- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Проект Мастера земли русской
Проект Мастера земли русской
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соломенникова .Н. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Брусничка»
(МДОУ «Брусничка»)
ПРОЕКТ
«МАСТЕРА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Автор: Соломенникова Н.А.
Ст. воспитатель I кв. категория
п. Тубинский
2013
Проект «Мастера земли русской»
Тип проекта: информационно - практико - ориентированный.
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Автор: Соломенникова Наталья Анатольевна, старший воспитатель
Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители
Проблема: в настоящее время утрачена такая нравственная ценность, как патриотизм.
Цель.
Приобщение детей к русской народной культуре посредством ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством.
Задачи.
1. Познакомить детей с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев дымковской игрушки, хохломских и городецких изделий, гжельской посуды, жостовской росписи, филимоновской игрушки.
2. Формировать у детей патриотические чувства: чувство любви и гордости к Родине на основе изучения народных промыслов России.
3. Развивать художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и детской деятельности: рисование, лепка, аппликация.
4. Приобщить к культуре и традициям русского народа; воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
5. Воспитывать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Этапы работы над проектом
Этапы работы
Подпроект
Срок реализации
Подготовительный
Подготовка к проекту, подбор материала
1 неделя сентября
Первый
«Удивительная Дымка»
2,3 неделя сентября
Второй
«Золотая Хохлома»
4 неделя сентября,
1 неделя октября
Третий
«Веселый Городец»
2,3 недели октября
Четвертый
«Сказочная Гжель»
4 неделя октября,
1 неделя ноября
Пятый
«Жостово»
2,3 недели ноября
Шестой
«Филимоновские игрушки»
4 неделя ноября,
1 неделя декабря
Заключительный
Открытое мероприятие «Мастера
земли русской»
2 неделя декабря
«Удивительная Дымка»
Задачи:
1. Развивать эстетические чувства детей при знакомстве с дымковской игрушкой (отзывчивость, увлеченность, восхищение).
2. Приобщать детей к деятельности по изготовлению дымковских игрушек.
3. Развивать мелкую моторику рук детей, обогащать словарный запас.
4. Развивать художественно-творческие способности детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
5. Учить детей любить свою Родину, свой народ, прививать любовь и уважение к труду русских умельцев.
Формы и методы реализации проекта:
-
Выставка изделий дымковского промысла.
-
Рассматривание дымковских изделий, фотоиллюстраций с изображениями дымковских игрушек.
-
Рассказ воспитателя о дымковской игрушке: историю ее происхождения; цвета, используемые в росписи; элементы росписи.
-
Беседы с детьми на темы: «Дымковская игрушка», «Характерные особенности росписи дымковских игрушек».
-
Разучивание стихов о дымке, русских потешек, которыми можно озвучить дымковские игрушки.
-
Составление узоров из отдельных элементов дымковской росписи на листах бумаги различной конфигурации.
-
Роспись бумажных силуэтов - коня, барыни.
-
Лепка и роспись игрушек - индюк, конь, барыня.
Реализация проекта
Деятельность детей:
-
Знакомство с дымковской игрушкой.
-
Рассматривание элементов росписи дымковских игрушек.
-
Рисование элементов дымковской росписи.
-
Рисование «Украшение силуэта дымковских игрушек».
-
Лепка «Дымковские птицы».
-
Рисование «Роспись юбки дымковской барышни».
«Золотая Хохлома»
Задачи:
-
Продолжать знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства-хохломой, с характерными особенностями хохломской росписи, ее производстве, истории, элементами узора, колорита композиции.
-
Развить художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и дет. деятельности: рисовании и лепке, аппликации.
-
Воспитывать любовь и уважение к родным традициям в искусстве, его мастерам.
Формы и методы реализации проекта:
-
Рассказ воспитателя об истории Хохломы, о хохломской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)
-
Чтение и заучивание стихов, о Хохломе.
-
Беседа с детьми о Хохломском промысле.
-
Выставка изделий Хохломских мастеров.
-
Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах хохломской посуды.
-
Дидактическая игра «Народные промыслы» на доске.
-
Изготовление посуды способом папье-маше и ей роспись
-
Роспись деревянных заготовок посуды
Реализация проекта:
Деятельность детей.
1. Разучивание стихов о хохломе: «Роспись хохломская», «Хохлома, хохлома».
2. Заучивание пословиц, поговорок, загадок о хохломе.
3. Составление декоративных композиций из элементов хохломской росписи на силуэтах посуды
4. Рассматривание хохломских изделий.
5. Знакомство с элементами узоров и орнаментов хохломской росписи.
6. Изготовление посуды из папье-маше
7. Рисование «Ложка для Жихарки».
8. Рисование «Праздничное блюдо».
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей:
1. Оборудовать уголок народного творчества.
2. Рисование по теме «Хохлома, хохлома».
«Веселый Городец»
Задачи.
-
Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о городецком промысле, познакомить с изделиями городецких мастеров, их разнообразием.
-
Видеть красоту городецких узоров.
-
Учить детей узнавать городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки.
