Сообщение на пед совет по теме: ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11

города Шебекино Белгородской области»



ПРОБЛЕМЫ И ТРУДНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ.



(Сообщение на педсовет)









Курлыкина Наталья Михайловна,

воспитатель первой младшей группы



















Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ к структуре ООП ДО) разработаны в соответствии:

- с Законом Российской Федерации «Об образовании» (пункт 6.2. статьи 9 Закона): 6.2. К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования;

ФГТ к структуре ООП ДО утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 года № 655 (зарегистрирован в Минюсте России 8 февраля 2010 года).

Главная цель - стандартизировать содержание дошкольного образования, предоставляемого в учреждениях и организациях различной организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности, обеспечить каждому ребенку дошкольного возраста «равный старт» - оптимальный уровень развития, который позволит ребенку быть успешным при обучении в школе.

Эта норма в Закон была введена с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития, обучения каждого человека, для обеспечения каждому ребенку того самого равного старта. В связи с этим, необходимо было определенным образом стандартизировать содержание дошкольного образования, в каком бы образовательном учреждении ребенок его не получал.

Это первый в истории российского образования документ, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития.

Возникают вопросы о преемственности двух документов: ФГТ к структуре ООП ДО и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).


ФГТ к структуре ООП ДО - это


ФГОС НОО - это

Совокупность личностных качеств, а не сумма конкретных ЗУНов

Совокупность 3-х групп требований:

- требования к структуре основных образовательных программ;

- требования к условиям реализации;

- требования к результатам освоения основных образовательных программ

Поэтому неправомерно предъявлять жесткие требования к результатам дошкольного образования, что присутствует в стандарте начального общего образования.

Разработчики федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ к структуре ООП ДО) предлагают вместо этого раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В нем описаны интегративные качества, которые ребенок может приобрести в результате освоения программы.

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

- любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

- эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

- овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

- овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

На основе федеральных требований:

- разрабатывается примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования;

- осуществляется экспертиза основных общеобразовательных программ дошкольного образования при лицензировании и государственной аккредитации ОУ.

Итак, согласно федеральным государственным требованиям результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. Планируемые результаты дошкольного образования сущностно не противоречат классификации планируемых результатов освоения основных образовательных программ начального общего образования, определяемых как предметные, метапредметные и личностные. Под предметными результатами в дошкольном возрасте могут подразумеваться те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает по ходу освоения содержания конкретных образовательных областей, а также овладение различными видами детской деятельности; под метапредметными - предпосылки универсальных учебных действий; под личностными - характеристики мотивационного, эмоционально-волевого, морально-нравственного развития.

Однако у педагогов-дошкольников возникают определенные трудности, среди которых следует выделить:

  1. Непонимание сущности результатов дошкольного и начального образования. Особенно трудно для педагогов увидеть метапредметные и личностные результаты.



Метапредметные результаты - это:



Личностные результаты - это:

- сформированные предпосылки универсальных учебных действий (УУД):

1) предпосылки познавательных УУД:

- формирование ряда логических операций,

- переход от эгоцентризма мышления к децентрации,

суть предпосылок познавательных УУД отражают интегративные качества «любознательный, активный» и «способный решать интеллектуальные и личностные задачи»;

  1. (предпосылки коммуникативных УУД:

- коммуникативная готовность к школе, то есть сформированность у ребенка трех аспектов коммуникативной деятельности:

- коммуникация как взаимодействие,

- коммуникация как сотрудничество

- коммуникация как условие интериоризации, т.е. формирования внутреннего плана сознания. Интегративное качество «овладевший средствами общения», является предпосылкой коммуникативных УУД.

3) предпосылки регулятивных УУД:

- формирование произвольности поведения,

суть предпосылки регулятивных УУД отражает интегративное качество «способный управлять своим поведением…»

- самоопределение;

- смыслообразование;

- нравственно-этическое оценивание;

- готовность ребенка к школьному обучению (мотивационная, эмоциональная, коммуникативная);

- Я-концепция:

- самооценка (формируется под влиянием взаимодействия с социальным окружением - семьей, близкими, значимыми взрослыми, в период предшколы на формирование самооценки начинают оказывать влияние оценки сверстников).

Сутью личностной готовности к школе является - «внутренняя позиция школьника», то есть готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль.

Отражают личностные результаты такие интегративные качества, как: «имеющий первичные представления о себе…», «эмоционально отзывчивый….», «физически развитый…», «способный решать интеллектуальные и личностные задачи…».


