- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Социально-коммуникативное развитие (средняя группа)
Социально-коммуникативное развитие (средняя группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петренко О.А. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, а также формирование у дошкольников основ безопасности окружающего мира (экологическое сознание).
Этот процесс происходит через решение следующих задач:
формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;
формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;
приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;
формирование знаний о правилах дорожного движения.
Для организации обучения дошкольников правилам дорожного движения необходимо создать в ДОО специальные условия по построению предметно-развивающей среды, которая может быть представлена следующими компонентами.
Игрушки и игровое оборудование: транспорт: автобус, поезд с железной дорогой, машины легковые, грузовые, пожарная машина, скорая, милицейская машина; куклы, коляски; конструктор деревянный; куклы: светофор, инспектор ГИБДД, ребенок, театр бибабо, звери. Режиссерская игра: игровое поле - дорога. «Дорога в сказочном лесу» (герои из сказок, знаки).
Наглядно-дидактические пособия: общественный транспорт: трамвай, троллейбус, автобус, метро, «маршрутка», такси, поезд с железной дорогой, легковые, грузовые машины; картины: с изображением улицы города (со знаками и светофором); перекресток с инспектором ГИБДД; картина, где изображены проезжая часть (с машинами), тротуар (с людьми); карточки 10 15 с изображением разных ситуаций на дороге: игры в мяч на дороге; переход людей по пешеходному переходу, переход людей по подземному переходу; дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Осторожно, дети!», «Двустороннее движение». Перфокарты А3 в файле с изображением разных ситуаций. Макет на столе (или стене из ткани, дорога - машины, люди). Лабиринт «Путешествие по городу», дорога со знаками и маленькими машинками. Алгоритмы «Как правильно переходить дорогу», «Осторожно, дорога», «Найдите пешеходный переход».
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: фартуки или шапочки со знаками (4); светофор, перекресток на полу (из любого материала) с «зеброй» и «островком безопасности». Атрибуты для инспектора ГИБДД. Шапочка для машиниста, рули; макеты из картона: общественный транспорт (автобус, поезд, машина); дома, общественные здания, дорожные знаки.
Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно - неправильно», «Разрешено - запрещено», «Дорожное поле».
Маршруты безопасного пути от детского сада до дома.
Содержание образовательной области представлено для всех участников воспитательного процесса ДОО: дети - педагог - родители.
К концу года дети могут:
владеть навыками безопасного поведения в подвижных и спортивных играх;
пользоваться спортивным и садовым инвентарем с учетом правил безопасности;
знать правила безопасного поведения и передвижения в помещении, на улице и в транспорте.
В конце года ребенок средней группы может знать:
Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.
Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Осторожно, дети!».
Комплексно-тематическое планирование
Месяц
Неделя
Содержание организованной образовательной деятельности
Обеспечение интеграции образования
(образовательные области)
Планируемые результаты образовательной
деятельности
1
2
3
4
5
I
Тема: «Наш друг светофор».
Игра «Приключения светофорика» (введение в проект)
03.09
Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок или аппликацию «Разноцветный светофорик».
Речевое развитие: прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Домик у перехода»; рассуждать и обмениваться мнениями на темы «Один дома», «Один на улице», учить анализировать конкретные ситуации и составлять небольшой рассказ по картинке.
Физическое развитие: учить соблюдать правила дорожного движения во время подвиж-
Владеет умениями изображать предметы путем штриховки и аккуратного закрашивать; умеет запоминать стихотворение или отрывок из него; умеет составить небольшой рассказ на заданную тему
и использовать в речи слова-синонимы; проявляет интерес к участию в подвижных играх на транспортной площадке
Закрепить знания о светофоре и назначении его цветов.
Продолжить работу по ознакомлению детей с правилами поведения на проезжей части и на тротуаре.
Закреплять знания о том, что улица делится на две части: тротуар
и проезжую часть.
Развивать наблюдательность к дорожным знакам и работе светофора
II
Тема: «Источники опасности дома»
10.09
Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность.
Закреплять знания о безопасном поведении в быту
III
Тема: «Открытое окно»
17.09
Рассказать о правилах безопасности рядом с открытыми окнами и балконами. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций.
Продолжать работу по расширению представлений о различных видах транспорта
1
2
3
4
5
IV
Тема: «Обманчивая внешность»
24.09
ной игры «Цветные автомобили» на транспортной площадке
Объяснять опасность контактов с незнакомыми людьми.
