- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект открытого занятия по риторике для детей 5-6 лет
Конспект открытого занятия по риторике для детей 5-6 лет
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Бережкова В.Ю. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Комитет по образованию «Кингисеппский муниципальный район»
МБОУ ДОД «Центр эстетического воспитания и образования детей»
188480 Ленинградская область
г. Кингисепп
Крикковское шоссе, дом 14а
Т/факс 3-34-93
Конспект открытого занятия по теме
«Слово не воробей- вылетит не поймаешь».
(в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Риторика для дошкольников»)
Материалы подготовила: Бережкова Виктория Юрьевна
Преподаватель дополнительного
образования МБОУ ДОД
«Центр эстетического воспитания
и образования детей»
Кингисеппского района
г. Кингисепп
2015год
Конспект учебного занятия
-
Общие сведения:
-
наименование объединения: общее эстетическое отделение
-
краткая характеристика учебной группы: 15 воспитанников 5-6 лет, второй год обучения 4 группа, 11 девочек и 4 мальчика.
-
время и место проведения занятия: 30 марта 2015 года, каб.№ 16 .
-
Тема занятия «Слово не воробей-вылетит не поймаешь».
-
степень сложности: средняя степень сложности для данной группы.
-
Место в учебном курсе.
Раздел «Искусство спора и диалога».
Данное занятие является продолжением разговора о вежливости и
направлено на формирование навыков общения, культуры поведения в процессе диалога.
Разговор с детьми строится на знаниях, полученных на предыдущих занятиях. Приобретенные знания и умения, освоенные на этом занятии, будут углубляться на других, так как разговору о вежливости и правилах ведения диалога отводится в программе 23 часа.
-
Тип занятия: занятие комбинированное.
-
Цель: Объяснить детям, что слово человека могущественно: словом мы можем пожалеть, приободрить, обидеть, огорчить.
Задачи:
Обучающие:
-
расширить представление детей об искусстве человеческих взаимоотношений, усвоить формы речевого общения и этикета;
-
продолжить работу по формированию навыков в управлении своим голосом, своими чувствами; обогатить лексикон учащихся новыми словами.
Развивающие:
-
продолжить работу по формированию чистоты и правильности произношения слов, по формированию речевого и фонематического слуха, слуховой памяти, по развитию эмоциональной и выразительной речи, артистических способностей, правильному дыханию;
-
развивать уникальный человеческий дар- дар слова, совершенствовать устную речь, ее выразительность и связность.
Воспитывающие:
-
поддержать интерес к изучению родного языка, к нормам культурной речи; дать толчок движению мысли о сопереживании, сочувствии к другим людям;
-
воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу в игре;
-
поддержать потребность детей к процессам самопознания и саморазвитию.
-
Методы обучения: словесные, наглядные (иллюстрации), практические, метод исследования, создание проблемных ситуаций, инсценировка.
-
Формы организации работы: чередование фронтальной и индивидуальной работы.
-
Структура учебного занятия (этапы учебного занятия).
№
Этап занятия.
Время
1.
Вводная часть.
5 минут.
2.
Основная часть.
18 минут.
3.
Подведение итогов.
2 минуты.
-
Содержательные блоки учебного занятия.
№
Этап занятия.
Содержание
Этапы занятия
Действия воспитанников
Особые отметки
Время
Вводная часть.
5 мин.
1.
Организация начала занятия. Приветствие.
Создание комфортных условий, атмосферы радости.
Подготовка рабочего места.
Воспитанники садятся в круг на стулья в игровой зоне.
Разложить материалы в соответствии с техникой безопасности.
1 мин.
2.
Традиционный блок занятий.
-
Упражнения для мышц губ.
-
Упражнения для мышц языка.
Игра на развитие внимания и мышления «Чем был раньше?».
-
Упражнения «Улыбнись»,
-
«Заборчик»,
-
«Хоботок»,
«Вкусное варенье»,
«Маятник»,
«Жуй, жуй-не глотай».
Традиционный блок упражнений включает работу над укреплением мышц губ и языка. Способствует снятию психологического и эмоционального напряжения.
4 мин.
Основная часть.
18 мин.
3.
