ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по ознакомлению с окружающим миром и природой

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по ознакомлению с окружающим миром и природой

(с элементами технологии ТРИЗ)

Старший дошкольный возраст НА СЕНТЯБРЬ



№ занятия


Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Познакомимся с новой группой.

Программное содержание:

  1. Обогатить представление детей о правилах поведения в группе. Познакомить с формами вежливого обращения и традициями приёма гостей. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать внимательность и логическое мышление.

Воспитывать любовь и интерес к окружающей среде.

Придумай что-нибудь интересное и необычное для нашей группы;

Как бы ты хотел, чтобы выглядела наша группа?

2.

Знаю ли я себя?

Программное содержание:

  1. Закрепить знание детей о частях тела, о значении каждого органа в жизни человека. Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом. Воспитывать у детей потребность в освоении способов сохранение своего здоровья, в выборе здорового образа жизни.

Зарисовка - системный оператор

«Что было, есть и будет?»

Если бы ты сейчас сразу стал взрослым?



3.

Выбираем транспорт

Программное содержание:

  1. Обобщить и систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).

  2. Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей.

Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах.



Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле.

«Машина XXI века»

4.

Все работы хороши

Программное содержание:

  1. Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.

  2. Развивать воображение, логическое мышление, внимательность.

  3. Воспитывать уважение к людям любых профессий.

Если бы профессии исчезли?





ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ОКТЯБРЬ



№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии



1.

Крым - наш край.

Программное содержание:

  1. Уточнять и расширять знания детей о народах Крыма, их традициях, быте. Формировать представление у детей о культурно-исторических жизненных взаимообусловленных связей природного мира и мира людей. Воспитывать любовь к родному краю.

Оживим героев крымских сказаний.

2.

Земля - наш общий дом.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, значение и роль цвета на глобусе.

  2. Развивать и активизировать любознательность, воображение.

  3. Воспитывать желание заботиться о нашей Земле.

Что было бы, если бы не было воды на планете Земля?

Как улучшить жизнь на нашей планете?

3.

Откуда азбука пошла, истории о необычных азбуках

Программное содержание:

  1. Подвести детей к осмысленному восприятию алфавита (знаковой системы).Развивать познавательную активность и основы культуры и мыслительной деятельности. Вызвать желание знакомиться с буквами, читать и писать, на примере алфавитов, иероглифов разных стран.

Придумай свою азбуку.

4.

Знаки и символы вокруг нас.

Программное содержание:

  1. Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы). Развивать у детей интерес к знаковой системе, способность к преобразованию. Прививать уважение к символике нашей республике и страны.

Зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи её.

5.

Рассматривание картины «Золотая осень».

Программное содержание:

Учить детей проводить анализ целостного объекта, устанавливать связи между полученными частями; совершенствовать умение включать анализаторы при рассматривании; расширять словарный запас; воспитывать чувство единства с природой; повысить самооценку, уверенность в себе.

Игра « Хорошо-плохо»

Использование Волшебников « Дели- Давай», « Объединяй»,

« Слушай», « Обоняй», « Ощущай».






ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА НОЯБРЬ





№ занятия

Тема,

программное содержание занятия


Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Ознакомление со свойствами стекла

Программное содержание:

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь.

«Что было, есть, будет».

« На что это похоже?» ( метод синектики)

2.

Как появился календарь?

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей возникновения календаря. Рассказать и показать разные виды календарей. Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. Воспитывать стремление планировать свою жизнь.

Придумай свой календарь.

3.

Увлекательное путешествие в мир птиц

Программное содержание:

Продолжать расширять и углублять знания детей о жизни птиц, уметь их классифицировать. Развивать творческое воображение, фантазию, мыслительную деятельность. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

« Хорошо-плохо»

метод ФА (фантастических аналогий) Метод эмпатии

4.

Неделя, месяц, год и век.

Программное содержание:

  1. Пополнить знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие - век.

  2. Развитие мыслительных действий - суждения, выводы. Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь.

