• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Проект «РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ЗПР, КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»»

Проект «РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ЗПР, КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА

«РАЗВИТИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ С ЗПР, КАК РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ПО ТЕМЕ «ПОСУДА»» на занятиях по формированию целостной картины мира.


АКТУАЛЬНОСТЬ


Проблема формирования лексико- грамматического строя речи является одной из актуальных в современной логопедии. Только овладев определенными языковыми закономерностями, ребенок правильно выстраивает собственные высказывания, если же он не усваивает эти закономерности, то страдают морфологическая структура слова и синтаксическая структура предложения.

В исследованиях Р.Д. Триггер было показано, что речь детей с ЗПР отличается от нормы.

Дети с ЗПР имеют существенное недоразвитие речи, которое проявляется в бедности словаря, примитивном строении фразы, нарушении грамматического строя речи, нарушение звуковой её стороны, а главное - смысловой. При этом оказывается несформированной не только сама речь, но и предпосылки её развития: у детей не развита ориентировка в окружающем и предметная деятельность, которые лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также её грамматического строя, не создана потребность в общении и не развиты доречевые средства общения, не сформирован фонематический слух и готовность артикуляционного аппарата, обеспечивающие становление звуковой стороны речи. Поэтому необходимо вести коррекционную работу с детьми в 2-х направлениях - с одной стороны, над созданием предпосылок речевого развития, с другой - над развитием основных функций речи: функции общения (коммуникативной, познавательной функции и функции деятельности.

По результатам исследования Н. Ю. Боряковой, дети с задержкой психического развития страдают нарушениями грамматического строя, и их наиболее характерными видами аграмматизмов в высказываниях являются: пропуски или избыточность членов предложения, ошибки в управлении и согласовании, ошибки в употреблении служебных слов, ошибки в определении времени глагола, структурная неоформленность высказывания . Все эти особенности речи детей с ЗПР указывают на несформированность внутреннего программирования.


ЦЕЛЬ

Расширить и активизировать словарь по теме «Посуда», развивать грамматический строй речи, посредством дидактических игр, с применением электронной презентации




ЗАДАЧИ

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.
2. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в образовании относительных и качественных прилагательных, упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Закреплять название предметов посуды, формировать понятия: кухонная, столовая, чайная (классификация предметов посуды по способу употребления в быту).

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.
2. Развитие умения анализировать, рассуждать.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формирование интереса к миру вещей, которые нас окружают.
2. Воспитание бережного отношения к результату труда взрослых.



ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

  • Дети знают название посуды,

  • Дети знают назначение посуды, материал из которого сделана.

  • Дети умеют классифицировать посуду - чайная, столовая, кухонная

  • Образовывают относительные и качественные прилагательные,

  • Образовавают и употребляют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Дети координируют речь с движением

  • Дети выполняют артикуляционную гимнастику

  • Улучшилось слуховое и зрительное внимание

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ СРОКИ

Краткосрочный (1 неделя), внутрисадовый

ПРОДУКТ

Конспект итогового занятия



ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Содержание логопедического занятия

Образовательная область

I ЭТАП

Подготовит. работа

II ЭТАП

Работа по закреплению

Цель: активизировать предметный словарь по теме «посуда», развивать грамматический строй речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.
2. Упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Закреплять название предметов посуды, формировать понятия: кухонная, столовая, чайная (классификация предметов посуды по способу употребления в быту).

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.
2. Развитие умения анализировать, рассуждать.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формирование интереса к миру вещей, которые нас окружают.
2. Воспитание бережного отношения к результату труда взрослых

Оборудование: костюмы медведей. «избушка», тематические картинки «Посуда»- электронная презентация, предметы посуды (чашки, ложки, тарелки). Детские модули: плита, полка, шкафчик.

Лингвистический материал: дидактические игры «Посуда», «Накроем на стол», «Мамины помощники», физминутка.

социально-коммуникативное развитие

познавательное развитие

речевое развитие

Понедельник

Д/и «Посуда»- познакомить детей с названиями посуды, из какого материала сделаны, с ее назначением

Вторник

Д/и «Виды посуды»- познакомить детей с кухонной, столовой, чайной посудой.