Учить правилам поведения в случае насильственных действий со стороны взрослого.
Познакомить с правилами пользования телефоном 01, 02, 03
I
Тема: «Знакомство с улицей города»
01.10
Познавательное развитие: организовать экскурсию по улице
микрорайона; проводить игру-имитацию «Как правильно перейти проезжую часть».
Социально-коммуникативное развитие: учить противостоять трудностям и взаимодействовать с детьми во время игры «Правильно - неправильно».
Речевое развитие: учить детей убеждать
и объяснять свою позицию в спорных вопросах и конфликтных ситуациях со сверстниками
и взрослыми; читать стихи про транспорт
В. И. Мирясовой.
Умеет правильно определять назначение строений и предметов, которые находятся на улице, знает их названия; владеет способом ролевого поведения в сюжетных и режиссерских играх; знает и умеет обогащать сюжет; умеет согласовывать тему игры со сверстниками и договариваться о совместных действиях.
Умеет запоминать и выразительно рассказывать стихотворения
о транспорте; проявляет интерес к участию в игре-имитации; запоминает информацию, полученную в процессе общения; самостоятель-
Расширять представления об улицах города.
Дополнить представление об улице новыми сведениями: дома на ней имеют разное назначение, в одних живут люди, в других находятся учреждения - магазины, школа, почта и т. д.
II
Тема: «Неожиданная встреча»
08.10
Объяснять правила взаимодействия с незнакомыми детьми и подростками.
Закрепить знания пользования телефоном 01, 02, 03
III
Тема: «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Подбери по цвету». Игры-имитации «Я шофер», «Я машина»
15.10
Закреплять знания о назначении дорожного знака.
Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией.
Дать представление о таком знаке, как «Подземный переход»
IV
Тема: «Если хочешь быть здоров…»
22.10
Знакомить с понятием «здоровье».
Объяснять, что значит быть здоровым, как беречь здоровье
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
|
|
| Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок «Машины на дорогах». Физическое развитие: рассказывать о пользе утренней гимнастики, закаливания, занятий спортом, вводить понятие «здоровый образ жизни»; учить обращаться за помощью к взрослым в случае получения травмы | но и с педагогом выполняет упражнения утренней гимнастики и гимнастики после сна | ||||
| I | Тема: «Три цвета светофора». Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт» | 29.10
| Речевое развитие: учить составлять рассказ на тему «Как правильно себя вести на дороге»; поощрять высказывания детей; прочитать и выучить стихотворение С. Маршака «Светофор». Художественно-эстетическое развитие: учить распознавать звуки транспорта во время музыкально-дидакти- | Владеет умением различать по высоте музыкальные звуки и выполнять движения в соответствии с характером музыки; умеет составлять небольшое высказывание на заданную | |||
Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов. Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге | ||||||||
II | Тема: «Путешествие по городу». Дидактическая игра «Знай и выполняй правила движения» | 05.11
| ||||||
Знакомить с особенностями передвижения по городу на таком транспорте, как метро. Закреплять знания о том, что по городу можно ездить на транспорте: автобусе, троллейбусе, трамвае, маршрутном такси | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
|
III | Тема: «Поведение в транспорте». Режиссерская игра «Мы едем, едем, едем...» | 12.11 | ческой игры «Слушаем улицу»; формировать умение использовать строительные детали во время конструирования «Гараж для моей машины». Социально-коммуникативное развитие: учить правилам поведения Познавательное развитие: рассказывать | и умеет использовать конструктивные свойства строительных деталей во время конструирования гаража; знает и называет части тела и внутренние органы | |||
Знакомить с «островком безопасности» и его назначением на дороге. Формировать навыки правильного поведения в общественном транспорте | ||||||||
IV | Тема: «Строение человека» | 19.11 | ||||||
Дать представление о строении человеческого тела (позвоночник, органы дыхания, пищеварение, кровообращение)
| ||||||||
| I | Тема: «Уроки Айболита» | 26.11 | Речевое развитие: учить составлять небольшой рассказ и обмениваться мнениями на тему «К нам едет "скорая"»; прочитать сказку | Владеет умением правильно держать ножницы и правильно ими пользоваться во время выполнения аппликации; умеет самостоя- | |||
Ввести понятия: «вирусы, микробы». Рассказать, как предупредить болезни и что нужно делать, если заболел. Закрепить знания о пользе витаминов и закаливания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
