Доклад Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГОО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«АЛТАЙСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»














Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока.



Выполнила: преподаватель

I категории по классу хореографии

МБОУ ДОД «Алтайская ДШИ»

Луканина С.В





с. Алтайское

2015г.


1.

Предисловие

2

2.

Что дают занятия ритмикой?

4

2.1

Методы и приемы ритмики

4

2.2

Этапы и методика обучения ритмике

5

3.6

Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока

6

3.1

Ритмопластика

7

3.2

Эвритмия

8

3.3

Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики

9

3.4

Логоритмика

10

3.5

Ритмодекламация

11

3.6

Символ-жест

11

3.7

Корригирующие игры

12- 13

4.

Заключение

14

5.

Список использованной литературы

15

6.

Использованные интернет ресурсы

15

7.

Приложение

16









  1. Предисловие

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

С первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.

Трудно переоценить значение движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Телесные ощущения для него первостепенны в освоении окружающего мира. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Ритмичное движение под музыку вызывают у детей яркие эмоциональные импульсы, разнообразные двигательные реакции, усиливают радость и удовольствие от движения. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. Ритмика - это начало, база, толчок для будущей физической формы ребенка, для будущего стиля и ритма его жизни помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Гармония (от греч.) - «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем кто этим чувством, наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах.

Психолог, танце-терапевт, психодраматерапевт, преподаватель специализации по танцевально-двигательной терапии Бирюкова И.В. полагает, что детство, связанное с занятиями музыкой и танцами, помогают детям выражать радость, переживать горе, расти и развиваться. Она связывает хореографическое и музыкальное творчество детей с практической деятельностью, сочетающей психологию с различными формами творчества.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.



  1. Что дают занятия ритмикой?

Ритмика - это передача музыки через движения, это эмоциональный отклик на музыку. Ритмика - это выполнение простых танцевальных упражнений под музыку.

Она доступна детям, начиная с раннего возраста.

Цель занятий по ритмике: обучить детей умению владеть своим телом, красивой осанке, грациозной походке, умению выступать перед другими, развить координацию, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения, развить свою гибкость и выносливость.

Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками - всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:

  • развитие музыкальности, способность воспринимать музыку, чувствовать ее настроение,

характер, понимать содержание;

  • развитие музыкального слуха, чувства ритма;

  • развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству;

  • развитие музыкальной памяти;

  • развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства;

  • развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец;

  • развитие двигательных качеств и умений координировать движения;

  • развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности;

  • развитие умения ориентироваться в пространстве

  • развитие способностей фантазии и импровизации;

  • развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать

свои эмоции в мимике и пантомиме;

  • всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше;

  • обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

2.1 Методы и приемы ритмики

При обучении ритмике используются традиционные методы: наглядный, словесный и практический. Выделим то общее, что характерно для их применения во всех возрастных группах.

В наглядном методе это, прежде всего постоянное сочетание наглядно-слухового и наглядно-зрительного приемов. Исполнение музыки каждый раз должно сопровождаться показом. И насколько художественным, ярким будет это сочетание, настолько эффективным будет обучение ритмике.

Исполняя музыкальное произведение, педагог должен творчески осмыслить и передать замысел композитора, в народной же музыке следует позаботиться о художественном уровне ее обработки. Показ движения нужно заранее хорошо продумать: сравнительно легко продемонстрировать действия отдельных персонажей (зайца, мишки, лисы) и намного сложнее развернуть сюжет игры или различные хороводные построения.

В этом случае музыкальный аккомпанемент на фортепиано можно заменить грамзаписью, напеванием мелодии, под которую музыкальный руководитель показывает движение. Иногда педагог обращается за помощью к детям, предварительно подготовив их к нужным действиям. Но порой всего этого оказывается недостаточно, и тогда одновременно с показом звучит объяснение.

Педагог может использовать и тактильно-мышечную наглядность, т.е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища, выпрямить осанку и т.д. Этот прием характерен для раннего и младшего дошкольного возраста.

Словесный метод (беседа о характере музыки, средствах ее выразительности, объяснение, рассказ о ее образах, напоминание, оценка и т. д.) широко применяется в процессе обучения ритмике как самостоятельный, так и в сочетании с наглядным и практическим методами.

