- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Формы работы с родителями
Формы работы с родителями
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Линникова Л.Н. |
Дата | 07.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
План проведения открытого занятия
Преподаватель: Линникова Л.Н.
Дата проведения: 23.12.15.
Группа: Д-41 (дошкольное отделение, 4 - курс)
Наименование дисциплины: дошкольная педагогика
Тема: формы и содержание работы с семьей.
Методы и приёмы обучения:
•методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приёмы: рассказ, беседа);
•методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация);
•метод стимулирования и мотивации (приемы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке (специализация «Методист дошкольного воспитания»), групповая практическая деятельность; создание ситуации взаимопомощи).
Вид урока: урок изучения новых знаний
Цель: формировать умение самостоятельно пополнять педагогические навыки работы и профессиональные навыки по специальности;
Задачи:
Образовательная: дать представление о формах сотрудничества дошкольного учреждения с семьей.
Развивающая: развивать у студентов логическое мышление, память, связную речь, умение общаться друг с другом.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, будущей профессии.
Оборудование: итерактивная доска, компьютер, программы воспитания и обучения в детском саду: «Зерек бала», «Биз мектепке барамыз», «Алғашқы қадам» учебники С.А.Козлова «Дошкольная педагогика», фотоматериалы из отчета по педагогической практике, фломастеры, листы бумаги формат А- 4, клей, цветная бумага.
Ход урока:
I. организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы с вами расширим представления о формах сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, повторим тему: «задачи дошкольного учреждения в расширении организации сотрудничества с семьей»
II. проверка знаний студентов по теме: «задачи дошкольного учреждения в работе с семьей». Для начала мы с вами проведем небольшую разминку:
(слайд 2)
а) упражнение: «дополни предложение»:
- Взаимоотношения всех членов семьи характеризуются взаимной любовью и уважением… при демократическом стиле воспитания;
- Ребенок предоставляется сам себе… при попустительском стиле воспитания;
- Взрослые мало считаются с индивидуальностью ребенка, с его возрастными особенностями, интересами и желаниями…при авторитарном стиле воспитания.
б) раскройте задачи сотрудничества с семьей: (студент выбирает вопрос и раскрывает его содержание)
- установление единства в воспитании детей;
- педагогическое просвещение родителей;
- изучение и распространение опыта семейного воспитания
- ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.
III. Изложение нового материала:
а) изложение темы: «формы и содержание работы дошкольного учреждения с семьей»
- самостоятельная работа студентов с программами обучения и воспитания в детском саду: «Алғашкы қадам», «Зерек бала», «Биз мектепке барамыз»
Задание: изучите в программах обучения и воспитания в детском саду раздел: «Работа с родителями» и выпишите формы работы дошкольного учреждения с семьей.
б) объяснение нового материала
- Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. ((слайд 3)
Формы работы с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Индивидуальные формы работы с родителями: .(слайд 4)
- Одной из важнейших форм взаимодействия семьи и детского сада является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество такой формы состоит в том, что через изучение специфики семьи, беседы с родителями (с каждым в отдельности), наблюдение за общением родителей с детьми как в группе, так и дома педагоги намечают конкретные пути совместного воздействия на ребенка. (Слайд 5)
При поступлении ребенка в д/с в самом начале работы с семьей очень важно изучение семейной микросреды. Для этого проводится диагностико-аналитическая работа со взрослыми. Наиболее распространенный метод диагностики - это анкетирование.
Сообщение студента, просмотр анкеты 2 мин.( слайд 6)
Анкетирование позволяет выявить общий план семьи, возраст, образовательный уровень, сведения о ребенке, уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, интересующих педагога. Этот метод отличается известной гибкостью по возможности получения и обработке полученного материала. В работе по изучению семьи необходимо использовать - контактное проведение анкетирования, т.е. (сам педагог организует анкетирование и собирает опросные листы). Изучение семьи должно вестись последовательно, системно, поэтому необходимо наметить направления работы, своеобразный план:
1. Состав семьи, профессии, образовательный уровень родителей, других взрослых членов семьи, принимающих участие в воспитании ребёнка.