Среда

Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе»- дать элементарные представления об уходе за посудой

Четверг

Д\И «Большой-маленький»- закрепить умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Пятница

Итоговое занятие «В гостях у трех медведей»

Конспект итогового занятия

по развитию лексико-грамматического строя речи

на тему «Посуда»

для детей средней группы с ЗПР



Цель: активизировать предметный словарь по теме «посуда», развивать грамматический строй речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Уточнять и расширять представления детей о посуде, ее назначении; материалах, из которых она сделана.
2. Упражнять в образовании и употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Закреплять название предметов посуды, формировать понятия: кухонная, столовая, чайная (классификация предметов посуды по способу употребления в быту).

Коррекционно-развивающие:

1. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, координации речи с движением, зрительного и слухового внимания, памяти.
2. Развитие умения анализировать, рассуждать.

Коррекционно-воспитательные:

1. Формирование интереса к миру вещей, которые нас окружают.
2. Воспитание бережного отношения к результату труда взрослых


Оборудование: костюмы медведей. «избушка», тематические картинки «Посуда»- электронная презентация, предметы посуды (чашки, ложки, тарелки). Детские модули: плита, полка, шкафчик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

В группу забегает Мишутка (переодетый ребенок). Здоровается и приглашает ребят в гости

II. Основная часть

1. Пришли в гости, а мамы Медведицы и папы Медведя дома нет. И захотел Мишутка маму и папу порадовать. Накрыть на стол. Только вот позабыл что для этого нужно. Поможем ребята Мишутке вспомнить?

На проекторе появляются предметные картинки с изображением посуды. Ребята вместе с Мишуткой называют:

-что это?

- из чего сделана?

- для чего нужна?

2. Дидактическая игра «Накроем на стол»- образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.

Что поставим маме Медведице? (чашку, тарелку, ложку)

Что поставим папе Медведю? (чашку, тарелку, ложку)

Что поставим Мишутке? (чашечку, тарелочку, ложечку)

Что поставим ребятам? (чашечку, тарелочку, ложечку)

Вот и пришли Мишуткины мама и папа. Все усаживаются за стол. Пьют чай.

3. Упражнение на дыхание

«Горячий чай»

Вдыхаем воздух носом, выдох на руки - произносим звук «ф-ф-ф».

- Мы выполнили упражнение на развитие дыхания (дыхательную гимнастику).

4. Артикуляционная гимнастика

  • «Улыбка»

  • «Хоботок»

  • Чередование «Улыбка» - «Хоботок»

  • «Вкусное варенье»

  • «Чистим зубы»

5. Ну вот ребята поели, попили, а что же теперь нужно сделать??? Правильно, убрать со стола, помыть посуду, а то случится беда, как с Федорой. Вы помните, что случилось?

Ответы детей

Конечно, посуда от нее убежала. Но мы же с вами этого не хотим? Нет. Тогда ….

Физкультминутка.

«Помощники»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем маме помогать
Быстро чашки мы помыли
Про тарелки не забыли
Всю посуду мы убрали
Очень сильно мы устали

Дети шагают
Хлопают в ладоши
Круговые движения ладонями
Круговые движения ладонями
Разводят руками в стороны
Вытирают лоб

6. Дидактическая игра «Мамины помощники»

Посуду помыли, со стола убрали. Теперь нужно посуду расставить по местам.

Посуда, в которой готовят пищу, она нужна на кухне - называется кухонная посуда, ее мы поставим на плиту.

Посуда, которой пользуются во время обеда за столом - столовая посуда, ее мы поставим на полку.

Посуда для того, чтобы пить чай называется - чайная, ее место в шкафчике.

Дети расставляют предметы игрушечной посуды по местам.

7. Итог занятия

Мишутка благодарит ребят и дарит им сладкие подарки.

Ребята возвращаются в группу.

- Ребята, а что мы сегодня с вами делали???

- Что кому больше всего понравилось???


© 2010-2022