- Преподавателю
- Дошкольное образование
- План Школы молодого педагога на год
План Школы молодого педагога на год
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Качанова Н.Т. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
План - программа «Школы молодого педагога»
на 2015 - 2016 учебный год
Пояснительная записка.
Особенностью труда молодых начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Из опыта работы знаю, что многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь у них не получится. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создавать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.
Цель наставничества - подготовить высококвалифицированного специалиста для работы в образовательном учреждении. Наставник не должен ограничиваться только передачей навыков, он вводит новых сотрудников в коллектив, помогает понять корпоративную культуру и технологию работы, стремится выделить людей, способных подняться вверх по «карьерной лестнице». Наставничество - это постоянный диалог, межличностная коммуникация, это долгий и трудоемкий процесс. Человек, занимающий должность наставника, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
Цель, которая ставится перед наставником - сделать, как правило, за три года из выпускника вуза грамотного специалиста. Профессиональная адаптация выпускника вуза представляет собой сложный динамичный процесс полного освоения профессии на основе совокупности ранее приобретенных и постоянно пополняемых знаний, умений и навыков. Оказать помощь в профессиональной адаптации на рабочем месте, наладить коммуникативные контакты с коллегами, руководством организации молодому специалисту может помочь прикрепленный к нему наставник.
Наставничество можно считать одним из наиболее эффективных методов работы с молодыми специалистами, так как в его основе лежит взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес, это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь», также наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им.
От наставничества получает пользу и сам опытный педагог, ему также необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы. Педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п. Главное - быть открытым для педагогических инноваций!
-оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации образовательной деятельности;
-создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
-развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
Основные темы работы:Целью работы - развитие профессиональных умений и навыков молодых педагогов.
Задачи:
Основные темы работы:
-знакомство с нормативно-правовой базой;
-знакомство с организацией образовательного процесса в ДОУ;
- оказание помощи в ведении документации воспитателя (перспективный план работы, календарный план и учет воспитательной работы, табель посещаемости детьми группы детского сада, сведения о детях, диагностика и др.);
-ознакомление с формами и методами организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;
- знакомство с механизмом использования дидактического, наглядного и других материалов;
- помощь в разработке календарного - тематического планирования;
-помощь в постановке целей и задач непосредственно образовательной деятельности;
- использование здоровьесберегающих технологий как во время НОД, так и в любом режимном моменте;
-вопросы организации работы с родителями (планирование по работе с родителями, проведение родительских собраний и пр.);
-помощь в выборе темы для самообразования.
В рамках работы с молодыми педагогами можно использовать такие формы и методы как:
- обучение на рабочем месте;
- беседы, консультации;
- участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
- самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
- обучение на курсах повышения квалификации;
- посещение и обсуждение занятий, проводимых наставником, коллегами, молодым специалистом;
- деловые игры, круглые столы;
- решение и анализ педагогических ситуаций;
- обучение составлению подробных планов - конспектов занятий и т.д.
ПЛАН РАБОТЫ
воспитателя с молодым специалистом.
Месяц
Содержание работы
Метод работы
СЕНТЯБРЬ
1.Анкетирование «Выявление знаний и затруднений у молодых педагогов в процессе образовательной деятельности».
2.Изучение образовательной программы
Анкетирование молодого педагога.
Консультация и ответы на интересующие вопросы.
Оказание помощи.
ОКТЯБРЬ
1. Оказание помощи в организации работы с документацией:
- изучение целей и задач годового плана;
структура перспективно-календарного планирования;
- структура комплексно-тематического планирования
-циклограмма деятельности вне НОД.
2. Ознакомление с нормативной базой.
Консультация, оказание помощи и ответы на интересующие вопросы.
Знакомство с основными документами, регламентирующими деятельность ДОУ.
НОЯБРЬ
1. Имидж педагога, педагогическая этика, культура поведения:
- в работе с родителями;
- в работе с детьми;
- в работе с коллегами
2.Планирование работы с родителями, оформление наглядной информации для родителей.
3. Мастер - класс: проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов.