  1. Неумение формулировать образовательный результат. Практика работы с педагогами показывает, что образовательный результат зачастую формулируется ими как цель, то есть как процессное состояние, а не как наличная ситуация. Например: «формировать у ребенка навык…..», «развивается …..». Образовательный результат формулируется как законченное состояние.

Таким образом, можно видеть, что на уровне планируемых результатов ФГТ и ФГОС НОО преемственны.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется и по содержанию обучения и воспитания, по методам, приемам, организационным формам воспитательно-образовательной работы.

Преемственность на уровне содержания обеспечивается обоснованным выбором программ предшкольной подготовки.

Особенности программ предшкольной подготовки:

  1. программы могут носить как комплексный, так и парциальный характер;

  2. позволяют организовать системную подготовку детей к школе, постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения, в тоже время полноценно прожить дошкольный период развития ребенка, реализовать право ребенка на игру, интересное взаимодействие с окружающими, познавательное общение;

  3. способствуют развитию творческого потенциала дошкольников;

  4. поддерживают их инициативу и природную активность;

  5. соответствуют Федеральным государственным требованиям (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования.

Программы предшкольной подготовки решают ряд задач:

1. Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика (познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка).

2. Развитие способностей ребенка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной (формирование способностей - обучение ребенка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей).

3. Формирование творческого воображения как направления интеллектуального личностного развития ребенка (это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования).

4. Развитие коммуникативности - умения общаться со взрослыми и сверстниками (что является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности, которая по своей сути всегда совместна, и в то же время важнейшим направлением социально-личностного развития). Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнерских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

Программы, отвечающие данным требованиям и обеспечивающие преемственность дошкольного и начального образования:

1. Федосова Н. А., Коваленко Е. В., Дядюнова И. А. и др. Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет.

Предлагаемое пособие входит в программно-методический комплекс «Преемственность». В пособии содержатся материалы, с помощью которых можно организовать работу по определению готовности ребёнка 5-7 лет к обучению в школе. Пособие могут использовать как специалисты, так и родители детей дошкольного возраста.

2. Конышева М. Н., Бадулина О. И., Зверева М. В. и др. Ступеньки детства: Программа-концепция для педагогов и родителей по организации развивающего и воспитывающего обучения дошкольников.

Программа «Ступеньки детства» рассчитана на детей в возрасте от 4 до 6 (7) лет и может использоваться как в групповой, так и в индивидуальной работе с ними.

Программа является комплексной и включает в себя положения по таким важным линиям развития ребенка-дошкольника, как психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.

В основу данной программы положена идея о необходимости более строгого соблюдения природных законов развития ребенка в рамках развивающего обучения и связанная с ней идея преемственности в разных звеньях образовательного процесса в детских учреждениях.

3. Должиков Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. Программа реализации преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе. - М: Школьная Пресса. - 2008. - 128 с.

В пособии даются теоретические и методические основы, технологии, формы, методы, практические рекомендации по осуществлению преемственности в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе. Пособие адресовано руководящим и педагогическим работникам дошкольного и начального общего образования.

Цель программы: обеспечение преемственности образования детей в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения и 1 классе начальной школы.

В основе использованы положения программы для дошкольных образовательных учреждений «Развитие» (под ред. Л. А. Венгера) и учебных программ обучения в начальной школе (Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации, начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы).

Выстраивание преемственных линий в содержании программ дошкольного и начального общего образования проведено в соответствии со следующими основаниями:

  • развитие любознательности у ребенка дошкольного возраста как основы развития познавательных способностей ученика начальной школы;

  • формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребенка;

  • развитие коммуникативности - умения общаться с взрослыми и сверстниками - как одного из необходимых условий учебной деятельности.

4. Овечкина А. Н. Программа предшкольной подготовки детей 6 лет Школа АБВГД-ейка / А. Н. Овечкина. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 64 с.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Её основу составляет обучение дошкольников по методике Н. А.Зайцева. В программе освещена актуальность проблемы, показаны цели и задачи обучения и развития дошкольников. Представлены организация и содержание образовательного процесса и технология его реализации, методы и приемы воспитания и обучения детей по различным направлениям развития с учетом возрастных особенностей дошкольников. Дается подробное тематическое планирование занятий по развитию речи и формированию навыков чтения, развитию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, физическому развитию и здоровью. Показан предполагаемый результат воспитательно-образовательной работы - портрет выпускника предшкольной подготовки.

5. «Академия дошкольных наук: программа предшкольного образования детей 5-7 лет» (Авторский коллектив - сотрудники Рыбинского педагогического колледжа под общей редакцией А. П. Щербака) - Ярославль: ИРО, 2006. - 54 с.

