Использование регионального компонента в МБДОУ «Солнышко»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка: «Использование регионального компонента в МБДОУ «Солнышко»

Опубликовано 30.07.2015 г. Оюн Марина Маадыр - ооловна

Автор: воспитатель МБДОУ «Солнышко»

С.Целинное. Кызылский кожуун.

Оюн Марина Маадыр -ооловна, первая категория.

Введение.

Приобщение ребенка к миру взрослых людей, к их деятельности, к миру чувств и переживаний, т. е. ко всему тому, чем живет общество, - задача, которую человечество решает с того времени, когда стала осознаваться необходимость в передаче каждому последующему поколению опыта предыдущего. Во все времена матери учили и учат своих детей тому, что знают и умеют сами, тому, что, на их взгляд, пригодится ребенку в жизни.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения культуры любой нации, народа. Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре тувинского народа, как первой ступени к познанию и постижению общечеловеческих ценностей.

Ближайшее окружение, социальная среда оказывают решающее влияние на формирование начального мировосприятия, мировоззрения детей, поэтому учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на поддержку положительного влияния среды и на компенсацию отрицательных моментов. Дети практически все усваивают по принципу подражания у взрослых и родителей.

В тувинской народной пословице гласит: «Не знаешь историю - заблудишься, не знаешь родословную, родных - будешь нуждаться в жизни»(Тоогу билбес тоорээр, торел билбес турээр). И это сказано правдиво. Каждая нация достойна огромного уважения своей историей, самобытной философией, нравственными и эстетическими понятиями. С исчезновением языка исчезнет и сам народ, чтобы не случилось непоправимого необходимо работа с детьми и взрослыми, а именно начинать с дошкольного возраста , и мы пришли к тому, что необходимо создать программу по углубленной работе по краеведению. Так как национальные традиции исчезают, если нет национальных песен, забыты обряды, появляются люди, не знающие свой народ, язык, не помнящие родства, истории, быта тувинского народа.

Для реализации потенциальных возможностей детей дошкольного возраста требуются соответствующие социальные условия жизни и воспитания,как дома так и в детском саду, которые мы постарались создать в нашем дошкольном учреждении и в данной возрастной группе. В работу программы включены все виды деятельности, то есть работа проходит как на занятиях, так и в повседневной деятельности. Так же элементы тувинского фольклора включаются в занятия по физической культуре, в ИЗО деятельности, на музыкальных занятиях. Данная программа тесно взаимосвязана с примерной ощеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы», соответствующей ФГОС, под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, где рекомендовано, что в работе по ознакомлению с окружающим педагог должен учитывать при проведении воспитательной работы региональный компонент, природу родного края, народные традиции, краеведение.



Авторская программа дошкольного образования по реализации ФГОС

«Патриотическое воспитание в ДОУ»

(региональный компонент)

Цель и задачи.

Цель: Воспитать любовь к родному краю в контексте родной культуры, языка, как естественная эмоциональная среда ребенка. Включить различные формы народной педагогики в содержание обучения и воспитания.

Задачи: 1. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу, малой родине;

2. Приобщение к национальным обычаям, обрядам, национальным видам одежды, кухни, ремеслам.

3. Обучение и воспитание на родном языке в соответствии с конституционными правами ребенка, создание искусственной речевой среды.

5. Знакомство детей с государственными символами Тыва и России (герб, флаг, гимн);

Содержание.

Тема 1. человек в мире людей.

- Я - человек, имя-наречение, знакомство с именем своим, что оно означает, кто мои родственники (родители, дедушки, бабушки, братья, сестры, дяди, тети и т.д.), как их имена.

- откуда я родом, система родства по материнской и но отцовской линии; - генеалогия;

- кто наши соседи, наши сверстники, односельчане, люди разной национальности;

Национально-региональный компонент:

- как нарекали детей в старину Тувинцы и что означали древние имена, значение прозвищ (шола);

- знакомство с названиями частей тела и лица на тувинском языке;

- сравнение культур тувинского и русского народов,

- знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн РФ и РТ.

Компонент ДОУ.

- Проследить связь имен в семье во времени (в честь кого-то или истории имен);

-Знакомство с известными людьми, рожденными в нашем селе Целинное;

-знакомство с героями Великой Отечественной войны, тружениками тыла, участниками Афганской и Чеченской войн, проживающих на территории села Целинное.

Тема 2. человек в мире природы.

- элементарно-научные знания о природе, народные приметы о погоде, весна - лето - осень - зима, соответствие примет в наше время.

- отношение человека к природе в старину и нынешнее время, чем отличается;

- животный и растительный мир;

Национально-региональный компонент:

- хозяйство и образ жизни народов (русского, тувинского); дать детям некоторые названия деревьев, животных, птиц на тувинском языке, познакомить с животными и растительным миром Тыва (Кызылский кожуун)

Компонент ДОУ.

- Экскурсии, целевые прогулки к достопримечательностям (Чараш кыштаг, Онгача ). Обсудить названия этих мест, почему так названы.

Тема 3. человек в истории.

- Дать представление о прошлом - настоящем - будущем; Объяснить значение слов - год, месяц, неделя, день, утро, день, вечер, ночь. Учить называть день недели месяц и время года.

Национально-региональный компонент:

- Дать представление об особенностях погоды, природы, исторические предания о древнейших насельниках края. Предания об освоении и заселении Тувинского края, какие национальные праздники празднует тувинский народ, в чем их ценность и особенность.

Компонент ДОУ.

-Празднование некоторых тувинских народных праздников, таких как Наадым, Шагаа .

Тема 4. Человек в мире вещей.