Применение его своеобразно тем, что состоит в выборе отдельных приемов и в дозировке их в зависимости от вида ритмики и возраста детей.

Так, к образно-сюжетному рассказу чаще прибегают при разучивании игры (особенно в младшей группе);

к объяснению, напоминанию - в упражнениях, танцах.

При использовании практического метода (многократное выполнение конкретного музыкально-ритмичного движения) особенно важно предварительно «отрабатывать» в подводящих, подготовительных упражнениях элементы бега, поскоков, подпрыгиваний, манипуляций с предметами и т.д., а затем уже включать их в игры, пляски и хороводы.

Такое построение занятий ритмикой облегчает освоение навыка, и ребенок может сосредоточить внимание на образах, настроении музыки и передаче ее в выразительных движениях. Вместе с тем нельзя превращать подготовительные упражнения в тренаж - необходимо облекать их в интересную, занимательную форму, используя для этого игровой и частично соревновательный методы.

2.2. Этапы и методика обучения ритмике

Традиционное обучение музыкально-ритмичным движениям включает три этапа.

На первом этапе ставятся задачи: ознакомить детей с новым упражнением, пляской, хороводом или игрой; создать целостное впечатление о музыке и движении; начать разучивание (в общих чертах).

Методика обучения состоит в следующем: педагог прослушивает вместе с детьми музыкальное произведение, раскрывает его характер, образы и показывает музыкально-ритмичное движение, стремясь пробудить в детях желание разучить его. Показ должен быть правильным, эмоциональным и целостным.

Затем педагог поясняет содержание, элементы этого движения, при необходимости показывает каждый отдельно и даже может предложить детям выполнить их. Если элементы хорошо знакомы (или не представляют особой трудности), то преподаватель вместе со всей группой или несколькими детьми выполняет новое движение полностью.

При этом педагог ритмики напоминает последовательность элементов композиции, разъясняет и вновь показывает движение для более точного выполнения задания. Большое значение на первом этапе (как и в дальнейшем) имеет объективная и тактичная оценка педагогом действий каждого ребенка, чтобы сохранить эмоционально-положительное отношение детей к занятиям.

На втором этапе задачи: изменяются: это углубленное разучивание музыкально-ритмичного движения, уточнение его элементов и создание целостного образа, настроения музыкального произведения.

Педагог дает необходимые разъяснения, напоминает последовательность действий, своевременно, доброжелательно оценивать достижения детей. Если появляются затруднения, следует вновь обратиться к музыке, ее выразительным средствам, наглядному показу движения (с соответствующими пояснениями).

На данном этапе необходимо стремиться к тому, чтобы дети осознанно выполняли движения. Для этого педагог задает вопросы о характере музыки и движения, предлагает вкратце пересказать сюжет игры или композиции хоровода и т.д. Эти приемы помогают детям глубже прочувствовать музыку, запомнить последовательность движений, найти соответствующий образ.

На третьем этапе обучения ритмике задача заключается в том, чтобы: закрепить представления о музыке и движении, поощряя детей самостоятельно выполнять разученные движения, а в дальнейшем применять их в повседневной жизни (под аудиозапись, аккомпанемент детских музыкальных инструментов, пение).

Методика закрепления и совершенствования музыкально-ритмичного движения нацелена на работу над его качеством. Преподаватель, напоминая последовательность, используя образные сравнения, отмечая удачное исполнение, создает условия для эмоционального выполнения детьми музыкально-ритмических движений.

Желательно предлагать также творческие задания, например, внести изменения в знакомую пляску или игру, придумать новую композицию хоровода из разученных элементов танца.

  1. Новые направления в ритмике и их место в структуре современного урока

Нуждается ли сегодня ритмика, как учебный предмет, в каком-либо особом внимании, ведь существует учебный материал, программы, стабильность практики. Развитие любого общественного явления подразумевает и развитие взгляда на это явление.

