- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению «Ребенок и окружающий мир» для детей в возрасте от 2 до 3 лет
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА по направлению «Ребенок и окружающий мир» для детей в возрасте от 2 до 3 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бухарова С.В. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение Школа - детский сад с.Катравож имени героя Советского Союза А.М.Зверева
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению «Ребенок и окружающий мир»
для детей в возрасте от 2 до 3 лет 1 младшая группа «Улиточка»
Воспитатели: Бухарова С.В., Коновалова Т.В.
Парциальная программа составлена в соответствии с методическими рекомендациями О. А. Соломенниковой «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации» и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.
с. Катравож
2015 г.
Пояснительная записка
Содержание Программы «Ребенок и окружающий мир» состоит из трех составляющих: предметное окружение, явления жизни, мир природы. Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире.
Цель: развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, простейшие причинно-следственные связи и др.).
Задачи:
Введение в предметный мир предполагает:
• ознакомление ребенка с предметом как таковым (название, назначение, вычленение свойств и качеств, группировка, и т. п.);
• восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата трудовой деятельности.
Явления общественной жизни:
-
Знакомство с жизнью и трудом взрослых.
Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание.
-
Через ознакомление с природой, воспитание отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.
Умственное воспитание в программе организовано на принципах коммуникативно-познавательной деятельности детей современным развивающим содержанием. Оно обеспечивает:
• формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;
• развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений); местам человека, животных, растений (земля, вода, воздух);
• ознакомление с предметами быта, необходимыми человеку, их функциональным назначением (одежда, обувь, посуда, мебель и др.);
• формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье»,
«Я в детском саду», «Я на улице»), о простейших родственных отношениях (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т. д.);
• формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, пр.), о деятельности людей, явлениях общественной жизни;
• формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменениях;
• формирование первичных экологических представлений.
Для реализации целей и задач предусматривается следование принципам: системности, сезонности, возрастной интеграции, координации деятельности педагогов, преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного семьи. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение способствует всестороннему развитию ребенка.
В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для ознакомления детей с природой: в групповой комнате, на территории детского сада.
Информация, которую дети получают, должна быть научно достоверной и в то же время доступной для их понимания.
Содержание психолого-педагогической работы
Предметное и социальное окружение
- Продолжать знакомить детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель.
- Формировать представление о простейших связях между предметами ближайшего окружения.
- Формирование умения называть имена членов своей семьи и воспитателей.
- Знакомить с трудом взрослых, поощрять желание помогать взрослым.
- Знакомить с транспортными средствами ближайшего окружения.
Ознакомление с природой
- Знакомить детей с доступными явлениями природы.
- Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.
- Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.
- Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.
-Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).
- Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
- Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).
Сезонные наблюдения
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Целевые ориентиры развития ребенка: проявляет интерес к окружающему миру природы, проявляет интерес к игровым действиям сверстников, участвует в сезонных наблюдениях, принимает активное участие в продуктивной деятельности, может по просьбе взрослого или по собственной инициативе рассказать об изображенном на картинке, об игрушке; ориентируется в помещении группы и на участке детского сада, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные, музыкальные произведения, понимает, что все живые объекты отличаются от неживых тем, что нуждаются в солнце, воздухе и воде.
Программные задачи: учить образовывать группу из однородных предметов, формировать умение различать и называть предметы ближайшего окружения, некоторые овощи, фрукты (1-2 вида), некоторые деревья ближайшего окружения (1-2 вида), называть имена членов своей семьи и воспитателей, узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей; дать элементарные представления о природных сезонных явлениях; формировать навыки общения в диалоге с воспитателем, К концу года дети первой младшей группы должны уметь:
- общаться в диалоге с воспитателем;
- понимать, принимать и выполнять нормы жизни группы, соблюдать элементарные правила поведения в детском саду;
- знать по именам всех детей группы, воспитателей, иметь гендерное представление о себе;
- сопровождать речью игровые и бытовые действия;
- различать и называть предметы ближайшего окружения;
- узнавать и называть некоторых домашних и диких животных, их детенышей;
- называть имена членов семьи и воспитателей;
- различать и узнавать некоторые овощи, фрукты (1-2 вида);
- различать некоторые деревья ближайшего окружения, природные сезонные явления.
- наблюдать за трудовыми процессами воспитателя в уголке природы;
- соблюдать элементарные правила взаимодействия с растениями и животными.
Комплексно-тематическое планирование «Ребенок и окружающий мир»
Интеграция областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Содержание образовательной деятельности
(виды интегративной деятельности направлений - «Социализация, развитие общения, нравственное воспитание; Ребенок в семье и сообществе, патриотическое
воспитание»; «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»; «Развитие речи»; «Приобщение к социокультурным ценностям»)
Дата
№
Тема занятия
Цель
Количество часов
Пособия
Оборудование
Сентябрь
3 неделя
1
«Морковка от зайчика»
Расширять представления детей об овощах и фруктах. Формировать доброжелательное отношение к окружающим
10 мин
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2007
Игрушечный зайчик, овощи
4 неделя
2
«На нашем
Участке»
Учить детей ориентироваться на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения, взаимодействовать с воспитателем и детьми.
