Карта обследования детей с ОНР (6-7 лет)

Раздел Дошкольное образование
Класс 1 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Ф.И.О._______________________________________________________________________

Дата рождения_______________Домашний адрес___________________________________

Дата поступления____________Откуда поступил___________________________________

Заключение специалистов:

Невропатолога________________________________________________________________

Окулиста____________________________________________________________________

Отоларинголога_______________________________________________________________

Психолога__________________________________________________________________

Сведения о семье:

Мать/ФИО_____________________________________________________Возраст________

Образование______________ Место работы, должность_____________________________

Отец/ФИО_____________________________________________________Возраст________

Образование______________ Место работы, должность _____________________________

Речь родителей и других членов семьи____________________________________________

Наличие других детей в семье___________________________________________________

АНАМНЕЗ

Наследственные и хронические заболевания родителей______________________________

_____________________________________________________________________________

Возраст матери при рождении ребенка ______От какой беременности ребенок__________

Протекание беременности: токсикоз 1половины, 2 половины, травмы, интоксикации, заболевания_(краснуха, сахарный диабет, бр.астма, анемия, заболевания печени, почек, грипп, гипертония, гипотония)___________________________________________________

Травмы ______________________________________________________________________

Роды: досрочные, срочные, стремительные, обезвоженные, норма_____________________

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция __________ ________

Травмы во время родов________________________________________________________ Асфиксия: белая, синяя ___________Крик: был, нет_________

Резус-фактор (положительный, отрицательный)

Вес при рождении_________________

Перенесенные заболевания: до 1 месяца___________________________________________

до года _____________________________после года_________________________________

до 3 лет _____________________________после 3 лет________________________________

Ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре__________________________

Раннее физическое развитие

Стал держать голову______(1,5м)Ползать______(5м) Сидеть_____(6м)Ходить______(до1)

Первые зубы______(6-8м) Правша, левша, амбидекстр. Характер моторики: излишне подвижен, не координирован в движениях, двигательно беспокоен, заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений_________________________

_____________________________________________________________________________

Раннее речевое развитие

Гуление______(2-3м) Лепет______(4-8) Первые слова________(1г.) Первая фраза_______

Прерывалось ли речевое развитие и по какой причине _______________________________

_____________________________________________________________________________

Использование жестов __________________Наличие двуязычия в семье________________

Обращались ли к логопеду, результат _____________________________________________

Строение и подвижность артикуляторного аппарата

Параметры изучения

Возраст ребенка

6-7 лет

Начало года

Конец года

Мимические движения

(под счет: 5 раз)

Поднять брови

Нахмурить брови

Прищурить глаза

Надуть-втянуть щеки

Губы: толстые, тонкие, неполное смыкание, расщелина, шрамы

Улыбка-трубочка

Оскал

Вибрация - «тпру»

Зубы: норма, редкие, кривые, вне челюстной дуги, отсутствуют

Качественная

характеристика

Язык: массивный, географический, маленький, девиация кончика влево-вправо, нарушение функции смыкания

Широкий удержание «лопаткой»

Узкий удержание 5 сек «жало»

Узкий: влево-вправо

Широкий: вверх-вниз

Кончиком обвести губы

«Цоканье»

Итого баллов:


Качественная характеристика

Объем движений: полный, неполный_____________________________________________________________

Точность движений: сохранна, нарушена__________________________________________________________

Тонус: сохранен, повышенный, пониженный_______________________________________________________

Темп движений: нормальный, медленный, быстрый_________________________________________________

Переключаемость движений: нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений _____________________________________________________________________________________________

Длительность (способность удерживать язык в заданном положении)__________________________________

Тремор: увеличение гиперкинеза при повторных движениях и удержании позы, синкинезии, слюнотечение _____________________________________________________________________________________________

Прикус (прогнатия, прогения, открытый передний, боковой, перекрестный_____________________________

Твердое небо: высокое, узкое, плоское, расщелина, сумбукозная щель_________________________________

Мягкое небо: укороченное, раздвоенное, отсутствует, девиация вправо-влево, нарушение функции смыкания ____________________________________________________________________________


Общее звучание речи

(качественная характеристика)

Параметры изучения

Возраст ребенка

6-7 лет

Начало года

Конец года

Речевой выдох: достаточный, укороченный, речь на вдох



Голос: норма, высокий, низкий, громкий, тихий, затухающий, монотонный, с носовым оттенком



Темп, ритм речи: норма, замедленный, ускоренный, дисритмия



Паузация: правильная, нарушенная- деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки



Ручная моторика (объем движений, темп, переключаемость движений, ведущая рука, амбидекстр)

Параметры изучения

Возраст ребенка

6 -7лет

Начало года

Конец года

Покажи ушки (2 - 3 пальчика)

правая



левая



обе



Покажи рожки (2 - 5 пальчиков)

правая



левая



обе



Сложи кольцо

1-2,3,4,5

правая



левая



обе



«Игра на рояле»

правая



левая



обе



Кулак, ребро, ладонь

правая



левая



Застежка



Шнуровка



Итого баллов:



Состояние звукопроизношения (качественная характеристика)

Звуки

Возраст ребенка

6-7лет

Начало год

Конец года

Б-М-П

В-Ф

Т-Д-Н

К-Г-Х

Й (Е-Ё-Ю-Я)

С

СЬ

З

ЗЬ

Ц

Ш

Ж

Щ

Ч

Л

ЛЬ

Р

РЬ


Фонематическое восприятие (повтори, покажи)


Речевой материал

Возраст ребенка

6-7лет

Начало года

Конец года

па-ба

ба-па



та-да

да-та



ка-га

га-ка



та-да-та

да-та-да



ка-га-ка

га-ка-га



са-ша

за-жа



мишка - мышка



бочка - почка



лук-люк



трава - дрова



крыса - крыша



жар-шар



коса - коза



рожки-ложки



Итого балов:



Языковой анализ и синтез

Речевой материал

Возраст ребенка

6-7 лет

Начало года

Конец года


Какой первый звук в слове?

облако, иголки, аист



Какой звук в конце слова?

пила, грибы, очки



Какой звук в конце слова ?

Кошка, автобус, дом



Какой звук в начале слова?

танк ,коза, санки



Сколько звуков в слове?

кот, стул, лимон



Составь слово из звуков:

К,о,т; ш,у,б,а; ш,а,п,к,а.



Итого балов:



Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

(не нарушена; нарушения: парафазии (замены звуков, слогов); элизии (пропуски букв, слогов); итерации (повторение звуков, слогов); контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого); персеверации (отсроченное повторение); перестановка звуков, слогов; антиципации)


Речевой материал

Возраст ребенка

6-7 лет

Начало года

Конец года

пуговица



кукуруза



гусеница



самокаты



милиционер



велосипед



сковорода



телевизор



Мальчики слепили снеговика



Водопроводчик чинит водопровод



На перекрестке стоит регулировщик



Итого балов:




Состояние лексико - грамматического строя речи.

Импрессивная речь

Параметры изучения

Возраст ребенка

6-7лет

Начало года

Конец года

Выполнение

инструкций

Закрой

книгу



Достань

ручку



Достань ручку и положи ее на тетрадь



Понимание предложений с причинно-следственной связью

Петя ударил Васю. Кому больно?



Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля. Что было раньше?



Понимание

изменения числа сущ-х

в предложении

Покажи, где самолеты летят,

где самолет летит



Покажи, где ракета взлетает, где ракеты взлетают

Понимание падежных окончаний существитель-ных

Покажи карандашом ручку



Покажи карандаш ручкой



Покажи дочку мамы



Покажи маму дочки



Понимание предлогов

(покажи где:)

Кот идет к дому



Кот в доме



Кот перед домом



Кот вылезает из трубы



Кот выглядывает из-за крыльца



Итого балов:



Экспрессивная речь

Активный словарь

Параметры изучения

Возраст ребенка

6-7лет

Начало года

Конец года

Словарь существительных

«посуда»



«Мебель»



«Овощи»



«Фрукты»



«Дикие, домашние животные»



«Транспорт»



«деревья»



«инструменты»



«Бытовая техника»



«школьные принадлежности»



Называние и показ частей объектов

Части тела: а)голова, ноги, руки, грудь, живот, шея, нос, рот, глаза



б) локоть, колено, ноготь



в) затылок, запястье, подбородок



Стул: спинка, сиденье, ножка



Чайник: донышко, носик, крышка, ручка



Глагольный словарь

Назвать действие предмета

(что делает?)

летит



скачет



стучит



рисует



умывается



шьет



вяжет



вышивает



варит



жарит



печет



Словарь признаков

Подбор антонимов

Черный - белый



Сладкий -кислый



Твердый -мягкий



Большой -маленький



Высокий -низкий



Длинный -короткий



Широкий -узкий



Толстый -тонкий



Какой по форме?