Подготовка к восприятию нового материала.
Постановка проблемных вопросов, которые способствуют наращиванию
интереса детей к новому материалу.
Ребята настраиваются на мыслитель-ную работу.
Стимулирование интереса воспитанников. Ценность этого момента состоит в том, что он способствует хорошему психологическому настрою.
1 мин.
4.
Проблемная ситуация.
Беседа о слове и его последствиях. Используется проблемных ситуаций, постановка проблемных вопросов, поиск ответов.
Воспитанники используют приемы сравнения, выдирают удивительные мысли добрых людей.
Использование проблемных заданий и вопросов активизирует познавательную и мыслительную деятельность детей.
4 мин.
5.
Физкультминутка.
Подвижная игра с элементами инсценирова-ния.
Дети выполняют движения, о которых говориться в тексте.
Способствует развитию внимания и координации движения.
1 мин.
6.
-
Беседа по картинкам.
Беседа, поясняющая и выясняющая понимание нового материала.
Воспитанники овладевают диалогической речью: учатся выслушивать вопросы, отвечать на них, спрашивать.
Рассматривание картинок и разговор по ним активизирует речь ребенка, учит его составлять связный текст.
5 мин.
7.
Работа над пословицами.
Работа, которая приучает детей к образному меткому слову.
Воспитанники используют приемы сравнения, анализа, самостоятель-но объясняют значения.
Приобщение воспитанников к народному фольклору.
4 мин.
8.
Игра «Скажи ласково».
Обогащение лексикона детей новыми словами. Лексико- орфографическая работа (способ словообразования).
Проверка умения детьми образовывать новые слова по образцу.
Дифференциация вопросов для воспитанников разного уровня познавательной активности.
3 мин.
Подведение итогов.
2 мин.
Оценка действий всех участников занятия. Формирование выводов. Рефлексия.
Благодарность
за творческую, плодотворную
работу. -Что тебя сегодня удивило?
-Что тебе может пригодиться в жизни?
Продолжи:
Сегодня я почувствовал(а), что …….
У меня получилось ………..
Я смог(а)………….
Я научился(лась)……….
Оценка детьми всего занятия, самооценка своей работоспособ-
ности.
Даются рекомендации, советы.
Подробный конспект содержательных блоков.
-
Вводная часть. 5 минут.
Перед занятием воспитанники готовят рабочее место в соответствии с техникой безопасности. Садятся в круг на стулья в игровой зоне.
-
Организация начала занятия (1 минута).
Постановка дидактических задач, настрой воспитанников на учебную деятельность.
-Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними. Рассмотрите наших гостей, улыбнитесь им, можете помахать им рукой. А теперь посмотрите на меня и представьте, что здесь никого нет- только вы и я. Поэтому занимаемся как обычно.
-
Традиционный блок занятий. (4 минуты)
-
а) Упражнения для мышц губ.
-
«Улыбнись» (Растягиваем губы в улыбку, затем- в исходное положение).
-
«Заборчик» (Широко растягиваем губы, показываем сомкнутые зубы. Затем- в исходное положение.)
-
«Хоботок» (Сомкнуть губы и вытянуть их в трубочку. Затем- в исходное положение.)
б) Артикуляционные упражнения.
-
«Вкусное варенье» (Высунуть язык, делаем круговые движения, пытаясь облизать якобы оставшееся на губах варенье. )
-
«Маятник» (Высунуть языки ритмично перемещать его слева-направо, справа-налево, имитируя движения маятника.)
-
«Жуй, жуй-не глотай» (Высовываем медленно язык, при этом сжимаем его зубами, как бы покусывая. Таким же образом убираем язык.)
3) Игра «Чем был раньше?»
- Сейчас я каждому по очереди буду кидать мячик и называть слово, а вы должны будете назвать кем или чем был раньше.
