- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Исследовательский проект Моя семья
Исследовательский проект Моя семья
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жумабаева Ж.Н. |
Дата | 17.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Арыкбалыкская школа-гимназия
Мини-центр «Болашақ»
ПРОЕКТ
«Моя семья»
Автор проекта
Воспитатель мини-центра «Болашақ»
Жумабаева Жумабике Нурмагамбетовна
с. Арыкбалык
Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье.
Семья - очень важное, очень ответственное дело.
А. С. Макаренко
Семья - самое главное в жизни для каждого из нас. Семья это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии, имени и отчества родителей - основное содержание этой работы. Чувство любви к Родине зарождается в семье. А семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Семье принадлежит основная общественная функция - воспитание детей, она была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи социальных и культурных ценностей, определяющим фактором формирования личности ребенка.
Актуальность: В ходе беседы с детьми выяснилось, что они не знают, кем работают их родители, не могут назвать свой домашний адрес. Тем более они не могут понимать и называть родственные отношения, называть взрослых по имени и отчеству. Чтобы систематизировать работу с детьми по теме «Моя семья» назрела необходимость создать проект «Моя семья».
Участники проекта: родители, дети, воспитатель.
Длительность: 3 месяца.
Тип проекта: исследовательско-творческий
Цель проекта: Обучение детей поисковой деятельности по данной теме.
Воспитание любви и уважения к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи:
-
Дать представление о понятиях: «родители», «семья», «родные», «близкие».
-
Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
-
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
-
Укреплять детско-родительские отношения.
Виды деятельности.
1. Совместная деятельность с детьми.
-
Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»:
Ш. Абдигаликызы «Бабушкин урок». Ы. Алтынсарин «Отец и сын». В.Осеева «Сыновья», А.Барто «Купание», «Младший брат»
-
Викторина «Путешествие в сказку»
-
Беседы «Кто старше - кто младше», «Моя дружная семья», «Папа - мой лучший друг» и др.
-
Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
-
Изготовление подарков для родителей.
1
-
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери».
-
Дидактические игры «Сколько бабушек в моей семье?», «Как тебя зовут, где ты живёшь?», «Как нас можно назвать по-другому?», «У кого сегодня день рожденья?», «Мой любимый папа», «Я и моя семья», упражнение « Огорчится ли мама, если…».
-
Выставка рисунков «Рисуем маму вместе с папой»
-
Музыкальный праздник «Наш весёлый теремок» (приложение №1)
-
«Праздник взросления» - утренник
-
Театрализация русской народной сказки «Репка» совместно
с музыкальным руководителем.
-
Оформление газеты «Моя семья».
2. Совместная деятельность родителей и детей
-
Рассказы по семейной газете «Моя семья».
-
Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
-
Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о своей профессии.
-
Папин праздник «Рыцарский турнир». (приложение №2)
-
«Наурыз-Думан-Тамаша» - праздник
-
Книжка - малышка «Моя семья».
-
Выставка совместной работы родителей и детей «Столовая для птиц».
-
Выставка рисунков «Комната моей мечты»
-
Конструирование макета «Дом моей мечты» с привлечением детей.
3. Совместная деятельность с детьми и родителями
-
Анкетирование родителей (приложение №3)
-
Викторина «Бабушка, дедушка, мама, папа и я - читающая семья»
(с участием детей)
-
Организация досуга для всей семьи - спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья» (с участием детей).
-
Индивидуальные беседы-консультации.
-
«Дружба начинается с улыбки» - семейный праздник.
-
Акция «Пусть прогулка станет интересней!» (благоустройство участка мини-центра - субботник)
-
Возложение цветов к памятнику героям ВОВ.
-
Развлечение «Пусть всегда будем мы!»
-
Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
-
Создание группового альбома проекта «Я и семья».
Ожидаемый результат:
1. Расширение представления детей о родственных отношениях, о своих родителях.
2. Установление доверительных детско-родительских отношений.
3. Правильно называть родственные отношения.
4. Заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества.
2
Этапы реализации
Подготовительный
Цель
Задачи
Формы работы с родителями и детьми
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в области детско-родительских отношений.
Дать возможность родителям поделиться опытом взаимодействия с детьми уточнить и расширить представление детей о семье.
1. Создание паспорта семьи
2. Анкетирование родителей
3. Наглядно-текстовые информации: буклеты, фотостенды, рисунки родителей.
4. Индивидуальные беседы-консультации.
Основной этап
Способствование более тесному детско-родительскому контакту
1. Оказать психологическую поддержку родителям и детям.
2. Расширить представление детей о родителях и родственных отношениях.
1. Посещение на дому - помочь воспитателям установить контакт с ребенком, познакомиться с условиями жизни.
2. Конкурс детских рисунков: «Рисуем маму вместе с папой» «Комната моей мечты»
3. Дидактическая игра "Назови правильно"- формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь , внук, брат, сестра. Учить правильно называть своих ближайших родственников.
4. Сюжетно ролевая игра "Семья"
Первый этап: наблюдение ухода за детьми в 1 младшей группе, наблюдение за прогулкой мам с колясками - уточнить представление о том, как взрослые заботятся о малышах. Второй этап: занятие по конструированию - предложить построить своими руками мебель для кукол, спеть колыбельную песню. Третий этап: чтение художественной литературы по теме «Моя семья»: Ы. Алтынсарин «Отец и сын», А.Барто «Купание», «Младший брат» - обратить внимание как взрослые заботятся о детях. Четвертый этап: беседы «Кто старше - кто младше», «Моя дружная семья», «Папа - мой лучший друг», беседа с детьми о семье, о своих родственниках - уточнить представление об обязанностях в семье, составе семьи.
