Доклад Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках воспитателя. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Задача воспитателя - подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума.

Ребенок - существо растущее и развивающееся, а движение - одно из условий его постоянного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных и дидактических. В сюжетных играх в распоряжении детей находятся автомобили, каталки, коляски, побуждающие их к разным движениям. Большими возможностями для стимуляции двигательной активности, совершенствования качества движения обладают различные строительно - конструктивные материалы (крупный и мелкий строительный материал, разного рода конструкторы, снег, песок и т.д.). Воспитательно - образовательная работа с детьми среднего дошкольного возраста осуществляется в разных видах деятельности: игровой, учебной, трудовой. Для обеспечения эмоционального благополучия детей этого

возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр и самостоятельной деятельности.

Велики возможности игры и в удовлетворении присущей ребенку потребности в общении. В условиях дошкольного учреждения обычно складываются игровые группы, объединяющие детей на основе общих интересов, взаимных симпатий. В силу привлекательности игры дошкольники, играя, оказываются в ней способными к большей сговорчивости, уступчивости, терпимости, чем в действительной жизни. Играя, дети вступают в такие отношения, до которых еще «не доросли», а именно: в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности. Наличие таких отношений говорит о том, что играющая группа становится «играющим коллективом» (А.П.Усова).

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей степени способствует формированию психических процессов, в том числе воображения.

К.Д. Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные, неподдельные чувства.

Признаком игры, как отмечал Л.С. Выготский, является наличие мнимой или воображаемой ситуации.

Еще одно важнейшее свойство, которое развивается в игре, - это способность переносить функции одного предмета на другой, не обладающий этими функциями (например, кубик становится мылом, утюгом, хлебом, машинкой, которая едет по столу - дороге и гудит.). благодаря этой способности дети используют в игре предметы - заместители, символические действия .

В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания. Основополагающим является положение о том, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума,

выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже поэтому роль игры в воспитании, по мнению многих ученых, несёт социальный характер.

Важнейшим средством воспитания становится игрушка, формирующая представление о мире, развивающая вкус, нравственные чувства. Главной особенностью игрушки является то, что в ней в обобщенном виде представлены типичные черты, свойства предмета, в зависимости от которых ребенок, играя, воспроизводит те или иные действия.

В игрушке присутствует условность изображения предмета, которая также позволяет выполнять с ней разнообразные действия (коня на колесиках можно возить за веревочку, на нем можно покатать мишку). И наоборот, натуралистическая, «приземленная» игрушка не дает простора воображению ребенка, тормозит развитие игрового замысла, ориентирует на определенный набор действий. По наблюдениям К. Д. Ушинского, «дети не любят игрушек неподвижных, оконченных, хорошо отделанных, которые они не могут изменять по своей фантазии». Динамика игрушки обеспечивается ее конструкцией, материалами, подвижностью частей, звучанием.

Таким образом, воспитательные возможности всех видов игр и игрушек чрезвычайно велики. Взрослым важно реализовывать их, не нарушая естественного хода игры, не лишая ее «души» замечаниями, указаниями, неосторожными словами.




Доклад на тему:

Игра как средство воспитания детей дошкольного возраста.

(Выступление в рамках М.О.).



Воспитатель второй младшей группы

Киргинцева Т.Ю.









© 2010-2022