- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по ознакомлению с окружающим миром и природой
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по ознакомлению с окружающим миром и природой
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петухова Е.В. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Приложение 1
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по ознакомлению с окружающим миром и природой
(с элементами технологии ТРИЗ)
Старший дошкольный возраст НА СЕНТЯБРЬ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Познакомимся с новой группой.
Программное содержание:
-
Обогатить представление детей о правилах поведения в группе. Познакомить с формами вежливого обращения и традициями приёма гостей. Учить детей делать выводы, умозаключения, развивать внимательность и логическое мышление.
Воспитывать любовь и интерес к окружающей среде.
Придумай что-нибудь интересное и необычное для нашей группы;
Как бы ты хотел, чтобы выглядела наша группа?
2.
Знаю ли я себя?
Программное содержание:
-
Закрепить знание детей о частях тела, о значении каждого органа в жизни человека. Развивать способность определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять различные изображения единым сюжетом. Воспитывать у детей потребность в освоении способов сохранение своего здоровья, в выборе здорового образа жизни.
Зарисовка - системный оператор
«Что было, есть и будет?»
Если бы ты сейчас сразу стал взрослым?
3.
Выбираем транспорт
Программное содержание:
-
Обобщить и систематизировать представление детей о способах и особенностях передвижения человека в разных средах (виды транспорта).
-
Продолжать знакомить детей с законами, по которым систематизируются знания в форме наглядных моделей.
Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в общественных местах.
Придумай свой транспорт, который будет передвигаться по воздуху, воде, земле.
«Машина XXI века»
4.
Все работы хороши
Программное содержание:
-
Уточнить и расширить представления детей о профессиях людей.
-
Развивать воображение, логическое мышление, внимательность.
-
Воспитывать уважение к людям любых профессий.
Если бы профессии исчезли?
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ОКТЯБРЬ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Крым - наш край.
Программное содержание:
-
Уточнять и расширять знания детей о народах Крыма, их традициях, быте. Формировать представление у детей о культурно-исторических жизненных взаимообусловленных связей природного мира и мира людей. Воспитывать любовь к родному краю.
Оживим героев крымских сказаний.
2.
Земля - наш общий дом.
Программное содержание:
-
Познакомить детей с историей появления и использования глобуса, значение и роль цвета на глобусе.
-
Развивать и активизировать любознательность, воображение.
-
Воспитывать желание заботиться о нашей Земле.
Что было бы, если бы не было воды на планете Земля?
Как улучшить жизнь на нашей планете?
3.
Откуда азбука пошла, истории о необычных азбуках
Программное содержание:
-
Подвести детей к осмысленному восприятию алфавита (знаковой системы).Развивать познавательную активность и основы культуры и мыслительной деятельности. Вызвать желание знакомиться с буквами, читать и писать, на примере алфавитов, иероглифов разных стран.
Придумай свою азбуку.
4.
Знаки и символы вокруг нас.
Программное содержание:
-
Ввести понятие «знака» и «символа». Показать роль и значение различных знаков и символов в нашей жизни. Познакомить с конкретными знаками: простыми и универсальными (дорожные, астрономические, математические, нотные, воинские, денежные); символы (флаги, гербы). Развивать у детей интерес к знаковой системе, способность к преобразованию. Прививать уважение к символике нашей республике и страны.
Зарисуй свою сказку символами или знаками и расскажи её.
5.
Рассматривание картины «Золотая осень».
Программное содержание:
Учить детей проводить анализ целостного объекта, устанавливать связи между полученными частями; совершенствовать умение включать анализаторы при рассматривании; расширять словарный запас; воспитывать чувство единства с природой; повысить самооценку, уверенность в себе.
Игра « Хорошо-плохо»
Использование Волшебников « Дели- Давай», « Объединяй»,
« Слушай», « Обоняй», « Ощущай».
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА НОЯБРЬ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Ознакомление со свойствами стекла
Программное содержание:
Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура, хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь.
«Что было, есть, будет».
« На что это похоже?» ( метод синектики)
2.
Как появился календарь?
Программное содержание:
-
Познакомить детей с историей возникновения календаря. Рассказать и показать разные виды календарей. Развивать познавательную активность и основы культуры мыслительной деятельности. Воспитывать стремление планировать свою жизнь.
Придумай свой календарь.
3.
Увлекательное путешествие в мир птиц
Программное содержание:
Продолжать расширять и углублять знания детей о жизни птиц, уметь их классифицировать. Развивать творческое воображение, фантазию, мыслительную деятельность. Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.
« Хорошо-плохо»
метод ФА (фантастических аналогий) Метод эмпатии
4.
Неделя, месяц, год и век.
