Реализация инклюзивного образования в ДО. Дети с ОВЗ. Презентация

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. НЕМАНА

238710, Россия,

Калининградская область, г. Неман, ул. Октябрьская, д. 17 ,тел./факс. (8-40162)- 2-32-03,E-mail:[email protected]




Выступление на августовской педагогической конференции

«Реализация инклюзивного образования

в ДО. Дети с ОВЗ».






Подготовила:

педагог - психолог Аникеева Т. В.










Неман

Реализация инклюзивного образования в ДО. Дети с ОВЗ.

Слайд 1

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех. Инклюзивное образование - включение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в коллектив таких же детей как он сам наравне со всеми, посещение обычного детского сада.

Слайд 2

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход

и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям,

важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и

способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение

детей с особыми образовательными потребностями в образовательный

процесс в ДО изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей.

У всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». До сих пор в педагогической практике

привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими

детьми проще, чем разными. Особенности особых детей нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику,

чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей

вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия

для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других

детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

Такая установка требует ответов на следующие вопросы: как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности разных детей, которые должны ее освоить?

Как учитывать эти особенности при построении индивидуального

плана развития ребенка, при планировании работы в группе? Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей

с учетом их индивидуальных различий? При таком подходе меняется

педагогика в целом, она становится включающей, инклюзивной, не

только в том смысле, что особые дети должны быть включены в уже

отстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков нормаль-

но развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов

организации образовательного процесса. Такое образование требует

постоянного творческого вклада от каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники - педагоги, родители, дети,

администрация. Сейчас мало кто в нашей стране готов к такому повороту событий. Условия, которые есть на сегодняшний день - не достаточная для инклюзии квалификация кадров, достаточно затратный процесс Законодательные основы организации получения образования детьми с ОВЗ четко прописаны в ФГОС. Поэтому надо рассматривать

современный этап как переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг, анализируя условия и подбирая средства для

реализации инклюзивной практики.

Литература, используемая при рассмотрении данного вопроса

Слайд 3

Стало очевидным, что выделение «особых» классов в школах и групп

в детском саду часто ведет к исключению «особых» детей из социальной жизни школы и детского сада, создает определенные барьеры

в общении и взаимодействии детей. Поэтому от идеи интеграции ста-

ли переходить к идее инклюзии - совместному обучению и воспитанию детей с разными стартовыми возможностями.

«Инклюзивное» образование - это признание ценности различий

всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. Это гибкая система,

где учитывают потребности всех детей, не только с проблемами раз-

вития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности

к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается

под ребёнка, а не ребёнок под систему. Преимущества получают все

дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы

и методы обучения и воспитания, дети с особенностями могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и

по индивидуальному учебному плану.

О трудностях инклюзивного образования

Слайд 4

Принципы дошкольного инклюзивного образования

Слайд 5

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

  • Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,

методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных

образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка построены на диагностике функционального состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

  • Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является

обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности. Личности, которая является субъектом своего развития и социально значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной жизни.

  • Принцип активного включения в образовательный процесс

всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе. Инклюзия - это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума.

  • Принцип междисциплинарного подхода.

Разнообразие индивидуальных характеристик детей требует комплексного, междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог, при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

  • Принцип вариативности в организации процессов обучения и

воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными

особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических

пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования

педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей,

так и специальной педагогики.

  • Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача воспитателей, специалистов - установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

  • Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые

структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и

средства.

(Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзив-

ный детский сад». - М., 2009. Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12)

Организация инклюзивной практики в ДО требует решения следующих задач:

Слайд 6

  • Разработать концепцию организации инклюзивной практики,

включающей основные ценности и технологии их реализации.

  • Разработать образовательную программу, учитывающую

государственные требования и особенности инклюзивного процесса.

  • Создать методическое обеспечение образовательного процесса.

  • Создать вариативные формы для реализации инклюзивного

образования.

  • Повысить профессиональную квалификацию педагогов и

специалистов.

  • Создать междисциплинарную команду педагогов и

специалистов для решения задач индивидуальной и групповой

диагностики и разработки индивидуальных и групповых

образовательных планов.

  • Создать предметно-развивающую среду.

  • Выстроить партнерские отношения со всеми участниками

образовательного процесса.

  • Создать сетевое взаимодействие с организациями-партнерами.

Слайд 7

Основная цель образовательного учреждения при разворачивании

инклюзивной практики - обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.

Задачи инклюзивного сада:

- создание уютного, комфортного пространства для всех

- создание среды, способствующей гармоничному развитию личности

- формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения

- создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество

- формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.