|
II | Тема: «Помощники на дороге» | 03.12 | К. Чуковского «Айболит», выучить отрывки; прочитать и выучить стихотворение А. Усачева «Дорожная песня». Художественно-эстетическое развитие: аппликация «Автобус на нашей улице»; учить выполнять движения, соответствующие характеру музыки в музыкальной игре-имитации «Я машина»
| тельно выполнять | ||||||
Расширять представления о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Дети». Закреплять знания о работе светофора | |||||||||||
III | Тема: «Правила поведения» (дидактическая игра) | 10.12 | |||||||||
Расширять представления о правилах поведения в общественном транспорте. Знакомить с понятием «островок безопасности» и его функциями | |||||||||||
IV | Тема: «Пешеходы и водители». Сюжетно-ролевая игра «Я шофер» | 17.12 | |||||||||
Формировать знания о труде водителей. Продолжить работу по расширению представлений о различных видах транспорта и особенностях их передвижения | |||||||||||
| I | Тема: «Осторожно: зимняя дорога». Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период | 24.12 | Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок «По дороге с мамой» и аппликацию «Отгадай, вырежи и наклей грузовик». Речевое развитие: рассуждать и обмениваться мнением на тему «Как правильно себя вести зимой на озере, | Владеет умением передавать в рисунке несложный сюжет путем создания отчетливых форм; умеет аккуратно наклеивать части предмета; владеет навыком образования новых слов с помощью приставки, суффикса; умеет называть признаки и | ||||||
Знакомить детей с правилами передвижения пешеходов во время Дать представления об особенностях передвижения машин | |||||||||||
II | Тема: «На реке зимой» | 31.12 | |||||||||
Рассказать об особенностях состояния водоемов зимой. Знакомить с правилами безопасного поведения у водоема зимой. Побуждать детей к обсуждению и анализу конкретных ситуаций | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
| III | Тема: «Дорожные знаки». Дидактическая игра «Расположи правильно дорожные знаки» | 14.01 | по словообразованию Социально-коммуникативное развитие: формировать навык ролевого соподчинения и умение вести диалоги в спектакле пальчикового театра «Светофор», «В гостях у Светофорика». Познавательное развитие: организовать наблюдение за движением машин по зимней дороге; учить посыпать дорожки песком во время гололеда | во время наблюдения за движением машин; проявляет интерес к участию спектакле и умеет предлагать новые роли, обогащать | ||||||
Расширять знания о назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход» и «Осторожно: дети!» Закрепить представления о назначении дорожных знаков и «островка безопасности». Закрепить понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним | |||||||||||
IV | Тема: «Осторожно, гололед!» | 21.01 | |||||||||
Формировать навык безопасного поведения на дороге во время гололеда. Учить оказывать первую помощь человеку, который поскользнулся | |||||||||||
| I | Тема: «Я грамотный пешеход». Игра «Мы переходим улицу» | 28.01 | Художественно-эстетическое развитие: выполнить аппликацию «Колеса для машины». Речевое развитие: побудить детей к высказываниям на тему «Если я | Умеет планировать | ||||||
Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге. Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с дорожными знаками и правилами безопасного движения на дороге. Закреплять знания о работе светофора | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
| II | Тема: «Домик у дороги» | 04.02 | потерялся» и всем вместе придумать небольшой сюжет для игры; прочитать и выучить стихотворение Т. Александровой «Светофорчик». Физическое развитие: провести игры на тему «Что такое перекресток» | тироваться в пространстве и проявлять интерес к участию | ||||||
Закрепить знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов в отдельности. Расширять представления о назначении дорожных знаков | |||||||||||
III | Тема: «Водители и пешеходы». Сюжетно-ролевая игра «Шофер» | 11.02 | |||||||||
Развивать навык ориентировки в окружающем пространстве. Закреплять умение наблюдать за движением машин по зимней Учить использовать свои знания правил дорожного движения | |||||||||||
IV | Тема: «Если ты потерялся на улице» | 18.02 | |||||||||
Объяснить детям порядок действий в том случае, если они потерялись. Продолжать работу по ознакомлению дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах города | |||||||||||
| I | Тема: «Осторожно: перекресток». Игра «Кто самый грамотный пешеход» | 25.02
| Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок «Дорога и тротуар» или аппликацию «Мой любимый вид транспорта». Речевое развитие: | Умеет с помощью ножниц вырезать круг из квадрата и овал из прямоугольника; владеет навыком составления развернутых предложений при ответе на вопрос; умеет интонационно выделять речь персонажей в театрализован- | ||||||
Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге и на тротуаре. Дать представление о том, что место пересечения улиц называется перекрестком. Знакомить с перекрестком. Знакомить с особенностями движения общественного транспорта на перекрестке | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||||||
| II | Тема: «Виды транспорта». Игра «Выставка машин» | 04.03 | движения»; обсуждать тему «Как машины Социально-коммуникативное развитие: режиссерская игра «Приключения Светофорика на перекрестке» | ной игре и выступать | ||||||
Развивать умение наблюдать за движением транспорта по проезжей части улицы. Закрепить знание о том, что движение на дороге может быть односторонним и двухсторонним | |||||||||||
III | Тема: «Кто самый лучший пешеход?» (игра) | 11.03 | |||||||||
Расширять знания о назначении дорожных знаков | |||||||||||
IV | Тема: «Мой микрорайон» | 18.03 | |||||||||
Учить ориентироваться на макете микрорайона и «островка безопасности». Учить использовать свои знания правил дорожного движения на практике | |||||||||||
| I | Тема: «Бездомные животные» | 25.03 | Социально-коммуникативное развитие: провести сюжетно-ролевые игры на тему «Пешеходы и водители» Художественно-эстетическое развитие: подготовить и провести развлечение «На лесном перекрестке», «Дети в лесу»; конструиро- | Владеет умением самостоятельно организовывать театрализованные игры со сверстниками | ||||||
Рассказать детям о бездомных животных. Объяснить правила безопасного поведения при встрече с ними. Побуждать детей к обсуждению темы, анализу конкретных ситуаций. Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду | |||||||||||
II | Тема: «Наши помощники». Дидактическая игра «Говорящие дорожные знаки» | 01.04 | |||||||||
Формировать представления о безопасном пути от дома к детскому саду. Закреплять представления о назначении дорожных знаков |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
| III | Тема: «Как вести себя в лесу» | 08.04 | вание на тему «Моя родная улица». Речевое развитие: обсуждать и обмениваться мнениями на тему «Как правильно кататься на велосипеде»; прочитать стихотворение В. Кожевникова «Светофор». Физическое развитие: рассказать о ядовитых грибах и ягодах и о том, какой они наносят вред для здоровья человека |
| |
Формировать навыки безопасного поведения в лесу. Объяснить причины возникновения лесного пожара | ||||||
IV | Тема: «Опасные растения» | 15.04 | ||||
Ввести понятие «опасные растения». Знакомить детей с ядовитыми грибами и ягодами. Закреплять навыки безопасного поведения в лесу | ||||||
| I | Тема: «Пешеход на дороге». Дидактическая игра «Собери светофор» | 22.04 | Художественно-эстетическое развитие: выполнить рисунок «Как я иду в детский сад»; организовать выставку «Светофор своими руками». Познавательное развитие: организовать экскурсию по улице Физическое развитие: организовать подвиж- | Знает и умеет применять на практике правила безопасного по- | |
Закреплять знание правил безопасного поведения на улицах города. Закреплять умение ориентироваться на дороге, используя правила дорожного движения в различных практических ситуациях. Закреплять правила катания на велосипеде. Продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов | ||||||
II | Тема: «Дорога домой. Препятствия и опасности». Дидактическая игра «Прогулка по улицам микрорайона» | 29.04
| ||||
Развивать навык ориентировки в окружающем и умение наблюдать |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
|
| Продолжать работу по ориентировке на макете микрорайона | ные игры на транспортной площадке. Речевое развитие: обсудить тему «Мы на улице», поощрять высказывания детей; прочитать и пересказать стихотворение А. Усачева «Футбольный мяч». Социально-коммуникативное развитие: организовать сюжетные и дидактические игры с макетами микрорайона | пользоваться физкультурным оборудованием | ||
III | Тема: «Как я знаю правила дорожного движения» | 06.05 13.05 | ||||
Совершенствовать умения пользоваться правилами дорожного движения в различных практических ситуациях | ||||||
IV | Тема: «Мое поведение на улице». Сюжетно-ролевая игра «Водители | 20.05 27.05 | ||||
Закреплять знания о правилах дорожного движения в игровых ситуациях на транспортной площадке |