- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект нод по развитию речи в старшей группе, Увидел скворца - знай весна у крыльца с использованием элементов мнемотехники
Конспект нод по развитию речи в старшей группе, Увидел скворца - знай весна у крыльца с использованием элементов мнемотехники
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева Т.Р. |
Дата | 27.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КОНСПЕКТ НОД
по развитию речи
Составление описательного рассказа на тему
«Увидел скворца - знай: весна у крыльца».
(старшая группа).
Подготовила:
Васильева Т.Р.
Обучающие задачи:
-
закрепить знания детей о весне и перелетных птицах;
-
формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
-
упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Развивающие задачи
-
развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
-
продолжать развивать психические процессы, память, внимание, наглядно-действенное мышление;
Воспитательные задачи:
-
воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Предварительная работа:
-
чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Скворцы»;
-
прослушивание фонограммы «Перелетные птицы» ( «Ласточка», «Иволга», «Соловей», «Кукушка»).
Ход занятия.
Сегодня мы поговорим с вами о весне и перелетных птицах. Послушайте стихотворение.
Взгляните, как стало красиво вокруг,
Уже зеленеют деревья и луг;
Пришла к нам веселая гостья весна,
И все пробудилось от зимнего сна.
Воспитатель: Закройте глаза и представьте, что мы очутились в лесу.( Звучит фонограмма «Голоса птиц»).
- О чем поют птицы? Чему они радуются?
Ответы детей.
Педагог достает игрушку скворца и говорит:
- Посмотрите, к нам залетел скворец, но он такой печальный и грустный.
- Что с тобой случилось?
- Оказывается, скворец прилетел с юга и не может найти свой домик. Нашел он маленький домик из коробки, но боится поселиться в нем.
- Давайте поможем ему и расскажем, почему птицам нельзя жить в коробке? - продолжает воспитатель.
Ответы детей.
- В каком домике им лучше жить? Почему?
Ответы детей
Воспитатель: - Тебе, скворец, лучше жить вот в таком домике-скворечнике. (Выставляется картина «Скворец и скворечник»).
Скворец: - Спасибо, ребята! Теперь я знаю, что мне нужно искать деревян -ный домик. Пока, я полетел!
Воспитатель: - Я очень рада, что вы правильный и дельный дали скворцу совет. Хотите узнать о жизни скворцов?
Дети: - Хотим!
Воспитатель: - Давайте превратимся в маленьких скворчат, сказав слова:
Я на ножке покружусь, -
И в скворчонка превращусь!
Дети кружатся на одной ноге и надевают маски скворчат: девочки с клювом, а мальчики с желтым.
Воспитатель: Дважды покружились
И в скворчиху превратились.
Воспитатель в маске скворчихи продолжает:
- Какие скворчихи мамы?
- Чему учит скворчиха-мама своих птенчиков? (Работа со схемами №6, №7).
Воспитатель: - Прилетел скворец.
Скворец: - Я летел мимо и решил спросить: «Что вы делали сегодня? Какое задание было наиболее трудным для вас? Какое - самым легким? Как называется домик для скворца? Я нашел домик-скворечник для своей семьи, там тепло и уютно. Приглашаю вас в гости. Я полетел, а вы меня догоняйте. (Скворец улетает).
Воспитатель: - Мы много узнали о птицах, и мне легко было с вами заниматься. Давайте обратно превратимся в ребят, сказав слова:
На одной ножке покрутились-
И в ребяток превратились!
Раз, два, три, четыре, пять-
Воспитатель я опять!
Рассказ воспитателя. Скворцы прилетают ранней весной из теплых стран, когда на полях лежит снег. Солнышко пригревает землю, появляются первые проталины, всюду бегут ручьи. Скворец - красивая крупная птица. Все тело покрыто перьями черного цвета с зеленым отливом. У скворцов прямой длинный клюв: черный у мамы-скворчихи, желтый у папы-скворца. Клюв помогает скворцам добывать червей из земли.
Воспитатель: Теперь я мама-скворчиха, а вы мои детки-скворчата. Сегодня я буду вас учить, как правильно летать, добывать червячков из земли, прятаться от дождя и от кошки. Давайте поиграем в игру «Птички и кот». (Проводится игра).
Воспитатель: - Скворчата! Поиграли немного, а теперь отправимся в школу. (Дети садятся за столы, на которых лежат листы со схемами-моделями и фломастерами).
Воспитатель: - Дорогие скворушки, сегодня в нашей школе урок. Ответьте на вопросы:
- Назовите перелетных птиц.
- Почему у скворцов клювики разного цвета?
Далее воспитатель предлагает составить детям рассказ о птицах и сообщает, что в этом могут помочь схемы-модели, которые они попробуют составить самостоятельно, если правильно ответят на следующие вопросы:
- Кто у нас папа? Ответы детей.
(Вывешивается картинка со скворцами и дети пишут букву «С»).
- Когда прилетают скворцы? Ответы детей.
(В кружочке №1 дети зарисовывают солнышко, ручей, проталины).
- Как выглядят скворцы? Ответы детей.
(В кружочке №2 пишут ?).
- Где устраивают свои гнезда скворцы? Ответы детей.
- Как они их утепляют? Ответы детей.
В кружочке №3 изображают скворечник ).
- Как поют скворушки? Ответы детей.
(В кружке № 4 рисуют скворца с нотками ).
Надо отметить, что скворчихи очень хорошие мамы. Они высиживают яички, кормят своих птенцов гусеницами, червяками, мошками и учат летать.
( В кружочке №5 напишите слово МАМА ).
- Как скворцы помогают человеку? Ответы детей.
( Изображают это в кружке №6).
- Какую заботу вы проявляете о скворцах? Ответы детей.
(В кружке №7 печатают букву Я ).
В заключении ребятам с помощью схемы-модели предлагается рассказать о скворцах.
Я
С ?
МАМА
Литература:
Т.Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
« Игрушки» В.В.Сеничкина «Конспекты тематических занятий».
5