Треугольный



Овальный



Круглый



Квадратный



Прямоугольный



Какой по цвету?

Основные цвета



Оттенки цветов



Какой по вкусу?

Лимон



Клубника



Рябина



Итого балов:




Грамматический строй речи

Обследование словообразовательных навыков

Параметры изучения

Возраст ребенка

6-7лет

Начало года

Конец года

Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательным значением

ключ-ключик

Звезда-звездочка



Пуговица-пуговичка




С увеличитель-ным значением

дом



рука



усы



Образование

Притяжатель-ных прилагатель-ных

Чей хвост?



Чья голова?



Чьи уши?



Образование прилагатель-ных от существи-тельных (из чего сделано?)

Шкаф из дерева



Машина из железа



Чашка из фарфора



Шапка из шерсти



Образование глаголов с помощью приставок:

ехать,бе-жать, лететь

При-



У-



За-



Пере-



Итого балов:



Словоизменение

Параметры изучения

Возраст ребенка

6-7лет

Начало года

Конец года

Изменение

сущ-х по падежам

(с. 237-247)*

И.п.



Р.п.



Д.п.



В.п.



Т.п.



П.п.



Изменение прилагательных по родам (249)*

Ж.р.



М.р.



Ср.р.



Изменение

сущ-х по числам

(253-260)*

Лампа -лампы



Стол -столы



Яйцо -яйца



Лоб -лбы



Ухо -уши



Мн. число

сущ-х в родительном падеже

(нет чего?)

вишня



ведра



блюдца



парты



Согласование сущ-х с числительными

(1, 2, 5) с.261*

карандаш



яблоко



тетрадь



Итого балов:




Исследование связной речи

Связная речь: однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение

Параметры изучения

Возраст ребенка

6-7лет

Начало года

Конец года

Составить предложения по картинке (с.271)*

Составить рассказ по картинке (с.273)*

Составить рассказ по серии картинок (с.275)*

Пересказ: «Белочка и зайчик»

Летом подружились белочка и зайчик. Белочка была рыженькая. А зайчик был серенький. Каждый день они прибегали на полянку и угощали друг друга. Белочка приносила шишки, орехи, а зайчик - морковку, капусту.

Прошло лето. Наступила зима. Выпал белый снег. Белочка спряталась в дупле, а зайчик - под елкой.

Качество пересказа

Уровень необходимой помощи



Познавательные процессы

Параметры изучения

Возраст ребенка

6-7 лет

Начало года

Конец года

Счетные операции

Счет прямой и обратный

Сосчитать сколько предметов нарисовано (225)*

Назвать по порядку(227)*

Сколько лап у кошки?

Сколько лап у петуха?

Ориентировка в пространстве

высоко

низко

далеко

близко

слева

справа

Слева внизу

Слева вверху

Справа внизу

Справа вверху

Ориентировка во времени

Какое время года?(217)*

В какое время суток дети идут в детский сад?(223)*

Когда ребята идут гулять?

Когда дети ложатся спать?

Назвать дни недели

Мышление

Составление из частей целого

Из 8-10

Выделение лишнего предмета


Итого балов:

* «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой

Логопедическое заключение

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата______________ Логопед_____________________


ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ УЧИТЕЛЕЙ-ЛОГОПЕДОВ, УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ


СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.

ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ


ПРИЛОЖЕНИЕ


2.

КАРТА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТЕМ РЕЧИ.

























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическое пособие «Карта логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи» (далее - карты) предназначены для учителей-логопедов муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Карты составлены с учетом разделов программы Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР»: лексика, грамматика, связная речь.

В качестве основного наглядного диагностического материала рекомендован «Альбом для логопеда» О.Б. Иншаковой.

Для сбора более полной информации по результатам обследования предложена качественная и количественная характеристика состояния речевых процессов.

В разделах карт «Анамнез», «Строение и подвижность артикуляционного аппарата», «Голосовая и дыхательные функции», «Состояние звукопроизношения» рекомендована только качественная характеристика, которая учитывает специфику органических нарушений речи. В других разделах карт дана количественная характеристика результатов исследования.

Все разделы в картах, за исключением раздела «Анамнез» оформлены графически, что позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении двух-трех лет логопедической работы и обеспечивает наблюдение за динамикой речевого развития на протяжении всего коррекционного периода.

Для оценки состояния уровня речевого нарушения детей предложена следующая система:

- 3 балла - самостоятельное выполнение тестового задания;

- 2 балла - выполнение с помощью взрослого (либо с ошибкой);

- 1 балл - тестовое задание не выполнено.