-
Корова (теленок)
-
Собака(щенок)
-
Свинья(поросенок)
-
Овечка(ягненок)
-
Селезень(утенок)
-
Курица(цыпленок)
-
Рыба(икринка)
-
Бабочка (куколка, гусеница)
-
Лужа (дождь, снег)
-
Листик(почка)
-
Цыпленок(яйцо)
-
Свитер (шерсть, нитки, клубок)
-
Хлеб (мука, тесто, зерно)
-
Творог(молоко)
-
Книга(дерево)
-
Велосипед(железо)
-
Дуб(желудь)
-
Карандаш(дерево)
-
Яблоня(семечко)
-
Дом (кирпич, бревна)
-
Платье(ткань)
-
Подушка(перья)
-
Шоколад(какао-бобы)
-
Лягушка(головастик)
-
Основная часть. 15 минут.
3. Подготовка к восприятию нового материала. 1 минута.
-Из последней игр видно, что все в мире связано невидимыми нитями. У всего есть последствия. Есть последствия и у слов, и сегодня мы попробуем в этом разобраться.
4. Проблемная ситуация. 4 минуты.
-А поможет нам одна сказочная героиня. Кто это? Вы ее узнали? (Баба-Яга).
-А вы знаете, почему ее зовут «Яга»?
-От слова «Ягать», то есть «кричать, ругаться».
-Откуда мы знаем Бабу-Ягу?
-Какие поступки чаще всего она совершала в сказках? (Злые, недобрые, вредные, плохие).
-А почему Баба- Яга такая злая?
-Может ее дразнили дети. Вспомните «Баба- Яга, костяная нога, печку топила кашу варила».
-Как вы думаете, что она чувствовала? Какое у нее будет настроение?
-Что же сделать, чтобы она была не такая вредная?
-Может ее пожалеть надо?
-Какие добрые слова скажем?
-Приятно ей?
Она стала совсем доброй. И никакая она не Баба-Яга, а Бабулечка-Ягулечка.
Вывод: Если мы будем обзываться или смеяться над человеком, то он может очень расстроиться или обозлиться на нас.
5.Физкультминутка. 1 минута.
Есть забавная игра.
Слушать нужно, детвора!
Буду цифры называть-
Вам команды выполнять.
Можешь двигаться, как хочешь,
Но услышишь цифру «3» -
На минутку ты замри.
Если слышишь ты «4» -
Ноги ставить нужно шире.
Как скажу я цифру «5» -
Встать по-прежнему опять.
Назову я цифру «6» -
Всем на место быстро сесть.
6.Беседа по картинкам. 5 минут.
А) -Рассмотрите рисунок.
-Что случилось с мальчиком, который пока плохо катается на роликовых кониках? (Мальчик упал, сильно ударился, поэтому больше кататься не может.)
-Как ведет себя мальчик, умеющий кататься на роликах? (Он смеется, глядя на упавшего).
-Ребята, правильно ли поступил этот мальчик7 Что бы вы сделали на его месте? (Мальчик поступил неправильно. Во-первых, никогда нельзя смеяться над тем, у кого что-то не получается. Во-вторых, нельзя быть безразличным к беде другого человека, нужно оказать помощь тому, кто в этом нуждается, посочувствовать ему.)
Б) -Рассмотрите следующий рисунок. Какая ситуация здесь изображена? (Мальчик первым прибежал к финишу и хвастает, что он победитель.)
-Хорошо ли поступает этот мальчик?
-Мальчик на самом деле пришел первым, он говорит правду, что он победитель. Что вас смущает в его поступке? (Мальчик хвастает. Хвастаться нехорошо, так как хвастовство одного человека унижает достоинство другого.)
В) -Случалось ли так, что вас обижал кто-нибудь? Что вы чувствовали при этом? Какие слова вы бы хотели услышать от своих обидчиков? (Дети приводят свои варианты.)
-В таких ситуациях бывает обидно и жалко себя. Хочется плакать. И в такие моменты хочется услышать приятные слова или слова извинения.
Вывод: Сказанное слово уже вернешь. Мы будем жалеть о сказанных обидных словах.
7.Работа над пословицами. 4 минуты.
-Послушайте пословицу: «Слово не воробей- вылетит не поймаешь.»
-Как вы ее понимаете? (Если из клетки вылетит воробей или какая-либо птица, то его можно поймать и вернуть в клетку. А вот сказанное слово вернуть нельзя. Оно запомниться, из памяти его не выкинешь.)
- Послушайте еще одну пословицу: «Ветер рушит горы, а слово-дружбу.»
