Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир» Тема: «Путешествие капельки в страну «Водную» старшая группа

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир»

Тема: «Путешествие капельки в страну «Водную»

Программное содержание:

закрепить такие понятия как: «капелька», «туча».

Дать понятия: «круговорот воды в природе», «образование родника».

Закрепить свойства воды: мокрая, жидкая, не имеет формы; изменяется по цвету и запаху; изменяет объем, приобретает форму сосуда; закрепить приобретенные знания путем опыта.

Развивать образное мышление, воображение, память, способность языком символов передать свое представление о явлениях природы.

В игре проиграть, «прожить» процесс рождения реки. Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

Индивидуальная работа с Вовой Архиповым, Вовой Юматовым.

Методические приемы: игровые, наглядные, словесные, ТСО.

Словарная работа: «круговорот воды в природе», «родник», «медь», «железо», «серебро», «подземные воды», «свойства воды».

Материалы к занятию: оборудование для опытов: сосуд, фломастер, пластмассовая пробка, металлический предмет, деревянная пробка или кубик, краситель, рисунок-макет, капелька, река, море, солнце, туча; белый халат, магнитная доска, минеральная вода.

Структура занятия:

  1. Беседа, загадка о воде.

  2. Сказка о том, как рождается родник, ручей и река.

  3. Опыты с водой, анализ занятия.

Предшествующая работа: чтение художественной литературы, прогулки, экскурсия.

Литература:

  1. «Мир вокруг нас» Т. И. Попова

  2. «Сказка о том, как рождается родник, ручей и река» (по мотивам сказок М.Пластова стр.47).

  3. Игра-моделирование - «Рождение реки» стр.60.

  4. Географический атлас для детей «Мир и человек» стр. 27.

  5. С. Н.Николаева «Кому нужна вода» стр.53.

Ход занятия

Загадка:

Если руки наши в ваксе

На нос села клякса

Кто тогда нам первый друг,

Снимем грязь с лица и рук.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать

Без чего мы скажем прямо

Человеку не прожить?

Чтобы лился дождик с неба

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без... (воды)

Обойдем всю группу и выясним кому и зачем нужна вода?

Дети: - Растениям их надо поливать, они живые без воды засохнут.

- Лизе Азатовне- она моет посуду, полы.

- Нам мыть игрушки, стирать кукольное белье.

- Мыть лицо и руки.

- Для занятий по рисованию, мыть кисточки.

Воспитатель: К воде надо относиться бережно и экономно (сели).

Послушайте и посмотрите сказку о том, как рождается родник, ручей и река. Как известно вода начинается с капельки, такой маленькой, кругленькой, прозрачной. Жили были на свете капельки в туче. С дождем попали на дерево. Вот сидят капельки смотрят на окружающий мир да радуются. Посидели- посидели капельки и решили спрыгнуть на землю в лужу, а затем просочились под землю и пошли гулять там.

Сходили в гости к медному королю, затем к железному и серебряному. Наградили их короли частичками меди, железа и серебра. Спели они песни подводных вод, взялись за руки и стали выбираться на поверхность Земли. В том месте, где выбрались, забил родник с чистой водой.

Вода была целебная, приходили звери, прилетали птицы попить водички. Люди хвалили эту воду, называли её минеральной. Содержала она и железо, и медь, и серебро (пробуем воду за столами).

Стало скучно капелькам в роднике, задумались они погулять по свету, мир посмотреть, себя показать. Превратился родник в ручеек по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручьи. Соединился наш ручей с остальными, становился шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду на реке ласковой волной, и бежит она к морю...

И так наша капелька попала в море. Была теплая, солнечная погода и наша капелька решила снова попасть в тучу. Помогло ей солнышко, нагрело воду и она поднялась в виде пара к тучке, а из тучки снова в родничок. Так и гуляет наша капелька до сих пор.

Ответы детей:

Где жили капельки? Куда они попали с дождем? Потом куда спрыгнули? Где они гуляли? Спели песни подземных вод и выбрались....И превратились...(родник, ручей). Соединились ручьи и превратились в (реку). Из реки капелька попала куда? (в море). Солнце прегрело и капелька поднялась в виде пара, куда? (в тучу). А из тучи снова... (в родничок).

Эти явления природы называются - «круговорот воды в природе».

Физ. минутка: (музыка «журчание ручейка»)

Сейчас все дети превратятся в капельки. Поиграем с вами «Круговорот воды в природе». Капельки попали с тучи на землю (присели). Взялись за руки и стали выбираться на поверхность земли, так же держась за руки, цепочкой, на носочках, пробегают по комнате, изображая ручеек. Ручейки, сливаясь, впадают в реку, на которой поднимаются волны (дети идут маленьким шагом, встав в шеренгу, попеременно поднимая и отпуская руки). И сливаются в море, где играют большие волны (часть детей приседают, часть стоят, затем меняются).

Пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй маленький дубок!

Мы живем в родном краю

Я вас всех приветствую! (садятся)

Воспитатель: В древности был такой ученый Архимед. Он изучал свойства воды, проводил разные опыты с водой. Давайте вспомним, какие опыты с водой мы проводили. Из чего получали воду? (нагревали сосульки и снег на батарее и просто в комнате на тарелочках. Получали воду. Заливали формы теплой и холодной водой, красили и выносили на мороз - получали цветные льдинки).

Воспитатель надевает белый халат и превращается в ученого, а дети в слушателей.

Исследование:

  1. Вода, какая? (жидкая, мокрая - на ощупь).

  2. Имеет ли запах? (нет).

  3. Какая жидкость имеет запах? (духи, лосьон, фейри - моющее средство).

  4. Имеет ли цвет? (нет, прозрачная).

  5. Можно ли её покрасить? (да, красителями).

  6. Имеет ли жидкость форму? (нет)

  7. Итог: вода: мокрая, жидкая не имеет цвета - без цвета, но можно покрасить. Не имеет запаха, но можно придать запах с помощью добавок.

  8. Дети становятся исследователями, учеными, встают за столы (на столах баночки с водой, фломастер, пластмассовая пробка, деревянный кубик, металлический предмет (чашка, шарик, магнит)).

Дети, отметьте количество воды в банке фломастером.

  1. Кладем пробку. Поднялась вода? Вывод: воды не прибавилось. Пробка не тонет.

  2. Кладем кубик. Поднялась вода выше? Вывод: тонет, вытесняет воду, воды стало больше, отмечаем фломастером.

  3. Кладем металлический предмет. Поднялась вода выше? Вывод: большой тонущий предмет вытесняет воду, воды стало больше, отмечаем фломастером.

  4. Отпускаем кулачок. Вывод: большой тонущий предмет вытесняет воду, воды стало больше, отмечаем фломастером.

Воспитатель: - ученый поздравляет всех молодых ученых с первыми опытами

и приглашает на ученый совет (итог занятия).

О чем мы сегодня говорили на занятии? Какую сказку вы слушали? Что нового вы узнали? Чем вы еще занимались? Что для вас было трудным на занятии? Что вам больше всего понравилось на занятии? Назовите детей, которые активно участвовали и выполняли все задания. Молодцы! Спасибо за участие!

5

© 2010-2022