Координатор по инклюзии - это специалист с высшим педагогическим образованием - коррекционный педагог (учитель-логопед, учитель -дефектолог) или педагог-психолог, имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития (такими, как ЗПРР, интеллектуальная недостаточность, в том числе синдром Дауна, ДЦП, расстройства аутистического спектра), прошедший подготовку в области

инклюзивного образования. В обязанность координатора по инклюзии входит:

- встречи с комиссией по комплектованию для определения детей

с ОВЗ, которые приходят в ДО, и получение рекомендаций от ПМПК;

- проведение с детьми с ОВЗ и их родителями первичного приёма

вместе с междисциплинарной командой специалистов - для диагностики, определения образовательного маршрута для детей с ОВЗ в ДО (Лекотека, СРП, группа кратковременного пребывания, инклюзивная группа, гибкий режим посещения, дополнительные занятия со специалистами), разработки рекомендаций;

- на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК и специалистов ОУ, совместная с междисциплинарной

командой ОУ разработка индивидуального плана развития для каждого ребёнка и контроль за его выполнением;

- составление индивидуальной сетки занятий для каждого ребёнка

с ОВЗ;

- подготовка персонала инклюзивной группы к приходу ребёнка с

ОВЗ - проведение беседы об особенностях развития ребёнка, методах

работы с ним и создании необходимых условий в группе;

- подготовка родителей детей возрастной нормы к приходу в

группу ребёнка с ОВЗ - проведение беседы на родительском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совместных детско-родительских мероприятий (например, праздников, походов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ.

Таким образом, координатор по инклюзии создаёт необходимые

условия слаженной работы педагогической команды и родителей для

наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребёнка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной

группе.

Слайд 8,9,10

Требования к воспитателям и специалистам, работающим с детьми ОВЗ:

Знают теории развития детей, владеют разнообразными методами

обучения и воспитания.

Используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

Обеспечивают обучение и воспитание и модифицируют его таким

образом, чтобы удовлетворять различные потребности детей.

Способствуют развитию положительной самооценки детей.

Разговаривают с детьми дружелюбно, вежливо и уважительно, обращаясь к ним по именам.

Знают сильные стороны личности каждого ребенка и его достижения на протяжении времени; ежедневно выявляют индивидуальные

навыки и достижения каждого ребенка и хвалят его за это, заботясь о

том, чтобы получили признание достижения каждого ребенка.

Поддерживают позитивное взаимодействие с родителями.

Сообщают семьям о достижениях их детей (например, в письмах,

по телефону и т.п.).

Педагоги способствуют индивидуальному росту в соответствии с

собственным темпом развития каждого ребенка.

Ко всем детям обращаются с равным уважением и вниманием.

Предоставляют детям равные возможности принимать участие во

всех видах занятий.

Предоставляют детям возможность выбора вида активности и время для самостоятельной работы в группах. Направляют и стимулируют процесс саморегулирования у детей, предоставляя им материалы,

время и место для выбора и планирования их собственных занятий.

Способствуют тому, чтобы дети были вовлечены в организацию

праздников, выставок, спортивных состязаний, экскурсий, выпуска

газет и других занятий.

Создают для детей условия безопасности: через организацию чет-

кого ритма-распорядка дня, недели, месяца, года, создание и исполнение ритуалов группы.

Стимулируют атмосферу взаимной заботы и помощи.

Демонстрируют и формируют отношение сочувствия и позитивные способы общения, в том числе и в процессе разрешения проблем и конфликтов.

Вовлекают детей в процесс выработки ясных и понятных требований и правил к поведению.

Ясно формулируют свои ожидания от детей.

Используют ситуации в жизни детского сада, чтобы помочь детям

видеть дискриминацию, предубеждения и стереотипы, а также обсуждают этические аспекты неравенства.

Создают ситуации и пользуются возможностями для того, чтобы

дети практиковались в достижении компромиссов и создании консенсуса

Применяют принципы честности и равноправия, когда разделяют

детей на группы, когда хвалят их за умения, усилия и достигнутые

результаты.

Создают ситуации, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата.

Предоставляют детям возможность отвечать за что-то в группе

(«дежурные по...»).

Организуют активность детей во время таких занятий, как забота

о растениях, животных, организация обеда, регулирование занятий на

приусадебной площадке и т.п.

Используют естественные и образовательные ситуации для развития социальных навыков (напр., выражения чувств, соблюдение очередности и т.п. через драматические игры, проектную деятельность, изготовление кукол для кукольного театра, рисование, живопись и т.д.).

Демонстрируют желательное поведение в различных ситуациях.

Используют различные виды деятельности, которые соответствуют уровню развития детей, чтобы вовлечь детей в активное обучение,

имеющее для детей смысл, и чтобы достигнуть следующих целей:

► Воспитывают позитивное чувство самоидентификации и эмоционального благополучия.

►Развивают социальные умения и знания, коммуникативные навыки.

►Побуждают детей думать, рассуждать, ставить вопросы и экспериментировать.

►Способствуют развитию умений решать проблемы, излагать

свое мнение и делать выводы.

►Стимулируют развитие языковых навыков и грамотности.

►Повышают уровень физического развития.

►Способствуют социальной инклюзии (включению).

Слайд 11

Что же дает детям с ОВЗ и инвалидам доступность образования в ДО?

Слайд 12

Я считаю, что детей с ограниченными возможностями здоровья надо

включать в образовательный процесс.

Самое главное в жизни нормального человека, это счастливые дети,

то есть будущее страны. Тем более если это связано с образованием, со школой. Есть в русском языке поговорка: «Один в поле не воин». Если перенести это на образовательный процесс, то можно сказать о том, что один

Педагог не может справиться на должном уровне с такой задачей. Самое

главное - это сотрудничество с детьми, с родителями, со специалистами.

Участие в инклюзивном образовании для меня важно, так как разрабатывается программа для конкретного ребёнка или группы детей с их особенностями, подключение специалистов в ходе обследования, формулирование рекомендаций, подбор методов и приёмов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 13





© 2010-2022