2. Общая семейная атмосфера, особенности взаимоотношений между членами семьи: - дружелюбный тон общения друг к другу; - изменчивый, противоречивый характер отношений; - своеобразная автономность каждого члена в семье.
3. Цель домашнего воспитания ребёнка.
4. Степень осознания родителями особой роли дошкольного периода детства в формировании личности ребёнка.
5. Приоритеты семьи в воспитании ребёнка: здоровье, развитие нравственных качеств, умственных, художественных способностей, раннее образование ребёнка.
6. Уровень психолого-педагогических знаний, практических умений родителей: - наличие определённых знаний и готовность к их пополнению, углублению; - ограниченность знаний и податливость к педагогическому просвещению; - низкий уровень знаний и негативное отношение к их приобретению.
просмотр анкеты 2 мин.( слайд 6)
Однако анкета не дает возможности в полном объеме узнать индивидуальные особенности ребенка, организацию его жизни в семье. Поэтому следующим важным звеном в индивидуальной работе является
посещение семьи. Основная цель визита - познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. (слайд 7)
Сообщение студента.
Посещение, с одной стороны, приносит пользу родителям - они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком, и, с другой стороны, позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме. Кроме того, такая форма работы дает возможность общаться не только с матерью, отцом, самим ребенком, но и с другими членами семьи, которые принимают участие в его воспитании. В игре с ребенком, разговоре с родителями можно узнать много нужной информации о малыше, его пристрастиях и интересах, любимых играх и игрушках, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности.
Организуя домашний визит, необходимо соблюдать некоторые условия. (слайд 8)
-
будьте очень тактичны по отношению к чувствам родителей;
-
объясняйте, что вы приходите в семью для того, чтобы ребенок мог поближе узнать воспитателя в знакомой для него обстановке;
Я предлагаю вам дополнить памятку по организации домашних визитов. (самостоятельная работа студентов- мозговой штурм). Для работы воспользуйтесь учебниками «Дошкольная педагогика»
(слайд 9)Беседа воспитателя с родителями - наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью, другими членами семьи. Цель беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи.
Сообщение студента 2 мин.
Материал для бесед воспитателю дают наблюдения за ребенком: выполнение им правил поведения в коллективе; отношение к детям, взрослым и их требованиям; отношение к деятельности; разговоры с воспитанником, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения.
Беседы могут возникать по инициативе родителей и педагогов. Они должны отвечать определенным требованиям:
(слайд 10)
-
быть конкретными и содержательными;
-
давать родителям новые знания по вопросам обучения и воспитания;
-
пробуждать интерес к педагогическим проблемам;
-
повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Живой характер беседы, доброжелательность, дружеский тон, умение воспитателя проявить сочувствие, терпимое отношение к некоторым ошибочным представлениям и убеждениям родителей вызовут у них желание откровенно делиться впечатлениями, рассказывать о поведении ребенка.
(слайд 11)
Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой - побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Консультации по своему характеру близки к беседам. Разница в том, что беседа - это диалог воспитателя и родителя, а проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет.
Сообщение студента 2 мин.
Тематика консультаций разнообразна. Она определяется потребностями взрослых (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают), наблюдениями за поведением детей в детском саду, за взаимоотношением родителей и детей, актуальностью некоторых вопросов на данном этапе.
Консультация тоже предполагает выполнение определенных требований:
(слайд 12)
-
рекомендации, советы, даваемые родителям, должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка;
-
каждая консультация должна давать родителям новую информацию, , расширять их педагогические знания;
-
прежде чем что-то посоветовать родителям, воспитатель должен тщательно подготовиться: прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется -приготовить наглядный материал (детские работы, поделки, книги).
Коллективные формы работы с родителями(слайд 13)
(слайд 14) Родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Практика показывает, что если педагоги творчески готовятся к собранию, активно привлекают к участию в нем родителей, приводят примеры организации жизни и деятельности детей в семьях, то оно проходит живо, интересно, результативно.
