• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. Составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу»

Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. Составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Конспект НОД с детьми старшей группы «Русский самовар. История возникновения. составление детьми описательного рассказа о самоваре с опорой на мнемотаблицу »






Составитель: Гусева Л.П



Орск 2015

Цель: способствовать знакомству детей с историей возникновения самовара на Руси, учить детей составлять описательный рассказ о самоваре с опорой на мнемотаблицу, воспитывать интерес к истории своего народа

Материалы и оборудование: русские народные костюмы для детей и воспитателя, лавочки для детей, иллюстрации с изображением разных видов самоваров, деревянная матрешка, пуховый платок, набор геометрических тел, д\и «Сложи картинку», мнемотаблица, самовар, диски с аудиозаписями русских народных песен «Светит месяц, светит яркий»; «К нам гости пришли»; «Детская кадриль», чайный стол с самоваром, посудой и пирогами.

Организационный момент.

Дети входят в русских народных костюмах под музыку «Светит месяц, светит яркий»

Хозяюшка (воспитатель)

Здравствуйте, гости дорогие

Гости званные и желанные.

Красивые и молодые,

Застенчивые и боевые.

Гости на пороге-хозяйке радость.

Познавательная деятельность.

Проходите, гости дорогие присаживайтесь, а расскажу я вам историю одного предмета, а какого именно узнаете, отгадав загадку.

Стоит толстячок,

Подбоченивши бочок,

Он шипит и кипит,

Всем чай пить велит.

Ответ детей: (Самовар)

Хозяйка: Да это самовар. Почему его так называют.

Ответ детей: (сам варит)

Хозяйка: Вот он «Самовар-батюшка» Как вы думаете, почему его так называли?

Ответ детей (самый главный на столе)

Хозяйка: А вот и его история, сядьте кружком да поговорим ладком.

Только на Руси пили чай из самовара. Самовар - это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды.

Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, был изобретен самовар. Первый самовар был изготовлен в городе Тула. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение.

Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. Давайте вспомним геометрические тела: шар, цилиндр, конус, куб (показ геометрических тел). Предложить детям разместить геометрические тела под изображением самоваров соответствующей формы.

А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор (показ предметов сделанных из этих материалов).
Самовары искусно украшались.

-Дети, а как вы думаете, как можно украсить самовар? (ответы детей).

Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов и пр.

На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить не велит»

-Ребята, а как вы понимаете смысл этой пословицы (ответы детей).

А теперь нам пора немного отдохнуть. Предлагаю поиграть в русскую народную игру «Плетень»

Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился до наших времен. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира).Дети, а какие российские сувениры вы знаете? (ответы детей)(матрешка).

Ребята, а еще в Оренбургской области наши мастерицы вяжут теплые пуховые платки. Это гордость нашего края. (предложить детям потрогать на ощупь, подумать и сказать из чего связан).

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение. В богатых семьях было по два самовара: один - повседневный, а другой - праздничный. Гостей угощали только из праздничного самовара.

В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России - символом русского гостеприимства.

Давайте же познакомимся поближе с этим предметом. Какой он самовар?

Ответ детей: Блестящий, красивый, пузатый, железный.

Хозяйка: Что есть у самовара?

Ответ детей: Крышка, дно, стенки, кран

Хозяйка: сколько ручек у самовара, и из чего они сделаны?

Ответ детей: (две ручки, сделаны из дерева)

Хозяйка: А кто знает, почему ручки у самовара деревянные?

Ответ детей: (чтобы не обжечься)

Хозяйка: Посчитайте, сколько ножек у самовара (четыре ножки)

Предложить детям д\и «Сложи картинку» (самовары двух видов).

Хозяйка: А для чего нужен самовар?

Ответ детей: В нём кипятят воду, а потом пьют чай.

Хозяюшка: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен внутри.

У старинного самовара была труба. В нее засыпали сосновые сухие шишки или щепки. Поджигали их лучиной. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре, которая называется, конфорка ставили, заварной чайник с душистым чаем. Такой самовар называли дровяной.

А теперь предлагаю составить рассказ о самоваре по таблице, которую я вам предложу.

Составление рассказов детей (2-3)

Хозяюшка: «делу время, а потехе час». Перед тем, как чайку напиться, выходи народ честной, будем веселится

Исполняется детьми русская народная песня «К нам гости пришли»

Итог занятия: Дети, о чем мы сегодня с вами говори? Еще чем занимали (составляли рассказы ) ( отметить детей и их работу)

Хозяюшка: Сверху пар, снизу пар,

Кипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Чаепитие с пирогами.

© 2010-2022