«Зарисуем год»



ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ДЕКАБРЬ





№ занятия

Тема,

программное содержание занятия

Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Гиганты прошлого.

Программное содержание:

  1. Ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры, мамонты).

  2. Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение.

  3. Сформировать представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

Что было бы, если эти животные жили бы сейчас?

Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей.

2.

Арктика, Антарктика.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с Арктикой и Антарктикой; их природными и погодными явлениями; животным миром.

  2. Создать предпосылки для формирования у детей основ абстрактного мышления, понимание причинно-следственных связей. Воспитывать охранительно-бережное отношение к природе.

Если бы вы оказались в Арктике (Антарктике), что бы вы могли увидеть?

3.

Путешествие по Черному морю.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с животным и растительным миром Черного моря.

  2. Формировать адекватно природно-образные представления о внешних и внутренних взаимосвязях. Прививать любовь к красоте нашей Земли.

Моделирование маленькими человечками (вода)

4.

Путешествие по крымскому лесу.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с животным и растительным миром крымского леса .Активизировать процессы внимания, памяти, мышления. Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект и как природно-культурную среду его жизни.

Зарисовка системного оператора (сосна).

Если бы вы потерялись в лесу, как бы вы себя повели?

5.

Зимушка - хрустальная.

Программное содержание:

  1. Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Развивать категориальное видение целостной картины образа природы детьми. Приобщать к эстетическим ценностям природы.

Фантазирование:

«Ты попал в Царство Мороза!»

«Дед Тепла - каким ты его представляешь».



ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ЯНВАРЬ





№ занятия

Тема,

программное содержание занятия


Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Путешествуем по крымской степи.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с животным и растительным миром крымской степи. Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение. Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект.

Моделирование растений.

Чем было, чем стало.

Путешествие животных.

2.

Путешествие по пустыне.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с понятием «пустыня». Природа, погода, животный и растительный мир. Развивать у детей понимание причинно-следственных связей, любознательности.

Воспитывать желание заботиться о нашей Земле.

Придумай, как изменить ситуацию в пустыне.

3.

Тропический лес.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с тропическим лесом, саванной; растительным и животным миром; природой. Развивать творческий потенциал ребенка, любознательность, познавательную активность.

Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе

Что бы увидели в тропиках, если бы вы туда попали?

Придумывание фантастического животного.

Если вырубить весь лес?

4.

Царство животных - удивительное о животных.

Программное содержание:

  1. Подвести детей к пониманию, что в мире природы есть ещё один удивительный мир - мир животных. Ввести и обосновать классификацию животных. Познакомить с интересными фактами о жизни животных.

  2. Развивать познавательный интерес, воображение, творческое восприятия.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.

Составление системного оператора (животного) по желанию детей.

Составь, придумай сказку о животных.













ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ФЕВРАЛЬ





№ занятия

Тема,

программное содержание занятия


Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Домашние животные.

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей представление о домашних животных. Познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных.

  2. Развивать мыслительные действия - суждения, выводы.

  3. Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным.

Д. игра «Хорошо - плохо».

« Необычное животное» - какие полезные части можно взять от разных домашних животных.

2.

Дикие животные.

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей представление о диких животных. Показать уникальность в жизни диких животных.

  2. Развивать понимание причинно-следственных связей, любознательность, фантазию.

  3. Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким животным (невмешательство в их жизнь).

Придумай фантастическое государство, в котором живут разные виды животных.



3.

Царство растений - удивительное и прекрасное.

Программное содержание:

  1. Подвести детей к пониманию того, что в природе есть ещё один мир - мир растений. Ввести и обосновать классификацию растений на дикие и культурные. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческий потенциал.

  2. Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Моделирование растений.

Придумай необычное растение.

4.

Путешествие в сказку К. Чуковского «Федорино горе»

Программное содержание: учить детей оценивать поступки героев, подбирать определения; находить в сказке противоречия, формулировать с помощью воспитателя, решать их. Упражнять в схематичном изображении предметов. Развивать мышление и воображение. Воспитывать бережное отношение к вещам.

.

