ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ И МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДОУ.

Многие социологи и психологи, занимающиеся проблемой этнического самоопределения, отмечают, что этническая идентификация человека проходит несколько этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых это заметил швейцарский ученый Ж. Пиаже, рассматривавший процесс становления этнической идентичности через призму трех этапов формирования у ребенка когнитивного образа родины (6-7, 8-9 и 10-11 лет). В возрасте 6-7 лет ребенок приобретает первые, еще фрагментарные и несистематичные, знания о своей этнической принадлежности. В дальнейшем результаты многочисленных исследований сдвинули границы появления такой «диффузной идентификации» в сторону раннего возраста (3-4 года), но «практически все психологи согласны с Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в младшем подростковом возрасте, когда рефлексия себя имеет для человека первостепенное значение». Именно поэтому рассматриваемой проблеме формирования этнокультурной идентичности в рамках дошкольного образования придается большое значение.

По мнению Е. С. Бабуновой, цель этнокультурного образования дошкольников - введение ребенка в мир народной культуры. Эту цель она конкретизирует в таких задачах, как «способствовать расширению и углублению знаний дошкольников о культуре, истории народов; формировать эмоционально-положительное отношение к этнокультурному наследию; развивать умение отражать этнокультурные традиции в разных видах детского творчества». [1. С. 55-59.]

В последнее время в системе дошкольного образования наметилась тенденция появления программ и курсов, ориентированных на этнокультурный компонент, позволяющий сделать вхождение ребенка в мир народной культуры наиболее естественным и эффективным. Поэтому при введении этнокультурной направленности в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) следует предусмотреть разработку учебных планов и программ с обеспечением их разноуровневости и вариативности. При этом организация образовательного процесса должна иметь этнокультурную и этнопедагогическую направленность, что обусловливает значимость этнокультурной компетентности педагогов. Развитие гражданско-патриотических качеств личности - процесс, противоречивый и длительный. Он продолжается практически всю жизнь. Однако наиболее активно качества и чувства человека, в том числе и гражданские, взгляды и жизненные позиции, отношение к миру и людям и мотивы поведения формируются именно в дошкольном возрасте. И от того как понимается гражданственность и патриотичность, какое отношение к ним вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека, и его гражданская позиция. В условиях переосмысления сущности образования молодых поколений воспитание патриотизма и гражданственности приобретает всё большее значение, становится задачей государственной важности.

Актуальность проблемы определила цель и содержание деятельности педагогов ДОУ - создание условий для воспитания у детей старшего дошкольного возраста гражданско-патриотических чувств к малой Родине как основы становления в будущем патриотизма и гражданственности, средства успешной социализации детей. Поэтому накопление детьми социального опыта жизни в своём городе (селе, посёлке), усвоение принятых норм поведения и взаимоотношений, приобщение к культурным традициям может считаться базовым этапом воспитания любви к Родине. Под воздействием окружающей, социокультурной среды у дошкольника формируются основы гуманистического отношения к природе, окружающим, появляются первые представления о социальных нормах поведения, об определенном порядке в человеческих отношениях, устройстве государства, гражданами которого являются он и его родители, т.е. в период дошкольного детства происходит естественное, а в некоторой степени и стихийное приобщение детей к гражданским ценностям. Однако это не исключает необходимости систематического и целенаправленного гражданско-патриотического воспитания как важного аспекта государственной политики. Сегодня проблема воспитания гражданина является одной из самых обсуждаемых и изучаемых педагогической наукой и практикой. Воспитывать любовь к своей Родине нужно с раннего детства. В настоящее время много путей и способов, но нельзя забывать о том, что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были яркими, незабываемыми. Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт.

Для того чтобы увлечь детей, педагогу самому нужно быть крайне увлеченным и компетентным в этой сфере.

Технология становления и развития этнокультурной компетентности педагога осуществляется на трех основных уровнях:

1. Программно-целевой уровень, включающий знание целей и задач этнокультурного воспитания, определяемых этнической психологией, конкретными региональными условиями жизни (климатическими, социальными, экономическими и др.). Осознание целей и задач способствуют становлению целеустремленности и активности личности. Программно-целевой уровень включает также освоение содержания этнокультуры, раскрывающего ведущие идеи, закономерности, принципы, понятия, осмысление её ведущих отношений, путей их становления. В процессе усвоения содержания этнокультуры формируется этнокультурное сознание и эмоционально-действенное отношение к формируемым знаниям, умениям, навыкам.

2. Технологический уровень, направленный на становление этнокультурной воспитанности, что предполагает изучение, систематизацию, обобщение средств народной культуры. Это средства материальной, духовной, соционормативной культуры. Знакомство с ними предполагает осознание с помощью педагогического объяснения их социокультурных возможностей, понимание воспитательной сущности методов, приемов, источников народной культуры.