- Дом как первая родина ребенка, его первая «колыбель»;

- особенности заселения нового жилища. Приметы и поверья;

- Подворье, надворные постройки, ворота;

- Одежда. Влияние хозяйственных занятий на ее характер. Материал для изготовления одежды. Элементы женского и мужского костюма. Их сходство и различие.

- предметный и вещный мир в загадках.

Национально-региональный компонент:

- особенности жилища тувинского народа ( юрта)

- внутреннее убранство тувинской юрты как символическая структура;

- красный угол; - домашний очаг - печь.

- «Мужская» и «женская» половины юрты;

- одежда тувинского народа - типы головных уборов. Общее и особенное у разных народов;

- костюмные комплексы разных этнических групп. Манера ношения. Костюм как второе «я» человека;

- символика головного убора (шапка, платок), пояса, кушаки;

- символика орнамента;

- украшения:

Компонент ДОУ.

-Создание музея «Тувинская юрта», с утварью, национальной вышивкой, войлоковалянием, тувинским костюмом. В группе составить мини - уголок «Тыва ог», соответствующий возрастной группе.

Тема 5. человек в мире символов.

- Родина - РФ, столица - Москва, символика РФ, общие сведения о РФ.

Национально-региональный компонент:

- Малая родина - Тыва, столица -Кызыл, символика РТ, нашего села Целинное, - Значение цветов на символике. Изобразительные символы на тувинском костюме, изделиях, юртах и т.д.;

Компонент ДОУ.

- Изображения флага, герба РФ, РТ и, карты мира, страны, Альбом «Тувинские узоры», что означает каждый узор и где используется.

Тема 6. человек в мире искусства.

-знакомство детей с музыкальным и изобразительным искусством;

Национально-региональный компонент:

-знакомство с произведениями тувинских поэтов, детских писателей, художников.

Компонент ДОУ.

- разучивание тувинских детских песен, старинных детских игр, танцев;

- рисование, аппликация тувинского орнамента

Средняя группа

тема

содержание

1. человек в мире людей.

Я человек

Формировать представления о своей внешности, о своей принадлежности к человеческому обществу. Объяснить, что у каждого человека есть имя, оно дается сразу после рождения. Учить называть сверстников по имени, а воспитателя по имени и отчеству. Знать свое имя, свою фамилию. Половая принадлежность (я - мальчик, я - девочка)

Я и мое тело или внешний образ человека

Знакомить детей с названиями частей тела и лица на тувинском и русском языках; развивать способность понимать настроение людей по выражению лица, голосу. Прививать детям основы культурно- гигиенических навыков. Уход за своим телом.

Я и моя семья

Познакомить детей с обязанностями всех членов семьи, с составом семьи. Побуждать к рассказам о профессиях своих родителей. Знать имена родителей. Формировать представления о дружной семье.

Я и детский сад

Формировать положительное отношение к детскому саду. Знакомить с трудом взрослых, работающих в д/с (воспитатель, помощник воспитателя, повар, медсестра). Обращать внимание на их трудовые действия и их результат.

Я и мои соседи

Провести беседы о людях живущих рядом с нами (сверстники, соседи, друзья и т.п.). Как их зовут, чем они занимаются. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

2. человек в мире природы.

Я и мир растений

Формировать элементарные представления о некоторых растениях. Познакомить с названием знакомых деревьев, комнатных и луговых растений. Учить различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов. Познакомить с названиями на тувинском и русском языках.

животный мир.

Познакомить с домашними животными и их детенышами. Познакомить с дикими животными, проживающими в нашей местности. Отметить особенности проживания. Воспитывать бережное отношение к природе. Названия животных на тувинском и русском языках.

Времена года

Познакомить детей с особенностями каждого времени года. Особенности протекания времен года в наших краях. Разучить различные потешки и поговорки, заклички и пословицы, игры на тувинском языке.

3. человек в мире вещей.

Я и мой дом.

Дать детям первоначальные знания о доме, для чего строят дома, особенности материала (дерево, кирпич). Отметить основные части дома (фундамент, стены, крыша).

убранство дома

Познакомить детей с особенностями убранства дома, дать для сравнения старинный и современный интерьер тувинского дома. Знакомство с основными понятиям и символами тувинской юрты - стол и печь, объяснить назначение широких лавок и детской колыбели (кавай) в старину.

4. человек в истории.

Я и время.

Познакомить детей с названием села, где они живут. Познакомить с названиями улиц. Познакомить с первыми улицами села, объяснить значение названий улиц.

5. человек в мире искусства.

Я и музыка.

Познакомить детей с удмуртскими напевами: учить различать колыбельную и плясовую. Разучивание песен на тувинском языке.

Я и танец

Познакомить детей с удмуртским народным танцем (тыпыртон), показать 1-2 простых движения танца. Свободная пляска и слушанье музыки в повседневной деятельности детей.

Выводы:

  1. ретроспективный анализ показывает, что проблема приобщения детей к социальному миру всегда была и остается острой и одной из ведущих проблем формирования личности ребенка.

  2. Она непосредственно связана не только с психологией и педагогикой, изучающими возрастные особенности социализации, становления человека человеком. На эту проблему оказывает влияние общественно-политическое устройство человеческого общества, его функционирование и развитие под воздействием различных факторов.

  3. Исторический анализ убеждает также в важности и необходимости квалифицированной помощи ребенку со стороны взрослых в сложном процессе вхождения в мир себе подобных.

Список использованной литературы.

1. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно - правовых документов и программно-методических материалов. М., 2001.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2007.

3. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1999. Т.2.

4. Рыбалова И.Н. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания //Дошкольное воспитание. - 2003. - № 6. - с.45 - 55.

5. Суслова Э.К. Некоторые мысли о современном патриотическом воспитании дошкольников //Детский сад от А до Я. - 2003. - №3. - с.4 - 14.



© 2010-2022