Проект Анимационно-игровая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Проект Анимационно-игровая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании детей


Казазаева Дарья Андреевна,

воспитатель МБДОУ детского сада общеразвивающего вида «Белочка»

Россия, Ханты-Мансийский АО-Югра, п.Федоровский

Аннотация

Цель проекта - упрочение духовной общности многонационального народа Российской Федерации среди семей воспитанников образовательной организации через вовлечение в анимационно - игровую деятельность как средства гражданско-патриотического воспитания детей. Итоги работы над проектом: разработаны анимационные программы для семей воспитанников образовательных организаций, планы историко-туристических маршрутов, фольклорных представлений, намечены перспективы развития историко-родословного краеведения, семейного туризма с целью возрождения семейных традиций, сохранения и развития этнокультурного многообразия народов России, гармонизации национальных и межэтнических отношений и гражданско-патриотического воспитания детей.

Проект Анимационно-игровая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании детей



Пояснительная записка

Актуальность концепции воспитательной системы проекта «Анимационно-игровая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании детей» определяется необходимостью приобщения современных детей и членов их семей к изучению народных традиций, родословных, как источника развития чувства рода и чувства Родины, поликультурного воспитания, как способа формирования открытой, понимающей и принимающей позиции ребёнка при общении с разными культурами, формирование отношения к своему и другим народам.

Семья является первоосновой гражданско-патриотического воспитания гражданина России, но многие молодые люди сегодня не знают, на какие принципы им опираться во взрослой жизни. Публикации последних лет подчёркивают роль исторического наследия, традиций и традиционных семейных ценностей в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков и развитии толерантности [3].

Современные изменения в образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития детей. Поэтому организуемая в детском саду анимационно-игровая деятельность с детьми и родителями, призванная обеспечить развитие гражданско-патриотических чувств, имеет большую актуальность, как совместная творческая деятельность культурно-исторической и патриотической тематики.

В современной трактовке анимационная деятельность понимается как оживление программ развлечений и досуга. Анимация - это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени детей и родителей, организация развлечений и спортивного проведения семейного досуга. По утверждению исследователей, социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов детей и взрослых и вполне применима в современной дошкольной образовательной организации. К анимационной деятельности относят малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы с привлечением элементов театрализации. Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением детей и родителей в действие, их участием в нём [1].

Назначение социально-культурной анимации в данном контексте состоит в активном приобщении дошкольников и их родителей к истории и культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь. Актуальность данного направления педагогической деятельности связана со значительным повышением роли анимации в сфере взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников. Направленность анимационной деятельности на поликультурное образование - одно из важнейших направлений в работе. Основная идея деятельности по поликультурному образованию - пробудить у детей и их родителей интерес к культуре разных народов через знакомство с играми и игрушками, традициями и обычаями, бытом и трудом, разных народов, формировать навыки доброжелательного отношения к представителям разных национальностей и рас. Социальное и эмоционально-личностное развитие ребёнка порождает одну из основных проблем: образование традиционно было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. В дошкольном образовании эта проблема

стоит особенно остро, так как предназначение дошкольного периода развития заключается в развитии игровой деятельности. В связи с этим, возникла идея создания студии анимационно-игровой деятельности гражданско-патриотической направленности для детей с родителями. Чувство Родины неотделимо от чувства истории. Многие молодые родители, независимо от национальности, сегодня не знают о своей Малой Родине, о своих корнях. В последние годы идёт всплеск интереса к неизвестным сторонам истории Отечества, семьи, фамилии, рода. Интерес общества к изучению родословных способствовал возрождению генеалогии. Её истоки уходят своими корнями в первобытнообщинный строй, где особое значение имело кровное родство, и рассказы о предках передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Характерное особенностью современной генеалогии является её тесное взаимодействие с историческим краеведением. Столичные и провинциальные краеведы занимались изучением родственных связей своих земляков, выдающихся соотечественников, поэтому многие генеалогические объединения были созданы на базе местных краеведческих обществ. В связи с этим, не так давно началось интенсивное формирование историко-родословного краеведения, изучающего историю, происхождение, родственные связи родов и семей, проживающих в одном регионе [1; 5].