Программное содержание:
-
Пополнить знания и представления детей историческими фактами о названиях месяцев у разных народов. Закрепить сведения о названиях и последовательности дней недели, летних и осенних месяцев и количестве месяцев в году. Ввести понятие - век.
-
Развитие мыслительных действий - суждения, выводы. Воспитывать умение и стремление планировать свою жизнь.
«Зарисуем год»
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ДЕКАБРЬ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Гиганты прошлого.
Программное содержание:
-
Ввести понятие «прошлое» на примере представителей животного мира, живших в далёком прошлом и отсутствующие сегодня (динозавры, мамонты).
-
Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение.
-
Сформировать представления у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
Что было бы, если эти животные жили бы сейчас?
Зарисовка животных и птиц прошлого по воображению детей.
2.
Арктика, Антарктика.
Программное содержание:
-
Познакомить детей с Арктикой и Антарктикой; их природными и погодными явлениями; животным миром.
-
Создать предпосылки для формирования у детей основ абстрактного мышления, понимание причинно-следственных связей. Воспитывать охранительно-бережное отношение к природе.
Если бы вы оказались в Арктике (Антарктике), что бы вы могли увидеть?
3.
Путешествие по Черному морю.
Программное содержание:
-
Познакомить детей с животным и растительным миром Черного моря.
-
Формировать адекватно природно-образные представления о внешних и внутренних взаимосвязях. Прививать любовь к красоте нашей Земли.
Моделирование маленькими человечками (вода)
4.
Путешествие по крымскому лесу.
Программное содержание:
-
Познакомить детей с животным и растительным миром крымского леса .Активизировать процессы внимания, памяти, мышления. Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект и как природно-культурную среду его жизни.
Зарисовка системного оператора (сосна).
Если бы вы потерялись в лесу, как бы вы себя повели?
5.
Зимушка - хрустальная.
Программное содержание:
-
Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы, продолжать учить самостоятельно находить их. Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Развивать категориальное видение целостной картины образа природы детьми. Приобщать к эстетическим ценностям природы.
Фантазирование:
«Ты попал в Царство Мороза!»
«Дед Тепла - каким ты его представляешь».
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ЯНВАРЬ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Путешествуем по крымской степи.
Программное содержание:
-
Познакомить детей с животным и растительным миром крымской степи. Развивать познавательный интерес, любознательность, воображение. Научить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект.
Моделирование растений.
Чем было, чем стало.
Путешествие животных.
2.
Путешествие по пустыне.
Программное содержание:
-
Познакомить детей с понятием «пустыня». Природа, погода, животный и растительный мир. Развивать у детей понимание причинно-следственных связей, любознательности.
Воспитывать желание заботиться о нашей Земле.
Придумай, как изменить ситуацию в пустыне.
3.
Тропический лес.
Программное содержание:
-
Познакомить детей с тропическим лесом, саванной; растительным и животным миром; природой. Развивать творческий потенциал ребенка, любознательность, познавательную активность.
Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе
Что бы увидели в тропиках, если бы вы туда попали?
Придумывание фантастического животного.
Если вырубить весь лес?
4.
Царство животных - удивительное о животных.
Программное содержание:
-
Подвести детей к пониманию, что в мире природы есть ещё один удивительный мир - мир животных. Ввести и обосновать классификацию животных. Познакомить с интересными фактами о жизни животных.
-
Развивать познавательный интерес, воображение, творческое восприятия.
-
Воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.
Составление системного оператора (животного) по желанию детей.
Составь, придумай сказку о животных.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА ФЕВРАЛЬ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Домашние животные.
Программное содержание:
-
Закрепить у детей представление о домашних животных. Познакомить с интересными фактами из жизни домашних животных.
-
Развивать мыслительные действия - суждения, выводы.
-
Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным.
Д. игра «Хорошо - плохо».
« Необычное животное» - какие полезные части можно взять от разных домашних животных.
2.
Дикие животные.
Программное содержание:
-
Закрепить у детей представление о диких животных. Показать уникальность в жизни диких животных.
-
Развивать понимание причинно-следственных связей, любознательность, фантазию.
-
Способствовать осознанию детьми особого отношения людей к диким животным (невмешательство в их жизнь).
Придумай фантастическое государство, в котором живут разные виды животных.
3.
Царство растений - удивительное и прекрасное.
Программное содержание:
-
Подвести детей к пониманию того, что в природе есть ещё один мир - мир растений. Ввести и обосновать классификацию растений на дикие и культурные. Развивать познавательный интерес, любознательность, творческий потенциал.
-
Воспитывать бережное отношение к растительному миру.
Моделирование растений.
Придумай необычное растение.
4.
