- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проектная деятельность Эколого – исследовательский проект «Луковка» Образовательная область «Познание»
Проектная деятельность Эколого – исследовательский проект «Луковка» Образовательная область «Познание»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Косинова О.В. |
Дата | 17.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Структурное подразделение «Детский сад» МКОУ «Староникольская СОШ»
Проектная деятельность
Эколого - исследовательский проект
«Луковка»
Образовательная область «Познание»
Выполнила: воспитатель
Косинова О.В.
2014 год
Актуальность:
В процессе познавательно - исследовательской деятельности ребёнок самостоятельно или в партнёрстве с взрослым - познаёт окружающий его мир: вещи, природные явления, находящиеся в определённых связях и отношениях. Естественность познавательно - исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы «почему?» «зачем?», «Как устроен мир?» Работа с дошкольниками проводится в форме непринуждённой познавательно - исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнёром, учитывающий детские интересы и инициативы.
В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей используется много приёмов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
В проекте участвуют, как дети, так и родители, Для решения поставленной цели дети используют полученные знания и навыки, приобретённые в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребёнка, формирует навыки сотрудничества.
Цель: Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологического самосознания. Выявить благоприятные условия для роста и развития лука. Увидеть конечный результат исследовательской работы.
Задачи:
-
Познакомить детей с основной культурой: лук.
-
Познакомить детей с особенностями жизни и развития лука.
-
Воспитывать интерес к выращиванию растений.
-
Способствовать развитию у детей познавательной активности.
-
Формировать навыки посадки (поместить в землю, крепко нажать, присыпать землёй, полить).
-
Активизировать словарь, Учить составлять рассказ о луке по опорным таблицам.
-
Привлечь внимание родителей к объекту исследования.
Участники проекта «Луковка»: дети средней группы, родители, педагоги.
Продолжительность проекта - 2 месяца, февраль, март (с 4 февраля по 29 марта).
Объект исследования - культура, лук репчатый.
Этапы проекта
Привлечь внимание родителей в условиях проектной деятельности.
Провести наблюдения за развитием растений, сравнить, зафиксировать результаты и сделать выводы.
Выяснить условия выращивания и проверить какой посадочный материал даст наилучший урожай
Изучить литературу, материалы в сети интернет, получить информацию из книг и газет о луке.
План эколого - исследовательского проекта « Луковка»
Февраль Работа с детьми
1. Проведение эксперимента «Луковка» Цель: Уточнить представление о луковице (гладкая, круглая и т.д.). Выяснить, есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит, Для чего она нужна луковице
2. Опыт: «Лук и земля» (посадка клубней в комнатных условиях для эксперимента)
Цель: Закреплять представление о луке, особенностях внешнего строения, учить находить «донце» с корнями и верхушку. Выяснить, каким образом сажать лук в лоток с землёй. Учить правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно, полить
3. Ведение дневника наблюдений за ростом луковиц.
Цель: Фиксировать опыты, наблюдения в процессе работы эколого - исследовательского проекта «Луковка
4. Художественное творчество (рисование) «Лук»
Цель: Закрепить представление о внешнем виде луковицы, Научить изображать некоторые характерные детали, делающие изображение выразительным, образным
5. Художественное творчество (аппликация) «Луковка» в банке»
Цель: Закрепить знания детей о внешнем строении лука (цвет, форма, зелёные пёрышки, корешки). Продолжать учить пользоваться ножницами. Вырезывать силуэт предмета по контуру, Развивать творческие способности.
Совместная работа с детьми и родителями
Экспериментальная деятельность в домашних условиях (посадка и наблюдение за ростом лука).
Работа с родителями
Создание условий по организации эколого - исследовательского пространства в помещении группы.
Март Работа с детьми
1. Составление загадок. Цель: Учить детей составлять загадки. Развивать умственные и речевые способности дошкольников. Работать над различением предметов: цвет, форма, вкус.
2. Наблюдение за первыми ростками фиксирование в дневнике наблюдений.
3. Чтение рассказов о пользе лук Цель: Познакомить детей с особенностями лука через художественную литературу.
4. Проведение поливов, рыхление по мере необходимости.
5. Проведение эксперимента «Свет и темнота».
Цель: Формировать представление об основных потребностях лука в условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
6. Проведение опыта «Вкус и луковые следы».
Цель: Определить вкус лука (горький, сладкий, солёный)
7.Художественное творчество (объёмная лепка) «Луковичка»
Цель: Учить детей видеть предмет в объёме. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать познавательные и наблюдательные способности.
