Межнациональное общение в дошкольном возрасте

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу об этике межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.


И. А. Головченко, аспирант ШГПИ

г. Шадринск

Процесс глобализации охватил сегодня все сферы человеческой жизни, включая и культуру. Резкий подъем национального самопознания, стремление к этнической и этнокультурной самоидентификации обуславливают огромный интерес народов не только к своей национальной культуре, но и к культуре народов ближайшего и отдаленного окружения.

Этика межнациональных отношений, по мнению большинства ученых это высокая степень совершенства и развития этих отношений, которые проявляются в межнациональных и духовных связях разных народов, в соблюдении определенного нравственного такта и взаимной уважительности людей различных национальностей друг к другу, в их общении и недопустимости кого-либо пренебрежения к языку, национальным обычаям и традициям других народов. Воспитание этике межнационального общения необходимо начинать у детей уже в дошкольном возрасте.

Согласно Федеральному закону от 29.12.12 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» направлено на, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формированию предпосылок учебной деятельности, сохранение укрепление здоровья детей дошкольного возраста, формирование общей культуры (в том числе и культуре межнационального общения).

В дошкольном возрасте в жизнь ребенка прочно и уже навсегда входят другие дети - сверстники. Между дошкольниками разворачивается сложная и порой драматичная картина отношений. Они дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делают мелкие "пакости". Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем в сфере общения со взрослым. Родители иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детской дружбе, ссорам, обидам. Детям уже не так важно утвердить себя в глазах сверстника; гораздо важнее играть вместе, чтобы получилась хорошая игра, или красивая комната для кукол, или большой дом из кубиков. При этом не имеет значения, кто построил этот дом. Главное - результат, которого мы достигаем вместе. Необходимо, таким образом, сдвинуть интересы ребенка с самоутверждения как основного смысла его жизни к совместной с другими детьми деятельности, где главное - общий результат, а не его личные достижения.

По мнению ученых (М.И. Лисиной, Л.Н. Галигузовой, А.Г. Абсалямовой, А. Г. Асмолова О.В. Куликовой и др. ) к 6-7 годам у детей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность к сверстникам и способность к взаимопомощи. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится, где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, не связанный с его конкретными действиями. Таким образом, особенности коммуникативных компетенций старших дошкольников состоят в том, что представленная выше последовательность развития общения и отношения к сверстнику в дошкольном возрасте далеко не всегда реализуется в развитии конкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальные различия в отношении ребенка к сверстникам, которые во многом определяют его самочувствие, положение среди других и, в конечном счете, особенности становления личности. Дети часто негативно могут относиться к сверстникам другой национальности. Воспитывать у детей этику межнационального общения необходимо уже в дошкольном возрасте

Этика и культура межнационального общения - это качество человека, (М.И. Богомолова, А.Е. Зимбули, Э.К. Суслова и др.) характеризующее общий уровень его воспитанности, готовность и умение общаться с представителями разных культур, способность учитывать их национальную специфику, деликатность и терпимость в любых ситуациях; уважительное отношение человека к людям различных наций и рас, уважение к их культуре, традициям, языкам, истории, национальному достоинству; совокупность специальных знаний и умений, а также адекватных им поступков и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей и позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах.

Литература:

  1. Абсалямва А.Г. Этика межнационального общения детей в поликультурной группе. / А.Г. Абсалямова, Ю.С. Горбачева, Уфа: Творчество,1997. - 310с.

  2. Белоцерковец Н.И. Педагогика межнационального общения: учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2008. - 168 с.

  3. Богомолова М. И. Интернациональное воспитание дошкольников М.: Просвещение, 1988. -309с.

  4. Суслова Э.К. Рекомендации по темам: «Воспитание этики межнационального общения»// Дошкольное воспитание. - 1999. - №1.86с.

3


© 2010-2022