Наблюдения молодого специалиста за стилем общения наставника с детьми, родителями, коллегами.
Консультация и помощь в составлении плана работы с родителями, подбор материала для родителей.
Посещение молодым специалистом организованной образовательной деятельности и режимных моментов у наставника.
ДЕКАБРЬ
1. Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей воспитанников.
2. Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.
3. Подготовка к новогодним мероприятиям.
Наблюдения за молодым специалистом во время его общения с родителями воспитанников.
Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.
Помощь в организации и проведении утренника, наблюдение за наставником в роли ведущего.
ЯНВАРЬ
1. Организация индивидуальной работы с детьми.
2.Роль игры в развитии дошкольников.
3.Общие вопросы ведения портфолио.
Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.
Консультации наставника, наблюдение за работой молодого специалиста - совместная игровая деятельность
Помощь в составлении и ведения портфолио.
ФЕВРАЛЬ
1.Основные проблемы в педагогической деятельности молодого специалиста.
2.Мастер - класс: проведение организованной образовательной деятельности и режимных моментов.
Консультация и решения выхода из этих проблем.
Наблюдение молодым специалистом непосредственной образовательной деятельности у наставника.
МАРТ
1.Просмотр конспекта и проведение организованной образовательной деятельности молодым специалистом.
2.Подготовка и проведение утренника.
Посещение занятий молодого специалиста. Обсуждение.
Организация работы по участию молодого воспитателя в празднике.
АПРЕЛЬ
1.Причины возникновения конфликтных ситуаций и их урегулирование в процессе педагогической деятельности.
2.Родительское собрание.
3. Подготовка к мониторингу развития детей.
Обсуждение и консультирование молодого педагога по этой теме.
Проведение собрания, обсуждение собрания.
Оказание помощи. Контроль.
МАЙ
1. Подготовка к летней оздоровительной кампании.
2. Подведение итогов работы.
Консультация и ответы на интересующие вопросы.
Самоанализ молодого воспитателя.
Приложение 1.
Анкетирование молодого педагога. №1.
Уважаемый педагог!
В целях организации методической помощи и для более успешного взаимодействия по осуществлению педагогического процесса, Вам предлагается ответить на следующие вопросы.
1. Есть ли у вас опыт работы с детьми дошкольного возраста (до работы в данном д/с)? _______________________________________________________
2. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?
- в календарно-тематическом планировании
- в проведении НООД
- в проведении утренников, родительских собраний
- в общении с коллегами, администрацией
- в общении с детьми
- приемы организации детей в разных режимных моментах
- в общении с родителями
- подбор методической литературы
- организация игровой деятельности с детьми
- при организации прогулки
- при оформления документации (составления табеля посещаемости, перспективных планов и др.)
- при проведении диагностики уровня развития детей
-другое (допишите)_______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Представляет ли для вас трудность:
- формулировать цель, задачи НОД
- выбирать соответствующие методы и приемы для реализации целей
- организовывать сотрудничество между детьми
- организовывать своевременный само и взаимоконтроль
- организовывать своевременное развитие ЗУНов детей
- развивать творческие способности детей
-другое (допишите)______________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- самообразованию
- практико-ориентированному семинару
- курсам повышения квалификации
- мастер-классам
- творческим лабораториям
- индивидуальной помощи со стороны наставника
- школе молодого специалиста
- другое (допишите) ________________________________________________________
________________________________________________________________________
5. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую, и т.д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):
- типы НООД, методика их подготовки и проведения
- методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе
- учет и оценка знаний воспитанников
- психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
- урегулирование конфликтных ситуаций
- формы работы с родителями
- другое (допишите)_____________________________________________________
Приложение 2
Анкета молодого специалиста. №2.
1.Почему Вы выбрали профессию воспитателя? Чем она для Вас привлекательна?
2.Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
3. С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
4. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
5. Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
6. Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
7. Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы воспитателем?
8. Что Вас привлекает в работе коллектива:
-
Новизна деятельности
-
Условия работы
-
Возможность экспериментирования
-
Пример и влияние коллег и руководителя
-
Организация труда
-
Доверие
-
Возможность профессионального роста.
