Методическая разработка по теме «Время»

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел «Время»

Старик-годовик

В. Даль


Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.

А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.

Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?

Какие это четыре крыла у каждой птицы?

Какие семь перьев в каждом крыле?

Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?

Календарь

Н. Подлесова


Бежал однажды ежик по своим делам и увидел Зайца. Собирает Заяц желтые листья и считает их.

- Ты зачем листья считаешь? - удивился ежик.

- Хочу из них календарь на зиму сделать, - ответил Заяц.

- А зачем тебе календарь?

- Чтобы зима нас не обманывала, - сказал Заяц. - Лето быстро проходит, а зима всегда долго тянется. Буду отрывать от календаря каждый день по листочку, а как сорву последний листочек - пусть зима уходит из леса.

- А если она не послушае? - спросил ёжик. - Что ты тогда будешь делать?

- Как что? Пойду медведя будить. Вылезет медведь из берлоги - сразу зима убежит.

А у вас есть дома календарь? Найдите на календаре лист, на котором написано 1 марта. Что можно сказать об этом дне? (Начало весны, первый весенний месяц.) Какой это будет день недели?

Какой последний месяц зимы? Найдите на календаре лист - последний день февраля. Какой это будет день недели?

Время и малыш

Сказка про время


Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени".


Однажды время залетело в парк, где было полно цветов, росли высокие кусты роз и нежно пахло жасмином. Время присело на скамейку и решило немного отдохнуть. Вокруг по дорожкам бегали ребятишки, катались на велосипедах и самокатах, играли в классики, а девочки прыгали через веревочку. Один мальчик лепил из песка высокий дворец и украшал его камешками.

Время обратило внимание на малыша. У него такие ясные большие голубые глаза, пухлые ручки и ножки, вьющиеся волосы - настоящий человек!

Время невольно задумалось. А ведь этот малыш скоро вырастет и станет нескладным подростком. Потом похорошеет, окрепнет и превратится в прекрасного юношу. Много девушек станут сохнуть по нему. Но он выберет одну самую очаровательную и милую. Они поженятся, у них родятся дети. А когда дети вырастут, то у них появятся свои дети, и наш ангелоподобный малыш превратится в дедушку. Его лицо изрежут глубокие морщинки, он станет плохо слышать, растеряет волосы и зубы.

"Нет, я не хочу, чтобы этот чудесный мальчик стал стариком! - думало Время. - Вчера я залетал во дворец моей любимой королевы. Она собиралась на бал. Я помню ее еще совсем молодой, а теперь, из-за меня, она превратилась в старуху".

Камеристка украсила ее волосы золотой короной, платье королевы сияло и переливалось бриллиантами, на волосах, в ушах тоже играли дорогие бриллианты. Даже пряжки на туфлях и те были бриллиантовые.

Королева взяла зеркальце, посмотрелась в него и отбросила от себя.

- Время! Безжалостное время превратило меня из юной красавицы в отвратительную старуху. Даже чудесные камни не способны больше украсить меня! Ненавижу время! Остановить его не в силах никто!

Время, очень грустное, незаметно вылетело из дворца. На глазах его блестели слезы, ему было жалко старую королеву.

Время тряхнуло головой, чтобы отогнать неприятное воспоминание.

- Неужели, я не смогу сделать так, чтобы прелестный малыш в парке не стал стариком?

Полечу-ка я, пожалуй, к волшебнику, что живет в замке из хрусталя на высокой-превысокой горе, и спрошу у него совета.

Время так и сделало.

Старик-волшебник ласково принял его, выслушал рассказ и достал из темного дубового шкафчика склянку с прозрачной жидкостью.

- На, возьми! Завтра отправляйся в парк и брызни на малыша ровно три прозрачные капли. Посмотришь, что будет!

Время поблагодарило волшебника и утром снова оказалось в парке. Светило солнце, на площадке играли дети.

Время брызнуло на малыша ровно три капли заколдованной жидкости. Они попали ему на головку.

- Ай! Пошел дождь! - воскликнул ребенок.

- Нет никакого дождя, тебе просто показалось, - заметила его подруга, и они продолжали играть.