Ритмика - это живой, постоянно движущийся прогресс, поэтому что-то должно уходить, уступая место новым формам, что-то видоизменяться и открываться. Уникальная возможность соединять и постоянно создавать внутри себя ситуацию смежности со многими другими дисциплинами делает ритмику столь значительной. Ритмика в современной педагогической и воспитательной работе, особенно с детьми с психофизическим недоразвитием, приобрела новую содержательную структуру, новые формы такие, как:

  • ритмопластика и ритмическая гимнастика;

  • логоритмика (ритмо-речевые фонематические упражнения под музыку или шумовое ритмичное сопровождение);

  • психогимнастика под музыку;

  • корригирующие игры с пением;

  • коррекционные подвижные и пальчиковые игры;

  • коммуникативные танцы;

  • хореографические этюды с предметами и без предметов;

  • элементы музицирования;

  • драматизация;

  • пластико-речевой театр;

  • пантомима;

  • импровизация;

  • эвритмия;

  • ритмический диктант;

  • ритмодекламация;

  • творческие этюды.

Эти формы и направления можно назвать синтезом движения - речи - музыки. Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой. Новые направления в ритмике дают детям возможность накопления впечатлений и двигательных навыков. Ребенок не механичен, а органичен.

3.1. Ритмопластика:

  • общеразвивающие упражнения: плавные, медленные, быстрые, ритмичные, четкие;

  • упражнения на гибкость; всевозможные сочетания движений ног, рук, корпуса; упражнения на выработку осанки;

  • коррекционные упражнения - разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, корпуса, кистей;

  • упражнения под музыку с ускорением темпа, резкой сменой темпа;

  • самостоятельное составление несложных ритмических композиций с предметами и без них, с воображаемыми предметами (мяч, пушинка, перышко, снежинка, кнут…);

  • упражнения на расслабление мышц: мягкие прыжки, полуприседания, легкие махи руками, ногами, имитация («распускающийся или увядающий цветок»).

«Бабочка»

Спал цветок (исходное положение: присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками)

И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела)

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся.

Взвился вверх и полетел (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад - «вырастают крылья»)

Солнце утром лишь проснется -

Бабочка кружит и вьется («летать», имитируя движения бабочки)

«Зайчики»

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

На лесной опушке (разводить руками перед собой, описывая окружность)

Жили-были зайчики (показывать на голове заячьи ушки)

В серенькой избушке (сложить руки над головой в форме домика)

Мыли свои ушки (проводить руками по воображаемым ушкам)

Мыли свои лапочки (имитировать мытье рук)

Наряжались зайчики (руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в

полуприсяде)

Одевали тапочки (руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ноги)

Разминка «Загадки»:

Над цветком порхает, пляшет,

Веерком узорным машет.

Ответ: Бабочка (Исполнение упражнения «Бабочка»)

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней

Ответ: Книжка (Исполнение упражнения «Книжка»)

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

Ответ: Кукла (Исполнение упражнения «Кукла»)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Ответ: Змея (Исполнение упражнения «Змейка»)

В магазине ювелирном

Я колечко подберу

И себе колечко это

Я на память заберу

Ответ: Колечко (Исполнение упражнения «Колечко»)

Сначала дерево свалили,

Потом нутро ему долбили,

Потом лопатками снабдили

И по реке гулять пустили.

Ответ: Лодка (Исполнение упражнения «Лодочка»)

Давно утвердившиеся схемы движений, вынуждающие ребенка участвовать в «синхронном параде» на любую тему, стирают естественную природную грацию детей. Новые направления в ритмике дают возможность накопления впечатлений и двигательных навыков, где многие вещи становятся эскизом будущего художественного воплощения.

В последние годы расширяются, и все больше используются в работе с детьми идеи и методы воспитания Вальдорфской педагогики. Одним из таких направлений стала эвритмия - искусство движения и один из методов гармонического развития ребенка. Так же, как ритм звучит в речи и в музыке, он может быть выражен в эвритмическом движении непосредственно ногами, руками, пальцами. Постепенно дети учатся все больше и больше проявлять себя в окружающем мире, пробуждаться для всего звучащего.

3.2. Эвритмия, как искусство, ищет объективной духовной связи с языком и музыкой и с помощью «подвижной пластики» человеческого облика приводит к выражению скрытых в них законов, обычно воспринимаемых бессознательно. Таким образом, эвритмия претворяет слышимое в видимое, раскрывая новые грани прекрасного.

