Тема: Дикие животные наших лесов

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Дикие животные наших лесов.

Цель: Развитие активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Воспитательные:

- Воспитание бережного отношения к природе и её обитателям (диким животным).

Развивающие:

- Развитие познавательного интереса, умение разрешать проблемную ситуацию: «А как вы думаете?»

- Развитие умений давать полный ответ на поставленный вопрос.

- Формирование умений составлять описательные рассказы с опорой на схему.

Обучающие:

- Расширение представлений о диких животных.

- Расширение понятийного словаря.

- Развитие грамматического строя речи, формирование умений согласовывать существительные с прилагательным.

Методы работы:

Словесные: вопросы к детям, беседа, поощрения, обобщение педагогом, художественное слово (загадки).

Наглядные: показ картинок с дикими животными, показ опыта маскировка.

Игровые: внесение на занятие игрового персонажа Лунтика.

Формы работы на занятии: фронтальная, индивидуальная.

Материалы к занятию:

Демонстрационный материал: картинки диких животных и их семей, схема для составления описательных рассказов, силуэт зайца на белом и пёстром фоне, игрушка Лунтик.

Раздаточный материал: Сигнальные карточки для подведения итогов занятия, картинки с изображением Лунтика.

Презентация: «Угадай по голосу животного».

Оборудование: магнитофон, интерактивная доска.

Основные понятия и термины:

Активный словарь - дикие животные, неподвижно, маскировка, логово.

Пассивный словарь - заяц, белка, волк, лиса, ёж, медведь, берлога, нора.

Ход занятия

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Подойдите поближе друг другу.

Друг на друга посмотрите,

Крепко за руки возьмитесь.

Влево, вправо повернитесь,

И друг другу улыбнитесь.

- Ребята, какое у вас настроение? Вот с таким хорошим настроением мы и начнём наше занятие.

Мотивационный момент.

(Педагог показывает игрушку Лунтика).

- Ребята, посмотрите, кто пришёл сегодня к нам на занятие. Вы знаете этого героя? Кто он? (Это мультипликационный герой, который родился на Луне). Да, это Лунтик, он очень добрый, честный, справедливый и всегда помогает друзьям. Он родился на луне, а потом упал на Землю в лес, очень испугался, потому что встретил много непонятных для него зверей.

- Лунтик, мы приглашаем тебя на наше занятие. Ребята постараются рассказать тебе много интересного про этих зверей.

Основная часть.

- Вы любите отгадывать загадки? Ну, тогда слушайте внимательно.

Кто по ёлкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

Правильно это белка. А вот как она выглядит.

(Педагог вывешивает картинку дикого животного на доске после каждой загадки).

По снегу бежит - петляет, Хвост пушистый,

К лету шубку меняет. Мех золотистый,

На снегу его не видно, В лесу живёт,

Волку и лисе обидно. (Заяц). В деревне кур крадёт. (Лиса).

День и ночь по лесу рыщет, Большой, косолапый,

День и ночь добычу ищет. В тёплой шубе мохнатой.

Ходит - бродит он молчком, Летом по лесу гуляет,

Уши серые торчком. (Волк). Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь).

- Перечислите, кого вы видите на картинках? (Заяц, волк, медведь и т.д.)

- Ребята, скажите, а что объединяет всех этих животных? (Их всех называют дикие животные).

- Кто догадался, о каких животных мы сегодня будем рассказывать Лунтику? (О диких животных).

- А кто знает, почему их так называют? (Потому что они сами заботятся о себе, сами добывают пищу, строят жильё, заботятся о детенышах).

Дидактическая игра «Какой, какая?»

Чтобы Лунтик больше узнал о диких животных, давайте назовём как можно больше слов, описывая каждого из зверей.

- Катя, волк (Какой?) - злой, голодный, серый, лохматый, сильный, быстрый

- Медведь (Какой?) - большой, сильный, бурый, косолапый, неуклюжий.

- Лиса (Какая?) - хитрая, осторожная, рыжая, ловкая, пушистая, красивая.

-Заяц (Какой?) - трусливый, маленький, серый, белый, длинноногий, ловкий.