Поднятие престижа семьи и поликультурное воспитание становится сегодня важной задачей воспитания не только дошкольников, но находит продолжение в содержании гражданско-патриотического воспитания во всех звеньях общеобразовательной школы.

Поликультурное воспитание в контексте данного проекта предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальностей и предусматривает:

- заинтересованность ребенка и членов его семьи различными ценностями в ситуации существования множества разнородных культур;

- взаимодействие между людьми с разными традициями;

- ориентацию на диалог культур.

Анимационные ресурсы в России неисчерпаемы (природные, исторические, литературные, музейные программы) [6;14].

Одним из аспектов актуальности темы данного исследования является возрастающий интерес к культурным и историческим ценностям России, поэтому развитие анимационной деятельности в многонациональном городском поселении является перспективным.

Вопросы развития анимационной деятельности рассматривались в исследованиях М.Б. Биржакова, И.И. Булыгиной, Н.И.Гаранина, В.Г.Гуляева, что подтверждает актуальность рассматриваемых проблем. В современной России, ввиду возвышения духовных потребностей части населения, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью досуга является возрастание доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Поэтому имеется необходимость разработки таких анимационных программ, которые бы вовлекали детей и родителей в различные виды социально-культурной активности. Но существует проблема низкого уровня содержания анимационных программ патриотической направленности, недостаточная проработанность соответствующих методик организации анимационных программ, что делает мероприятия с детьми и родителями менее привлекательными, либо побуждает семьи воспитанников самостоятельно организовывать свой досуг.

Гипотеза: Анимационная деятельность будет способствовать активному включению семей с детьми в различные виды образовательной деятельности гражданско-патриотической направленности, если при их организации будут учтены следующие условия:

-дифференцированный подход к выявлению и учёту образовательных потребностей и интересов семей разных национальностей;

- включение в анимационные программы популярных форм досуговой деятельности;

- стилевое единство между основной программой мероприятия и его анимационной частью.

Цель проекта - упрочение духовной общности многонационального народа Российской Федерации среди семей воспитанников образовательной организации через вовлечение в анимационно - игровую деятельность как средства гражданско-патриотического воспитания детей.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1. Разработать анимационные программы для семей воспитанников образовательной организации, планы историко-туристических маршрутов.

2. Рассмотреть перспективы развития анимационно - игровой деятельности в рамках историко-родословного краеведения с целью возрождения семейных национальных традиций и гражданско-патриотического воспитания детей.

3. Заинтересовать окружающих изучением истории своего рода и народа, обеспечивая сохранение семейных традиций и развитие толерантности у подрастающего поколения.

Объектом исследования является анимационная деятельность гражданско-патриотической направленности.

Предметом исследования являются национально-культурные процессы, оказывающие влияние на развитие толерантности у семей воспитанников.

Теоретико - методологическую основу проекта составляют концепции социокультурного развития и социально-экономических трансформаций в следующих аспектах:

- особенности разных социально-психологических групп населения Вербина А.А., Андреевой Г. М., Кулагина И. Ю.;

- понятия «анимация», «анимационная программа», определение роли анимации в образовании - труды Приезжевой Е. М., Курило Л.В.

Интерес к проблемам организации совместного досуга детей и родителей носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Теоретическая новизна проекта заключается в обосновании значимости анимационной деятельности в образовании как важного средства активного включения детско-родительской общественности в культурно-досуговую деятельность гражданско-патриотической направленности, в выявлении и раскрытии основных организационно-технологических требований к организации анимационных мероприятий и программ.

Практическая значимость проекта заключается в том, что на основании изученного материала, а также опыта организации анимационных мероприятий были разработаны анимационно-игровые мероприятия по формированию у детей основ патриотизма и толерантного отношения к другим народам для образовательных учреждений многонационального г.п.Федоровский. Это позволило повысить интерес семей с детьми к выбору именно образовательных организаций для проведения досуга.

