Конспект открытого занятия по риторике для детей 5-6 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комитет по образованию «Кингисеппский муниципальный район»

МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания и образования детей»

188480 Ленинградская область

г. Кингисепп

Крикковское шоссе, дом 14а

Т/факс 3-34-93



Конспект открытого занятия по теме

«Слово не воробей- вылетит не поймаешь».

(в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Риторика для дошкольников»)

Материалы подготовила: Бережкова Виктория Юрьевна

Преподаватель дополнительного

образования МБОУ ДОД

«Центр эстетического воспитания

и образования детей»

Кингисеппского района

г. Кингисепп

2015год

Конспект учебного занятия



  1. Общие сведения:

  • наименование объединения: общее эстетическое отделение

  • краткая характеристика учебной группы: 15 воспитанников 5-6 лет, второй год обучения 4 группа, 11 девочек и 4 мальчика.

  • время и место проведения занятия: 30 марта 2015 года, каб.№ 16 .

  1. Тема занятия «Слово не воробей-вылетит не поймаешь».

  • степень сложности: средняя степень сложности для данной группы.

  1. Место в учебном курсе.

Раздел «Искусство спора и диалога».

Данное занятие является продолжением разговора о вежливости и

направлено на формирование навыков общения, культуры поведения в процессе диалога.

Разговор с детьми строится на знаниях, полученных на предыдущих занятиях. Приобретенные знания и умения, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других, так как разговору о вежливости и правилах ведения диалога отводится в программе 23 часа.



  1. Тип занятия: занятие комбинированное.



  1. Цель: Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить.

Задачи:

Обучающие:

  • расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;

  • продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон учащихся новыми словами.

Развивающие:

  • продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;

  • развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;

  • воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;

  • поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.



  1. Методы обучения: словесные, наглядные (иллюстрации), практические, метод исследования, создание проблемных ситуаций, инсценировка.



  1. Формы организации работы: чередование фронтальной и индивидуальной работы.



  1. Структура учебного занятия (этапы учебного занятия).

Этап занятия.

Время

1.

Вводная часть.

5 минут.

2.

Основная часть.

18 минут.

3.

Подведение итогов.

2 минуты.



  1. Содержательные блоки учебного занятия.

Этап занятия.

Содержание

Этапы занятия

Действия воспитанников

Особые отметки

Время

    Вводная часть.

    5 мин.

    1.

    Организация начала занятия. Приветствие.

    Создание комфортных условий, атмосферы радости.

    Подготовка рабочего места.

    Воспитанники садятся в круг на стулья в игровой зоне.

    Разложить материалы в соответствии с техникой безопасности.

    1 мин.

    2.

    Традиционный блок занятий.

    1. Упражнения для мышц губ.

    2. Упражнения для мышц языка.

    Игра на развитие внимания и мышления «Чем был раньше?».

    • Упражнения «Улыбнись»,

    • «Заборчик»,

    • «Хоботок»,

    «Вкусное варенье»,

    «Маятник»,

    «Жуй, жуй-не глотай».

    Традиционный блок упражнений включает работу над укреплением мышц губ и языка. Способствует снятию психологического и эмоционального напряжения.

    4 мин.

      Основная часть.

      18 мин.

      3.

      Подготовка к восприятию нового материала.

      Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию

      интереса детей к новому материалу.

      Ребята настраиваются на мыслитель-ную работу.

      Стимулирование интереса воспитанников. Ценность этого момента состоит в том, что он способствует хорошему психологическому настрою.

      1 мин.

      4.

      Проблемная ситуация.

      Беседа о слове и его последствиях. Используется проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, поиск ответов.

      Воспитанники используют приемы сравнения, выдирают удивительные мысли добрых людей.

      Использование проблемных заданий и вопросов активизирует познавательную и мыслительную деятельность детей.

      4 мин.

      5.

      Физкультминутка.

      Подвижная игра с элементами инсценирова-ния.

