- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Экологический проект Огород и цветник на подоконнике 2 мл гр
Экологический проект Огород и цветник на подоконнике 2 мл гр
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коротун Я.Я. |
Дата | 17.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Экологический проект «Цветник и огород на окне» (II младшая группа)
Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская,поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно -исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
- Наблюдения за ростом растений;
- Беседы о значении овощей в жизни человека;
- Опытно-экспериментальную деятельность.
2.Воспитывать бережное отношение к растениям.
3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4.Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2.Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4.Помогать детям добывать знания.
5.Оказывать воспитанникам помощь в подготовке и проведении презентации проекта.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Время реализации проекта: октябрь 2014г.- май 2015г.
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы № 4 СП «ДОУ №1442», родители воспитанников
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений,самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Принципы реализации проекта:
- Принцип развития - ориентация на развитие личности.
- Принцип дифференциации и индивидуализации - создание условия для полного проявления способностей каждого ребенка и его семьи.
- Принцип диалогического общения - открытость, искренность, взаимопонимание всех субъектов творческого проекта.
- Принцип доступности - организация работы с учетом возрастных особенностей, подготовленности, а также индивидуальных особенностей семейных отношений.
Принцип системности - решением комплекса задач образовательной и воспитательной направленности.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы,
продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий,
конкурсы.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой,
грабельки.Этапы реализации проекта:
I этап -установочный
-Диагностирование детей, анализ полученных результатов;
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап - подготовительный
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме,
оборудования для проведения экспериментальной работы.
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
!!! этап Практический, познавательно-исследовательский(реализация проэкта).
Познавательная
Деятельность
Наблюдения
Эксперимен-тирование
Трудовая деятель-
ность
Чтение
Художественной
литературы
Игровая деятельность
Продуктивная деятельность
Работа с родителями
сентябрь
Беседы с детьми
«Что такое цветник и что такое огород
и что на них
растёт»,
«Какие растения
можно вырастить
на подоконнике».
Наблюдение
За Цветами
На Клумбе
(Познако-
Мить детей с
цветущими
растениями
цветника(астра
петуния,
колеус).
Разучивание
потешек,
пословиц,
поговорок, песен,
связанных с цветником и
огородом,
овощами и
фруктами.
Игры -путешествия
"Наша клумба в сентябре"
Аппликация
"Консерви-
Руем фрукты"
Индивидуаль-ная работа с
Родителями
Ознакомление с проектом
"Цветник и огород на подоконнике"
Октябрь
НОД по ознакомлению с окружающим миром «Во саду ли, в огороде». Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
Наблюдение за пересаживанием комнатного растения колеуса с цветника для переноса его в цветник на подоконник.
1.«Земля - какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В.Коркина «Что растет у нас на грядке?». Заучивание: А. Прокофьева «Огород»
П/и «Огуречик», д/и «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей целое»
Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла». Изготовление табличек - указателей с названиями растений
Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода.
Ноябрь
Составление рассказов об овощах по моделям. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Совместный с детьми уход за рассадой комнатного томата: полив, рыхление, прореживание.
1.«Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.
Чтение отрывков из книги Д.Родари «Приключения Чипполино», Ю.Тувим «Овощи»
Д/и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу». Сюжетноролевая игра «Овощной магазин».
Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Овощи»
Декабрь
Составление рассказов о том как мы вытастили Томат на подоконнике. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Полив и уход за растениями на «цветнике"
И "огороде».
1.«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.
Чтение: А.Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки»
Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». Хороводная игра «Урожайная»
Рисование «Помидоры в банке». Оформление мини выставки «Наш урожай».
Январь-
май
Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений». НОД «Посадка лука». Рассказ воспитателя «Витамины в овощах».
Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
1.«Солнце и растения». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. 2.«Тепло и растение» Цель: выявить потребности растения в тепле.
Посев укропа, петрушки, моркови и гороха на грядках в огородна подоконнике.
Пересажива
Ние черенка
С проросшими карнями (пеларгония).
1.«Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком.
Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке» Чтение: И.Токмакова «Купите лук», Э.Успенский «Как капусту растили»
Сюжетноролевая игра «Приготовим щи для кукол». Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке». Д/и «Что сначала, что потом"
Аппликация «Лук».
Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике».
Семейное оформление миниэнциклопедии «Чудо польза лука».
Акция «День добрых дел» (субботник по озеленению участка)
Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Маша и медведь. Витамин роста»
IV этап - обобщающий
-Проведение мониторинга удовлетворенности взаимодействия родителей и детского сада.
-Презентация проекта: постановка сказки «Репка», представление опыта работы по проекту на педагогическом совете, презентация
фотоальбома «Цветник и огород на подоконнике».
Литература:
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство - Пресс
2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной - Набережные
Челны,2009.
6. . Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
7. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
8.Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
9. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.
10. Интернет ресурсы