В проекте исследуется новый подход к организации анимационной деятельности, основанный на тесной связи образовательной деятельности отдельной организации с потребностями национально-культурного развития территории. Конечной целью анимационно-игровой деятельности гражданско-патриотической направленности является удовлетворённость детей и родителей отдыхом, их хорошее настроение, положительные впечатления, восстановление моральных и физических сил, развитие патриотических чувств.

Главным для воспитательной системы проекта является ориентация на воспитание человека, готового и способного жить в современном для него обществе. Благодаря взаимодействию педагогов с членами семей дошкольников сложный процесс формирования личности каждого ребенка должен проходить наиболее гармонично.

Проводя параллель между национальными культурами народов, проживающих в посёлке Фёдоровский (русской, чеченской, молдавской, украинской, узбекской, татарской), можно с уверенностью сказать, что все они в своей основе имеют общее. В первом ряду нравственных ценностей - гуманные качества: доброта, внимательность, бескорыстная помощь, справедливость, любовь к матери и семье, дружелюбие, честность и правдивость.

Молдавско-украинско-русские и татаро-узбекские общности в фольклоре являются проявлением древних дружеских связей этих народов, основанных на этнической близости.

Для того, чтобы культура оказывала воздействие на духовное, нравственное развитие дошкольника, а дети испытывали потребность в овладении её ценностями, необходимо сформировать основу, что предполагает знание семейных национальных традиций, фольклора и обрядов.

Основываясь на принципах природосообразности, систематичности, последовательности и культуросообразности процесс гражданско-патриотического и поликультурного воспитания представляется следующими направлениями (этапами):

• изучение, развитие культуры своего народа и своей семьи;

• усвоение основ культуры;

• сравнение своей культуры с культурой других народов;

• развитие культуры межнационального общения;

• соединение национальных культур.

Концептуальные идеи направлены на создание предпосылок для удовлетворения запросов родителей и потребностей детей разных национальных культур в активности, участия в значимых для них видах деятельности; на поддержку и помощь, создание эмоционально благополучной обстановки и поиск средств максимального развития личности.

Идея развития. Суть проекта - развитие личности воспитанника, его индивидуальности через активное взаимодействие с родителями и педагогами.

Идея творчества. В процессе анимационной деятельности происходит развитие способностей и формирование потребностей личности ребенка.

Идея открытости. Контакт с семьей, участие родителей в мероприятиях, воспитании, доступность информации.

Идея сотрудничества. Совместная творческая анимационно-игровая деятельность детей, родителей и педагогов является созидательной деятельностью, способствующей переживанию ситуации успеха.

Воспитательная работа в рамках проекта включает следующие направления:

• формирование понимания и уважения к членам своей семьи, к своему народу, иным народам, культурам, включая культуру быта;

• воспитание нравственно высоких качеств;

• воспитание навыков сосуществования с людьми - представителями иной расы, языка, религии, этноса;

• воспитание чувства сострадания и готовности помочь другим людям;

• формирование общественно одобряемых жизненных ценностей, развитие понимания, признания, соблюдения прав и свобод человека;

• целенаправленное создание условий для освоения детьми культуры и быта разных народов, перевода их в личностный опыт;

• изучение семейных национальных традиций и обычаев;

• воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

• изучение родного края во взаимосвязи с культурой и историей России;

• воспитание любви к родному слову.

Основные пути гражданско-патриотического воспитания:

- целенаправленная, значительная каждодневная работа с дошкольниками по формированию общечеловеческих ценностей: «жизнь», «добро», «семья», «дом», «любовь», «дружба», «Родина»;

- реализация лозунга «Все разные - все равны!»;

- деятельность по реализации прав каждого ребенка, формированию позитивной национальной идентичности;

- преодоление подавления других, возвышения себя над коллективом, формирование мужественности, ответственности и патриотизма.

Педагогические принципы:

В проекте нашли отражение все основные тенденции развития государственной политики в области поликультурного воспитания. Исходя из содержания дошкольного образования, педагогические принципы сформулированы следующим образом:

  1. Принцип гуманизации образовательного процесса: интерес к ребёнку, принятие его таким, какой он есть, уважение самоценности каждого воспитанника, увеличение доли разнообразной творческой деятельности ребёнка.

  2. Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания воспитания, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями и сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

  3. Принцип культуросообразности понимается как «открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов, максимальная реализация природного потенциала каждого ребёнка.