Цели программы:

1. Обеспечение равных стартовых возможностей для детей, поступающих в школу.

2. Обеспечение преемственности образования ребенка в семье, дошкольном образовательном учреждении и школе.

3. Содействие формированию обшей и специальной готовности детей к обучению. Приоритетными задачами образования ребенка на дошкольной ступени являются:

  • Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; формирование физического, психического и социального благополучия.

  • Развитие у детей любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

  • Создание условий для коммуникативной, познавательной, игровой активности детей в различных видах деятельности.

  • Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками).

Содержание программы «Академия дошкольных наук» представлено следующими направлениями развития: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое. В соответствии с программой предполагается проводить с детьми 10 развивающих занятий в неделю длительностью 30-35 минут по 2-3 занятия ежедневно.

  1. «Предшкольная пора» - программа обучения и развития детей 5 лет М: ИЦ «Вентана-Граф». - 2005.

Программа рекомендована Ученым советом Института содержания и методов обучения РАО. Авторы: Виноградова Н. Ф., член-корреспондент РАО, руководитель проекта, доктор пед. наук, Журова Л. Е., кандидат психол. наук, Козлова С. А., доктор пед. наук, Куликова Т. А., кандидат пед. наук, Салмина Н. Г., доктор психол наук, Щербакова Е. И., кандидат пед. наук.

Цель программы:

  • социальная - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;

  • педагогическая - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.

Задачи:

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;

  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

7. Предшкольное образование (образование детей старшего дошкольного возраста) Образовательная система «Школа 2100». - М.: Баласс. - 2012. - 160 с.

Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100».

Основная цель данной программы - реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100».

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.

Задачи:

1) Разработка содержания, обеспечивающего

- воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;

- развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);

- развитие эмоциональной сферы;

- цельность детского мировоззрения.

2) Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.

3) Формирование опыта самопознания.

8. Г. М. Казакова Предшкольное образование детей в ДОУ. Формы организации и примеры игровых занятий. - «АРКТИ» - 2007, 104 с.

В пособии рассмотрены: модели предшкольного образования детей; принципы организации образовательной среды; примерный режим групп предшкольной подготовки; аспекты взаимодействия с родителями и организация консультационной помощи им в подготовке детей к школе. В книге представлен богатый практический материал по предшкольной подготовке, в т. ч.: игровые занятия-путешествия, логические задачи, математические конкурсы, игры для подготовки к чтению, кроссворды и др. Пособие адресовано руководителям и воспитателям ДОУ, родителям, в т. ч. и тех детей, которые не посещали дошкольные детские учреждения.

9. Дошкольная группа. Программа для групп кратковременного пребывания в детском саду: старший дошкольный возраст. Авторы: О. П. Гаврилушкина, Г. В. Глушкова, Т. Н. Доронова, Т. И. Ерофеева, Л. Н. Комиссарова, Н. А. Короткова, С. И. Мусиенко.

Цель программы:

Обеспечение запросов родителей.

Социализация детей.

Гармоничное личностное - психическое и физическое развитие.

Общая психологическая подготовка к школьному обучению.

Задачи:

  • Обеспечение эмоционального благополучия

  • Обеспечение познавательного, физического, эмоционально-эстетического и социально-этического развития

  • Формирование субъектности

10. Учебно-методический комплекс «Предшкола нового поколения».

Остановимся на данном УМК подробнее, как на программе нового поколения, создававшейся «под стандарт».

Цели комплекта:

- воспитывать и развивать у каждого ребенка положительное отношение к себе и окружающему миру;

- познавательную и социальную мотивацию;

- инициативность;

- самостоятельность.

Задачи:

- формирование и развитие у ребенка необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности; познавательных способностей;

- формирование образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; умений общаться со сверстниками и взрослыми;

- формирование необходимого уровня монологической и диалогической речи; целостных представлений о мире.

Учебно-методический комплект включает в себя взаимосвязанные интегрированные области знания:

- развитие речи (начальные представления о языке, литература, изобразительное искусство, музыка, математика, социальные отношения);

- окружающий мир и математика (предметный и природный окружающий мир и его изучение, ОБЖ);

- мир художественной культуры (изобразительное и прикладное искусство, музыка, театрализованные сценки); основы физической культуры (спортивные занятия и игры, пластика и ритмика ролевых игр, представления о собственном теле и об уходе за ним).

Средствами всех пособий комплекта создается единая среда (художественная и коммуникативно-игровая), которая разворачивается вокруг событий дидактической волшебной сказки. Дети не только следят за событиями волшебной сказки, связывающей все задания, но и сами участвуют в них.