Между тем время шло, иногда оно залетало в парк и замечало, что окружающие малыша дети за лето вытянулись, подросли, а он все оставался таким же.

Прошел год. Как-то весенним днем Время залетело в парк. Его любимец все так же играл совочком и формочками в песок, а другие дети уже вовсю гоняли на роликовых коньках и велосипедах, играли в мяч.

Они росли, а многие из них уже собирались осенью в школу. Прошло еще несколько лет. Товарищи малыша давно выросли, а он играл уже с другими крохами, все такой же голубоглазый и кудрявый. Время снова присело на скамейку и глубоко задумалось: "Что же ждет моего любимца? Он так и останется навсегда малышом? Не будет учиться в школе, не встретит красивую невесту, у него не появятся ни дети, ни внуки.

Как много всего интересного пройдет мимо него!

Нет! Пусть его жизнь идет так же, как у других людей. В этом и состоит ее великая мудрость!"

Время снова достало сосуд с волшебной жидкостью и брызнуло малышу на лицо три золотые капельки. На следующее утро мальчик вскочил с кровати и не узнал себя: его пижама тала ему совсем мала, а ноги не влезали в тапочки.

- Мамочка! Смотри скорей, что со мной случилось! Я вырос!

- Да, сынок, слава богу! Ты вырос ровно за одну ночь! Пойду и куплю тебе новую одежду. Думаю, ты скоро пойдешь в школу.

Как мышка Хитрушка мышат времени научила

Сказка про время


Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени".