  4. Принцип преемственности - сохранение ведущих линий воспитания в детском саду и семье, в разных возрастных группах, в детском саду и школе.

  5. Принцип принятия ребёнка как данности или принцип педагогического оптимизма - опора на положительное в ребёнке, отношение к ребёнку как к целостной личности.

  6. Принцип адаптивности подразумевает способность педагога одновременно работать с детьми, имеющими разные национально-культурные особенности, образовательные и иные потребности и использовать при этом широкий спектр методов, приёмов и средств.

Приоритетные направления воспитательной деятельности - культурно-нравственное, гражданско-патриотическое, воспитание гуманного отношения к окружающему миру, человеку, любви к родной семье, родному дому, краю, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей.

Концепция данного проекта учитывает возрастные особенности детей в методах и технологиях её реализации: в дошкольном возрасте это формы и методы, направленные на чувственное познание и узнавание ценностей культур, эстетическое и нравственное сопереживание.

Ожидаемый результат (конечные цели):

Проект ориентирован на формирование личности, способной к активной жизни в многонациональной среде, обладающей развитым чувством уважения национальных культур. Результатом реализации проекта является формирование поликультурного мышления, что в итоге будет способствовать развитию бесконфликтного взаимодействия ребенка в многокультурном обществе. Учитывая, что Ханты-Мансийский автономный округ - Югра считается одним из самых полиэтнических в России, где проживают более 120 национальностей, проект, направленный на привитие ценностей многонациональной культуры можно считать направленным на поддержание межнационального мира и согласия.

Проект Анимационно-игровая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании детей

Культурно-досуговая деятельность функционирует в динамично разви­вающейся социальной среде, представляя собой цен­ности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой. Поэтому культурно-досуговая деятельность рассмат­ривается нами целостно, в виде исторически конкретной системы в единстве всех культурных институтов и особой структуры художествен­ного сознания, обусловленной общим социокультурным контекстом современности [4].

Роль анимации в повышении качества гражданско-патриотического воспитания заключается в увеличении спроса родительской общественности, особенно в социально благополучных регионах, на подобного рода программы.

Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель повышения качества, и в то же время - это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения семей с детьми и их знакомых к ярким, запоминающимся мероприятиям [9].

Сегодня существует довольно много различных определений понятия анимация, одно из них дает Н.Н. Ярошенко. Анимация - особый вид социокультурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных технологиях (социальных, педагогических, психологических, культуротворческих), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения [51].

М. Симоно трактует анимацию как область общественной жизни, участники которой ставят перед собой целью определенные изменения поведения и межличностных и коллективных отношений путем прямых воздействий на индивидов. Эти воздействия осуществляются главным образом посредством разнообразных видов деятельности с помощью педагогики не директивных или активных методов [25].

Анимация в рамках проекта может быть представлена анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия); анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями); анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции, анимационные шоу-музеи, персонажи эпоса или шоу с непосредственным активным участием семей); анимацией тематических мероприятий (народные игры, аттракционы, встречи с героями национальных сказок, супершоу); спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); досуговой анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха для всей семьи). В настоящее время стало популярным оживление совместного детско-родительского отдыха и организация непосредственных впечатлений от личного участия в мероприятиях.

В исследованиях В.Г. Гуляева отмечается, что от организации досуга населения зависит морально-психологический климат в обществе, его культурный уровень, физическое и нравственное здоровье. Поэтому анимация рассматривается как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени, направленных на развитие толерантности. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов семей разных национальностей. Следовательно, аниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующий человека в многообразии видов досуга, организующий полноценный досуг [7].

Предпосылкой создания анимации является желание прикоснуться к духовным ценностям, разнообразить жизненные впечатления, устранить физическую и психическую усталость, познать новое, найти и проявить себя в общении с людьми, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. По утверждению Н.И. Гаранина, в России традиционными формами анимации считаются День Нептуна летом, строительство снежной крепости, создание ледовой скульптуры, игры в снежки зимой, Рыцарский турнир, Гладиаторские бои, проведение экстремальных игр «Последний герой», «Необитаемый остров», катание на тройках с бубенцами, показ театрализованных представлений «Древние мастера» (герои в национальных нарядах ткут ковры на ткацком станке; плетут корзины, лукошки, лапти; вырезают ложки, плошки; исполняются народные песни и танцы) [4].

