План Школы молодого педагога на год

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - программа «Школы молодого педагога»

на 2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка.

Особенностью труда молодых начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Из опыта работы знаю, что многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь у них не получится. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создавать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.

Цель наставничества - подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Наставник не должен ограничиваться только передачей навыков, он вводит новых сотрудников в коллектив, помогает понять корпоративную культуру и технологию работы, стремится выделить людей, способных подняться вверх по «карьерной лестнице». Наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация, это долгий и трудоемкий процесс. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.

Цель, которая ставится перед наставником - сделать, как правило, за три года из выпускника вуза грамотного специалиста. Профессиональная адаптация выпускника вуза представляет собой сложный динамичный процесс полного освоения профессии на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков. Оказать помощь в профессиональной адаптации на рабочем месте, наладить коммуникативные контакты с коллегами, руководством организации молодому специалисту может помочь прикрепленный к нему наставник.

Наставничество можно считать одним из наиболее эффективных методов работы с молодыми специалистами, так как в его основе лежит взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес, это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь», также наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им.

От наставничества получает пользу и сам опытный педагог, ему также необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы. Педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное - быть открытым для педагогических инноваций!




-оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации образовательной деятельности;

-создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

-развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

Основные темы работы:Целью работы - развитие профессиональных умений и навыков молодых педагогов.

Задачи:

Основные темы работы:

-знакомство с нормативно-правовой базой;

-знакомство с организацией образовательного процесса в ДОУ;

- оказание помощи в ведении документации воспитателя (перспективный план работы, календарный план и учет воспитательной работы, табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, диагностика и др.);

-ознакомление с формами и методами организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;

- знакомство с механизмом использования дидактического, наглядного и других материалов;

- помощь в разработке календарного - тематического планирования;

-помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности;

- использование здоровьесберегающих технологий как во время НОД, так и в любом режимном моменте;

-вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.);

-помощь в выборе темы для самообразования.

В рамках работы с молодыми педагогами можно использовать такие формы и методы как:

- обучение на рабочем месте;

- беседы, консультации;

- участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);

- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;

- обучение на курсах повышения квалификации;

- посещение и обсуждение занятий, проводимых наставником, коллегами, молодым специалистом;

- деловые игры, круглые столы;

- решение и анализ педагогических ситуаций;

- обучение составлению подробных планов - конспектов занятий и т.д.

























ПЛАН РАБОТЫ

воспитателя с молодым специалистом.

Месяц

Содержание работы

Метод работы

СЕНТЯБРЬ

1.Анкетирование «Выявление знаний и затруднений у молодых педагогов в процессе образовательной деятельности».

2.Изучение образовательной программы

Анкетирование молодого педагога.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Оказание помощи.

ОКТЯБРЬ

1. Оказание помощи в организации работы с документацией:

- изучение целей и задач годового плана;

структура перспективно-календарного планирования;

- структура комплексно-тематического планирования

-циклограмма деятельности вне НОД.

2. Ознакомление с нормативной базой.

Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.



Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.

НОЯБРЬ

1. Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения:

- в работе с родителями;

- в работе с детьми;

- в работе с коллегами

2.Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.

3. Мастер - класс: проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов.

Наблюдения молодого специалиста за стилем общения наставника с детьми, родителями, коллегами.

Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.

Посещение молодым специалистом организованной образовательной деятельности и режимных моментов у наставника.

ДЕКАБРЬ

1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников.

2. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.

3. Подготовка к новогодним мероприятиям.

Наблюдения за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников.

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

Помощь в организации и проведении утренника, наблюдение за наставником в роли ведущего.

ЯНВАРЬ

1. Организация индивидуальной работы с детьми.

2.Роль игры в развитии дошкольников.

3.Общие вопросы ведения портфолио.

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность

Помощь в составлении и ведения портфолио.

ФЕВРАЛЬ

1.Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.

2.Мастер - класс: проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов.

Консультация и решения выхода из этих проблем.

Наблюдение молодым специалистом непосредственной образовательной деятельности у наставника.

МАРТ

1.Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.

2.Подготовка и проведение утренника.

Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.

Организация работы по участию молодого воспитателя в празднике.

АПРЕЛЬ

1.Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.

2.Родительское собрание.

3. Подготовка к мониторингу развития детей.

Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.

Проведение собрания, обсуждение собрания.

Оказание помощи. Контроль.

