- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация для педагогов ФГОС - основные положения
Консультация для педагогов ФГОС - основные положения
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Цепунова Т.М. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ФГОС дошкольного образования: основные положения.
(Консультация)
(Составитель Цепунова Т.М.)
Цель: Познакомить педагогов с основными положениями ФГОС ДО в сравнении с ФГТ.
Ход:
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который определил важные изменения в системе дошкольного образования:
-
Признание дошкольного образования первым (но не обязательным!) уровнем системы общего образования;
-
Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации;
-
Введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования;
-
Отмена Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным программам дошкольного образования;
-
Принятие профессионального стандарта педагога и др.
Среди последних нормативных правовых документов ФГОС ДО выступает основным. В нём даются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Важно и то, что на основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ По своей сути ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям её реализации и результатам освоения.
По отношению к ФГОС ДО у педагогических коллективов и управленческого состава системы образования наблюдается сейчас очень насторожённая позиция. На протяжении последних лет (с 2009 по 2013 г.) в ДОУ шло активное изучение и внедрение ФГТ, повысилась профессиональной компетентности педагогов в этом вопросе. Многие рассматривали ФГТ как ступень в процессе стандартизации дошкольного образования, на основе которых будут разработаны ФГОС ДО. Однако в стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям её реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. Поэтому сегодня мы предлагаем вам провести анализ этих двух документов (ФГТ и ФГОС ДОО) с целью поиска сходств и различий и установления существенных обновлений.
Принципы дошкольного образования.
ФГТ к структуре ООП ДО
Общие положения ФГОС ДО
Принцип развивающего образования.
Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).
Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Принцип интеграции образовательных областей.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной детской деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Продержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Сотрудничество организации с семьёй.
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В ФГОС дошкольного образования предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались в ФГТ:
-
Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства;
-
Обогащение (амплификация) детского развития;
(Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.
Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этом возрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть ее самому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.)
-
Индивидуализация дошкольного образования (фиксирует приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или ином этапе ее освоения в группе детей, например, при появлении ребенка в группе детского сада в середине/конце освоения Программы группой. В этом случае педагоги должны ориентироваться на интересы, возможности и склонности ребенка, а не на содержание текущего этапа Программы);
-
Учёт этнокультурной ситуации развития детей и др.
Изучение этих принципов должно стать одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.
При этом во ФГОС дошкольного образования не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как отмену или запрет на реализацию. Они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.
Исходя из этих принципов рассмотрим направленность ООП ДО, предлагаемую ФГТ и ФГОС ДО .
Направленность ООП ДО.
ФГТ к структуре ООП ДО
Требования к структуре ООП ДО и её объёму по ФГОС ДО
2.2 ООП ДО направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.
2.4 ООП ДО направлена на:
-создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, формирования инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
-создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
В ФГОС дошкольного образования особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды. ООП ДО в данном случае формируется как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей» и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров. При этом структурные подразделения в одном ДОУ (Группы) могут реализовывать разные Программы.
(Комментарии к разделу II пункта 2.2.
В соответствии с данным пунктом Стандарта, а также с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014), группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной), являющиеся структурными подразделениями дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и ведущие образовательную деятельность, могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования. При реализации нескольких образовательных программ дошкольного образования каждая из них должна быть утверждена Организацией и соответствовать требованиям пункта 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее - Закон), при этом, если образовательная программа для отдельной группы ДОО разрабатывается с использованием примерной основной образовательной программы, обязательная часть образовательной программы группа в соответствии с пунктом 2.12. ФГОС ДО может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую примерную основную образовательную программу. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, в соответствии с пунктом 2.12. ФГОС ДО также может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую методическую литературу, представляющую парциальные программы и/или методические разработки, используемые группой при реализации этой части программы.
Если образовательная программа группы разрабатывается исключительно на основании требований ФГОС ДО без учета примерной (примерных) программ, то обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса, разрабатываются в соответствии с требованиями пункта 2.11.ФГОС ДО).
Содержательный аспект
ФГТ к структуре ООП ДО
Требования к структуре ООП ДО и её объёму по ФГОС ДО
-
Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.
2.5…Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.
-
Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
Образовательные области:
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»
Образовательные области:
-
социально-коммуникативное развитие;
-
познавательное развитие;
-
речевое развитие;
-
художественно-эстетическое развитие;
-
физическое развитие
Образовательная деятельность осуществляеться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
2.7. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):
-
в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;
-
в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;
-
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Важный момент заключается в том, что содержание программы должно отражать аспекты развивающей среды (на этом мы подробно останавливаться не будем)
2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
2) характер взаимодействия со взрослыми;
3) характер взаимодействия с другими детьми;
4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Структура программы:
ФГТ к структуре ООП ДО
Требования к структуре ООП ДО и её объёму по ФГОС ДО
2.9 Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.
