Развитие познавательной у дошкольников активности посредством экспериментально-исследовательской деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Развитие познавательной у дошкольников активности посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Автор: Игольницына Евдокия Леонидовна, воспитатель ЛГ МАДОУ ДСОВ№2 «Брусничка», ХМАО - ЮГРА, г.Лангепас.

Описание работы: предлагаемый методический материал, может быть использован воспитателями ДОУ для организации работы по экспериментально-исследовательской деятельности направленный на развитие познавательной активности детей.

Принцип ФГОС - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности; направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Содержание образовательной области «Познавательное развитие: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях ) .

Познавательная активность - это интерес к процессу познания, желание и умение находить ответы на интересующие вопросы самостоятельно или с помощью взрослых, использование сравнения как важного приема в получении интересующей информации, творческое преобразование знаний, умений применять освоенный способ на новом материале.

Все это и находит отражение в принципах Федерального государственного образовательного Стандарта дошкольного образования и в содержании образовательной области «Познавательное развитие».

Ведущим методом развития познавательной активности детей дошкольного возраста является экспериментирование.

Экспериментирование - рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

И неслучайно в работах многих отечественных педагогов Николая Николаевича Поддьякова, Александры Платоновны Усовой, Елизаветы Александровны Панько говорится, что именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Они утверждают, что чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Эксперимент в детском саду похож на игру, на маленькое чудо, которое может сделать каждый ребенок. Через экспериментирование ребенок познает и осваивает окружающий мир. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит, делает сам.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Свою работу организовала поэтапно:

-подготовительный

  • побудительно-стимулирующий,

  • конструктивно-творческий.

Для реализации каждого этапа были поставлены задачи, определено содержание и условия.

Подготовительный этап реализовывался в младшем дошкольном возрасте, так как интерес к процессу познания формируется у ребенка с малых лет и основывается на любопытстве и любознательности.

На данном этапе для формирования начальных предпосылок экспериментально-исследовательской деятельности решались следующие задачи:

  • обогащать сенсорный опыт детей, обследовательские умения;

  • развивать у детей способность самостоятельно развертывать индивидуальную игровую, предметную деятельность

  • учить детей неоднозначно воспринимать окружающие их предметы, переносить функции с одного предмета на другой.

Необходимым условием для решения данных задач является обогащение жизненного опыта детей. Для этого нами проводились следующие мероприятия:

  • наблюдения за объектами и явлениями окружающего мира;

  • экскурсии по ДОУ;

  • чтение и рассматривание иллюстраций в художественных и познавательных произведениях;

  • игры с тематическим наборами игрушек;

  • развивающие игры. «Кормление», «Гости», «Поездка на транспорте».

Большое значение имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах. Для этого были организованы игры на развитие перцептивных действий, занятия в группе М. Монтессори.

В группе была создана развивающая предметно-пространственная среда:

  • полифункциональные предметы: катушки, баночки, коробочки, бутылочки, крупные пуговицы, тюбики из-под крема и пасты, губки разных размеров;

  • мелкие образные игрушки;

  • различные наборы кубиков и конструкторов;

  • природный материал.

Предметный мир, действие с ним богаты содержанием способным вызвать познавательную активность, поэтому необходимо - направлять мысль ребенка, заставлять его раздумывать, проверять, экспериментировать, так как каждая встреча с новым предметом - стимул к познанию.

Для развития предпосылок игры в предметной деятельности способствовала обогащение игровой культуры детей, их игрового опыта через обучающие игры. Проводились такие игры, как «Угадай, что я делаю», «Угадай, что это такое?», «Придумай сам», «Через ручеёк».

Организовывались простые опыты с водой, воздухом, с песком, с разными материалами (бумага, дерево, ткань).

В результате проведённой работы к концу младшего дошкольного возраста были сформированы предпосылки экспериментально-исследовательской деятельности (сформировались навыки обследовательских действий; способность к самостоятельному построению индивидуальной предметно-игровой деятельности; многофункциональное использование предметов-заместителей; возникновении любознательности).

На втором этапе - побудительно-стимулирующием (средний дошкольный возраст) решались задачи:

  • обогащать представления детей об окружающем мире;

  • развивать умение пользоваться приборами помощниками;

  • развивать элементарные умения фиксации результатов наблюдений;

  • учить сравнивать, наблюдать, обобщать.