3. Практическое использование и творческое преобразование этнокультурных знаний, т.е. освоение этнокультурных умений. Их развитие в процессе практики обеспечивает становление этнокультурной деятельности, дающей возможность продуктивного применения этнокультурных знаний в образовательном пространстве. [4]

Работа по этнокультурному воспитанию более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители не только помощники детского сада, но и равноправные участники формирования личности ребёнка. Проведение народных праздников с привлечением членов семьи, имеет большое воспитательное значение и подтверждает высокую, практическую значимость в работе с детьми. Ребята приобретают все виды ценностей: познавательные, нравственные, эстетические и гуманные. У детей принимающих активное участие в образовательном процессе с реализацией программы этнокультурного содержания, отчётливо видна положительная тенденция в развитии чувства толерантности.

Цель патриотического воспитания - привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру, уважение к другим национальностям, т.е. сформировать определённое отношение к собственной стране и народам, населяющим её. Гражданско-патриотическое воспитание состоит в формировании у ребёнка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. Гражданско-патриотическое воспитание сочетает задачи патриотического, интернационального, правового, нравственного воспитания. Его реализация может осуществляться посредством:

  • Освоения содержания как в процессе занятий по базовым дисциплинам, особенно гуманитарной направленности, так и в повседневной жизнедеятельности;

  • Проведения тематических бесед, игр, чтения и обсуждения рассказов, решения проблемных ситуаций;

  • Организации занятий с целью знакомства детей с их правами и обязанностями как членов семьи и детского коллектива, как жителей населённого пункта, области, как граждан России, а также с ролью правил и законов в жизни общества, с Конвенцией о правах ребёнка;

  • Проведения праздников и концертов, имеющих государственную тематику;

  • Организации видео просмотров, рассматривания картин, иллюстраций, фотографий;

  • Вовлечения детей в общественную деятельность (уборка и благоустройство территории ДОУ, проведение благотворительных акций, посильная помощь младшим, пожилым людям).[2. С. 34.]

В соответствии с п. 6 ст. 14 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за рамками определяющих его статус основных образовательных программ. По мнению специалистов, «дети, занимающиеся в студиях, секциях, кружках, в дальнейшем хорошо учатся в школе, успешно продолжают обучение в системе дополнительного образования, художественных, музыкальных, спортивных школах. Детские оркестры, танцевальные и хоровые коллективы становятся постоянными участниками, лауреатами городских смотров-конкурсов, выставок, фестивалей детского творчества».[4]

Большую роль в формировании этнокультурной осведомленности дошкольников играет посещение музеев, художественных выставок, театральных постановок, использование мультимедийных технологий. Включение в образовательный процесс экскурсий, элементов театрализованного представления способствует повышению интереса детей к истории родного края, развитию их познавательной активности и любознательности. Кроме того, необходимым и обязательным элементом формирования полноценного этнокультурного образовательного пространства является активное участие семьи в образовательном процессе. Семья как первый институт социализации оказывает влияние на формирование этнокультурной идентичности ребенка. Привлечение родителей к участию в проектно-исследовательской деятельности этнокультурной направленности (семейные проекты «Моя родословная», «Моя семья», выпуск семейных газет, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные экскурсии) - один из наиболее эффективных способов формирования этнокультурной компетентности ребенка. [3. С. 87.]

Таким образом, эффективное формирование этнокультурной идентичности детей в ДОУ зависит от педагогов, обладающих достаточным уровнем этнокультурной компетентности, материально-технического и методического обеспечения деятельности ДОУ, введения этнокультурного компонента в содержание образовательных программ, а также активного вовлечения родителей и других социальных партнеров в образовательный процесс этнокультурной направленности. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Знание истории своего народа, поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов. Чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям, общественной жизни, осознания причастности к судьбе Родины.













Библиографический список



  1. Афанасьева А.Б. Совершенствование этнокультурного образования современных педагогов // Академ. вестн. ин-та образования взрослых Рос. акад. образования. 2008. № 4. С. 34.

  2. Бабунова Е.С. Методика становления этнокультурной образованности детей предшкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. 2009. № 8. С. 55-59.

  3. Гандера М.В. Создание и использование мультимедийных презентаций на занятиях по ознакомлению с окружающим с детьми старшей группы детского сада // Материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 20-21 февр. 2012 г. Пенза - Ереван -Шадринск: Науч.-издат. центр «Социосфера», 2012.

  4. Закон РФ «Об образовании».



© 2010-2022