Путешествие в сказку К. Чуковского «Федорино горе»
Программное содержание: учить детей оценивать поступки героев, подбирать определения; находить в сказке противоречия, формулировать с помощью воспитателя, решать их. Упражнять в схематичном изображении предметов. Развивать мышление и воображение. Воспитывать бережное отношение к вещам.
.
« Хорошо-плохо»
Эмпатия
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА МАРТ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Моя семья.
Программное содержание:
-
Продолжать формировать уважительное отношение к родителям (старшим) - этические нормы (доброта, помощь). Объяснить, что семья - ниточка между прошлым и будущим (ленточка жизни).
-
Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества.
Воспитывать любовь к своей семье и близким.
Вы изобрели помощника маме для тяжелой работы, каков он будет?
Придумывание фантастического дома, для своей семьи.
2.
Культурные и дикие растения.
Программное содержание:
-
Закрепить у детей представление о культурных растениях. Подвести к пониманию особого отношения людей к растениям, которые они выращивают. Закрепить представление о диких растениях (многообразие, значение, интересные представители).
-
Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение анализировать обобщать.
-
Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.
Что было бы, если бы исчезли растения?
Моделирование растений.
3.
Весна - красна.
Программное содержание:
-
Закрепить знания детей о весне, её признаках, приметах, погоде.
-
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Осознание у ребёнка себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде.
Игра «Хорошо - плохо».
Какой ты представляешь себе царицу Весну?
4.
Чудесные свойства воды.
Программное содержание:
-
Закрепить знание детей о трех агрегатных состояниях воды.
-
Учить наблюдать, анализировать, делать выводы, экспериментировать, моделировать.
-
Воспитывать охранительно-бережное и действенное отношение к природе.
Нахождение общего между водой и льдом, различие между ними.
Моделирование маленькими человечками трех агрегатных состояний воды.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА АПРЕЛЬ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Цветущий мой - КРЫМ
Программное содержание:
-
Расширять и закреплять знания детей о малой Родине, её символике, истории, многообразии и красоты природы, национальностях , населяющих ее
-
Развивать мыслительные действия - суждения, выводы, сравнение, анализ. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине.
Каким бы ты хотел видеть наш Крым?
2.
Правила личной безопасности.
Программное содержание:
-
Закрепить знания о правилах безопасности, умение применить их в различных жизненных ситуациях.
-
Развивать умение действовать адекватно в экстремальной ситуации.
Воспитывать у детей - самоценность.
Как надо себя вести, чтобы не попасть в экстремальную ситуацию.
3.
Огонь - друг, огонь - враг.
Программное содержание:
-
Расширять представление об огне, огонь может быть, как помощником, так и врагом.
-
Развивать умение анализировать, фантазировать, преобразовывать, делать выводы.
-
Сформировать представление у детей о культурно-исторических взаимообусловленных жизненных связях природного мира и мира людей.
Что будет, если пропадет огонь?
4.
Пасхальные праздники.
Программное содержание:
-
Познакомить детей с историей, старинными традициями, с обрядами и обычаями украинского народа. Дать понятие о символике яйца, народном искусстве крашения яиц.
-
Развивать и активизировать процессы внимания, памяти, мышления.
-
Приобщать к нравственным и эстетическим ценностям.
Придумай необычный узор для яйца.
ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН НА МАЙ
№ занятия
Тема,
программное содержание занятия
Методы и приёмы ТРИЗ, используемые на занятии
1.
Правила дорожного движения.
Программное содержание:
-
Продолжать расширять знания детей о правилах дорожного движения.
-
Развивать внимательность, логическое мышление, любознательность, систематизирование, анализирование.
-
Формирование навыка применения правил дорожного движения в жизни.
«Если бы исчезли правила дорожного движения или бы их не соблюдали».
2.
Космос.
Программное содержание:
-
Продолжать расширять знания о космосе, Вселенной, планетах.
-
Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление.
Продолжать учить ребенка воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект.
Придумай космический корабль.
Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел?
3.
Музыкальные инструменты.
Программное содержание:
-
Расширять и углублять знания детей об инструментах (виды, изготовление). Развивать у детей способы познания своего эмоционального состояния и другого человека средствами музыки.
Воспитывать основы музыкально-эмоциональной культуры.
Фантастический инструмент.
Инструмент будущего.
Придумай сказку об инструменте.
4.
Старичок-годовичок.
Программное содержание:
-
Закреплять знания детей о временах года (признаки, предметы, погода, как одеваются люди).
-
Развивать умение подмечать изменения в жизни людей, животных, растений с переходом одного времени года в другой.
-
Развивать у ребенка способность чувствовать и осознавать себя частью природы.
Придумай сказку про двенадцать месяцев.
Встреча двенадцати месяцев одновременно, к чему бы это привело?