- Белка (Какая?) - запасливая, пушистая, рыжая, красивая, ловкая, умная.

Дидактическая игра «Назови семью».

(Педагог вывешивает картинки семей животных).

- Ребята, у всех диких животный есть семьи, давайте расскажем Лунтику, как они называются.

Мама волчица, папа волк, детёныш волчонок, много волчата.

Медведица, медведь, медвежонок, медвежата.

Лисица, лис, лисёнок, лисята.

Зайчиха, заяц, зайчонок, зайчата.

Бельчиха, белка, бельчонок, бельчата.

Лосиха, лось, лосёнок, лосята.

Дидактическая игра «Кто, где живёт».

- У каждой семьи есть домик, где они живут. Зимой в лесу холодно и шубка не всегда спасает животного от холода. Расскажите Лунтику, где спасаются звери от холода.

Волк прячется в логове, белка в дупле, лиса в норе, ёжик в норке, медведь в берлоге, а заяц домика не строит.

Составление описательных рассказов о диких животных с помощью опорных картинок.

- Ребята, Лунтик мне сказал, что из животных больше всех ему понравились лиса и заяц. Давайте о них расскажем подробнее. А в помощь вам, я предлагаю картинки - подсказки, которые подскажут вам, о чём надо говорить. (Объяснение педагогом схемы для составления описательных рассказов. Один ребёнок составляет описательный рассказ о лисе, другой о зайце по плану: размер животного, цвет, части тела, где живёт, как называется жильё, чем питается, как называется детёныш).

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ручками похлопали раз, два, три.

Ножками потопали раз, два, три.

И ещё похлопали, и ещё потопали.

Сели, встали, сели, встали,

И друг друга не задели.

Мы немного отдохнём,

Говорить опять начнём.

Опыт маскировка.

- Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. Вот Алёша рассказал, что заяц летом в серой шубке, а зимой в белой. Почему он меняет цвет шубки? А давайте посмотрим на маленьком опыте, который называется маскировка: как прячется заяц среди снега от лисы. Кто из вас знает, что обозначает слово маскировка? (Делать кого -то незаметным, невидимым).

Опыт. Модель маскировки (показать фигурку зайца то на пёстрой, то на белой части модели). Оля, возьми силуэт зайчика белого цвета и положи его сначала на один лист бумаги, а потом на другой. Ребята, где заяц виден меньше, на белом листе или пёстром? Почему? Маскировочная окраска зайца делает его не заметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверёк должен быть неподвижным (замереть на месте). Что обозначает слово неподвижно? А кто ещё из диких животных, меняет цвет шубки? (Белка). А белка, почему меняет цвет шубки?

Дидактическая игра «Угадай по звуку».

Презентация «Угадай животного по голосу».

- Каждое животное умеет издавать определённые звуки. Вы когда - нибудь слышали голоса диких животных? Как вы думаете, можно по звукам определить, какое это животное? Давайте послушаем и попробуем отгадать голос, какого животного мы услышали. (Педагог включает запись, дети отгадывают, затем включается изображение животного).

Проблемная ситуация.

- Сегодня мы познакомили Лунтика с дикими животными, которые живут в наших лесах. А как вы думаете, смогут ли жить дикие животные у Лунтика на Луне? (Ответы детей).

Итоговый момент:

  1. Какие новые слова вы сегодня узнали?

2. Что нового вы сегодня узнали?

- А сейчас давайте постараемся с помощью светофорика оценить свою работу на занятии. Тот, кто считает, что активно принимал участие на занятии, рассказывал о жизни диких животных и сделал это хорошо, то покажите зелёный светофорик. Кто считает, что получилось, не совсем хорошо, в ответах встречались небольшие ошибки, но вы их исправили - покажите жёлтый светофорик. А если, вы считаете, что недостаточно были активны на занятии, мало рассказывали о животных, то покажите красный светофорик. (Дети выбирают и показывают).

Лунтик за ваши рассказы, на память дарит вам свою фотографию.

Наше занятие закончилось, всего вам доброго. До свидания.

© 2010-2022