Методический аппарат УМК «Предшкола нового поколения» вместе с текстом сказки способствует формированию:

- направленного внимания;

- интереса к чтению;

- познавательного и коммуникативного мотивов.

воспитывает:

- любовь и уважение к родителям;

- интерес к изучению окружающей природы;

- наблюдательность;

- доброжелательное отношение к окружающим;

- желание помогать другим.

обучает:

- правилам личной гигиены;

- приемам самообслуживания;

- работе с простейшими инструментами;

- приемам проведения опытов и экспериментов.

укрепляет:

- чувство уверенности в своих силах;

- чувство собственного достоинства.

Задания УМК «Предшкола нового поколения» предназначены как для индивидуальной, так и для коллективной и групповой работы с детьми. Все пособия УМК «Предшкола нового поколения» снабжены подробными методическими указаниями для взрослых. Все пособия имеют модульный характер.

Они рассчитаны и на два года, и на один год подготовки к школе и могут использоваться:

- в системе детского сада;

- в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) различного вида;

- в образовательных учреждениях «Начальная школа-детский сад»;

- в группах дошкольного образования при общеобразовательных школах;

- в группах дошкольного образования в системе учреждений дополнительного образования детей.

УМК «Предшкола нового поколения» - это комплект для детей, родителей, воспитателей, гувернанток. Подробные методические указания позволят родителям самостоятельно подготовить своих детей к школе.

Преемственность во взаимодействии педагогов дошкольного и начального образования предполагает, прежде всего, целостность образовательного процесса. Ее цель - обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Основные проблемы, возникающие при переходе из дошкольного звена в начальное, и пути их решения:



Проблемы



Пути решения

  1. Смена стиля общения педагога с детьми

1) Постепенное знакомство со школой и учителем:

- проведение ряда пробных уроков учителем начальной школы с детьми дошкольниками;

- посещение учителем в течение года различных режимных моментов образовательного процесса;

- наблюдение учителя за детьми, общение с ними в свободной самостоятельной деятельности, во время организованных занятий, досуговой деятельности;

- проведение учителем индивидуальных бесед с детьми;

- психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей

  1. Отсутствие общности целей у педагогов ДОУ и начальной школы

  1. Проведение семинаров, «Круглых столов» для воспитателей и учителей. Предлагаемые темы:

• «Будущий первоклассник - какой он?».

• «Школа-детский сад: общие задачи и пути их решения».

• «Учение с интересом».

  1. Знакомство воспитателя с содержанием и спецификой учебно-воспитательной работы в начальных классах школы, с целью определения перспективы развития детей и обеспечения того уровня, который требует школа

  1. Отсутствие единой системы оценивания детской деятельности - для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе - оценка качества результата деятельности

Организация и проведение:

1) совместных праздников, спортивных соревнований, а также выставок продуктивной деятельности учеников начальной школы и дошкольников - будущих первоклассников. Предлагаемые темы выставок:

- «Моя школа» (выставка рисунков).

- «Волшебный Новый год» (выставка поделок, объемных открыток).

- «Эстафета искусств» (выставка предметов рукоделия).

- «Спасем планету вместе» (клуб трудовых дел, выставка фотографий);

2) экскурсии в школу: посещение школьного музея, пионерской комнаты, библиотеки, мастерской, проведение встреч и бесед с бывшими воспитанниками детского сада

4) Отсутствие у ребенка при поступлении в школу опоры на предшествующий (знаниевый, социальный и проч.) в силу формального отношения к индивидуальным характеристикам выпускника ДОУ, как со стороны педагогов детского сада, так и со стороны учителей начальных классов

1) подготовка воспитателями индивидуальных карт развития дошкольников;

2) на основе изучения данных карт подготовка учителем общей сводной таблицы, отражающей умения, возможности и особенности каждого ученика с целью дальнейшего осуществления индивидуального подхода к каждому из них;

3) совместное со школой комплектование

1-х классов из выпускников ДОУ и проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

4) проведение конференций и Педагогических чтений по проблемам всесторонней готовности детей дошкольного возраста к школе;

5) совместные обсуждения новинок педагогической и психологической литературы и ознакомление с передовым опытом работы дошкольных учреждений и школ по сов-местной подготовке детей к обучению в школе

5) Резкая перемена основного вида деятельности - игровой - на учебную)

1) «Учимся, играя» - девиз учителя первоклассников.