По каждому разделу карт (количественная характеристика) выводится средний балл по формуле:

Сумма баллов

Количество заданий

По итогам обследования разделов определяется уровень общего недоразвития речи по формуле:

Сумма средних баллов по разделам

Количество разделов

Критериями определения уровня общего недоразвития речи являются:

- 1 балл - ОНР 1 уровня;

- более 1 менее 2 баллов - ОНР 2 уровня;

- 2 менее 2,5 балла - ОНР 3 уровня;

-2,5 менее 3 баллов - ОНР 4 уровня.

Логопедическое заключение по итогам обследования оформляется с учетом использования клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций по Р.Е.Левиной (например):

ОНР (1,2 ур.), моторная алалия

ОНР (2,3,4 ур.), дизартрия или стертая форма дизартрии

ОНР (3,4 ур.), ринолалия

Использование карт логопедического обследования детей дошкольного возраста c тяжелыми нарушениями речи позволяют обеспечить:

  • качественный анализ результатов обследования (учет допускаемых ошибок, степень самостоятельности, особенности выполнения заданий и т.д.);

  • интерпретацию полученных данных в количественной форме;

  • подбор заданий в соответствии с возрастной нормой;

  • построение индивидуального речевого профиля, который позволяет наглядно уточнить структуру речевого нарушения и составить план коррекционной работы;

  • отслеживание динамики речевого развития и эффективности коррекционного воздействия (начало - конец учебного года);

  • компактность заполнения;

  • возможность специалистам МБДОУ осуществить анализ динамики устранения речевого нарушения и наметить пути корректировки коррекционно-педагогического воздействия.

1. ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

При изучении анамнеза в первую очередь обращается внимание на выявление неврологических и психопатологических синдромов в раннем анамнезе - перинатальной энцефалопатии, минимальной мозговой дисфункции, задержки моторного развития, а также хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей и т.д. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии ее развития.

При обследовании строения, подвижности артикуляторного аппарата следует отметить помимо количественной характеристики строения наличие качества объема движений, точности, темпа, переключаемости. Это же касается и оценки состояния ручной моторики.

Следующие разделы карты содержат задания для обследования
состояния звукопроизношения, фонематических процессов,

воспроизведения звуко-слоговой структуры слов.

При обследовании состояния звукопроизношения необходимо обратить внимание на принципиальный методологический характер - разрыв в изучении фонетической и смысловой сторон речи.

Поэтому только с помощью тщательного сопоставления проявлений, характеризующих строение и функцию артикуляционного аппарата, уровень фонематического восприятия и качественные особенности дефектов звукопроизношения, можно установить конкретную патологию и найти адекватные коррекционные приемы.

При изучении импрессивной речи дается не так много тестовых заданий. Трудно обследовать раздельно экспрессивную и импрессивную речь ребенка. Это обусловлено тем, что при изучении экспрессивной речи отмечаются одновременно понимание и употребление грамматических форм, объем и характеристика активного и пассивного словаря, степень осведомленности ребенка. Проводя обследование, логопед должен учитывать, что в зависимости от того, какие стороны речи окажутся наиболее нарушенными, дефект речи ребенка будет квалифицироваться по-разному и направления коррекционной работы будут также различными.

Большое внимание уделяется изучению состояния связной речи, ее правильному лексико-грамматическому оформлению, а также умению устанавливать причинно-следственные связи. С этой целью предлагается использовать прием составления предложения по предлагаемой ребенку картинке. Прежде всего, выявляется умение ребенка построить простое нераспространенное предложение; затем - умение пользоваться простым распространенным предложением, состоящим из 3-4 слов, т.е. с определением. Дополнением, обстоятельством (с предлогами и без предлогов). С помощью этого же приема выявляется умение детей строить предложения с однородными членами.

Далее дается задание с усложнением: составление рассказа по серии сюжетных картинок. Здесь необходимо правильно воспринять картинки и вычленить типовую ситуацию, построить и проверить гипотезу о смысле серии. Далее нужно построить программу высказывания, найти нужные синтаксические и лексические средства и реализовать высказывание.

Пересказ текста «Белочка и зайчик». Это задание требует восприятия и удержания слухоречевой информации, выделения смысла текста и его воспроизведения, оно провоцирует множественные лексические, грамматические ошибки.

В карте отводится соответствующее место для исследования уровня умственного развития ребенка и проведения анализа нарушений его познавательной деятельности.


12

© 2010-2022