Опыт работы Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Колосок»


Тема: «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ»

Автор опыта: Степанова Светлана Валентиновна, музыкальный руководитель МБДОУ д/с № 4 «Колосок»



ст. Геймановская 2016 г.

Содержание:

1. Информационная карта ППО …3-5

2. Целостное описание опыта……6-14

3.Литература…..15 - 16

Приложение:

Программа «Театр-музыка-дети»

Планы работы (индивидуальные и подгрупповые) ;

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»;

Выступление на семинаре музыкальных руководителей «

Сценарий оперетты «Муха-Цокотуха»;

7. Открытое занятие «В гостях у сказок» с использованием ЦОР

8. Картотека театрализованных игр, игр-пантомим, импровизаций, мини-сценок.

9. Диагностика развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности

10. Видеоматериалы

11. Презентация



Описание опыта работы
музыкального руководителя МБДОУ д/с № 4 «Колосок» Степановой Светланы Валентиновны


«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником

развития чувств, переживаний

и эмоциональных открытий ребёнка,

приобщает его к духовному богатству».

(В. А. Сухомлинский).



Тема: «Творческая мастерская театрального искусства в ДОУ»

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей старшего дошкольноговозраста.

Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии использования театральныхметодик.

Цель: Целью данного опыта является формирование творческой личности средствами музыкально-театральной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание художественной чуткости к сценическому искусству.

2. Развитие речевого аппарата, песенного, импровизационно-мелодического творчества.

3. Развитие танцевального творчества, музыкально-игровых импровизаций.

4. Развитие способности воспринимать и переживать музыку, раскрытие эмоциональности как важнейшей основы внутреннего мира.

5. Развитие основных психических процессов и качеств (восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, коммуникабельности, смелости публичного самовыражения, способности к спонтанному творческому поведению).

6. Формирование у педагогов, участников педагогического опыта практической готовности в оказании помощи при организации музыкально-театрального воспитания.

7. Активное вовлечение семьи в образовательный процесс.

Научная новизна и теоретическая значимость опыта состоит в развитии музыкальных творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства на занятиях по музыкальному воспитанию и вне занятий с использованием современных информационно-коммуникационных технологий и обновления предметно-развивающей среды музыкального зала.

В своей педагогической деятельности я опиралась на программу "Театр - Творчество - Дети" авт. Н. Ф. Сорокина,Л.Г. Миланович.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение уровнясформированности музыкальных творческих способностей по всем направлениям.

  2. Улучшение способности к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

  3. Активное пользование средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

  4. Повышение эмоциональной отзывчивости у детей.

  5. Проявление активности, инициативы в игре.

  6. Развитие нравственно-коммуникативных и волевых качеств личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта,умение, довести дело или роль до конца).

  7. Эмоциональное и выразительное исполнение песен, танцев, стихов.

  8. Появление умения выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

  9. Появление желания придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.

  10. Проявление стойкого интереса к театрализованной деятельности.

Музыкально-театрализованная деятельность - это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребенка. Она понятна ребенку, близка его природе, потому что связана с игрой. Через театрализованную игру ребенок получает больше информации об окружающем мире, у него развивается память и воображение, он переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить. Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью. Участие в ней формирует у ребенка артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов. Кроме того, помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Свою работу я начала с обновления предметно-развивающей среды музыкального зала. Окрасили стены в светлый персиковый цвет, сшили занавес, напечатали билеты, сшили костюмы, постарались воссоздать приближенную атмосферу театра. Любая работа с детьми подразумевает работу с педагогами и родителями, так как ребенок на музыкальном занятии находится всего 20-25 минут, а все остальное время он проводит в группе и дома, поэтому свою работу строила в тесной взаимосвязи с педагогами и с родителями воспитанников.

