Консультация для педагогов ФГОС - основные положения

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФГОС дошкольного образования: основные положения.

(Консультация)

(Составитель Цепунова Т.М.)

Цель: Познакомить педагогов с основными положениями ФГОС ДО в сравнении с ФГТ.

Ход:

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», который определил важные изменения в системе дошкольного образования:

  • Признание дошкольного образования первым (но не обязательным!) уровнем системы общего образования;

  • Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с одновременной отменой федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям её реализации;

  • Введение обязательной экспертизы примерных основных образовательных программ дошкольного образования;

  • Отмена Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и введение Порядка и осуществления образовательной деятельности по основным программам дошкольного образования;

  • Принятие профессионального стандарта педагога и др.

Среди последних нормативных правовых документов ФГОС ДО выступает основным. В нём даются новые координаты развития дошкольного образования и обозначаются критерии его качества. Важно и то, что на основании этого документа регулируются теперь отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ По своей сути ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию: к структуре основной образовательной программы дошкольного образования, условиям её реализации и результатам освоения.

По отношению к ФГОС ДО у педагогических коллективов и управленческого состава системы образования наблюдается сейчас очень насторожённая позиция. На протяжении последних лет (с 2009 по 2013 г.) в ДОУ шло активное изучение и внедрение ФГТ, повысилась профессиональной компетентности педагогов в этом вопросе. Многие рассматривали ФГТ как ступень в процессе стандартизации дошкольного образования, на основе которых будут разработаны ФГОС ДО. Однако в стандартах поставили новые цели и задачи, изменили структуру ООП ДО, требования к условиям её реализации, задали новые ориентиры на результат дошкольного образования. Поэтому сегодня мы предлагаем вам провести анализ этих двух документов (ФГТ и ФГОС ДОО) с целью поиска сходств и различий и установления существенных обновлений.



Принципы дошкольного образования.

ФГТ к структуре ООП ДО

Общие положения ФГОС ДО

Принцип развивающего образования.

Сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования).

Принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»).

Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Принцип интеграции образовательных областей.

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной детской деятельности не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования, при котором он становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования).

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.

Продержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Сотрудничество организации с семьёй.

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Возрастная адекватность (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

Учёт этнокультурной ситуации развития детей.

В ФГОС дошкольного образования предлагаются специфичные для периода детства принципы дошкольного образования, которые ранее не упоминались в ФГТ:

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов дошкольного детства;

  • Обогащение (амплификация) детского развития;

(Основоположником отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожцем была сформулирована концепция амплификации детского развития. Теория основывается не на принудительном подстегивании детского развития, по сути сокращающего детство ребенка, а на его обогащении за счет максимально полного проживания возраста. Каждая стадия возрастного развития ребенка имеет огромный потенциал и вместо того чтобы сокращать эти возрастные стадии нужно максимально раскрывать резервы ребенка на каждой стадии возрастного развития. Другими словами, не нужно вкладывать в ребенка знания не соответствующие его возрасту, а наоборот нужно давать ребенку развиваться в соответствии с возрастом.

Например, не нужно учить ребенка читать в два года, потому что ему в этом возрасте ему полезнее услышать сказку от родителей, а не прочесть ее самому. Амплификация детского развития основывается на применении игр с ребенком соответствующих его возрасту. Именно в игре у вашего ребенка будут развиваться такие личностные качества как индивидуальность, уверенность в себе, умственные способности.)

  • Индивидуализация дошкольного образования (фиксирует приоритет индивидуальных возможностей и интересов ребенка перед содержанием Программы на том или ином этапе ее освоения в группе детей, например, при появлении ребенка в группе детского сада в середине/конце освоения Программы группой. В этом случае педагоги должны ориентироваться на интересы, возможности и склонности ребенка, а не на содержание текущего этапа Программы);

  • Учёт этнокультурной ситуации развития детей и др.

Изучение этих принципов должно стать одной из важных задач работы методической службы дошкольной организации на этапе введения ФГОС ДО.

При этом во ФГОС дошкольного образования не упоминаются в качестве обязательных давно принятые и освоенные педагогами детских садов принципы интеграции образовательных областей и комплексно-тематического построения образовательного процесса. Этот факт нельзя принимать как отмену или запрет на реализацию. Они должны использоваться в дошкольных организациях в той мере, в которой необходимы для эффективного построения образовательного процесса.

Исходя из этих принципов рассмотрим направленность ООП ДО, предлагаемую ФГТ и ФГОС ДО .



Направленность ООП ДО.

ФГТ к структуре ООП ДО

Требования к структуре ООП ДО и её объёму по ФГОС ДО

2.2 ООП ДО направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии.