10 мин
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2008.
Октябрь
1 неделя
3
«Листопад,
листопад, листья желтые летят»
Дать детям элементарные представления об осенних изменениях в природе. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону одеваться на прогулку. Учить выделять ствол, ветки и листья деревьев.
10 мин
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2007
Куклы, одежда, листья
2 неделя
4
«Поручения»
Продолжить знакомство с пространством группы, учить действовать с игрушками; формировать умение слушать воспитателя, выполнять задания.
10 мин
Дыбина О.В. Ребенок окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
3 неделя
5
«Моя семья»
Способствовать возникновению контактов с помощью группового фотоальбома, развивать умение детей называть себя по имени и называть имена членов своей семьи.
10 мин
Дыбина О.В. Ребенок окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
4 неделя
6
«Петушок и его семейка»
Расширить знания детей о домашних птицах - петушке, курочке, цыплятах. Показать их характерные особенности. Учить детей проявлять заботу о домашних птицах. Развивать умение взаимодействовать с воспитателем и детьми
10 мин
Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Составитель С. Н. Теплюк. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
Фланелеграф, картинки с изображением петуха и курицы, пластилин.
Ноябрь
1 неделя
7
«Игра с водой»
Познакомить со свойствами воды; развивать понимание речи; учить понимать смысл целых предложений; словом побуждать к разнообразным действиям; развивать активную речь; учить повторять звукоподражательные слова «кря-кря», заменять облегченные слова правильными, привлекать к повторению слов «теплая», «холодная».
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
2 неделя
8
Рассматривание картины «Собака со щенятами»
Познакомить с представителями природного мира - собакой и щенками, их особенностями, образом жизни, повадками; развивать речь, умение слушать; учить исполнять игровые действия; закрепить произношение звуков по подражанию.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Картина, игрушечный котенок; картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка, сороки, гуся.
3 неделя
9
«Подбери
одежду»
Учить детей ориентироваться в групповом помещении; различать визуально и на ощупь разные материалы; отбирать по этому признаку одежду для кукол. Формировать доброжелательное отношение к окружающим
10 мин
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
Две куклы, кукольная одежда
4 неделя
10
Упражнения «Улыбнись Кате», «Поиграй с Сашей», «Пожалей Колю», «Обними Таню» и т.п.
Подвести детей к пониманию того, что нельзя драться и обижать других детей.
10 мин
Дыбина О.В. Ребенок окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
Декабрь
1 неделя
11
«Каша Сороки-белобоки»
Познакомить детей с процессом приготовления рисовой каши, дать им сравнить сухой рис и рис в каше
10 мин
Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации / Составитель С. Н. Теплюк. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
Горшок (кастрюля). Сухой рис, молоко, масло, сахар, соль.
2 неделя
12
«Лес и его обитатели»
Дать первоначальное представление о лесе и некоторых его обитателях: зайце и лисе, медведе; учить узнавать их и их детенышей (зайчата, лисята, медвежата); познакомить с образом жизни, повадками; развивать умение слушать воспитателя
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Фланелеграф, фигурки зайца, лисы, зайчат, лисят, силуэты деревьев, игрушка, пучок сена.
3 неделя
13
«Домашние животные»
Формирование понятия домашние животные и их детеныши.
Формировать навык словообразования имен существительных обозначающих детенышей животных. Активизировать и обогащать словарь.
10 мин
Методическая копилка, Интернет - портал
4 неделя
14
Наблюдение за работой помощника воспитателя
Дать представление о работе помощника воспитателя; вызвать уважение к труду взрослых
10 мин
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
Январь
3 неделя
15
«Птички зимой»
Учить детей проявлять заботу о птицах, наблюдать, заботиться, бережно относиться к живым существам; дать общее представление о строении птиц, размере, передвижении, вызвать положительные эмоции.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Шапочки птичек, корм для птичек, кормушка, лопатки для снега.
4 неделя
16
«Зимняя прогулка»
Познакомить со свойствами снега, учить с помощью анализаторов определять эти свойства, употреблять предлог на; активизировать в речи слова: пушистый, холодный, легкий, белый, холодно, морозно; учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, тренировать держать равновесие. Формировать умения определять погоду по внешним признакам и последовательно, по сезону одеваться на прогулку.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Куклы в зимней одежде, санки, вертушки.
Февраль
1 неделя
17
Рассматривание картины «Зимой на прогулке»
Активизировать знания о зиме; учите рассматривать картину, самостоятельно высказывать свое мнение об увиденном, отображать увиденное на картинке в собственной деятельности, соотносить свои действия с изображаемым фактом и словом; активизировать в речи употребление слов: зима, снег, лед, снежинка, санки, холодно, морозно.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Картины детей и взрослых в зимнее время.