В развития театрализованной деятельности использовала:

  • просмотр кукольных спектаклей, сказок, мультфильмов и беседы о театре, поведении во время спектаклей артистов и зрителей (в свободное у детей время);

  • игры-драматизации (на подгрупповых и индивидуальных занятиях);

  • артикуляционная гимнастика (во время распевания);

  • упражнения на развитие детской пластики(во время разучивания музыкально-ритмических движений);

  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы (в музыкальных играх);

  • театральные этюды (на индивидуальных и подгрупповых занятиях);

  • подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок (во время развлечений или вечернее время).

Первая постановка была оперетта «Муха-Цокотуха идет в школу» для детей 6-7 лет.

Работа над спектаклем длилась полгода, от простого к сложному, постепенно. Использовала упражнения, игры, этюды, много работала над вокалом. Репетиции проводились по всем правилам театрального искусства, что создавало у детей дополнительную мотивацию: «Я-артист». Занимались Индивидуально, по подгруппам, на занятиях, в свободное время в группе. С помощью родителей сшили костюмы, сделали декорации. Спектакль прошел с большим успехом.

Затем театрализованные занятия стала проводить и для детей младшего возраста. Малыши с радостью изображали в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса. А также принимали участие в коротких музыкальных сказках и инсценировках «Репка», «Заинька», «Котик», которые показывали на вечерах - развлечениях и утренниках.

Развивала песенное творчество, затем ненавязчиво песенную импровизацию использовала в сценках или сказках.

С появлением в нашем детском саду мультимедийной установки стала использовать на занятиях по развитию творческих способностей детей специально применяемые средства ИКТ, которые дали ощутимый положительный результат. Сначала показывала спектакль (фрагменты) детям на экране, затем обсуждала с детьми выразительные средства, которые использовали актеры для передачи особенностей той или иной роли. По желанию дошкольники выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. В дальнейшей работе я использовала игры на внимание, фантазию, добиваясь яркой передачи разнопланового образа.

Большое внимание я уделяла речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, обогащению речи. Вместе с детьми сочиняли маленькие сказки, придумывали диалоги героев. Дошкольники научились самостоятельно сочинять и обыгрывать ситуации. Работая над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, активизировался словарь детей, совершенствовалась звуковая культура речи.

Следующий спектакль «Вовка в тридевятом царстве» был поставлен при участии всего педагогического коллектива. В работе использовали ростовые куклы Царя, Вовки, Кота, костюмы сшили сами, ростовые головы склеили из поролона. Сказочные персонажи активизировали внимание и участие детей-артистов в спектакле, доставили настоящее удовольствие зрителям. В процессе работы освоила компьютерные музыкальные программы для записи и обрезки мелодий.

В 2015 г. работая над проектом «Классическая музыка и дети» решили поставить балет «Лебединое озеро». И снова потребовалось обновление интерьера музыкального зала. Решение было найдено. С помощью потолочной плитки и плинтуса-молдинга получились прекрасные легкие и светлые рамочки, в которые мы размещаем вытынанки - силуэты, соответствующие тематике наших театральных мероприятий. Действуя по принципу, все то, что видит ребенок должно нести определенную информацию, развивать и воспитывать, сделали интерьер зала вариативным.

Для спектакля родители приобрели костюмы. Представление получилось красочное, а классическая музыка затронула не только детские струнки души.

За три года опыта работы с участием детей и взрослых были поставлены спектакли: «Вовка в тридевятом царстве»,«Золушка», Оперетта «Муха-Цокотуха», сказки «Колобок», «Репка», «Гуси-Лебеди», «Кощей-Бессмертный», музыкальные сценки «Семья», «Музыкальный букварь», Балет «Лебединое озеро». В постановках спектаклей участвовали дети 5-7 лет, разной степени подготовленности. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность.

Опыт работы показывает, что при соблюдении основных условий развития творческих способностей, т.е систематичность, последовательность, дети ждут каждого занятия с нетерпением, занимаются с желанием и радостью, что, несомненно способствует раскрытию их творческих проявлений.