5. «Дружба начинается с улыбки» - семейный праздник. Викторина «Бабушка, дедушка, мама, папа и я - читающая семья» (с участием детей) -
формировать ценностное отношение к себе и к своим близким.
6.Физкультурно-оздоровительные мероприятия: спортивный праздник: "Папа, мама и я - спортивная семья", катание на санках, лыжах, подвижные игры совместно с родителями.
7.Выставка совместной работы родителей и детей «Столовая для птиц» (изготовление кормушек для птиц).
8. Оформление газеты "Моя семья". Беседы с детьми о своей семье, родственниках.
Рассказы родителями о своем детстве, о школьных годах, о своей профессии.
9. Конструирование макета «Дом моей мечты» с привлечением детей.
10. Музыкальный праздник «Наш весёлый теремок». Папин праздник «Рыцарский турнир». «Наурыз-Думан-Тамаша» - праздник.
Заключительный этап
Подведение итогов: воспитание любви к своим родителям, родственникам.
Оценить динамику. Распространить семейный опыт детско - родительских отношений.
1. Анкетирование.
2. Диагностика.
Развлечение: семейный праздник «Пусть всегда будем мы!»
3.Привлечение родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.
4.Оформление альбома проекта «Я и семья».
Итоги реализации проекта.
Результативность: За сравнительно короткое время реализации проекта уровень сформированности положительного образа семьи у детей значительно повысился. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов, детей и родителей
1. Дети представляют, что такое «семья».
2. В своей речи стали чаще употреблять такие фразы, как «уютный дом», «родной дом», «мои родственники» и др.
3. В процессе работы над проектом мы более подробно изучили семьи воспитанников, познакомились с особенностями семейного воспитания.
4. По ходу проекта появились некоторые затруднения: В группе есть неполные семьи.
4
Презентация «Моя семья»
В семейном кругу мы с вами растём.
Основы основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаём,
Основа основ - родительский дом.
(слайд 1 «Моя семья»)
(слайд 2«В семейном кругу»)
(слайд 3)
(слайд 4)
(слайд 5)
С чего начинается семья?
Со встречи двух до этого чужих людей, которые становятся самыми родными и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них тоже были братья, сёстры, свои родители. Это ваши прадедушки и прабабушки.
Так что такое семья?
(слайд 6)
Наша группа - тоже дружная семья.
(слайд 7, слайд 8)
Отец в семье добытчик и кормилец. Он сильный и надёжный. Он может решить любые вопросы.
(слайд 9, слайд 10)
Почему так говорят: «Мой дом - моя крепость»?
Несомненно, у человека должен быть дом, и непросто крыша над головой, а место, где человека ждут и любят, где человеку тепло и уютно.
(слайд 11, слайд 12)
Что же должно царить в доме, чтобы он не рухнул? Добро, мир, согласие, взаимопонимание, ответственность. Какое же качество должно лежать в основе дома? Конечно же, любовь!
Каждый житель дома должен выполнять своё дело, не расстраивать других членов семьи. Вот тогда и будет мир и согласие.
(слайд 13)
Так что же главное в жизни каждого из нас? Семья.
Это родные и близкие люди.
Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
Это те люди, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
Поддерживать с родителями партнёрство в рамках проекта «Моя семья - это хорошая традиция школы.
(слайд 14)
Приложение №3
Мой ребенок и его индивидуальные особенности
(Анкета для родителей)
1. Каков ваш ребенок (уверенный , решительный , не очень уверенный , не уверенный)?
2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
3. Какое у него любимое занятие?
4. Если у вашего ребенка какие - либо способности?
5. Какое обычное состояние ребенка и его настроение?
6. Часто ли плачет ваш ребенок?
7. Быстро ли он устаёт? Если да, то как вы думаете почему?
8. Как реагирует на замечание, наказание?
9. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно. даже если не умеет ;не очень стремиться к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
10. Каковы отношения со сверстниками (умеет организовать детей; выполняет только ведущие роли; подчиняется другим детям)?
11. Все ли вам нравиться в своем ребенке?
12. Стараетесь ли создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
13. Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
14. Отводите ли вы время каждый день для чтения ребенку?
15. Часто ли обнимаете ребенка?
16. Есть ли у вашего ребенка собственные книги?
17. Есть ли у вашего ребенка в доме место, которое отведено только ему?
18. Знаете ли вы любимую сказку, книгу, фильм вашего малыша?
19. Ходите ли вы в театры, зоопарк, цирк вместе с ребенком?
20. Беседуете ли вы с ребенком о смысле спектакля, прочитанной книги?
21. Стараетесь ли ходить с ребенком на прогулки?
22. Слушаете ли вы, что ребенок говорит?
Литература
1. Майер Л.А., «Самопознание», 2009г., «Круги радости и добра», 2010г., Зверева О.Х., Кротова Т.В., «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.
2. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.
3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.
4. Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.
Приложение №2
Арыкбалыкская школа-гимназия
Мини-центр «Болашақ»
Рыцарский турнир
«Вперёд, папы!»
Жумабаева Ж.Н.
Приложение №1
Арыкбалыкская школа-гимназия
Мини-центр «Болашақ»
«Наш весёлый теремок»
(Музыкальный праздник)
Жумабаева Ж.Н.