«Дикие животные»

Встанем, надо отдохнуть

Наши пальчики встряхнуть (дети встают, подняв ручки вверх)

Поднимайтесь, ручки, вверх

Шевелитесь, пальчики (дети шевелят пальчиками)

Так шевелят ушками

Серенькие зайчики.

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку (дети встают на носочки и двигаются на месте)

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем (дети поворачивают головки вокруг себя)

Теперь садимся тише, тише (дети присаживаются на корточки)

Притихнем, словно в норках мыши (дети закрывают ушки руками)

Ходил медведь по лесу (дети переступают с ноги на ногу)

Топтался и рычал (дети качают головой с боку на бок)

Хотел он очень меда

А где достать - не знал (дети разводят руки в стороны)

«Пингвины»

Раз, Два, Три, Четыре, Пять

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! - выше голова,

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на ноги тихонько сядь (дети сели на корточки).

3.3. Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

Исполнение песен, сопровождающих пальчиковую гимнастику, служит замечательным средством развития артикуляционного аппарата. Большинство чистоговорок, четверостиший прорабатывается пением каждого слога одновременно с движениями пальцев сначала правой и левой руки по очереди, а затем обеих рук вместе. Это помогает сосредоточить внимание ребенка на четком проговаривании каждого слога в словах и развивает речедвигательную координацию органов артикуляции и рук.

Позиционные пальчиковые игры:

«Паучок»

Одна из рук - веточка. Ее вытягиваем вперед, пальцы растопырены. Вторая ручка - паучок, который гуляет по ветке.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

(«Паучок» бегает по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождик с неба вдруг полил,

(Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение «дождик»)

Паучков на землю смыл.

(Хлопок ладонями по коленям.)

Солнце стало пригревать,

(Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками «солнышко свети»)

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

(«Паучки» ползут по голове).

Упражнение «Зайчик»

(Пальчики в кулачок) Поднять вверх указательный и средний пальцы. Ими шевелить.

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Упражнение «Птенчики в гнезде»

(Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить)

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где взяла она зерно.

3.4.Логоритмика

Широкое распространение получило и такое направление, как логоритмика. Это ритмо-речевые фонематические упражнения, способствующие развитию и коррекции речи и фонематического слуха ребенка, формированию артикуляционного аппарата, правильному интонированию и акцентированию, совершенствованию свободной речи, активному общению со сверстниками и педагогом.

В отличие от ритмопластики, логоритмика предполагает четкий ритм в речи и движениях. Логоритмические игры и упражнения сопровождаются музыкой с четко выраженным ритмом или ударными народными или шумовыми инструментами, которые задают четкий темпоритм и его смену.

В этом направлении можно широко использовать: ритмический диктант, ритмическое «эхо», пальчиковый аккомпанемент, «танцы» рук, хлопки, притопы, удары палочек, карандашей и т.д.

«Здравствуйте!» Логоритмическая игра с пением. Музыка и слова С. Коротаевой

Ручки, ручки, просыпайтесь,

Здравствуйте! (Потирают ладошку о ладошку)

Ласковые ручки наши,

Здравствуйте! (Гладят по два раза ладошкой по правой, потом по левой рук)

Пальчики сердитые,

Здравствуйте! (Соединяют растопыренные пальцы и ударяют поочерёдно мизинец с мизинцем и т.)

И ладошки, наши крошки,

Здравствуйте! (Ритмично хлопают в ладоши перед собой)

Наши ушки, наши щёчки,

Здравствуйте! ( Потирают ушки, гладят щёчки)

Наши локоны и кудри,

Здравствуйте! ( Гладят себя по голове)

Вы друг другу улыбнитесь,

Здравствуйте! (Улыбаются сначала соседу слева, потом справа)

И головкой поклонитесь,

Здравствуйте! (Выполняют поклон головой)


3.5 .Ритмодекламация

Формой взаимодействия речи и музыки является ритмодекламация - чтение стихов на фоне ритмического или музыкального сопровождения.

Эта форма работы систематически используется на уроках ритмики, досугах и праздниках. Удачно подобранные по характеру текст и музыкальное произведение, помогают детям почувствовать образ, ритм и настроение, так как, произнося текст, ребенок активно воспринимает музыку.