2) Организация в школе среды, разделенной на зоны, для отдыха и игр детей

6) Отсутствие реального взаимодействия педагогов ДОУ и начальной школы в адаптационный период первоклассников

1) проведение в начале учебного года совместного педсовета (учителя начальных классов и воспитателей детского сада);

2) перед педсоветом проведение открытых уроков в первых классах;

3) Утверждение плана работы на год между детским садом и школой

Меры по обеспечению преемственности дошкольного и начального образования, направленные на создание организационных, методических и кадровых условий обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.

1. Организационные условия

Включают в себя интеграцию образовательного процесса детского сада и внеурочной деятельности начальной школы:

  • совместные проекты детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

  • совместная досуговая деятельность детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста: совместные праздники, спортивные мероприятия, концерты и проч.;

  • совместная социально значимая деятельность: субботники, акции;

  • участие школьников в организации различных видов деятельности дошкольников на прогулке и в группе;

  • посещение старшими дошкольниками уроков в школе.

Обеспечение такой деятельности требует тесного взаимодействия учителей начальной школы и педагогов детского сада, заинтересованности и взаимопонимания со стороны административного корпуса образовательных учреждений, а также соблюдения определенных гигиенических требований.

2. Методические условия

Относятся, прежде всего, к преемственности программного обеспечения и технологиям организации образовательного процесса. Для этого педагогам при выборе учебно-методического комплекса следует руководствоваться следующими критериями:

- ориентированность содержания программы на формирование предпосылок универсальных учебных действий;

- обеспеченность программы диагностическим инструментарием, позволяющим отследить формирование и развитие интегративных качеств личности и сделать выводы о сформированности предпосылок универсальных учебных действий;

- универсальность программы в контексте преемственности ее содержания, технологий и образовательных результатов с программами начального образования, по которым будут обучаться выпускники детского сада.

В связи с этим в детском саду необходимо обеспечить методические и административные условия, позволяющие педагогам производить осознанный выбор программно-методического материала в соответствии с указанными критериями и на основе индивидуальных образовательных потребностей детей предшкольных групп. Среди выбираемых технологий приоритет, как в детском саду, так и в школе, должен быть отдан технологиям, основанным на принципах развивающего образования.

3. Кадровые условия

Пути решения намеченных проблем лежат, прежде всего, в повышении профессиональной компетентности педагогов в части методических, технологических, личностных компетенций и охватывают следующие направления работы с кадрами:

  • подготовка педагогов к реализации развивающего образования;

  • методическое сопровождение деятельности педагога в условиях реализации ФГТ и ФГОС НОО;

  • обеспечение конструктивного профессионального взаимодействия педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений.

Для реализации данных направлений рекомендуется:

  • обеспечить обучение педагогов на курсах повышения квалификации соответствующей тематики. Для конструктивного профессионального взаимодействия педагогов дошкольных и общеобразовательных учреждений целесообразно выбирать курсы, в целевой группе которых обозначены педагоги ДОУ и учителя начальной школы;

  • обеспечить методическое сопровождение профессиональной деятельности педагога методическими службами ДОУ и СОШ. Методическое сопровождение необходимо выстраивать на основе выявления реальных образовательных потребностей педагогов и маршрутов индивидуального профессионального развития.

Для организации работы с детьми, не посещающими дошкольные образовательные учреждения, кафедрой дошкольного и начального образования в 2010/2011 гг. разработаны методические рекомендации по организации работы консультационных пунктов и три части методических рекомендаций к «Программе педагогического сопровождения развития ребенка, не посещающего ДОУ», что может являться руководством к действию педагогам дошкольных учреждений.

Рекомендуемая литература


  1. Белая, К. Ю. Особенности планирования работы с учетом ФГТ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - М.: Издательский дом МЦФЭР - 2011. - № 11.

  2. Как разработать основную общеобразовательную программу дошкольного образования / под общ. ред. Р. Г. Чураковой - М.: Академкнига / Учебник. - 2011. - 125 с. - (Сер. Библиотека руководителя и методиста. Введение ФГОС).

  3. Михайленко, Н. Я., Короткова, Н. А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада \\ Дошкольное воспитание, 1995, №9

  4. Нормативно-правовое обеспечение введения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. / под ред. Е. В. Коточиговой. - Ярославль: ГОАУ ЯО ИРО, 2011. - 55с.

  5. О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования / письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г. № 03 - 248 с.

  6. Скоролупова, О. А., Федина, Н. В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - М. - 2010. - №7

  7. Скоролупова, О. А., Федина, Н. В. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. - М. - 2010. - №8

  8. Федина, Н. В. О концептуальных подходах к разработке Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Психология образования в поликультурном пространстве. - Елецк, 2010. - Том №1.



© 2010-2022