Сообщение студента 2 мин. Родительские собрания общие, групповые.
(слайд 15) При подготовке к собранию можно пользоваться следующим планом:
-
Анкетирование родителей по теме собрания. Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
-
Изготовление приглашений каждой семье (в виде аппликации). Важно, чтобы в изготовлении приглашений принимали участие дети.
-
Изготовление памяток с советами на тему собрания. Их содержание должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
-
Подготовка конкурсов, выставок.
-
Запись на магнитофон ответов детей по теме собрания.
-
Подготовка плакатов по теме собрания.
7. Подготовка и проведение какого-либо развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности с участием детей повышает активность родителей на собраниях.
Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
(слайд 16)
Одной из форм повышения педагогической культуры родителей является родительская конференция. Ценность ее в том, что в ней участвуют не только родители, но и общественность. Темы могут обсуждаться самые разные: моральное воспитание ребенка, подготовка к школе, ответственность родителей за воспитание своих детей и т.д. На конференциях выступают педагоги, работники районного отдела образования, учителя, психологи. Происходит обмен опытом семейного воспитания, организуются выставки рисунков, поделок родителей и детей, совместные концерты художественной самодеятельности.
(слайд 17)
На совместных встречах в родительском клубе, за «круглым столом», во время дискуссии родители и педагоги имеют возможность лучше узнать друг друга, получить новую информацию. Общение в клубе позволяет каждому из участников не только высказать свое мнение, но и быть услышанным, сравнить свою позицию с позицией других родителей и педагогов.
(слайд 18)
Дни открытых дверей - это возможность для родителей присутствовать на любом занятии, прогулке, принимать участие в разных мероприятиях дошкольного учреждения.
(Сообщение студентов)
Дни открыток дверей являются достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересоваться ею и привлечь к участию. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (занятия, прием пищи и т.д.), привлечь к участию в каком либо мероприятии. День открытых дверей проводится как экскурсия по дошкольному учреждению. После экскурсии и просмотра директор или методист беседует с родителями, отвечает на возникшие вопросы.
Дни открытых дверей». В настоящее время они приобретают широкое распространение. Однако сегодня можно говорить о данной форме общения педагогов и родителей как нетрадиционной, в связи с изменением принципов взаимодействия педагогов и родителей. По мнению исследователей, дошкольное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. «Дни открытых дверей» дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов. Если раньше не предполагалось, что родитель может быть активным участником жизни детей при посещении группы, то сейчас дошкольные 20 учреждения стремятся не просто продемонстрировать педагогический процесс родителям, но и вовлечь их в него. В этот день родители, а также другие близкие ребенку люди, принимающие непосредственное участие в его воспитании (бабушки, дедушки, братья и сестры), имеют возможность свободно посетить дошкольное учреждение; пройти по всем его помещениям, ознакомиться с жизнью ребенка в детском саду, увидеть, как ребенок занимается и отдыхает, пообщаться с его друзьями и воспитателями. Родители, наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх,
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как совместный досуг детей и родителей, где последние выступают полноправными участниками. При их подготовке родители задействованы практически во всех мероприятиях:
Самостоятельная работа студентов:
Методический прием: «Два четыре вместе»
Задание: составьте перечень совместных мероприятий с родителями по подготовке к празднику:
(слайд 19)
-
обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
-
помощь в разработке сценария;
-
разучивание стихов, песен, танцев, работа над ролью;
-
помощь в оформлении помещения;
-
пошив праздничных костюмов;
-
подготовка отдельных номеров;
-
изготовление сюрпризов и подарков;
-
подготовка праздничного стола. (слайд)
(слайд 20) Фотоочет по итогам проведения праздника Наурыз в м/ц «Айголек при с/ш №2 » г. Щучинска позволяет увидеть результаты совместного труда педагогов и родителей.