Пользуется спросом программа в виде обрядового праздника «Русский каравай»: на поляне расставляют деревянные лавки и столы, печь, которая топится дровами. Звучит гармонь, балалайка, народные песни создают особый колорит. Девушки в нарядных сарафанах с кокошниками приветствуют гостей, встречают хлебом-солью. Отдыхающие готовят пироги, бублики, пряники, караваи, пробуют горячую сдобу, получают в подарок книги с рецептами приготовления русских народных блюд [5;9].

Достаточно увлекательным является Турнир богатырей, где происходит встреча с богатырями Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Для этого возводится крепость, организуется театральное представление: скачки на лошадях, метание копий, стрельба из лука, подъем тяжести, сражение на мечах, прохождение импровизированной средневековой полосы препятствий, проявление смекалки и находчивости. Каждое новое состязание ставит участника перед выбором: сойти с дистанции или продолжить борьбу за звание «Богатырь земли русской».

Можно попасть и в цыганский табор: поляна, кибитки, шатры, лошади, медведь, привязанный к дереву, костер. Гостей угощают блюдами цыганской кухни, звучат цыганские песни, красавицы в пестрой одежде исполняют зажигательные танцы. А старая цыганка предскажет судьбу по картам или погадает по руке [9] .

В разных странах существует многообразие анимационных программ - от традиционных до эксклюзивных. В Колумбии устраивают томатные бои, в Италии - апельсиновые, в Таиланде и Индонезии - банановые. На территории Туниса можно встретить базары на колесах, восточное фольклорное шоу. На Шри-Ланке -фестивали «Танцы Востока» с обучением искусству восточного танца. В Италии бои в Колизее, факельные шествия крестоносцев, состязания рыцарей в храме всех богов Пантеоне, балы эпохи возрождения [5].

Таким образом, анимационные программы сегодня популярны во всем мире, позволяют дополнить и лучше раскрыть национально-культурные особенности традиций. В отечественной истории немало примеров анимации, как технологии воспитания, хотя такое название эта деятельность не носила. В России ещё в ХIX в. стала развиваться система, которую можно считать подобием анимационной деятельности - это внешкольное образование детей и взрослых. В её основе лежала частная инициатива, которая являлась одним из наиболее значимых источников организации и смыслового наполнения деятельности в конце ХIХ - начала ХХ века [4].

В процессе развития анимационной деятельности и общественно-педагогического движения, по мнению Р.В. Соколова, видны две противоречащие друг другу тенденции: первая - неформальная, «оживляющая» отношения; вторая - формализующая, подавляющая спонтанный творческий характер общественных движений. Анимационная деятельность в России ХХ столетия не была поддержана [9]. Таким образом, анимация имеет глубокие традиции в России, не смотря на то, что термин «анимация» впервые на русском языке ввел Е.Б. Мамбеков только в начале 90-х годов ХХ века. Интерес к анимации в России был связан с поиском новых подходов к организации культурно-просветительной работы, оказавшейся с распадом СССР, идеологически устаревшей. Среди российских учёных анимация изучается с разных позиций и получает разное толкование. Её связывают с культурно-досуговой деятельностью.

В настоящее время в России анимационная деятельность получает всё более широкое распространение, используется в таких направлениях: в деятельности учреждений культуры; учреждениях дополнительного образования; средств массовой информации; реабилитационных центров. На сегодняшний день анимация является одной из молодых отраслей. В современном российском обществе анимация становится актуальной и на это есть ряд предпосылок:

- изменение мировоззренческих взглядов российского общества;

- потребность в формировании гражданского общества;

- изменение социально-культурной деятельности;

- изменение мировоззренческих взглядов в организации педагогической и социокультурной деятельности.