      Дети выполняют движения, о которых говориться в тексте.

      Способствует развитию внимания и координации движения.

      1 мин.

      6.

      1. Беседа по картинкам.

      Беседа, поясняющая и выясняющая понимание нового материала.

      Воспитанники овладевают диалогической речью: учатся выслушивать вопросы, отвечать на них, спрашивать.

      Рассматривание картинок и разговор по ним активизирует речь ребенка, учит его составлять связный текст.

      5 мин.

      7.

      Работа над пословицами.

      Работа, которая приучает детей к образному меткому слову.

      Воспитанники используют приемы сравнения, анализа, самостоятель-но объясняют значения.

      Приобщение воспитанников к народному фольклору.

      4 мин.

      8.

      Игра «Скажи ласково».

      Обогащение лексикона детей новыми словами. Лексико- орфографическая работа (способ словообразования).

      Проверка умения детьми образовывать новые слова по образцу.

      Дифференциация вопросов для воспитанников разного уровня познавательной активности.

      3 мин.

        Подведение итогов.

        2 мин.

        Оценка действий всех участников занятия. Формирование выводов. Рефлексия.

        Благодарность

        за творческую, плодотворную

        работу. -Что тебя сегодня удивило?

        -Что тебе может пригодиться в жизни?

        Продолжи:

        Сегодня я почувствовал(а), что …….

        У меня получилось ………..

        Я смог(а)………….

        Я научился(лась)……….

        Оценка детьми всего занятия, самооценка своей работоспособ-

        ности.

        Даются рекомендации, советы.

        Подробный конспект содержательных блоков.

        1. Вводная часть. 5 минут.

        Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.

        1. Организация начала занятия (1 минута).

        Постановка дидактических задач, настрой воспитанников на учебную деятельность.

        -Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Рассмотрите наших гостей, улыбнитесь им, можете помахать им рукой. А теперь посмотрите на меня и представьте, что здесь никого нет- только вы и я. Поэтому занимаемся как обычно.



        1. Традиционный блок занятий. (4 минуты)

        2. а) Упражнения для мышц губ.

        • «Улыбнись» (Растягиваем губы в улыбку, затем- в исходное положение).

        • «Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)

        • «Хоботок» (Сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Затем- в исходное положение.)

        б) Артикуляционные упражнения.

        • «Вкусное варенье» (Высунуть язык, делаем круговые движения, пытаясь облизать якобы оставшееся на губах варенье. )

        • «Маятник» (Высунуть языки ритмично перемещать его слева-направо, справа-налево, имитируя движения маятника.)

        • «Жуй, жуй-не глотай» (Высовываем медленно язык, при этом сжимаем его зубами, как бы покусывая. Таким же образом убираем язык.)

        3) Игра «Чем был раньше?»

        - Сейчас я каждому по очереди буду кидать мячик и называть слово, а вы должны будете назвать кем или чем был раньше.

        • Корова (теленок)

        • Собака(щенок)

        • Свинья(поросенок)

        • Овечка(ягненок)

        • Селезень(утенок)

        • Курица(цыпленок)

        • Рыба(икринка)

        • Бабочка (куколка, гусеница)

        • Лужа (дождь, снег)

        • Листик(почка)

        • Цыпленок(яйцо)

        • Свитер (шерсть, нитки, клубок)

        • Хлеб (мука, тесто, зерно)

        • Творог(молоко)

        • Книга(дерево)

        • Велосипед(железо)

        • Дуб(желудь)

        • Карандаш(дерево)

        • Яблоня(семечко)

        • Дом (кирпич, бревна)

        • Платье(ткань)

        • Подушка(перья)

        • Шоколад(какао-бобы)

        • Лягушка(головастик)



        1. Основная часть. 15 минут.

        3. Подготовка к восприятию нового материала. 1 минута.

        -Из последней игр видно, что все в мире связано невидимыми нитями. У всего есть последствия. Есть последствия и у слов, и сегодня мы попробуем в этом разобраться.

