- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Консультация для воспитателей «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Консультация для воспитателей «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хакимова Т.Ф. |
Дата | 27.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Консультация для воспитателей
«Современное качество дошкольного образования:
критерии и показатели результативности»
Хакимова Т.Ф., воспитатель
МАДОУ №106 «Забава»,
г.Набережные Челны,РТ
Представление о качестве образования в настоящее время значительно трансформируется, приобретая новые характеристики на основании требований, предъявляемых со стороны внешнего относительно системы образования современного мира. Качество дошкольного образования - гарантия успешного освоения образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а также в целом успешности человека. Обеспечивают успешность человека те умения, способности, которые развиваются в процессе последовательного освоения содержания образования, начиная с самых ранних. Только для этого необходимо иметь единый (закрепленный) ориентир в виде требований, предъявляемых к качеству образования на всех ступенях (но с учетом возраста ребенка), единые требования к дошкольному образованию вне зависимости от образовательного учреждения, реализующего программу дошкольного образования.
Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий:
-
Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций
-
социального, государственного заказа.
-
Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
-
Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве средства его развития.
-
Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
-
Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка на относительные показатели детской успешности.
Существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОУ. Так, например, В. А Зебзеева (кандидат педагогических наук, доцента кафедры Педагогики дошкольного и начального образования, факультета Дошкольного и начального образования Оренбургского государственного педагогического университета) предлагает использовать четыре вида показателей оценки качества дошкольного образования:
-
непосредственные показатели психического развития детей
-
показатели качества образовательных условий
-
опосредованные показатели психического развития детей
-
показатели здоровья дошкольников.
Ряд отечественных исследователей обосновали положение о том, что на психическое, физическое, личностное развитие воспитанников детских учреждений особое влияние оказывают четыре аспекта: характер организации предметно-пространственной среды, поведение воспитателя, тип образовательной программы и количественное соотношение детей и взрослых.
В других источниках в виде основных ориентиров, определяющих качество современного дошкольного образования, выступают следующие: удовлетворение потребности семьи и ребенка в услугах дошкольного образовательного учреждения; благополучие ребенка в детском саду; сохранение и необходимая коррекция его здоровья; выбор учреждением образовательной программы и ее научно-методическое обеспечение.
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим критериям:
-
Организация современного воспитательно-образовательного процесса (выбор программы, сочетаемость программ, интеграция, межпредметные связи, единые педагогические принципы, приемы и методы обучения, участие в экспериментальной и инновационной деятельности, диагностика и самоанализ деятельности ДОУ, планирование и прогнозирование, здоровьесберегающие технологии, индивидуализация обучения, гендерный подход и др.);
-
Создание современного, предметно-развивающего пространства;
-
Обеспечение эмоционального благополучия и комфортного самочувствия ребенка в стенах детского сада, низкая заболеваемость;
-
Успешная и безболезненная адаптация;
-
Развитие способностей детей (познавательной активности, памяти, мышления, коммуникативных способностей, символических способностей - воображения и игры);
-
Удовлетворение потребностей и ожиданий родителей (поступление в школы повышенного типа и успешная учеба в начальной школе);
-
Участие воспитанников детского сада в различных конкурсах, выставках, соревнованиях и фестивалях;
-
Уровень образования и профессиональная переподготовка педагогических работников, выявление творческого потенциала каждого сотрудника;
-
Внешние связи ДОУ;
-
Трансляция опыта работы педагогов ДОУ в СМИ, проведение мастер-классов, семинаров, методических объединений.
Качество работы детского сада выражается также в применении инноваций, здоровьесберегающих технологий, наличии экспериментальной площадки в ДОУ, а также качественной подготовке детей к школе.
Одной из важнейших задач повышения качества дошкольного образования является участие родителей в жизни образовательного учреждения, их отношение к дошкольному образованию, расширение педагогического потенциала родителей и повышение их компетентности.
Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:
-
проследить динамику развития каждого ребёнка;
-
оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;
-
определить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.
Подводя итог, отметим, что система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Все это в конечном счете будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.