(слайд 21)
Вашему вниманию предоставляется видеофильм «Папа, мама я спортивная семья», проведенный с родителями старшей группы на базе наших социальных партнеров детского сада «Ромашка»
Цели данного мероприятия были следующими:
- пропаганда здорового образа жизни;
- привлечение родителей к досуговой деятельности ДОУ;
- выявление активных родителей;
- установление тёплых и неформальных отношений между воспитателями и родителями;
- осуществление тесной связи между дошкольным учреждением и семьёй по физическому воспитанию;
- развитие благотворного влияния на взаимоотношения в семье.
Просмотр видеофильма.
Самостоятельная работа студентов. «Анализ физкультурного досуга»
Я предлагаю вам провести анализ данного мероприятия по следующей схеме:
(слайд 22) СХЕМА «Анализ физкультурного досуга»
Педагогические требования:
1. Вид, форма проведения.
2. Выполнялись ли гигиенические требования к организации мероприятия (помещение, одежда, оборудование).
3. Соответствуют ли задачи данному возрасту.
4. Соответствует ли физическая нагрузка нормативным требованиям программы.
5. Присутствуют ли на мероприятии соперничество и сопереживание.
6. Длительность развлечения, его динамичность и насыщенность.
7. Участие родителей в организации и проведении развлечения( умение увлечь детей).
Оценка деятельности детей
1.Качество выполнения движений
2.Активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей.
3.Непринужденность, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости
Общая оценка развлечения.
Организация совместных мероприятий побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и воспитателей, устраняет отчужденность между ними, вселяет уверенность в успех совместной работы, решает многие проблемы. Праздники позволяют взрослым поиграть, дают им возможность стать «равными» ребенку в игре. Участие родителей в соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к физической культуре, а через нее - к здоровому образу жизни.
(слайд 23)Наглядно-информационные формы работы с родителями:
Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.
Сообщение студентов.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:
1. Задачами одной из них - информационно-ознакомительной - является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
2. Задачи другой группы - информационно-просветительской - близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через газеты, организацию выставок и т.д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами. В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности.
Главная задача данных форм работы - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье.
К ним относятся:
видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных
моментов, занятий; фотографии,
выставки детских работ,
стенды, ширмы, папки-передвижки уголки для родителей;
записи на магнитофон (диктофон) бесед с детьми,
Самостоятельная работа студентов
Я предлагаю вам разработать содержание работы по данным направлениям. У нас три подгруппы. Каждая подгруппа получает - технологическую карту, где подробно написано, что делать и в какой последовательности. Руководитель группы берет на себя обязанность распределить работу между ее участниками, а затем представить всем их работу. Каждая группа получает материалы для своей работы. В самостоятельной работе вы можете использовать программы воспитания и обучения в детском саду, и фото - материалы предоставленные вами во время прохождения практики.
Методический прием: «Защита проектов».
Технологическая карта
(план работы)
1 группа
Задание: Составьте содержание родительского уголка с учетом педагогических требований. Обоснуйте ответ. (работа с методическими рекомендациями «Биз мектепке барамыз», «Зерек бала»)
Этапы работы:
а) разместите в уголке для родителей материалы информационного характера;
б) разместите в уголке для родителей материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье.
Примерный план защиты:
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
- материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
- материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:
1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза.
2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.
3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов. Информацию дополнить красочными рисунками.
4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости.
5. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) - все это непременная часть родительского уголка.
6. Традиционно родительский уголок оформляется и украшается рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов может быть много. Можно оформите стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной. Например, в виде паровозика с вагончиками. Для этого на каждую статью или памятку (они обычно выпускаются в формате А4) приклеить из разноцветного картона колеса, сделать окантовку вагончиков цветной бумагой.
Технологическая карта
(план работы)
2 группа
Задание: раскройте требования к оформлению выставки детских работ по определенной тематике, например: аппликация «казахский ковер - текемет» старшая группа. (работа с программой « Биз мектепке барамыз»)
Этапы работы:
а) выполните коллективную работу по данной тематике
б) разработайте программное содержание
в) по окончанию работы изделие вывешивается на подготовленном стенде
Примерный план защиты:
Выставки детских работ.