        4. Проблемная ситуация. 4 минуты.

        -А поможет нам одна сказочная героиня. Кто это? Вы ее узнали? (Баба-Яга).

        -А вы знаете, почему ее зовут «Яга»?

        -От слова «Ягать», то есть «кричать, ругаться».

        -Откуда мы знаем Бабу-Ягу?

        -Какие поступки чаще всего она совершала в сказках? (Злые, недобрые, вредные, плохие).

        -А почему Баба- Яга такая злая?

        -Может ее дразнили дети. Вспомните «Баба- Яга, костяная нога, печку топила кашу варила».

        -Как вы думаете, что она чувствовала? Какое у нее будет настроение?

        -Что же сделать, чтобы она была не такая вредная?

        -Может ее пожалеть надо?

        -Какие добрые слова скажем?

        -Приятно ей?

        Она стала совсем доброй. И никакая она не Баба-Яга, а Бабулечка-Ягулечка.

        Вывод: Если мы будем обзываться или смеяться над человеком, то он может очень расстроиться или обозлиться на нас.

        5.Физкультминутка. 1 минута.

        Есть забавная игра.

        Слушать нужно, детвора!

        Буду цифры называть-

        Вам команды выполнять.

        Можешь двигаться, как хочешь,

        Но услышишь цифру «3» -

        На минутку ты замри.

        Если слышишь ты «4» -

        Ноги ставить нужно шире.

        Как скажу я цифру «5» -

        Встать по-прежнему опять.

        Назову я цифру «6» -

        Всем на место быстро сесть.

        6.Беседа по картинкам. 5 минут.

        А) -Рассмотрите рисунок.

        -Что случилось с мальчиком, который пока плохо катается на роликовых кониках? (Мальчик упал, сильно ударился, поэтому больше кататься не может.)

        -Как ведет себя мальчик, умеющий кататься на роликах? (Он смеется, глядя на упавшего).

        -Ребята, правильно ли поступил этот мальчик7 Что бы вы сделали на его месте? (Мальчик поступил неправильно. Во-первых, никогда нельзя смеяться над тем, у кого что-то не получается. Во-вторых, нельзя быть безразличным к беде другого человека, нужно оказать помощь тому, кто в этом нуждается, посочувствовать ему.)

        Б) -Рассмотрите следующий рисунок. Какая ситуация здесь изображена? (Мальчик первым прибежал к финишу и хвастает, что он победитель.)

        -Хорошо ли поступает этот мальчик?

        -Мальчик на самом деле пришел первым, он говорит правду, что он победитель. Что вас смущает в его поступке? (Мальчик хвастает. Хвастаться нехорошо, так как хвастовство одного человека унижает достоинство другого.)

        В) -Случалось ли так, что вас обижал кто-нибудь? Что вы чувствовали при этом? Какие слова вы бы хотели услышать от своих обидчиков? (Дети приводят свои варианты.)

        -В таких ситуациях бывает обидно и жалко себя. Хочется плакать. И в такие моменты хочется услышать приятные слова или слова извинения.

        Вывод: Сказанное слово уже вернешь. Мы будем жалеть о сказанных обидных словах.

        7.Работа над пословицами. 4 минуты.

        -Послушайте пословицу: «Слово не воробей- вылетит не поймаешь.»

        -Как вы ее понимаете? (Если из клетки вылетит воробей или какая-либо птица, то его можно поймать и вернуть в клетку. А вот сказанное слово вернуть нельзя. Оно запомниться, из памяти его не выкинешь.)

        - Послушайте еще одну пословицу: «Ветер рушит горы, а слово-дружбу.»

        -Как вы ее понимаете? (Грубое, недоброе, обидное слово способно разрушить дружбу, как сильный ветер разрушит горы.)

        -А еще есть такие пословицы. Послушайте и подумайте над их смыслом.