Конечно же, немаловажную роль в проведении занятий играли воспитатели и младшие воспитатели. Они первые помощники. Активно включались в процесс подготовки и проведения музыкально-театрализованных занятий. Играли роли в спектаклях, принимали участие в оформлении зала, изготовлении костюмов и атрибутов. Рекомендовала воспитателям проводить предварительную подготовку детей: тематические беседы, рассматривание картин, чтение литературного произведения. Это помогло более рационально использовать время на занятиях, что решило проблему нехватки времени. Кроме того, творческое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя дает возможность детям получать массу впечатлений и эмоций.

Наш коллектив придает большое значение работе с родителями. Участие родителей в театрализованных представлениях, праздниках, развлечениях помогло повысить качество творческого развития детей. Работа детского сада и семьи строится на принципах взаимодействия, сотрудничества. Родители оказывают посильную помощь в изготовлении костюмов, поделок и кукол для спектаклей.

Театрализованная деятельность приобрела новую окраску, так как родители находились вместе с детьми и педагогическим коллективом, что в итоге способствовало повышению уровня развития творческих способностей детей.

Результативность опыта

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна,

Это видно по следующим результатам:

- У детей музыкально творческие способности стали на более высоком уровне по всем направлениям.

- Значительно улучшилась способность к импровизациям (песенным, инструментальным, танцевальным).

- Дети стали активно пользоваться средствами выразительности (мимика, жесты, движения).

- Повысилась эмоциональная отзывчивость, развилась ориентация в эмоциональном содержании, которая базируется на умении различать чувства, настроения и сопоставлять их с соответствующими актерскими проявлениями.

- Дети стали больше проявлять активность, инициативность, участвуя в игре.

- Развились нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта,умение, довести дело или роль до конца).

- Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

- Появилось умение выразить свое понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи), появилось желание придумать, рассказать сказку, сочинить танец и т.д.

- Дети стали проявлять стойкий интерес к театрализованной деятельности.

Диагностические карты

(сентябрь 2012 г.) (май 2013 г.)

высокий -30%высокий -45%

средний 44%средний - 46%

низкий -26%низкий- 9 %

(сентябрь 2013г.) ( май 2014г.)

высокий - 47% высокий 59 %

средний - 45% средний - 46%

низкий - 8% низкий -5%

(июль 2014 г.) (декабрь 2015 г.)

высокий - 47%высокий - 70%

средний 49% средний -30 %

низкий - 4% низкий -0%

Из диаграмм видно, что до начала опыта работы детей с высоким уровнем музыкально-творческого развития в театрализованной деятельности было 30 %, с низким уровнем - 26%, со средним - 44 %. В конце опыта работы значительно увеличился результат. Детей с высоким уровнем стало значительно больше - 70 %, со средним - 30%, низкий уровень отсутствует.

Заключение Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития - одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством - результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающегопоколения.

Подводя итог проведенной работы, можно сказать, что цели и задачи достигнуты, но на этом не исчерпываются.

На протяжении трех лет дети показывали свои достижения на праздниках и развлечениях. Их выступления отличались ярким, уверенным артистическим исполнением. И перспективой дальнейшей работы для меня является разработка новых постановок в театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста.


Список используемой литературы:

  1. В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения». В.А. Жилин «Речевые упражнения». - Челябинск, 1996.

  2. А.И. Буренина Музыкальная палитра №11, №12, 2012 - Санкт-Петербург, 2012.

  3. Журнал «Музыкальный руководитель» ООО Издательский дом: «Воспитание дошкольника», Москва, 2007, № 6,7.

  4. О.И. Крупенчук Пальчиковые игры для малышей, Издательский дом «Литера», Санкт-Петербург, 2006.

  5. С.В. Канкевич «Музыкальные праздники в детском саду и начальной школе», Издательский дом «Литера», 2005.

  6. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. М.: Академия, 2000 г.

Электронныересурсы:

  1. moi-detsad.ru/metod46-7.html

  2. insai.ru/slovar/1881

  3. ladushki-book.ru/


© 2010-2022