Исполнение произведения должно быть спокойным, умеренным по темпу, чтобы помочь ребенку почувствовать музыкально-поэтический образ, формируя тем временем естественное звучание его голоса и речевое дыхание, корректируя дикцию и выразительность.

Главное, чтобы текст и музыка были понятны и доступны детям, иначе эффект от ритмодекламации может быть отрицательным - ребенок замкнется, чувствуя невыполнимость поставленной перед ним задачи, или будет механически копировать предложенный ему образ.

(На каждую сильную долю толкаются шутливо, изображая драку с курицей)

Шла весёлая собака, чики, брики, гав!

А за ней бежали, гуси, головы задрав.

А за ними поросёнок, чики, брики, хрю!

Чики, брики, повтори-ка, что я говорю!

Можно использовать разные варианты ритмического прочтения песенки.

Чистоговорка «Т-ТЬ»

Та-та-та яблоко моя мечта (дети сжимают и разжимают пальцы)

Ато-ато-ато витаминами богато (хлопают в ладоши)

Ти-ти-ти где же яблоко найти? (поднимают и опускают плечи)

Ать-ать-ать надо яблоню искать (приставляют к глазам то одну ладонь, то другую)

3.6.Символ-жест

Одним из важнейших приемов является символ-жест.

Систему символов часто используют в математике, чтение, письме и других дисциплинах. Они позволяют детям не только легче и быстрее запомнить материал, но и увеличивают объем знаний, активизируют зрительную память, речь, мышление, воображение, внимание, творческие способности детей, помогают быстрее адаптироваться в коллективе, увереннее чувствовать себя среди сверстников, активнее пробовать свои силы, быть более коммуникабельным.

В пальчиковых играх, в которых любые образы широко известны и легко узнаваемы, ритмопластике, логоритмике и эвритмии, символы-жесты являются основой. Но это не язык глухонемых. Напротив, жесты подкрепляют яркий речевой образ, помогают эмоционально выразить смысл сказанного, быстрее запомнить стихотворный или песенный текст, последовательность движений в игре или танцевальной композиции.

Уже после двух, трех занятий дети легко узнают по нескольким жестам песню или игру, пытаются самостоятельно исполнить ее. Еще через некоторое время исполнение становиться более выразительным, а главное, дети двигаются, поют, играют непринужденно и с удовольствием, активнее включаются в процесс обучения, самостоятельно контролируют свои движения и речь, оценивают действия и способности товарищей.

Необходимо отметить, что символов не так уж много, поэтому в разных играх, текстах и танцевальных композициях одни и те же жесты порой имеют различные значения или видоизменяются незначительно. Однако, это ни сколько не смущает детей, а напротив, стимулирует их изображение.

3.7. Корригирующие игры

Система тренировочных музыкально-ритмичных упражнений известного швейцарского музыканта-педагога Э.Жака Далькроза, развивающих память, музыкальный слух, внимание, пластичность, ритмичность, в наши дни получила широкое признание. Он считал, что эти умения надо развивать как можно раньше в доступной для детей форме. На первое место Далькроз ставил игру, «как естественную деятельность, в процессе которой ребенок познает жизнь и меньше всего утомляется, поэтому интерес и внимание в игре держатся дольше, чем в специальных упражнениях». Эту форму и нужно использовать как можно чаще.

На основе системы Далькроза и возникли корригирующие игры, в которых речь, музыка и движения тесно связаны и дополняют друг друга. Эти три компонента активно укрепляют мышечный аппарат ребенка, формируют правильную осанку, развивают речь и голосовые данные.

Вся система Жака Далькроза стала средством борьбы с аритмией, психозом, нервной неустойчивостью, проблемами с дыхательными путями, в лечебно - профилактических целях у детей, нуждающихся в двигательной и речевой реабилитации. Корригирующие игры как раз и подразумевают использование символов-жестов. Это - детские, потешки и попевки, чистоговорки, стихи, где каждое слово или строчка подкрепляется жестами. Возникающие образы более выразительны, близки и понятны. Развиваются детские эмоции, которые в свою очередь, сказываются на формировании правильной детской мимики. В основном: танцы с простыми движениями (поклоны, притопы, хлопки), включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет). Их происхождение связано с фольклорами разных народов. Ценность и польза коммуникативных танцев-игр очевидна, поскольку они доступны и в то же время привлекательны, вызывают яркие положительные эмоции, выполняют психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, принятие или не принятие партнера, как друга.
Песня - игра: «Сороконожка»

Ритмические задачи: Согласованность движений друг с другом, ритмичное их выполнение, активность, сохранение единого темпа движений.