2.4 ООП ДО направлена на:

-создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, формирования инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

-создание развивающей образовательной среды, представляющей собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

В ФГОС дошкольного образования особый акцент сделан на создание системы условий для социализации и индивидуализации детей как «программы минимум» и их развития как «программы максимум», при этом в качестве обязательного выдвигается условие по созданию развивающей образовательной среды. ООП ДО в данном случае формируется как «программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей» и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования - объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров. При этом структурные подразделения в одном ДОУ (Группы) могут реализовывать разные Программы.

(Комментарии к разделу II пункта 2.2.

В соответствии с данным пунктом Стандарта, а также с пунктом 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, (приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. №1014), группы различной направленности (общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной), являющиеся структурными подразделениями дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) и ведущие образовательную деятельность, могут реализовывать разные образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО и с учетом примерных основных образовательных программ дошкольного образования. При реализации нескольких образовательных программ дошкольного образования каждая из них должна быть утверждена Организацией и соответствовать требованиям пункта 9 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее - Закон), при этом, если образовательная программа для отдельной группы ДОО разрабатывается с использованием примерной основной образовательной программы, обязательная часть образовательной программы группа в соответствии с пунктом 2.12. ФГОС ДО может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую примерную основную образовательную программу. Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, в соответствии с пунктом 2.12. ФГОС ДО также может быть оформлена в виде ссылки на соответствующую методическую литературу, представляющую парциальные программы и/или методические разработки, используемые группой при реализации этой части программы.

Если образовательная программа группы разрабатывается исключительно на основании требований ФГОС ДО без учета примерной (примерных) программ, то обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса, разрабатываются в соответствии с требованиями пункта 2.11.ФГОС ДО).

Содержательный аспект

ФГТ к структуре ООП ДО

Требования к структуре ООП ДО и её объёму по ФГОС ДО

  1. Время, необходимое для реализации Программы, составляет от 65% до 80% времени пребывания детей в группах с 12-ти часовым пребыванием в зависимости от возраста детей, их индивидуальных особенностей и потребностей, а также вида группы, в которой Программа реализуется.

2.5…Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации.


  1. Обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.

2.6. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности

Образовательные области:

«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»

Образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие

Образовательная деятельность осуществляеться в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)

2.7. Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

  • в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

  • в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

  • для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Важный момент заключается в том, что содержание программы должно отражать аспекты развивающей среды (на этом мы подробно останавливаться не будем)

2.8. Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда;

2) характер взаимодействия со взрослыми;

3) характер взаимодействия с другими детьми;

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.

Структура программы:

ФГТ к структуре ООП ДО

Требования к структуре ООП ДО и её объёму по ФГОС ДО

2.9 Объем обязательной части Программы составляет не менее 80% времени, необходимого для реализации Программы, а части, формируемой участниками образовательного процесса - не более 20% общего объема Программы.

2.10 Объем обязательной части Программы рекомендуется не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.

  1. Обязательная часть Программы должна содержать следующие разделы:

  1. пояснительная записка;

  2. организация режима пребывания детей в образовательном учреждении;

  3. содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей;

  4. содержание коррекционной работы (для детей с ограниченными возможностями здоровья);

  5. планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

  6. система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

2.11. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

2.13. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.

В ней должны быть указаны:

1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;

2) используемые Примерные программы;

3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.

По сравнению с требованиями к условиям реализации ООП ДО в ФГТ ФГОС ДО выделяет меньшее количество требований, но они не равнозначны:

ФГТ к условиям реализации ОП ДО

Требования к условиям реализации ООП ДО по ФГОС ДО

Включают семь групп требований:

1) требования к кадровому обеспечению;

2) требования к материально-техническому обеспечению;

3) требования к учебно-материальному обеспечению;

4) требования к медико-социальному обеспечению;

5) требования к информационно-методическому обеспечению;

6) требования к психолого-педагогическому обеспечению;

7) требования к финансовому обеспечению.

Включают:

  1. требования к психолого-педагогическим условиям;

  2. требования к кадровым условиям;

  3. требования к материально-техническим условиям;

  4. требования к финансовым условиям реализации Программы

  5. требования к развивающей предметно-пространственной среде.

К примеру, в ФГОС ДО отсутствуют требования к учебно-материальному, медико-социальному и информационно-методическому обеспечению образовательного процесса. Отдельные стали частью материально-технических условий, некоторые вынесены в специальную группу - требования к развивающей среде. Выделение последней группы обусловлено направленностью программ дошкольного образования на создание условий для развития дошкольников.

Так, например, современные требования к кадровым условиям предусматривают укомплектованность образовательной организации квалифицированными кадрами, компетентными:

  • В организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

  • Организации различных видов деятельности воспитанников;

  • Осуществления взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательной организации;

  • Методическом обеспечении образовательного процесса;

  • Реализации информационно-коммуникационных технологий;

  • Обеспечении инклюзивных подходов в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями, в том числе с ОВЗ и пр.