        «Пулю, вышедшую из ружья, больше не вернешь.»

        «Разлитую воду на земле нельзя обратно собрать.»

        «Что упало, то пропало.»

        Вывод: -Да, ребята, только душевные, добрые и сердечные слова сохранят дружбу и любовь между людьми.

        Всегда хорошо, когда люди жалеют, любят и говорят друг другу добрые слова. Но говорить ласковые слова нужно тоже учиться, сейчас мы поиграем в игру «Скажи ласково».

        8.Игра «Скажи ласково». 3 минуты.

        -Я кидаю каждому из вас по очереди мячик и говорю слово, а вы в ответ назовите его ласково.



        • Ведро(ведерко)

        • Крыльцо(крылечко)

        • Платье(платьице)

        • Яйцо(яичко)

        • Утка(уточка)

        • Дерево(деревце)

        • Кошка(кошечка)

        • Волос(волосок)

        • Дверь(дверка)

        • Буква(буковка)

        • Трава(травка)

        • Друг(дружок)

        • Зверь(зверек)

        • Ветер(ветерок)

        • Письмо(письмецо)

        • Сосед(соседушка)

        • Перо(перышко)

        • Зеркало(зеркальце)

        • Дождь(дождик)

        • Рак(рачок)

        • Утюг(утюжок)

        • Тетя (тетенька)

        • Карман(карманчик)

        • Блюдце(блюдечко)

        Общий вывод: Какие красивые и приятные ласковые слова. Говорите чаще такие слова близким и родным, да и просто незнакомым людям. Будьте добрее и вежливее друг к другу.

        1. Подведение итогов. 2 минуты.

        9.Заключительный фрагмент занятия. Рефлексия.

        Вопросы воспитанникам:

        -Что тебя сегодня удивило?

        -Что тебе может пригодиться в жизни?

        Продолжи:

        Сегодня я почувствовал(а), что …….

        У меня получилось ………..

        Я смог(а)………….

        Я научился(лась)……….

        - Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.

        Оборудование, дидактический материал:

        • Зеркала;

        • Мячик;

        • Кукла «Баба-Яга»;

        • Сюжетные картинки;

        • Пословицы.

        Ожидаемые результаты обучения:

        Воспитанники расширят представления о вежливости; закрепят умение анализировать собственные поступки и поступки окружающих; обогатят лексикон новыми словами; продолжат работу по развитию чистоты и правильности произношения слов, над пониманием смысла пословиц.

        Педагогические принципы, лежащие в основе работы на занятии:

        • Принцип доступности изучаемого материала;

        • Проблемно-ситуативный характер заданий;

        • Доброжелательная, раскрепощенная атмосфера;

        • Принцип одобрения и принятия;

        • Принцип свободы самовыражения;

        • Учет индивидуальных особенностей развития.

        Информационные ресурсы:

        1.Баландина Л.А. Риторика для малышей (Серия «От детского сада к школе»). - Ростов н\Д: изд-во «Феникс», 2013.

        2. Антонова М.М. Развитие речи: Уроки риторики. - Ярославль, 2000.

        3.Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко…: Методические рекомендации. - М.: Изд-во «Баласс», 2001.

        4.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008

        5.Костюк М.Е. Риторика для дошкольников: пособие для воспитателей/ М.Е. Костюк. - М.: Просвещение, 2008.

        6.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика». - СПб: ИД «Литера», 2009.

        Интернет-ресурсы:

        1.» Особенности обучения дошкольников риторике».

        nsportal. Детский сад. Развитие речи.

        2. «Основы риторики для дошкольников».

        Festival. 1 september. ru articles/ 624344/

        3. «Детская риторика».

        кonkista74.ru

        4. «Риторику-дошкольникам».

        Evgeni-savkin. Narod. ru ^ritor. htm

        5. «Учимся вежливости».

        Ds82. Ru^ doshkolnik/1711-. html





        14


        © 2010-2022