Жила-была девочка Таня. Совсем большая, умница, все знает,
а вот время сама по часам определять не умеет. А ведь скоро школьницей станет.
Как же так? Помнит Таня, что ровно в три часа дня ее любимый
мультфильм показывать будут. Да не просто мультфильм, а длинный, очень интересный мультсериал. Каждый день по одной серии.
После обеда Таня начинает к бабушке приставать:
- Бабуля, скажи, сколько сейчас времени?
Бабушка наденет очки, посмотрит на ходики, которые висят] на стене на кухне, и ответит внучке:
- Сейчас четверть третьего.
- А через сколько минут будет три часа? - допрашивает Таня.
- Через сорок пять минут, - отвечает бабушка.
- Бабуленька, миленькая, - ласковым голоском подлизывается
к бабушке Таня, - включи мне, пожалуйста, телевизор без пяти минут три. Я боюсь пропустить мультик про ворону-говоруху - вредную старуху.
- Ладно! Включу, если не забуду, - соглашается бабушка.
- А я тебе напоминать стану, вот ты и не забудешь! - радостно отвечает Таня.
- Эх, Таня, Таня! - замечает бабушка с упреком. - Ты ведь большая девочка, а времени по часам определять не умеешь. Не дело это!
Попрошу твоего папу, чтобы в выходные он занялся с тобой и научил тебя часам.
- Хорошо! - обрадовалась Таня. - Я и сама хочу научиться по часам определять. Тогда ни к кому приставать не буду. Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
- Вот и молодец! Я уверена, у тебя все получится, ведь цифры ты давно выучила, - похвалила бабушка внучку.
Между прочим, в Таниной квартире в каждой комнате есть часы. И везде разные. На кухне висят старинные ходики с маятником и кукушкой. Деревянная кукушка живет в уютном домике. Каждые полчаса она выглядываем из оконца и кукует звонко и весело: "Ку-ку", напоминая, что прошло полчаса. У папы в кабинете на письменном столе стоят массивные бронзовые часы. Папа привез их из Испании, когда ездил в эту страну в командировку. У них не громкий, мелодичный бой. У дедушки есть маленький и пластмассовый будильник, дедушка всегда заводит его, когда нужно рано вставать и ехать с друзьями на рыбалку.
В спальне тоже стоят часы, они бело-розовые, фарфоровые, украшенные ангелочками, и помещаются на столике у кровати. Есть часы и в детской комнате, на них разные зверюшки нарисованы. Да что толку в том, что часов в доме много! Определять-то время Танюша пока по ним не умеет.
Но вот в воскресенье, когда у папы выходной, он позвал дочку:
- Танечка, будем с тобой часы изучать. Принеси свои карандаши и фломастеры.
- Хорошо! - согласилась девочка.
Папа тем временем разложил на письменном столе большой лист картона и принес с кухни обычный стакан. Еще достал из ящика письменного стола ножницы и линейку!
- Принесла карандаши и фломастеры? - спросил он Таню. - Принесла! - ответила та.
- Ну и замечательно! - похвалил Таню папа. Он взял стакан, поставил его вверх дном и очень аккуратно обвел простым карандашом. - Видишь, у нас получился ровный круг - это циферблат. Попробуй и сама нарисовать такой же круг.
Таня попробовала, и у нее получилось. А надо вам сказать, что мышка Хитрушка, которая обычно пряталась в норке, высунула своей черный любопытный носик, потом вылезла из-под ковра и стала наблюдать за папой и дочкой. Вы можете удивиться и спросить, зачем ей это было нужно?
Дело в том, что Хитрушка давно мечтала научить своих малышей определять время по часам. Ведь это очень удобно! Вот, например, бабушка ложится отдохнуть после обеда всегда в одно и то же время. Можно выглянуть из норки и узнать, сколько времени. Значит, сейчас на кухне никого нет! А в буфете много вкусных вещей: печенья, сушек, сухариков. Под столом можно найти кусочек сахара и даже сосиски. Бабушка отдыхает целых два часа. Значит, посмотрев на часы, можно узнать, когда пора прятаться в норку.
- Итак, - начал папа свою лекцию. - Давай, Танюша, возьмем ножницы и аккуратно вырежем оба кружочка-циферблата. Сначала я, а теперь ты.
Когда кружочки были вырезаны, папа с помощью линейки и карандаша разделил их ровно на четыре части. Он провел горизонтальную и вертикальную линии. Написал черным фломастером на самом верху вертикальной линии цифру 12, а в самом низу цифру 6.
Слева на горизонтальной линии он написал цифру 9, а справа 3.
Таня сделала все в точности, как папа. '
Потом папа расставил все остальные цифры, на одинаковом расстоянии друг от друга.
Вот, что получилось у папы и дочки.
Хитрушка внимательно наблюдала за ними и старалась получше все запомнить.
Потом папа нарисовал две стрелки. Одну короткую потолще, другую длинную и тонкую. И вырезал их.
- Короткая стрелка - часовая. Она показывает часы, а длинная ,- минутная. С ее помощью мы узнаем минуты.
Таня тоже сделала две стрелки и раскрасила их в синий цвет. У Танюши цифры на циферблате и стрелки были темно-синие, а у папы - черные.
Наконец папа взял иголочку и прикрепил стрелки к самому центру циферблата - Таня не отставала от папы.
- Вот у нас почти готов макет часов, - довольным голосом заметил папа.
Он научил дочку, как обозначить минутки, и объяснил, что пока короткая часовая стрелка двигается медленно, проходит один час, быстрая минутная стрелка успевает обежать циферблат 60 раз, ведь в одном часу ровно 60 минут.
"Ага! - смекнула Хитрушка. - Я и не знала, что в одном часе ровно 60 минут. Это надо запомнить".
Потом папа объяснил дочке, как определять время:
- Вот представь себе, что короткая стрелка стоит ровно на цифре 9, а длинная на 12. Значит часы показывают 9 часов. А теперь поставь короткую стрелку на циферку 4, а длинную на 12. Сколько времени показывают часы?
- Четыре часа, - бойко ответила девочка.
- Умница! - похвалил ее папа. - Ну на сегодня, я думаю, достаточно, - заметил он. - Завтра мы продолжим наши занятия с часами.
Бабушка позвала всех на кухню ужинать.
Когда папа и Таня ушли из комнаты, Хитрушка стянула со стола лист бумаги, на котором девочка тренировалась расставлять часы, и утащила его в норку. Позвала мышат: Резвушку, Храбрика, Малышку, Смысленыша и стала объяснять им все, что запомнила сама. Сообразительные мышатки-детки скоро все поняли.
На следующий день папа продолжил занятия с девочкой, и скоро она бойко и правильно отвечала на его вопросы.
А Хитрушка тоже внимательно слушала папины уроки, чтобы потом научить времени и своих ребятишек-мышек.
- Ура! - радостно закричала в конце урока Таня. - Я теперь знаю, сколько времени. Вот сейчас десять минут восьмого! Правильно, папочка?
- Правильно! Молодец! - похвалил дочку папа.
- Теперь я не буду больше приставать ни к маме, ни к тебе, ни к бабушке с дедушкой. Не буду надоедать им вопросом: "Сколько времени?" Сама посмотрю на часы и узнаю, который час.
Кстати, и умная Хитрушка научила мышат узнавать время по часам.
Мышонок выглянет из норки, посмотрит на ходики и сразу узнает, когда бабушка уйдет из кухни отдыхать, а Таня смотреть свой любимый мультфильм.