Анимационная деятельность отвечает объективным тенденциям гуманизации, превращения культуры в ресурс развития целых территорий, превратившись в успешную технологию, позволяющую создавать новые механизмы для мотивации к изучению традиций страны, выявлению, сохранению и успешному использованию наследия, ознакомлению с мировым культурным достоянием.

Основу анимационной деятельности составляет культурно - историческое наследие (движимые и недвижимые памятники, мемориальные и исторические места, традиции, верования, обряды, обычаи, фольклор, ремесла и иное отражение духовного мира людей), его разнообразная интерпретация и различные формы представления. Все большее значение приобретают игровые и интерактивные формы представления наследия, при которых посетитель становится непосредственным участником, познаёт события и явления изнутри, приобретает новый опыт, личные переживания, ощущает сопричастность.

Проект Анимационно-игровая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании детей




Современные изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития детей всех национальностей. Поэтому организуемая в детском саду анимационно-игровая деятельность с детьми и родителями, призванная обеспечить уважение к личности каждого ребёнка, независимо от национально-культурных особенностей, создать условия для развития его уверенности в себе, инициативности, творческих способностей, самостоятельности и ответственности, имеет большую актуальность, как совместная творческая деятельность, направленная на гражданско-патриотическое воспитание.

В современной трактовке анимационная деятельность понимается как оживление программ развлечений и досуга. Анимация - это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени детей и родителей, организация развлечений и шоу, привлекающая внимание своей необычностью и использованием активных методов включения в праздник самих зрителей.

По утверждению исследователей, социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов детей и взрослых и вполне применима в современной дошкольной образовательной организации. Назначение социально-культурной анимации в данном контексте состоит в активном приобщении дошкольников и их родителей к многообразию культур на основе совместного творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия способностей, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Направленность анимационной деятельности на социальное и эмоционально-личностное развитие ребёнка порождает одну из основных проблем: образование традиционно было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. В дошкольном образовании эта проблема стоит особенно остро, так как предназначение дошкольного периода развития будущего школьника заключается в становлении базовых свойств его личности, развитии игровой деятельности.

В связи с этим, в рамках вариативного подхода, возникла идея создания студии анимационно-игровой деятельности патриотической направленности для детей с родителями как средства для решения задач развития будущих школьников. Чувство Родины неотделимо от чувства истории. Многие молодые родители сегодня не знают о своей Малой Родине, о своих корнях. В настоящее время существуют историко-родословные, генеалогические общества «Родословие», «Отечество», «Родословие. Земляки», «Союз возрождения родословных традиций», «Уральское историко-родословное общество» и другие, объединяющие людей и целые семьи, желающие изучать родословные, семейные традиции и обряды, продолжать династию своих предков. В эти общества и клубы приходят новые люди, которых интересует собственное происхождение, которые хотели бы прояснить свою родословную. И это не просто дань веяниям последнего времени. Граждане испытывают потребность восстановить белые пятна в истории семьи, выяснить корни своей фамилии, осознать себя и свой род в контексте истории России, своего народа.

Являясь воспитателем дошкольной организации, заинтересовалась возможностями привлечения семей к истории культур и родословному краеведению. Вместе с ближайшими родственниками, нам удалось изучить уклад жизни алтайских крестьян и казаков, томских ханты, староверов, найти сведения о графе Баранове, косвенно являющимся предком одной из линий нашего Древа жизни. В числе наиболее успешных мероприятий в рамках данной деятельности следует отметить выставку старинных семейных фотографий, реликвий, документов и Летописи семьи в г.Сургутском районе, где в данный момент проживают члены моей семьи. Участие в выставке «Моя семья в истории Победы» в г.Ханты-Мансийске доказало важность проводимой работы и активный интерес окружающих к национальным традициям и историко-родословному краеведению. Кроме сохраненных и пронесенных через годы фотографий, на выставке показывались также семейные реликвии - предметы, которыми пользовались наши предки, в виде украшений, боевых наград, книг, предметов быта. Поддерживая нашу идею возрождения родовых традиций, был воссоздан семейный ансамбль. Расширены связи с членами рода, организованы туристические походы и поездки с единомышленниками по историческим местам, где жили наши предки: Архиерейский дом, Казанская, Успенская церковь г.Бийск, усадьба Саржевских - туристическая база «Бирюзовая Катунь», с. Сростки (пикет В.М. Шукшина), г. Горно-Алтайск, Тавдинские пещеры на Алтае, р. Тром-Аган, краеведческий музей народа ханты с.Русскинские, Музей Природы и человека, Самаровский чугас (г.Ханты-Мансийск), исторические места Алтайского края, Амурской, Томской области.