Цель - демонстрация родителям успехов детей по освоению программы. Например: выставка, освящающая разделы программы «Изобразительная деятельность детей в детском саду». Работы детей подшиваются или выставляются на стенде на титульном листе выставляется дата, тема, цель занятия, фамилия имя и отчество воспитателя.
Технологическая карта
(план работы)
3 группа
Задание: разработайте и обоснуйте содержание папки-ширмы по теме: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста настойчивости и ответственности в труде» (работа с программой « Биз мектепке барамыз»
Этапы работы: разработать содержание по следующим направлениям:
- Рекомендации для родителей для успешного формирования трудового воспитания в семье.
- Применяемые в семье виды труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе
- Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании.
Примерный план защиты:
папки- ширмы содержат краткие советы и рекомендации родителям по конкретным вопросам. Материал должен быть небольшим по объему, текст заполнен зарисовками, иллюстрациями, фотографиями.
Защита проектов.
IV Закрепление материала.
(слайд 24)
Задание:
-докажите, что тесный союз семьи и детского сада необходим для ребенка, его родителей и педагогического коллектива.
- какие из форм работы с семьей вам кажутся наиболее действенными? Почему?
V Итог занятия. Мы с вами рассмотрели отдельные формы работы с родителями. На следующем занятии мы продолжим работу в данном направлении. Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей, изучали семьи, их воспитательные возможности, вовлекали родителей в образовательную работу детского сад.
(слайд 25)
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Домашнее задание: разработать совместное мероприятие с родителями на тему: «Здоровый образ жизни » форму организации выбрать самостоятельно.
( слайд 26)
Выставление оценок.
Рефлексия По одному из группы высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
1. сегодня я узнала…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполняла задания…
5. теперь я могу…
6. я почувствовала, что…
7. я научилась…
8. у меня получилось …
9. мне захотелось…
Урок закончен, до свидания.
Приложение
Социологическая анкета семьи
Фамилия, имя ребенка _________________________________________
Возраст ребенка_______________________________________________
Ф.И.О. матери_________________________________________________
Ф.И.О. отца___________________________________________________
Возраст матери_______________________отца______________________
Сколько детей в семье___________________________________________
Какого возраста_________________________________________________
Имеет ли ваш ребенок отдельную комнату_________________________
Получает ли ваш ребенок дополнительное образование_______________
Памятка для родителей по привитию трудолюбия у детей в семье
Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость. Важно организовать труд детей с родителями таким образом, чтобы дети могли не только наблюдать его, но и участвовать в нем. Для успешного осуществления трудового воспитания в семье родители могут руководствоваться следующими рекомендациями:
- приобщать ребенка к трудовым делам семьи как можно раньше;
- закрепить за ребенком постоянные обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
- не наказывать ребенка трудом: труд должен радовать, приносить удовлетворение;
- прививать элементарные навыки культуры трудовой деятельности: планирование процесса труда, правильное использование орудий труда, завершение трудовой деятельности;
- не торопить ребенка, уметь ждать, пока он завершит работу сам;
- не забывать благодарить ребенка за то, что требовало от особых стараний;
- сделанное своими руками ребенок ценит и бережет, поэтому необходимо привлекать его к общественно полезному труду.
Применяемые в семье виды труда:
- самообслуживание: одевание, раздевание, уборка постели, игрушек, уход за своей одеждой, обувью.
- хозяйственно- бытовой труд: помощь взрослым в уборке жилья, вытирание пыли, уборка комнаты с помощью пылесоса, подметание пола, сервировка стола, мытье чайной посуды, участие в приготовлении еды: мытье овощей и фруктов, лепка пирожков, пельменей из готового теста, глажение мелких вещей, осуществление мелких покупок;
- ручной труд: поделка мелких игрушек из природного материала, бумаги, бросового материала;
- труд в природе: уход за комнатными растениями: поливка, рыхление, вытирание пыли и опрыскивание листьев; уход за домашними животными: приготовление пищи и кормление; работа в цветнике, сбор фруктов и овощей, покраска деревьев, уборка листьев осенью, снега зимой: чистка дорожек.
