Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1 слайд

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2 слайд

Своё выступление хочу начать со слов великого педагога Василия Александровича Сухомлинского

«Прежде чем давать знания, надо научить наблюдать, воспринимать, думать».

Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность, становятся объектами наблюдений и исследований. Важнейшим методом исследования является экспериментирование.

3слайд

Николай Николаевич Подъяков - основоположник метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях.

Как показали исследования академика Н. Н. Подъякова экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста. «... в деятельности экспериментирования ребёнок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно действующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их сознания и освоения».

4 Слайд
Актуальность:

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь, соблюдать правила безопасности.

5 слайд

ЦЕЛЬ Углубление представлений о живой и неживой природе; умение самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.

6 слайд

В процессе организации опытно- экспериментальной деятельности решаются следующие задачи: формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей; включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; расширение перспектив развития поисково- познавательной деятельности, поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, наглядных средств (эталонов, символов)

Основные принципы организации детского экспериментирования.

*Связь теории с практикой.

*Развивающий характер воспитания и обучения.

*Индивидуализация и гуманизация образования.

*Природосообразность - акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников.

*Целостность и системность обучающего процесса.

*Взаимодействие трех факторов: детский сад, семья, общество.

7 Слайд Структура детского экспериментирования

- постановка проблемы, которую необходимо разрешить;

- целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);

- выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);

- проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

- анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);

- формулирование выводов.

8 слайд

ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ»

  1. Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

  2. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

  3. Развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков

9 слайд. Особенности организации работы с воспитанниками по экспериментированию в разных возрастных группах

10 слайд

1 мл. группа

  • Развитие наглядно- действенного мышления.

  • Дети самостоятельно экспериментируют с предметами, их частями, названиями. Пристально рассматривают объекты.

  • Кратковременные наблюдения, отвечают на простейшие вопросы.

  • Выполняют простейшие поручения.

Произносят фразу: «Я хочу сделать …..»

11 слайд

2 мл. группа

Работа с воспитанниками данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у воспитанников элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи:
1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»);
2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»);
3) учить воспитанников сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?);
4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?);

12 слайд

Средняя группа

  • Действия воспитанников более целенаправленные и обдуманные.

  • Визуальный контроль взрослых необходим в целях безопасности и поощрения воспитанников.

  • Начинают проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений.

  • Можно попытаться проводить длительные наблюдения и элементарные фиксирования.

13 слайд

Старшая группа

  • Воспитанники задают вопросы и пытаются самостоятельно искать ответы.

  • Даются задания по прогнозированию результатов.

  • Опыты проводятся поэтапно.

  • Фиксируют свои результаты, анализируют, делают выводы.

  • Вводятся длительные эксперименты.

  • Воспитанники хорошо запоминают правила безопасности, но из-за несформированности произвольного внимания могут их забыть.

14 слайд

Подготовительная группа

  • Проведение экспериментов - норма жизни.

  • Проводят самостоятельные опыты, выдвигают гипотезу, проверяют их истину, умеют от нее отказаться.

  • Воспитанники проявляют инициативу.

  • Воспитанники могут делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений.

  • Самостоятельно убирают оборудование после проведенных опытов.

15 слайд

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

16 слайд

Камни и минералы

17 слайд

Семена

18 слайд

Опыты и эксперименты. Наиболее интересны для детей опыты- эксперименты. Опыты - словно фокусы. Только загадка фокусов так и останется неразгаданной, а вот все что, получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

19 слайд -20 слайд

Вниз летит капельками, а вверх - невидимкой. Опыты с водой

21 слайд

Эксперименты со снегом

22 слайд

Эксперименты с камнями и крупой

23 слайд

В процессе экспериментирования дети учатся: -Видеть и выделять проблему. -Принимать и ставить цели. -Решать проблемы. -Анализировать объект и явления. -Выделять существенные признаки и связи. -Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. -Осуществлять эксперимент. -Выдвигать гипотезы, предложения. -Делать выводы.


И в заключении своего выступления, хочу привести слова Натальи Анатольевны Рыжовой «Если ребёнок - исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь - взрослый - умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем что - нибудь интересное и необычное, который сумеет удивляться и радоваться всему, что его окружает. Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, что бы об этом помнили мы, взрослые!»

24 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


© 2010-2022