Совместная работа с детьми и родителями
-
Проведение исследовательской акции в домашних условиях «Чего боится лук?»
Цель: Выяснить в домашних условиях «Чего боится лук?»
-
Помочь получить знания не только в дошкольном учреждении, но и домашних условиях.
Серия опытов и экспериментов.
Для фиксирования опытов и экспериментов вместе с детьми вели дневник наблюдений.
1.«Луковка» - 4 февраля
Цель: Уточнить представление о луковице (гладкая, круглая, овальная, жёлтая). Выяснить есть ли у лука корневая система. Как она выглядит, Для чего она нужна луку.
2. «Лук и земля» - 19февраля.
Цель: Закрепить представление о луке, особенностях внешнего строения. Учить находить донце с корнями, верхушку. Выяснить, каким образом сажать лук в лоток с землёй. Учить правильно сажать лук в лоток с землёй. Учить правильно сажать (сделать лунку, посадить лук корешками вниз, прижать плотно землю, полить).
3. «Свет и темнота» - 2 марта.
Цель: Формировать представление об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
4.«Вкус и луковые следы» - 18 марта.
Цель: Определить вкус лука (горький, сладкий, солёный…).
5.«Два брата лучок и чесночок» - 28 марта.
Цель: Сравнить чем похожи и чем отличаются лук и чеснок (форма, вкус, цвет).
Исследование проходило в групповом помещении.
Итог проекта: Сбор урожая по мере созревания луковиц
Все луковицы вызрели и дали хороший урожай.
В период эксперимента растения находились в одинаковых условиях (температура, режим, освещённость, рыхление и полив).
Урожай получился одинаковый.
Заключение
Лук - растение поистине удивительное. Без него не обходится практически ни одна хозяйка. Лук входит в рецептуру многих блюд, его добавляют в салаты, и в первые блюда, и во вторые. Используются и зелёные »пёрышки», и сами луковицы. Мы настолько привыкли к луку, что порой забываем о том, что у нас с вами в любое время года под руками дешёвое средство борьбы со многими болезнями.
Наблюдая за развитием и ростом овощной культуры - лук, работая с литературой, мы сделали для себя много открытий: познакомились с историей культуры лука, его ценностями и сделали выводы, что для правильного роста и развития лука необходимы: вода, свет, тепло, воздух, земля, в которой находятся все питательные элементы. В луке содержатся полезные для человека витамины, способствующие устранению заболеваний и укреплению иммунной системы человека. Лук пригоден для употребления в пищу. Из него можно приготовить различные блюда.
Работая над этой темой я задумалась над тем, а может опытным путём, возможно будет вывести новый сорт лука - сладкий. Ведь все мы знаем, что лук полезный, но дети его не хотят есть. А новый сорт малыши могли бы употреблять в пищу с удовольствием и получали бы для организма максимальную пользу.
Реализация эколого - исследовательского проекта «Луковка»
В ходе проекта мною была проведена большая подготовительная работа.
-
По изучению литературы об овощной культуре - лук.
-
Анкетирование родителей.
-
Разработка плана эколого - исследовательского проекта.
Для развития познавательной активности детей использованы серия опытов и экспериментов для решения различных исследовательских задач. Все опыты, эксперименты и наблюдения зафиксированы в дневнике наблюдений за исследуемым объектом.
Использование художественного творчества и художественного труда позволили приобщить к изобразительному искусству. Развитие воображения, формирование образного творческого мышления, развитие мелкой моторики, развитие детского творчества, используя природный материал.
В процессе проекта формировались умения детей составлять описательные рассказы и составлять загадки о луке. Чтение художественной литературы и составление сказок детей вместе с родителями. Всё это позволило активизировать и обогатить словарь детей, за счёт образных слов, сравнений, противоречий, художественного слова.
В конце проекта количество вопросов возросло, потребность получить ответы экспериментальным путём укрепилось, действия детей стали более целенаправленными. Появились попытки работать самостоятельно. Возрос интерес к особенностям жизни и росту растений.
Вся эта работа помогла мне разнообразить познавательный интерес с детьми. Различные задания доставили интерес не только детям, но и родителям, что позволило ещё больше активизировать родителей к принятию участия в жизнедеятельности группы, сблизить родителей с педагогами дошкольного учреждения. Чаще принимать участие в творческой деятельности детей в домашней обстановке. Вследствие этой работы, считаю все поставленные задачи выполненными.