2.10 Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
-
Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:
-
пояснительная записка;
-
организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;
-
содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей;
-
содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);
-
планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
-
система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В ней должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
2) используемые Примерные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
По сравнению с требованиями к условиям реализации ООП ДО в ФГТ ФГОС ДО выделяет меньшее количество требований, но они не равнозначны:
ФГТ к условиям реализации ОП ДО
Требования к условиям реализации ООП ДО по ФГОС ДО
Включают семь групп требований:
1) требования к кадровому обеспечению;
2) требования к материально-техническому обеспечению;
3) требования к учебно-материальному обеспечению;
4) требования к медико-социальному обеспечению;
5) требования к информационно-методическому обеспечению;
6) требования к психолого-педагогическому обеспечению;
7) требования к финансовому обеспечению.
Включают:
-
требования к психолого-педагогическим условиям;
-
требования к кадровым условиям;
-
требования к материально-техническим условиям;
-
требования к финансовым условиям реализации Программы
-
требования к развивающей предметно-пространственной среде.
К примеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу - требования к развивающей среде. Выделение последней группы обусловлено направленностью программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.
Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:
-
В организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
-
Организации различных видов деятельности воспитанников;
-
Осуществления взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;
-
Методическом обеспечении образовательного процесса;
-
Реализации информационно-коммуникационных технологий;
-
Обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и пр.
Руководителю ДОУ необходимо проанализировать кадровые условия и ответить на вопросы:
-
Какие опыт и квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС дошкольного образования;
-
Хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение, повышение квалификации, переподготовка;
-
Каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС дошкольного образования.
И, в зависимости от этого строить свою работу.
Взамен интегративным качествам дошкольника, определённым в ФГТ как планируемый итоговый результат освоения ООП ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования. Они обозначены как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». ФГОС определяет: Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не полежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
4.4. Они являются ориентирами для:
а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;
б) решения задач:
формирования Программы;
анализа профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями;
в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
- выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.
4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:
-
аттестацию педагогических кадров;
-
оценку качества образования;
-
оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);
-
оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
-
распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.
Встаёт вопрос: если не будет проводится оценка знаний детей, то по каким показателям сможет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации? Перед детским садом сейчас стоят задачи, связанные с развитием и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.
По ФГОС при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
Поэтому, например, реализация программы «От рождения до школы» предполагает проведение педагогической диагностики для оценки индивидуального развития детей (динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:
-
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.)
-
игровой деятельности;
-
познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);
-
проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
-
художественной деятельности;
-
физического здоровья) для оценки эффективности педагогических действий и дальнейшего планирования. Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребёнка по всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаика-Синтез».
В заключение хочется отметить, что процесс введения ФГОС ДО в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени. Кроме того, до 1 января 2016 г. устанавливается переходный период, в течение которого образовательные организации должны привести нормативную базу в соответствие с требованиями федерального законодательства. Поэтому в соответствии с письмом Рособрнадзора от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 недопустимо требовать от ДОО немедленного приведения ООП ДО в соответствие с ФГОС в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных ООП ДО. Однако работа по введению ФГОС должна вестись. Мы живём в период перемен, а это очень сложно. Был страх перед введением ФГТ. Прошло 3 года и перед нами новый документ. Не стоит впадать в панику. Главное - заниматься своим делом. Доводить себя до неврозов - дело неблагодарное. Берегите своё здоровье! Оно понадобится всем нам во время освоения дошкольного стандарта. Объединённые усилия позволят нам эффективнее работать в соответствии с требованиями времени. Спасибо за внимание!
Источники:
-
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с. - (Управление детским садом). (2)
-
Бережнова О.В. (канд. Филол.наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования Орловского института усовершенствования учителей)ФГОС дошкольного образования: основные положения.//Управление ДОУ №5/2014. - с.32
-
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 333с.
-
Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 №01-52-22/05-382 «О недопустимости требований от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
-
Самый нестандартный стандарт.//Дошкольное образование №9/2013. - с.24
-
dovosp.ru/articls/educator/methodical_service/izuchaem-fgos-doshkolnogo-obrazovanija/
-
miller-mdou18.ru/index.php/fgos-do/63-konsultatsiya-dlya-vospitatelej
-
prodlenka.org/metodichka/viewlink/29846.html
-
sovet-moped.ru/wp-content/uploads/2014/01/4242165/jpg
-
dou235.edu.sarkomobr.ru/information/fgos-do
-
yandex.ru/images/search?p=3&text=настороженная%20женщина&img_url=http
-
yandex.ru/images/search?text=анимашка%20дошкольник&img_url=http
-
yandex.ru/images/search?text=анимашка%20часы&img_url=http