2 неделя
18
«Котенок Пушок»
Дать детям представления о домашних животных и их детенышах. Знакомить с русским бытом. Формировать доброе отношение к животным.
10 мин
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозайка - Синтез, 2007
Печь, игрушечный котенок.
3 неделя
19
«Кто готовит нам обед?»
Познакомить с профессией повара, привлекать к обращению с вопросами к взрослым; закрепить знания о посуде, ее величине, вызвать уважение к труду взрослых
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
4 неделя
20
«Кукла Катя
готовит обед»
Расширять представление детей о возможностях использования групповой комнаты; знакомить со способами приготовления простейших блюд; учить называть качества продукта и действия, совершаемые с ними; обогащать и активизировать словарь за счет названий обеденных блюд; употреблять в речи обобщенные слова; отражать правила поведения.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 200
Март
1 неделя
21
«Поможем Юре»
Учить проявлять сочувствие к другим детям, определять ярко выраженное эмоциональное состояние, безопасному поведению, различать и называть действия взрослых, направленных на заботу о детях; расширять словарный запас, развивать ловкость.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Кукла - мальчик, картинки с изображением действий, игрушки телефон, самолет.
2 неделя
22
Рассматривание комнатных растений
Познакомить с представителями природного мира - комнатными растениями, их строением; показать способы ухода за растениями; вырабатывать длительный непрерывный ротовой выдох. Формировать доброе отношение к растениям.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Комнатные растения, распылитель, салфетки, лейки.
3 неделя
23
«Расти, коса, до пояса»
Познакомить с парикмахерскими принадлежностями; учить ориентироваться в пространстве групп; обогащать и развивать словарный запас за счет слов: стричь, причесываться. Формировать доброжелательное отношение к окружающим.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Куклы, игрушечные принадлежности парикмахера.
4 неделя
24
«Кукла в гостях у детей»
Закрепить знания детей о назначении мебели, посуды, учить называть правильно части тела куклы, предметы ее одежды; активизировать употребление прилагательных, соотносить со словом игровые действия с куклой; формировать речевое общение
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Куклы, чайная посуда, мебель.
Апрель
1 неделя
25
«Лисичка, пляши!»
Учить детей различать на слух звучание различных инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов. Развивать выразительность интонации голоса. Активизировать речь детей. Формировать доброжелательное отношение к окружающим.
10 мин
Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
Музыкальные инструменты, игрушка - лисичка
2 неделя
26
«Мамы дома - повара»
Помочь детям понять как важен труд мам для всей семьи. Учить детей называть свое имя и мена членов своей семьи. Формировать доброжелательное отношение к окружающим.
10 мин
Дыбина О.В. Ребенок окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
3 неделя
27
Экскурсия в медицинский кабинет
Познакомить с профессией врача, медсестры; объяснись, в чем заключается их работа; показать, как они заботятся о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
4 неделя
28
«Приехал Мишка на автомобиле»
Учить детей различать грузовой и легковой автотранспорт; правильно называть части машины: кабина, кузов, колеса, руль, двери; развивать умение слушать воспитателя, выполнять его инструкции
10 мин
Знакомство детей раннего возраста с окружающим миром опыт работы воспитателя ДОУ Оксана Дабижа
Разные автомобили, игрушка - мишка.
Май
2 неделя
29
Рассматривание картины «Чья лодочка?»
Закрепить знания о весенних явлениях природы, рассказать какие изменения происходят в жизни человека, трудовой деятельности людей; развивать речь, умение слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, повторять за ним; учить исполнять игровые действия; развивать умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередовать длительность, плавный и сильный выдох; учить рассматривать картину самостоятельно, высказывать свое мнение, отображать увиденное на картине в собственной деятельности.
10 мин
Винникова Г.И. Занятия с детьми 2 - 3 лет: Социальное развитие, окружающий мир. - М.: ТЦ Сфера, 2009
Картина, таз с водой, кораблики.
3 неделя
30
«Кто чистит нам дорожки?»
Познакомить с профессией дворника; объяснись, в чем заключается его работа; показать, как они заботятся о детях; расширить игровой опыт детей; воспитывать уважение к труду взрослых.
10 мин
Дыбина О.В. Ребенок окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
4 неделя
31
«Там и тут одуванчики цветут, насекомые летают»
Продолжить знакомство с представителями природного мира - насекомые; учить рассматривать картину самостоятельно, высказывать свое мнение, отображать увиденное на картине в собственной деятельности. Формировать у детей представления о цветах. Учить видеть характерные особенности цветов, назвать части строения цветов. Развивать желание эмоционально откликаться на красоту окружающей среды
10 мин
Соломенникова О.А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в первой младшей группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика - Синтез, 2007
Кукла, цветы.
Игрушки насекомых, картина.
Итого по базису
31
5 часов 10 минут