Доклад для методического объединения воспитателей ДОУ г. Майкопа Музыка как средство познания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 29»









МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ДОКЛАД

«МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ»

Воспитатель МБДОУ №29

Чич Е.П.



Майкоп -2014 г.

Среди всех видов искусства самым эмоциональным по своей природе является музыка - это космос искусства, она обладает способностью непосредственно воплощать мир душевных переживаний человека, многообразную гамму его чувств и настроений. По своему содержанию музыка - это художественная модель человеческих эмоций. Музыка рассматривается нами как эстетический способ освоения и познания эмоционально - эстетического мира людей. Взгляды многих ученых совпадают в том, что музыка есть совершенно особый, ничем другим незаменимый путь познания разнообразных оттенков эмоционально - чувственных состояний человека, его переживаний, настроений, являясь одновременно и инструментом познания и освоения прекрасного в самой действительности, красоты и глубины человеческих чувств, отношений. А.В.Луначарский в своей работе «В мире музыки» писал, что музыка как способ познания « не только помогает осознавать весь окружающий человеческий мир и природу, но является даже необходимым элементом такого познания», организуя идеи и в особенности эмоции человека.

Содержанием музыки служит отображение реальной действи­тельности в специфических музыкальных образах, с помощью кото­рых осуществляется познание человеком эмоционально-эстетическо­го мира других людей. Под эмоционально-эстетическим миром му­зыки мы понимаем сконцентрированный в музыкально-интонаци­онной структуре фонд эмоционально-эстетического опыта, накоп­ленного человечеством и направленного на гармонизацию личнос­ти, мира и своих отношений с миром.

Активное восприятие музыкальных произведений способно удовлетворять потребность людей в самих переживаниях, которые монотонный быт приносит в недостаточном количестве. Вместе с тем в процессе восприятия музыки могут хотя бы частично удовлетво­ряться такие эстетические потребности, которые в сегодняшних ус­ловиях жизни практически невыполнимы. М.Марков утверждает, что итогом восприятия музыкального произведения является преобразо­вание эмоционального состояния и поведения человека. "Поведение программируется не как требуемое, заданное одинаково всем, кто делает аналогичное дело, а как (для субъекта) независимое, глубоко индивидуальное, порожденное в первую очередь собственным эмо­циональным отношением. Поведение в жизни формируется только собственным эмоциональным опытом, вынесенным из лично пере­житых событий. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы осве­домить воспринимающего о значении чего-то, логически доказать ему необходимость или правильность какого-то образа действий в таких-то условиях, но, поставив его самого в аналогичные ситуации так, чтобы он сам и действовал в них, и именно с психологических позиций героя (или только автора). Тогда в результате собственных переживаний происходящее в произведении обретает для восприни­мающегося определенный, личностный эмоциональный смысл".

Сложность восприятия музыкального произведения состоит в том, что код, символ и знаки музыки закрытые. Передаваемая в ней идея непосредственно не обозначается, наоборот, она самым тща­тельным образом завуалирована в кодовой структуре произведения, с тем, чтобы ожить, проявиться в голове воспринимающего в виде компонентов управляющей модели поведения - побуждений, хоте­ний, стремлений, в конечном счете реализуемых во внешних действи­ях субъекта. В связи с этим основное внимание М.Марков уделяет способности человека к правильному декодированию: "для того, что­бы искусство могло воздействовать на личность аналогично - в общем принципе - тому, как это делает жизненная практика, необхо­дима способность соответственно переживать нечто происходящее уже вне их собственной практической жизни, а лишь обозначенное в произведении искусства."

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия таится в самой специфи­ке постижения музыки на уровне музыкального восприятия как ху­дожественного общения, когда в музыкальном звучании восприни­маются не просто звуки или структурные элементы, а "социальные чувства человека, и эстетическое переживание заключается в сопере­живании, в сочувствии выраженной радости или горю, дружбе или вражде".

Музыкальное произведение уже содержит в своей внутренней сущности нравственно - эстетический потенциал, который осозна­ется в процессе восприятия, а именно:

  • "сопереживание с другим", связанное с эмоциональной тож­дественностью переживаний слушателя и "героя" художественного мира музыкального произведения;

  • "переживание за другого", когда переживания слушателя, на­ходящегося на позиции "автора", нетождественнь1 переживаниям "ге­роя" , поскольку это переживание "за", "о", "об", "по поводу" друго­го ("взгляд со стороны") - это уровень возникновения эмоциональ­но-нравственных отношений, эмоционально-нравственной отзывчи­вости.

Музыка с момента своего воздействия понималась как обще­ние между людьми, как несущая в себе мир жизни другого человека. Выделяемый мир музыкального произведения - двухсубъектен, и му­зыкальное восприятие как форма общения разворачивается в после­довательности от постижения путем сопереживания духовного мира "героя" к позиции "автора", на которой осуществляется в своей воз­можности эмоционально-эстетическое отношение к постигнутому, возникает отзывчивость, сопереживание у слушателя. Музыкальное искусство через общение, диалог "втягивает" растущего человека в модель жизни, обуславливает развитие и саморазвитие, делает его способным изменять социокультурную среду, приводить в соответствие личностно-индивидуальные ценности с общечеловеческими.

© 2010-2022