Муха-чистюха Бжехва Ян

Жила-была муха-чистюха,

Все время купалась муха.

Купалась она в воскресенье

В отличном клубничном варенье.

В понедельник-в вишневой наливке.

Во вторник - в томатной подливке.

В среду - в лимонном желе.

В четверг - в киселе и смоле.

В пятницу - в простокваше,

В компоте и в манной каше.

В субботу, помывшись в чернилах,

Сказала: - Я больше не в силах!

Ужжасно-жужжасно устала,

Но, кажется, чище не стала.

Что делают часы В. Орлов

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы висят на месте.

Календарик Марика Бараташвили

Календарик Маке дарят,

Календарик отрывной.

Красной краской типографской

День отмечен выходной.

Странно девочке, однако,

Что субботы не красны:

По субботам мама с Макой

Тоже не разлучены.

С понидельника до пятницы

Будни…

Время долго тянется:

Из дому по будним дням

Мать уходит по утрам.

- Детка, мама на работу

В будни ходит - не гулять.

- Этих будней много что-то:

Раз-два-три-четыре-пять!

Хочет Мака перекрасить

Каждый листик в красный цвет.

Хорошо живется разве,

Если мамы дома нет?

Тик-так И. Гамазкова

Не могу понять никак -

Где в часах сидит Тик-Так?

Разобрал я весь будильник,

Там деталей целый воз!

Стрелок, винтиков, пружинок,

Разных зубчатых колёс...

Нет Тик-Така! Где Тик-Так?

Не поймать его никак.

Починил часы мой папа,

Вновь будильник заходил...

Видно, он поймал Тик-Така

И на место посадил.

Часы Т. Каменев

Тик-так, идут часы,

Спешит куда-то стрелка,

По кругу колесит

И скачет, словно белка.

Ведя отсчет минут,

За ней ползет другая.

Ей в тягость этот труд -

Ленивая какая!

А третья стрелка спит,

Часы во сне считает,

А время не стоит

И быстро пролетает.



Каков Емеля, такова и неделя


Мы спросили у Емели:
-Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать.
Стал Емеля называть.
- Дядька крикнул мне "бездельник" -

Это было в ПОНЕДЕЛЬНИК.
На забор я лез, и дворник.
Гнал меня метлой во ВТОРНИК.
В СРЕДУ я ловил жука.
И свалился с чердака.
Воевал в ЧЕТВЕРГ с котами.

И застрял под воротами.
В ПЯТНИЦУ дразнил собаку -
Изорвал себе рубаху.
А в СУББОТУ - вот потеха! -
На свинье верхом поехал.
В ВОСКРЕСЕНЬЕ отдыхал -
На мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку.
Не везёт же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели.


Когда сова ложится спать. А.Усачёв


Соблюдается совой
распорядок часовой.
Ночью в час - распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет два-
В магазин спешит сова.
В три - готовит суп.
В четыре -
Вытирает пыль в квартире.
В пять - сова идёт читать.
В шесть - она садится есть.
Семь показывают стрелки -
В гости к ней приходят белки.
Не поздней восьми часов -
Совещание у сов.
Но как только девять бьёт -
В лес сова гулять идёт.
В десять у неё - вязанье,
А в одиннадцать - купанье.
Как двенадцать бьёт часов -
Двери в доме на засов:
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём сова поспать.
Дальше всё по распорядку:
В час - встаёт и на зарядку...