Логопедические задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений с текстом

Дети стоят в колонну, взявшись за локти.

Мчится утром по дорожке (дети идут «паровозиком»)

Быстрая сороконожка

Громко ножками стучит (дети делают «топающий шаг»)

По делам она спешит.

Зацепилась за пенек (остановка)

И задрала сорок ног (одновременно поднять правые ноги, затем левые)

Хи - хи - хи (дети делают три хлопка справа)

Да ха - ха - ха! (дети делают три хлопка слева)

Вот какая чепуха (четыре раза «дрыгнуть» правой ногой)

Хи - хи - хи (дети делают три хлопка справа)

Да ха - ха - ха! (дети делают три хлопка слева)

Вот какая чепуха (четыре раза «дрыгнуть» левой ногой)

Вот какая чепуха (дети исполняют легкий бег «паровозиком»)

Песня - игра: «Мышки»

Ритмические задачи: Развитие памяти, четкое выполнение и своевременная смена движений.

Логопедические задачи: Четкое произнесение всех слов в предложении, согласованность речи и движений.

Мышки под полом сидят (дети сидят на корточках)

За котом они следят (дети смотрят поочередно из-под руки)

Кот здесь близко, не беда (дети грозят пальцем)

Не боимся мы кота (дети машут руками)

Выйдем, мышки, поиграть (ходьба врассыпную)

И себя всем показать (дети исполняют«поворотики»)

Мы станцуем «мышь-балет». (дети делают поочередно ногу на носок)

Да, пока кота здесь нет, (дети делают шаг вправо, шаг влево)

Мы станцуем «мышь-балет» (повертеть «хвостом»).

Используя новые формы и направления в ритмике, можно разнообразить и структуру каждого урока, выбирая основные линии, не уходить от основных задач и этапов.

Общеразвивающие упражнения легко заменит ритмопластика или корригирующая игра, ориентироваться в пространстве можно посредством эвритмии, элементарным музицированием станет логоритмика, а программные танцы и хороводы заменят яркие танцевальные композиции из «Ритмической мозаики» А.И.Бурениной или придуманные преподавателем совместно с детьми на основе накопленного опыта. Главное задуматься - что в итоге это даст детям, как повлияет на их полноценное развитие.

Еще недостаточно применяемые формы - это импровизация, пантомима и творческий этюд.

Хореографические этюды программные и свободные, с задачей ориентирования в пространстве или на заданную тему «Начало весны» (прохладно, солнце пригрело, подул ветер, похолодало; «солнечный луч» и т.д.). Пластические этюды с предметами (шарфы, платки и т.д.), с использованием знакомых жестов - символов; творческий подход к заданию. Все это требует достаточной подготовки обучающихся, накопленных двигательных навыков, а так же эмоционального настроя.

Парный танец для детей: «Я не хочу больше с тобой танцевать»

Не хочу больше с тобой танцевать,

(дети стоят передом друг к другу и машут руками)

Лучше соседа пойду приглашать,

(поворачиваются к соседу и машут обратной стороной ладошками, зазывая его)

Правой рукой, левой рукой,

(дети пожимают сначала правую руку, затем левую)

Затем кружимся, кружимся вместе с тобой.

(дети кружатся, держась за руки). Повторяется несколько раз.



4. Заключение:

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни.

В детской ритмике сливаются воедино слуховое (ритмическое) и зрительное впечатления, естественными и выразительными движениями передаётся эмоциональное состояние человека. Движения под музыку можно рассматривать как важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом, в этом и поможет детская ритмика.

Ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкально-ритмические задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, партерную гимнастика: способствует развитию музыкальности, формированию музыкального восприятия, дают представление о выразительных средствах музыки, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и умение согласовывать музыку с движением.










  1. Список использованной литературы.