« Хорошо-плохо»

Эмпатия



ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА МАРТ





№ занятия

Тема,

программное содержание занятия


Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Моя семья.

Программное содержание:

  1. Продолжать формировать уважительное отношение к родителям (старшим) - этические нормы (доброта, помощь). Объяснить, что семья - ниточка между прошлым и будущим (ленточка жизни).

  2. Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества.

Воспитывать любовь к своей семье и близким.

Вы изобрели помощника маме для тяжелой работы, каков он будет?

Придумывание фантастического дома, для своей семьи.

2.

Культурные и дикие растения.

Программное содержание:

  1. Закрепить у детей представление о культурных растениях. Подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают. Закрепить представление о диких растениях (многообразие, значение, интересные представители).

  2. Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать обобщать.

  3. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

Что было бы, если бы исчезли растения?

Моделирование растений.



3.

Весна - красна.

Программное содержание:

  1. Закрепить знания детей о весне, её признаках, приметах, погоде.

  2. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Осознание у ребёнка себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде.

Игра «Хорошо - плохо».

Какой ты представляешь себе царицу Весну?

4.

Чудесные свойства воды.

Программное содержание:

  1. Закрепить знание детей о трех агрегатных состояниях воды.

  2. Учить наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментировать, моделировать.

  3. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.

Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними.

Моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды.





ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА АПРЕЛЬ





№ занятия

Тема,

программное содержание занятия


Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Цветущий мой - КРЫМ

Программное содержание:

  1. Расширять и закреплять знания детей о малой Родине, её символике, истории, многообразии и красоты природы, национальностях , населяющих ее

  2. Развивать мыслительные действия - суждения, выводы, сравнение, анализ. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.

Каким бы ты хотел видеть наш Крым?

2.

Правила личной безопасности.

Программное содержание:

  1. Закрепить знания о правилах безопасности, умение применить их в различных жизненных ситуациях.

  2. Развивать умение действовать адекватно в экстремальной ситуации.

Воспитывать у детей - самоценность.

Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию.

3.

Огонь - друг, огонь - враг.

Программное содержание:

  1. Расширять представление об огне, огонь может быть, как помощником, так и врагом.

  2. Развивать умение анализировать, фантазировать, преобразовывать, делать выводы.

  3. Сформировать представление у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.

Что будет, если пропадет огонь?

4.

Пасхальные праздники.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с историей, старинными традициями, с обрядами и обычаями украинского народа. Дать понятие о символике яйца, народном искусстве крашения яиц.

  2. Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления.

  3. Приобщать к нравственным и эстетическим ценностям.

Придумай необычный узор для яйца.

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА МАЙ





№ занятия

Тема,

программное содержание занятия


Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии

1.

Правила дорожного движения.

Программное содержание:

  1. Продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения.

  2. Развивать внимательность, логическое мышление, любознательность, систематизирование, анализирование.

  3. Формирование навыка применения правил дорожного движения в жизни.

«Если бы исчезли правила дорожного движения или бы их не соблюдали».

2.

Космос.

Программное содержание:

  1. Продолжать расширять знания о космосе, Вселенной, планетах.

  2. Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление.

Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект.

Придумай космический корабль.

Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел?



3.

Музыкальные инструменты.

Программное содержание:

  1. Расширять и углублять знания детей об инструментах (виды, изготовление). Развивать у детей способы познания своего эмоционального состояния и другого человека средствами музыки.

Воспитывать основы музыкально-эмоциональной культуры.

Фантастический инструмент.

Инструмент будущего.

Придумай сказку об инструменте.

4.

Старичок-годовичок.

Программное содержание:

  1. Закреплять знания детей о временах года (признаки, предметы, погода, как одеваются люди).

  2. Развивать умение подмечать изменения в жизни людей, животных, растений с переходом одного времени года в другой.

  3. Развивать у ребенка способность чувствовать и осознавать себя частью природы.

Придумай сказку про двенадцать месяцев.

Встреча двенадцати месяцев одновременно, к чему бы это привело?



© 2010-2022