Летопись и родословное Древо одной из ветвей семьи были представлены на городском и окружном конкурсах «Семья года - 2009, 2010» г.Сургут, г.Ханты-Мансийск и заслужили 1-е места в номинациях «Древо жизни». Разработка туристических семейных маршрутов способствовали приглашению дальних родственников и членов других семей, увлекающихся народными традициями, к сотрудничеству, привело к повышению интереса детей нашего рода и их сверстников к изучению истории своей семьи и народа. Но главным достижением считаю сплочение всех членов семьи и воссоединение давно забытых родственных линий.

Я, как специалист в сфере образования, верю, что впереди у моих соотечественников светлое будущее. Появившиеся возможности для организации анимационных игровых программ, семейных туристических маршрутов «По следам наших прадедов» с последующим взаимодействием по составлению Генеалогического дерева и семейной летописи. Энциклопедий разных народов будут способствовать развитию традиций современных российских семей, толерантности и взаимоуважения представителей различных культур. Ведь здесь наши корни, отчий дом, здесь семьи, чью родословную мы продолжаем.

Проект Анимационно-игровая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании детей

Последние изменения Закона «Об образовании в Российской Федерации» подчёркивают социально значимую задачу современного общества - поликультурное и гражданско-патриотическое воспитание личности. Поэтому одной из задач деятельности воспитателя образовательной организации является формирование предпосылок развития способностей ребёнка в процессе гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.

Анимационно-игровая деятельность патриотической направленности становится одним из направлений развития интегративных качеств дошкольников. Педагогическими исследованиями Н.А.Овечкиной, Н.С.Карпинской и других доказана возможность включения детей и родителей в анимационную деятельность историко-патриотической направленности.

Необходимость осуществления права ребёнка на всестороннее развитие, отражённая в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) обусловливает актуальность реализации данного инновационного направления педагогической деятельности. Деятельностный подход в рамках анимационной деятельности позволяет организовать деятельность ребёнка совместно с родителями при решении им специально организованных задач разной сложности и проблематики, развитие компетентности дошкольника как личности в условиях многообразия национальных культур.

В современном детском саду, ввиду возвышения духовных потребностей родительской общественности, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью досуга семей дошкольников является возрастание доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового.

Поэтому имеется необходимость разработки таких анимационных игровых программ, которые бы вовлекали семьи с детьми дошкольного возраста в различные виды социально-культурной активности. Но существует проблема низкого уровня содержания анимационных программ при организации мероприятий в детском саду. Являются не достаточно проработанными соответствующие методики организации совместных мероприятий для многонационального поселка, что делает данные формы работы с детьми и родителями менее привлекательными, либо побуждает семьи самостоятельно организовывать свой досуг.

Предусмотрены:

1. Фольклорный праздник «Осенины - фестиваль народных игр и хороводов»

2. Театрализованное представление по мотивам белорусских, молдавских и татарских сказок.

3. Праздники «Иван Купала», «Рождественские вечера», «Широкая Масленица», «Пасхальные празднования», «Сороки», «Хоровод вокруг берёзок».

4. Тематическая неделя «Народные игры»: 1-й День русских народных игр, 2-ой День татарских народных игр, 3-ий День чеченских народных игр, 4-ый День хантыйских народных игр, 5-ый День игр народов России.

5. Шоу-программы «Музыка - одна на всех», «Сказка-присказка», «Мы все равны!».

ФГОС дошкольного образования в контексте деятельности:

От того, насколько талантлив педагог, насколько он станет мастером своего дела, будет зависеть успех каждого воспитанника. ФГОС дошкольного образования предписывает нам, педагогам, не просто обучать и воспитывать детей дошкольного возраста, а в первую очередь, развивать успешность. Поэтому хочу быть не просто воспитателем, а успешным педагогом успешных воспитанников!

