котором она находиться.
Опыт 2: «Лед - твердая вода»
Перед каждым ребенком две тарелочки: в одну кладем ледяной кубик, в другую - снег. Дети наблюдают за состоянием льда и снега.
Задаем вопрос:
- Что с ними происходит?
Таким образом, можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег - тоже вода.
Опыт 3: «Вода прозрачная»
Возьмем талую воду, которая осталось на тарелочке после таяния снега и будем наливать ее в воронку с фильтром из салфетки.
Детям задаем вопросы:
- Какая вода была на тарелочке? (грязная)
- Как она изменилась после очистки?
- Какая стала салфетка?
- Чистый ли снег на улице?
Объясняем детям, что попробовать снег нельзя, потому что он грязный и тем более потому, что заболеть может от холодного.
Опыт4: «Пар - это тоже вода»
Возьмем термос с кипятком. Откроем его. Поместим над ним зеркальце. На нем выступят капельки воды. Это - пар. Итак, мы узнали еще одно состояние воды - пар.
В конце деятельности делаем вывод, что снежинка, капелька и «паринка» родные сестры? (Да) Почему?
Результат:
Я убедилась в том, что опытно - экспериментальная деятельность необходима для детей. Она развивает мыслительные операции, побуждает самостоятельно находить правильные решения, быть терпеливыми и настойчивыми, развивают логику, образное мышление и воображение. Способствует положительному эмоциональному восприятию окружающего мира. Опытно - экспериментальная деятельность, воспитывает внутреннюю потребность, к получению знаний, что является наиболее важной стороной подготовки ребенка к школе.