Необходимым условием для решения данных задач является создание: «Центра экспериментирования» с набором разнообразных материалов, приборов и иллюстрированной детской познавательной литературы; «Центра Игралочка», где в развивающих играх учили детей ориентироваться на символы и знаки («Цветная прогулка», «Какая сегодня погода»; «Зверушки на дорожках»).

Активно использовались методы с постановкой проблемных ситуаций, стимулирующих детей делать простейшие умозаключения, сравнивать и обобщать. Обучали способам получения информации, и грамотно задавать вопросы - для этого использовались методы, построенные на подражании, на творческом подходе к решению логических задач.

В рамках непрерывно образовательной деятельности организовывались опыты с объектами живой и неживой природы, с разными материалами с использованием приборов помощников.

Эффективными методами и приёмами были наводящие вопросы, а стимулами для поиска ответа: сюрприз, тайна, загадка. После наблюдений за природными объектами и явлениями дети, схематично делали зарисовки в календарях наблюдений (за погодой, за ростом лука, за таянием снега). Использовался развивающий и занимательный потенциал популярных развивающих мульт-сериалов «Фиксики», «Семья Почемучек» их серии включались при организации непрерывно образовательной деятельности, познавательных минуток, во время досуговых мероприятий в каникулярные периоды. Рекомендовали родителям воспитанников для просмотра этих мультсериалов дома.

На третьем этапе - (старший дошкольный возраст) решались задачи:

  • формировать положительное отношение к экспериментированию, проявление инициативы, самостоятельности;

  • развивать способность выдвигать гипотезы и самостоятельно формулировать выводы;

  • развивать навык применения освоенных способов на новом материале.

Для решения поставленных задач были созданы игровые познавательно-развивающие центры.

В центре «Уникум» широко применялись разнообразные игры, которые способствовали развитию логических действий - сравнения, логических операций - классификации, преобразование, ориентировку по схемам, моделям.

«Магнитный конструктор», «Лего Дупло», набор «Юный экспериментатор», геометрические головоломки, танграмы, развивающие и логико-математические игры, шашки, шахматы.

В мини-лаборатории «Юный исследователь», небольшая коллекция магнитов превращалась в магнитный театр или в машины. Проводились эксперименты «Как действует вулкан?», «Как появляется радуга», «Как измерить тепло».

В мини-лаборатории «Юный исследователь» Создавались проблемные ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, нацеливающие на поиск новых творческих решений (зашифрованные записи, посылки, письма).

Широко использовались задания «открытого» и «закрытого» типа. Задания закрытого типа требуют от ребен­ка осознанного самостоятельного подхода к их решению.

Например, «открытое» задание: «Сравни два пред­мета и расскажи, чем они похожи и чем отличаются». Задание «закрытого» типа: «Вот перед тобой три молотка, определи, ка­кой из них нужен плотнику, какой - врачу, а какой - музыкан­ту. Как ты определял?»

Реализовались проекты: «Удивительное рядом», «Чудеса воздуха», «Что из чего сделано», «Тайны магнита», «Загадки механизмов», «Кудесница вода», «Чудеса песка», «Волшебство света».

При организации проектов проводилась большая предварительная работа с родителями воспитанников и социальными партнерами (детская библиотека и музей).

В своей работе я стремилась к поиску наиболее эффективных педагогических технологий. Одна из которых - «Портфолио дошкольника» заинтересовала нас с точки зрения, как средство мотивации личностного роста воспитанников и развития познавательного интереса. Введение портфолио со старшей группы стимулировало воспитанников к участию в интеллектуальных и творческих конкурсах, викторинах.

С целью выявления отношения родителей к формированию познавательной активности у дошкольников, было проведено анкетирование, которое позволило сделать вывод: эта тема им интересна.

Практическая значимость моего опыта состоит в том, что предлагаемый методический материал, может быть использован воспитателями ДОУ для организации работы по экспериментально-исследовательской деятельности направленный на развитие познавательной активности детей.

Положительные результаты были достигнуты благодаря: взаимосвязанным и последовательным этапам, и комплексному использованию эффективных современных педтехнологий, форм, методов и приёмов.









Развитие познавательной у дошкольников активности посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

7



© 2010-2022