В связи с введением ФГОС, главным условием повышения качества образования дошкольников и снижения нагрузки на детей в дошкольной образовательной организации считаю использование игровых современных образовательных технологий и активных методов обучения, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счёт снижения и полного исключения репродуктивной деятельности в учебно-воспитательном процессе.

При переходе от ФГТ к ФГОС многим педагогам трудно принять нововведения, касающиеся принципов и подходов к работе с детьми и родителями. Отход от всё ещё присутствующей учебно-дисциплинарной модели трудно даётся воспитателям-стажистам, да и молодым педагогам, которые получали знания от педагогов с опытом. Современные изменения в дошкольном образовании обуславливают приоритеты обеспечения разностороннего развития детей. Поэтому имеется острая необходимость поиска новых подходов по совершенствованию образовательной деятельности с дошкольниками.

Если воспитатель должен быть готов в любой момент пойти навстречу желаниям ребенка, значит, должны иметься предусмотренные заранее материалы и огромная подготовительная работа. Если не принуждаем, не навязываем детям дисциплину, значит, в группе может царить хаос и беспорядки… Поэтому, работать по ФГОС должен творческий и опытный педагог. Как нам, только начинающим свою педагогическую деятельность, преодолеть все препятствия и научиться успешнее работать с детьми? Точнее не «работать», а учиться вместе с детьми.

Планируя ежедневную работу с воспитанниками в детском саду, находясь в поиске новых идей, использую положения личностно-ориентированной модели взаимодействия, в рамках которой дошкольник - не пассивный объект воздействия, а творчески, раскрепощённо и активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми как равный партнёр совместной деятельности.

Основу образовательной деятельности в рамках реализации данного подхода составляют общепедагогические принципы:

- систематичности - непрерывность, планомерность использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение дня;

- доступности (основанный на предоставлении широких возможностей развития каждому воспитаннику, в предоставлении возможности участия в двигательной деятельности всем участникам кружка) и постепенности (предполагающем постепенное повышение требований, предъявляемых организму в процессе игровых тренировок; разучивание упражнений от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности ребенка, сочетание адекватной нагрузки и полноценного восстановления);

- наглядности, предполагающий построение занятий с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной;

- сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению нового, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции действий в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества;

- научности, предполагающий соответствие содержания образования детей уровню развития современной педагогической науки;

- связи образования с жизнью и практикой: процесс физического развития, самореализации происходит во время деятельности педагога с детьми, когда полученные представления используются на практике;

-инновативности, предполагающий использование современных технологий и научно-методических средств в работе с дошкольниками.

Думаю, что только создав детям условия для саморазвития и самореализации в интересной деятельности, моя деятельность будет способствовать достижению оптимального уровня развития детей и результативности образовательного процесса.

Таким образом, анимационно-игровые программы гражданско-патриотической направленности в образовательной организации - это наиважнейшая часть совместной деятельности педагога с семьями воспитанников, представителей различных национальных культур. Предпосылкой создания анимации является желание родителей с детьми прикоснуться к духовным ценностям народов, разнообразить жизненные впечатления, устранить отрицательные эмоции, познать новое, найти и проявить себя в общении с людьми разных национальностей, побыть среди своих родных в обстановке отдыха и развлечений. И как следствие этого - прогноз повышенного спроса на такие досуговые и спортивно-самодеятельные игровые программы гражданско-патриотической направленности.


Библиографический список:


1. Кобрин В.Б., Леонтьева Г.А. Шорин П.А. Вспомогательные исторические дисциплины. - М.: Владос, 2011.-144 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А.Тишкова. - М.: Просвещение, 2010.-249 с.

2.Опыт педагогической деятельности /Под ред. В.Н. Шацкой, Л.Н. Скаткина. - М.: Педагогика, 2010.-186 с.

3. Человек в истории - Россия, ХХ век. -М., 2010.-148 с.

4.Шуринов А.С. Программы изучения семейно-родовой культуры в образовательных учреждениях. - М.:Лаватера, 2010.-158 с. 18.




19


© 2010-2022