  1. Григорьева Г.Г. и др. «Кроха»: Программа развития и воспитания детей до 3 лет в семье. Н.Новгород 1996

  2. А.И.Буренина «Топ- хлоп, малыши» Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей 2-3 лет. С-П 2001г.

  3. Физическое воспитание и развитие ребенка раннего возраста -М. 2005

  4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990г.

  5. Костина Э. « Камертон» - М., 2008

  6. Е.Черемнова «Танцетерапия» Танцевально-оздоровительные методики Ростов 2008г.

  7. Кузнецова А. Учимся играючи - М., 2008

  8. Ильина Н.А. Играем в памперсах- М., 2007

  9. Актуальные проблемы эстетического воспитания и развития детей/ под ред. Т.С. КомаровоЙ - М., 2002

  10. Даймедина И.П. Поиграем, малыши - М., Просвещение, 1992

  11. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи- дансе» - СПб 2000

  12. Новикова Г.П. Музыкальная воспитание дошкольников - М., 2000

  13. Теплякова О.Н., Козлова О.Л.- Практическая энциклопедия развивающих игр- М., 2007

  14. Выродова И.А. «Погремушка» - М., 2005

  15. Разенкова Ю.А. «Погремушка»- М., 2007

  16. «Павлова П.А., Горбунова И.В.Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста М., 2006

  17. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка- М., 1993

  18. Бекина С.И. и др. Музыка и движение. - М., 1983.

  19. Васильева Т.К. «Секрет танца» СПб 1997

  20. Васильева - Рождественская Н.В. Историко - бытовой танец - М., 1987

  21. Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике - М., 1972

  22. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение - М., 1972

  23. Строковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет - М., 1994

  24. СД диск «Йога для малышей» Б.Фридман 2008г.

  25. СД диск «Йога для детей» - Б.Фридман, 2006г.

  26. Аудиокассета «Аэробика для малышей» Е.Железнова

  1. Использованные интернет ресурсы.

detmir.ru

ds76.home.nov.ru/

kindereducation.com/

dovosp.ru/

children.diwo.net/





  1. Приложение

Музыкально-подвижные игры.

«Жуки и пчелы»

Играющие делятся на две команды: мальчики - «жуки», девочки - «пчелы». По команде «Жуки!» мальчики бегают по залу со звуком «ж-ж-ж», по команде «Пчелы!» девочки бегают со звуком «з-з-з».

Правила: звуки произносить четко и звонко, внимательно слушать команды. Когда жуки летают, пчелы стоят молча, и наоборот.

«Слушай команду»

Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего, например: «Положите правую руку на плечо соседа» и тотчас же её выполняют. Затем снова звучит музыка. И все продолжают идти. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет педагогу сменить действия расшалившихся ребят, а детям - успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Плетень»

Дети встают в две линии напротив друг друга, образовав при этом плетень. Одна из шеренг начинает первой, другая стоит на месте. Дети начинают движения (простой шаг, шаг на полупальцах и т.д.).

Затем делает вторая шеренга, первая стоит на месте. На новую музыкальную фразу дети разбегаются по всей площадке (музыкальное сопровождение полька).

На хлопок педагога все дети должны выстроиться в шеренги в исходное положение.

Здесь проявляется элемент соревнования в том, кто быстрее построит плетень.

«Цапля и лягушки»

Все играющие - лягушки, а один человек - цапля (стоит посредине круга). Под веселую музыку лягушки начинают прыгать, квакать, веселиться. Как только музыка прекращается, лягушки приседают и не двигаются. Тех, кто пошевелиться, цапля забирает к себе, и они помогают ей ловить остальных лягушек. Игра проводиться несколько раз. Самые осторожные объявляются царевнами- лягушками. Выделяется лучшая цапля.

«Тихие воротца»

Музыка лёгкая, весёлая.

Два ведущих становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их наверх. Остальные играющие тихо и легко с одной и той же стороны (чтобы не было столкновения) пробегают под воротцами. Задача играющих при опускании рук вниз поймать играющих. Когда водящие стоят с закрытыми глазами.

Следить чтобы: водящие опускали руки плавно, а не резко, что бы не ударить играющих и чтобы водящие не подсматривали.

«Море волнуется раз»

Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова «Морская фигура на месте замри» - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.

.


© 2010-2022