Королевство минуток Погарский Михаил

Раз - секунда пролетела,
Оглянуться не успела.
Шестьдесят секунд промчались -
И минуткой оказались.
Ну а шестьдесят минут
Целый час с собой ведут.
Час за часом двадцать раз.
И четыре про запас -
Сутки полные проходят,
День и ночь с собой уводят.
Вот неделя. В ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Носит имя понедельник.
Вторник - это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка - среда -
Третьим днём была всегда.
А четверг - четвертый день -
Шапку носит набекрень.
Пятый - пятница-сестрица -
Очень модная девица.
А в субботу - день шестой -
Отдыхаем всей гурьбой.
И последний - воскресенье -
Назначаем днём веселья.
Завтра снова детский сад

Ждёт - пождёт своих ребят.

Четыре недели, четыре недели,
Они целым месяцем стать захотели.
Но месяц сказал им: "Чуть-чуть подождите,
От пятой хотя бы немного возьмите!".

Двенадцать месяцев в году.
В свою играют чехарду.
Январь очень любит на санках кататься.
Февраль очень любит снежками кидаться.
А март очень любит пускать корабли.
Апрель весь снежок убирает с земли.
А май деревца одевает листвой.
Июнь - тот клубничку приносит с собой.
Июль очень любит детишек купать.
А август любитель грибы собирать.
Сентябрь разным цветом покрасит листочки.
Октябрь льёт дождиком, словно из бочки.
Ноябрь ледком покрывает озёра.
Декабрь на окнах рисует узоры.
И вот с декабрем завершается год,
Он ёлку ребятам в подарок несёт.
Сто лет пробежит - и закончится век.
И время не может замедлить свой бег.

Завтра Григорьева Е.

- Какое ты, Завтра? Дай мне ответ.
- Пока не имею особых примет,
Но отвечу без запинки:
Если день начнешь с разминки,
С бега и с зарядки - буду я в порядке!
Если ты проспишь полдня,
Не надейся на меня.
Если будешь все дела делать еле-еле,
То, наверно, покажусь я длинней недели.
Если сам не будешь скучный,
День наступит самый лучший!
А пока я вот какое:
Ни смешное, ни плохое.
Потому что тайну Завтра.
Все узнают только завтра!

Утро Э. Булгакова

Утро. Нужно подниматься.
Чистить зубы, умываться,
Отыскать свои носки,
Завязать свои шнурки,
Собираться в детский сад.
"С добрым утром" - все подряд
утром люди говорят.

По часам две стрелки ходят.
Вдруг осталась лишь одна.
Это полдень!
Это полдень!
На двенадцати она.
Так запомните ж, ребятки,
И часы играют в прятки.

Если день прошёл не зря.
От восхода до заката,
То ему благодаря.
Станешь мудрым ты когда-то.
Только тот, только тот
Жизнь счастливо проживёт,
Кто весь день трудиться любит -
А не кто, наоборот.
А ленивым, если честно,
Жить совсем неинтересно.

Ночь придёт, а значит солнцу.
Где-то нужно будет спать.
Только я его кровать.
Не могу нарисовать.


Часы С.Михалков

Чтобы ходики ходили,
А будильники будили.
И всегда любой из нас
Точно знал, который час,
По каким часам
Вставать,
По каким часам
В кровать,-
В часовой мастерской
Чинят время день-деньской.

Входит с жалобой старушка:
- Как же мне не горевать!
Из моих часов кукушка. Перестала куковать...

Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Из окошечка резного.
Снова слышится: "Ку-ку!"

Мы в часы мячом попали,
Со стола часы упали.
Под столом раздался звон,
И пружина вышла вон.

Мы сказали:
- Дядя Ваня,
Мы давно знакомы с вами.
Неужели в этот раз
Вы не выручите нас?

Щуря глаз.
И хмуря брови,
Поворчав себе в усы,
Часовщик Иван Петрович
Осторожно взял часы.

Всё понятно старику,
Старику часовщику.
Мы теперь приходим в класс.
Раньше всех на целый час.


© 2010-2022