-Как вы ее понимаете? (Грубое, недоброе, обидное слово способно разрушить дружбу, как сильный ветер разрушит горы.)
-А еще есть такие пословицы. Послушайте и подумайте над их смыслом.
«Пулю, вышедшую из ружья, больше не вернешь.»
«Разлитую воду на земле нельзя обратно собрать.»
«Что упало, то пропало.»
Вывод: -Да, ребята, только душевные, добрые и сердечные слова сохранят дружбу и любовь между людьми.
Всегда хорошо, когда люди жалеют, любят и говорят друг другу добрые слова. Но говорить ласковые слова нужно тоже учиться, сейчас мы поиграем в игру «Скажи ласково».
8.Игра «Скажи ласково». 3 минуты.
-Я кидаю каждому из вас по очереди мячик и говорю слово, а вы в ответ назовите его ласково.
-
Ведро(ведерко)
-
Крыльцо(крылечко)
-
Платье(платьице)
-
Яйцо(яичко)
-
Утка(уточка)
-
Дерево(деревце)
-
Кошка(кошечка)
-
Волос(волосок)
-
Дверь(дверка)
-
Буква(буковка)
-
Трава(травка)
-
Друг(дружок)
-
Зверь(зверек)
-
Ветер(ветерок)
-
Письмо(письмецо)
-
Сосед(соседушка)
-
Перо(перышко)
-
Зеркало(зеркальце)
-
Дождь(дождик)
-
Рак(рачок)
-
Утюг(утюжок)
-
Тетя (тетенька)
-
Карман(карманчик)
-
Блюдце(блюдечко)
Общий вывод: Какие красивые и приятные ласковые слова. Говорите чаще такие слова близким и родным, да и просто незнакомым людям. Будьте добрее и вежливее друг к другу.
-
Подведение итогов. 2 минуты.
9.Заключительный фрагмент занятия. Рефлексия.
Вопросы воспитанникам:
-Что тебя сегодня удивило?
-Что тебе может пригодиться в жизни?
Продолжи:
Сегодня я почувствовал(а), что …….
У меня получилось ………..
Я смог(а)………….
Я научился(лась)……….
- Я благодарю вас за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли. Не забывайте говорить ласковые слова друг другу и помните, что сердечное слово дойдет до сердца.
Оборудование, дидактический материал:
-
Зеркала;
-
Мячик;
-
Кукла «Баба-Яга»;
-
Сюжетные картинки;
-
Пословицы.
Ожидаемые результаты обучения:
Воспитанники расширят представления о вежливости; закрепят умение анализировать собственные поступки и поступки окружающих; обогатят лексикон новыми словами; продолжат работу по развитию чистоты и правильности произношения слов, над пониманием смысла пословиц.
Педагогические принципы, лежащие в основе работы на занятии:
-
Принцип доступности изучаемого материала;
-
Проблемно-ситуативный характер заданий;
-
Доброжелательная, раскрепощенная атмосфера;
-
Принцип одобрения и принятия;
-
Принцип свободы самовыражения;
-
Учет индивидуальных особенностей развития.
Информационные ресурсы:
1.Баландина Л.А. Риторика для малышей (Серия «От детского сада к школе»). - Ростов н\Д: изд-во «Феникс», 2013.
2. Антонова М.М. Развитие речи: Уроки риторики. - Ярославль, 2000.
3.Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко…: Методические рекомендации. - М.: Изд-во «Баласс», 2001.
4.Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. - М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008
5.Костюк М.Е. Риторика для дошкольников: пособие для воспитателей/ М.Е. Костюк. - М.: Просвещение, 2008.
6.Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика». - СПб: ИД «Литера», 2009.
Интернет-ресурсы:
1.» Особенности обучения дошкольников риторике».
nsportal. Детский сад. Развитие речи.
2. «Основы риторики для дошкольников».
Festival. 1 september. ru articles/ 624344/
3. «Детская риторика».
кonkista74.ru
4. «Риторику-дошкольникам».
Evgeni-savkin. Narod. ru ^ritor. htm
5. «Учимся вежливости».
Ds82. Ru^ doshkolnik/1711-. html
14