МАЙ

1. Подготовка к летней оздоровительной кампании.

2. Подведение итогов работы.

Консультация и ответы на интересующие вопросы.

Самоанализ молодого воспитателя.



Приложение 1.

Анкетирование молодого педагога. №1.

Уважаемый педагог!

В целях организации методической помощи и для более успешного взаимодействия по осуществлению педагогического процесса, Вам предлагается ответить на следующие вопросы.

1. Есть ли у вас опыт работы с детьми дошкольного возраста (до работы в данном д/с)? _______________________________________________________

2. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

- в календарно-тематическом планировании

- в проведении НООД

- в проведении утренников, родительских собраний

- в общении с коллегами, администрацией

- в общении с детьми

- приемы организации детей в разных режимных моментах

- в общении с родителями

- подбор методической литературы

- организация игровой деятельности с детьми

- при организации прогулки

- при оформления документации (составления табеля посещаемости, перспективных планов и др.)

- при проведении диагностики уровня развития детей

-другое (допишите)_______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Представляет ли для вас трудность:

- формулировать цель, задачи НОД

- выбирать соответствующие методы и приемы для реализации целей

- организовывать сотрудничество между детьми

- организовывать своевременный само и взаимоконтроль

- организовывать своевременное развитие ЗУНов детей

- развивать творческие способности детей

-другое (допишите)______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- самообразованию

- практико-ориентированному семинару

- курсам повышения квалификации

- мастер-классам

- творческим лабораториям

- индивидуальной помощи со стороны наставника

- школе молодого специалиста

- другое (допишите) ________________________________________________________

________________________________________________________________________

5. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую, и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

- типы НООД, методика их подготовки и проведения

- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

- учет и оценка знаний воспитанников

- психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста

- урегулирование конфликтных ситуаций

- формы работы с родителями

- другое (допишите)_____________________________________________________


Приложение 2

Анкета молодого специалиста. №2.

1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:

  • Новизна деятельности

  • Условия работы

  • Возможность экспериментирования

  • Пример и влияние коллег и руководителя

  • Организация труда

  • Доверие

  • Возможность профессионального роста.



Приложение 3

Диагностика проблем педагога
1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?

  • Познавательное развитие

  • Изобразительная деятельность

  • Обучение грамоте

  • Развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • Материальные условия

  • Большое количество детей в группе

  • Недостаточная методическая помощь со стороны руководства

  • Недостаток педагогического опыта

  • Нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?

  • На занятиях

  • В игровой деятельности

  • В труде

  • В художественной деятельности

5. Оцените, пожалуйста, по 10 - бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

  • Умения изучать и развивать способности своих воспитанников

  • Умение диагностировать волевое развитие ребенка

  • Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

  • Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка

  • Знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?_______________________________

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

  • В методических консультациях по отдельным разделам

  • Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

  • В знакомстве с передовым педагогическим опытом.



Приложение 4

Контроль деятельности молодых специалистов

N

Вопросы контроля

Дата контроля

Форма контроля

1

Знание программ и технологий, реализуемых в ДОУ

Через 3 месяца с даты поступления

собеседование

2.

Посещение наставником занятий молодого специалиста

В течение года

Совместный анализ занятий

3.

Участие педагога в педагогических мероприятиях

В течение года

Выступление на педсоветах, проведение консультаций.

4.

Участие воспитанников в конкурсах, выставках, фестивалях

В течение года

Просмотр портфолио педагога





6.

Работа с родителями

1 раз в квартал

Анализ документации, беседа с родителями

7.

Педагогическая документация

В течение года

Анализ документации

8.

Социальная активность

В течение года

Посещение городских мероприятий

Приложение 5

Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"

Старайтесь:

Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.

Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.

Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.

Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.

Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.

Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.

Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.

Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на
работе. Прививайте это детям.

Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.

Помните:

"Терпение - дар Неба".

Обладающий терпением не унизится до раздражения.

Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.

Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.

Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.

Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.

Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.

Не скупитесь на похвалу.

Не создавайте конфликтных ситуаций.

Следите за внешностью и поведением.

Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.

Воспитывая детей, стремитесь:

- Любить ребенка таким, каков он есть.

- Уважать в каждом ребенке личность.

- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.

- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.

- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.

- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.

- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.

В детском саду запрещается:

- Кричать и наказывать детей.

- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.

- Приходить к детям с плохим настроением.

- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.

- Оставлять детей одних.

- Унижать ребенка.

© 2010-2022