Уголок для родителей. Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
- материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
- материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье. В них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей. Родители наглядно увидят, как можно оборудовать уголок или комнату для ребенка, получат ответы на поставленные вопросы, узнают, какие консультации будут проводиться в ближайшее время.
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание. Для этого необходимо:
1. Выбрать подходящее место на стене. Желательно разместить уголок напротив входной двери или сразу над шкафами в раздевалке. Так нужная информация будет сразу попадаться родителям на глаза.
2. Решить, что именно будет наполнять родительский стенд. Обязательно должны присутствовать плакаты со справочной информацией: родителям о правах ребенка, ОБЖ родителям (правила личной безопасности), родители и второй ребенок, советы врачей, родители и их обязанности и пр.
3. Обратить внимание на содержание справочных материалов. Все статьи должны быть написаны доступным языком, без сложных терминов. Информацию дополнить красочными рисунками.
4. Подготовить и поместить информацию о детском учреждении и персонале, с указанием контактных телефонов. Это даст родителям возможность получать личные консультации в случае необходимости.
5. Расписание дня, ежедневное меню, информация о воспитанниках группы (рост, вес и прочие показатели) - все это непременная часть родительского уголка.
6. Традиционно родительский уголок оформляется и украшается рисунками, аппликациями и поделками детей. Можно попросить и самих родителей, которые вместе с детьми с удовольствием примут участие в этом творческом мероприятии.
Но можно подумать и о нетривиальном оформлении уголка. Здесь вариантов может быть много. Можно оформите стенд в соответствии с названием группы или общим дизайном приёмной. Например, в виде паровозика с вагончиками. Для этого на каждую статью или памятку (они обычно выпускаются в формате А4) приклеить из разноцветного картона колеса, сделать окантовку вагончиков цветной бумагой.
СХЕМА «Анализ физкультурного досуга»
Педагогические требования:
1. Вид, форма проведения.
2. Выполнялись ли гигиенические требования к организации мероприятия (помещение, одежда, оборудование).
3. Соответствуют ли задачи данному возрасту.
4. Соответствует ли физическая нагрузка нормативным требованиям программы.
5. Присутствуют ли на мероприятии соперничество и сопереживание.
6. Длительность развлечения, его динамичность и насыщенность.
7. Участие родителей в организации и проведении развлечения( умение увлечь детей).
Оценка деятельности детей
1.Качество выполнения движений
2.Активность детей: равномерное распределение нагрузки, занятость всех детей.
3.Непринужденность, естественность в поведении, заинтересованность, чувство радости
Общая оценка развлечения.
Анкетирование. Один из распространенных методов диагностики, который используется работниками ДОУ с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Получив реальную картину, на основе собранных данных педагогом определяется и вырабатывается тактика общения с каждым родителем и ребёнком. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. На основе анкетных данным можно разработать критерии «включенности» родителей в образовательный процесс. Он может отражать количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, вернисажах; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса. А так же качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей. Родители - лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители - исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители - критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие 30 решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время проведения совместных мероприятий.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Ф.И.О.__________________________________________________
• Возраст _________________________________________________
• Место работы____________________________________________
• Состав семьи (кто совместно проживает, возраст, образование, профессия)______________________________________________________
5. Жилищные условия (отдельная квартира, общежитие и т.д.). _________ _______________________________________________________________ _
6. Материальное положение семьи (удовлетворительное, неудовлетворительное) _______________________________________________________
7. Увлечение родителей:
отец_______________________________________________________ мать_______________________________________________________
и др._______________________________________________________
8. Как Вы представляете себе участие в жизни группы? (никогда, по мере необходимости, иногда, постоянно помогаю)_____________________
9. Как Вы представляете себе работу родительской команды в дошкольном учреждении? ___________________________________________
10. Какие трудности испытываете в воспитании Вашего ребенка? __ _______________________________________________________________
11. Какие консультации по воспитанию хотели бы получить? ______ _______________________________________________________________ _
12. Каким опытом семейного воспитания могли бы Вы поделиться?_ _______________________________________________________________ _
13. Ваши пожелания._________________________