Приложение 3
Диагностика проблем педагога
1. При проведении каких видов занятий вы испытываете трудности?
-
Познавательное развитие
-
Изобразительная деятельность
-
Обучение грамоте
-
Развитие элементарных математических представлений
2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?
-
Материальные условия
-
Большое количество детей в группе
-
Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
-
Недостаток педагогического опыта
-
Нехватка методической литературы
3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?
-
Да
-
Нет
-
Не знаю
4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?
-
На занятиях
-
В игровой деятельности
-
В труде
-
В художественной деятельности
5. Оцените, пожалуйста, по 10 - бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:
-
Умения изучать и развивать способности своих воспитанников
-
Умение диагностировать волевое развитие ребенка
-
Умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение
-
Умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка
-
Знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать
6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?_______________________________
7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?
-
В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
-
В методических консультациях по отдельным разделам
-
Просмотре открытых занятий у опытных воспитателей
-
В знакомстве с передовым педагогическим опытом.
Приложение 4
Контроль деятельности молодых специалистов
-
N
Вопросы контроля
Дата контроля
Форма контроля
1
Знание программ и технологий, реализуемых в ДОУ
Через 3 месяца с даты поступления
собеседование
2.
Посещение наставником занятий молодого специалиста
В течение года
Совместный анализ занятий
3.
Участие педагога в педагогических мероприятиях
В течение года
Выступление на педсоветах, проведение консультаций.
4.
Участие воспитанников в конкурсах, выставках, фестивалях
В течение года
Просмотр портфолио педагога
6.
Работа с родителями
1 раз в квартал
Анализ документации, беседа с родителями
7.
Педагогическая документация
В течение года
Анализ документации
8.
Социальная активность
В течение года
Посещение городских мероприятий
Приложение 5
Памятка для молодых специалистов "Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ"
Старайтесь:
Иметь в душе прекрасный идеал, высокую мечту и стремиться к ней. Быть лучше, помня, что совершенствованию нет предела.
Расти профессионально, быть в курсе последних достижений педагогической науки, не останавливаться на достигнутом.
Быть всегда в равновесии, сдерживая отрицательные эмоции.
Выходить из конфликтных ситуаций с достоинством и юмором.
Прощать, сочувствовать, сопереживать, быть великодушным и снисходительным.
Жить легко, просто и радостно. Видеть во всем положительное.
Быть всегда доброжелательным. Дружелюбие - основа вашего здоровья.
Всюду навести порядок и уют, создать оазис доброты, любви и красоты - в душе, в семье, на
работе. Прививайте это детям.
Быть добрым и честным. Помните, что добро, сделанное вами, всегда вернется к вам многократно увеличенным.
Помните:
"Терпение - дар Неба".
Обладающий терпением не унизится до раздражения.
Всегда есть тот, кому нужна ваша помощь, кому труднее, чем вам.
Великая миссия женщины - нести в мир любовь, красоту и гармонию.
Коллектив - это тоже семья. Укрепляйте мир нашей семьи добрыми мыслями, добрыми словами, добрыми делами.
Ваши объяснения должны быть простыми и понятными детям.
Когда ребенок разговаривает с вами, слушайте его внимательно.
Не скупитесь на похвалу.
Не создавайте конфликтных ситуаций.
Следите за внешностью и поведением.
Ваше отношение к работе, людям, предметам - образец для подражания.
Воспитывая детей, стремитесь:
- Любить ребенка таким, каков он есть.
- Уважать в каждом ребенке личность.
- Хвалить, поощрять, ободрять, создавая положительную эмоциональную атмосферу.
- Замечать не недостатки ребенка, а динамику его развития.
- Сделать родителей своими союзниками в деле воспитания.
- Разговаривать с ребенком заботливым, ободряющим тоном.
- Поощрять стремление ребенка задавать вопросы.
В детском саду запрещается:
- Кричать и наказывать детей.
- Выставлять проступки детей на всеобщее обозрение.
- Приходить к детям с плохим настроением.
- Обсуждать с родителями поведение чужого ребенка.
- Оставлять детей одних.
- Унижать ребенка.