Руководителю ДОУ необходимо проанализировать кадровые условия и ответить на вопросы:

  • Какие опыт и квалификация требуются от педагогов для введения ФГОС дошкольного образования;

  • Хватает ли у педагогов квалификации или необходимо дополнительное обучение, повышение квалификации, переподготовка;

  • Каким образом организовать подбор, повышение квалификации и (или) переподготовку кадров для реализации ФГОС дошкольного образования.

И, в зависимости от этого строить свою работу.

Взамен интегративным качествам дошкольника, определённым в ФГТ как планируемый итоговый результат освоения ООП ДО предложены целевые ориентиры дошкольного образования. Они обозначены как «социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования». ФГОС определяет: Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня в РФ, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от дошкольника конкретных образовательных достижений. Именно поэтому целевые ориентиры не полежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

4.4. Они являются ориентирами для:

а) построения образовательной политики на соответствующих уровнях с учетом целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации;

б) решения задач:

формирования Программы;

анализа профессиональной деятельности;

взаимодействия с семьями;

в) изучения характеристик образования детей в возрасте от 2 месяцев до 8 лет;

г) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.

- выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

4.5. Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;

  • оценку качества образования;

  • оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Встаёт вопрос: если не будет проводится оценка знаний детей, то по каким показателям сможет оцениваться деятельность дошкольной образовательной организации? Перед детским садом сейчас стоят задачи, связанные с развитием и созданием необходимых условий для их решения. Именно эти условия (выполнение требований к условиям реализации ООП ДО) являются предметом оценки деятельности образовательной организации и результативности работы педагогов, в том числе и со стороны родительской общественности.

По ФГОС при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Поэтому, например, реализация программы «От рождения до школы» предполагает проведение педагогической диагностики для оценки индивидуального развития детей (динамику и перспективы развития каждого ребёнка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.)

  • игровой деятельности;

  • познавательной деятельности (как идёт развитие детских способностей, познавательной активности);

  • проектной деятельности (как идёт развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

  • художественной деятельности;

  • физического здоровья) для оценки эффективности педагогических действий и дальнейшего планирования. Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребёнка по всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаика-Синтез».

В заключение хочется отметить, что процесс введения ФГОС ДО в соответствии с планом Минобрнауки России растянут во времени. Кроме того, до 1 января 2016 г. устанавливается переходный период, в течение которого образовательные организации должны привести нормативную базу в соответствие с требованиями федерального законодательства. Поэтому в соответствии с письмом Рособрнадзора от 7 февраля 2014 г. N 01-52-22/05-382 недопустимо требовать от ДОО немедленного приведения ООП ДО в соответствие с ФГОС в условиях незавершённого цикла проведения экспертизы и формирования реестра примерных ООП ДО. Однако работа по введению ФГОС должна вестись. Мы живём в период перемен, а это очень сложно. Был страх перед введением ФГТ. Прошло 3 года и перед нами новый документ. Не стоит впадать в панику. Главное - заниматься своим делом. Доводить себя до неврозов - дело неблагодарное. Берегите своё здоровье! Оно понадобится всем нам во время освоения дошкольного стандарта. Объединённые усилия позволят нам эффективнее работать в соответствии с требованиями времени. Спасибо за внимание!

Источники:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  2. Белая К.Ю. Программы и планы в ДОО. Технология разработки в соответствии с ФГОС ДО. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с. - (Управление детским садом). (2)

  3. Бережнова О.В. (канд. Филол.наук, доцент, заведующий кафедрой дошкольного образования Орловского института усовершенствования учителей)ФГОС дошкольного образования: основные положения.//Управление ДОУ №5/2014. - с.32

  4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2014. - 333с.

  5. Письмо Рособрнадзора от 07.02.2014 №01-52-22/05-382 «О недопустимости требований от организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам дошкольного образования, немедленного приведения уставных документов и образовательных программ в соответствии с ФГОС ДО»

  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 г. Москва «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

  8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

  9. Самый нестандартный стандарт.//Дошкольное образование №9/2013. - с.24

  10. dovosp.ru/articls/educator/methodical_service/izuchaem-fgos-doshkolnogo-obrazovanija/

  11. miller-mdou18.ru/index.php/fgos-do/63-konsultatsiya-dlya-vospitatelej

  12. prodlenka.org/metodichka/viewlink/29846.html

  13. sovet-moped.ru/wp-content/uploads/2014/01/4242165/jpg

  14. dou235.edu.sarkomobr.ru/information/fgos-do

  15. yandex.ru/images/search?p=3&text=настороженная%20женщина&img_url=http

  16. yandex.ru/images/search?text=анимашка%20дошкольник&img_url=http

  17. yandex.ru/images/search?text=анимашка%20часы&img_url=http

© 2010-2022