-
Воспитывать уважение к труду народных мастеров. Интерес к изучению русской истории, в том числе истории народных промыслов.
-
Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.
-
Создать условия для эмоционального восприятия искусства детьми, для их творческой деятельности, для совершенствования технических приемов лепки, рисования, аппликации.
Формы и методы реализации проекта:
-
Выставка изделий городецкого промысла.
-
Рассматривание городецких игрушек и предметов быта (или их изображений), созданные мастерами Городца: разделочную доску, короб, декоративную тарелку, прялку. Детский стульчик, коня-качалку.
-
Рассказ воспитателя о Городецком промысле.
-
Беседа о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
-
Разучивание стихов о Городце.
-
Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Чудо -кони», «Чудо - птицы».
-
Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
Предложить родителям принять совместное участие в реализации проекта.
Реализация проекта:
Деятельность детей:
-
Рассматривание городецких узоров.
-
Рисование элементов городецких узоров.
-
Рисование «Городецкие доски»
-
Аппликация «Гирлянда из цветов на полосе»
-
Аппликация «Городецкие птицы» (коллективная работа)
-
Лепка «Сказочная птица»
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
1. Оснащение групповой комнаты изделиями городецкого промысла.
2. Консультация по теме «Городецкая роспись». Наглядная пропаганда. Папка-передвижка «Веселый Городец»
3. Консультация «Как знакомить детей дошкольного возраста с изделиями декоративно - прикладного искусства».
4. Дни открытых дверей. Просмотр родителями занятий по декоративно - прикладному искусству.
«Сказочная Гжель»
Задачи.
1. Познакомить детей с образцами гжельской керамики, ее специфическими чертами, выраженными в формах изделий и приемах из узорного оформления по содержанию (мотивам), композиции украшения, технике росписи. Расширить знания и представления детей о народных художественных промыслах, воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве, его мастерам.
2. Учить детей приемам вырезания из бумаги форм наиболее распространенных изделий (кружки, чашки, вазы, кувшины, квасники), определяя при этом взаимосвязь видов деятельности, сочетая задания по аппликации и декоративному рисованию в определенной последовательности усложнения содержания.
3. Учить детей способам кистевой росписи вырезанных силуэтов по типу создания окаймляющего орнамента и свободной композиции мотива ветки и букета синими красками по белому полю вырезки.
4. Поддерживать интерес каждого ребенка к творческому воспроизведению народных образцов в разной технике.
Формы и методы реализации проекта:
1. Выставка изделий гжельской керамики.
2. Рассматривание гжельской керамики, иллюстраций, альбомов, открыток: «Гжельский фарфор», «Гжель».
3. Рассказ воспитателя о Гжельской керамике.
4. Беседы о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
5. Художественное слово о Гжели.
6. «Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Гжельская роспись» и «Учимся рисовать».
7. Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
Реализация проекта:
Деятельность детей:
-
Беседа «Сине-голубое чудо».
-
Рассматривание узоров гжельской росписи.
-
Знакомство с техникой рисования гжельской розы.
-
Прорисовка элементов гжельской росписи на поделках из соленого теста.
-
Роспись гжельских изделий из шаблонов с элементами гжельской розы.
-
Рисование «Гжельская роза».
-
Рисование окаймляющего орнамента.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
1. Оснащение групповой комнаты изделиями гжельского промысла.
2. Оформление совместных выставок работ детей и родителей: «Как у настоящих мастеров из Гжели».
3. Консультация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
«Жостово»
Задачи.
1. Познакомить детей с образцами жостовских подносов, их специфическими чертами, выраженными в формах изделий и приемах из узорного оформления по содержанию (мотивам), композиции украшения, технике росписи. Расширить знания и представления детей о народных художественных промыслах, воспитывать любовь и уважение к народным традициям в искусстве, его мастерам.
2. Учить детей приемам вырезания из бумаги форм наиболее распространенных изделий, определяя при этом взаимосвязь видов деятельности, сочетая задания по аппликации и декоративному рисованию в определенной последовательности усложнения содержания.
3. Учить детей способам кистевой росписи вырезанных силуэтов по типу создания окаймляющего орнамента и свободной композиции мотива букета яркими красками по темному фону вырезки.
4. Поддерживать интерес каждого ребенка к творческому воспроизведению народных образцов в разной технике.
Формы и методы реализации проекта:
1. Выставка изделий жостовских подносов.
2. Рассматривание изделий жостово, иллюстраций, альбомов, открыток: «Жостовское чудо».
3. Рассказ воспитателя о Жостовском промысле.
4. Беседы о своеобразии народного декоративно-прикладного искусства.
5. Художественное слово о Жостово.
6. «Рисование и раскрашивание в альбомах для детского художественного творчества «Жостовская роспись».
7. Дидактические игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством: «Найди лишнее», «Узнай элементы узора», «Лото», «Составь узор», «Разрезные картинки», «Выложи узор».
Реализация проекта:
Деятельность детей:
-
Беседа «Жостовское чудо».
-
Рассматривание узоров жостовских изделий.
-
Знакомство с техникой рисования жостовской розы.
-
Прорисовка элементов жостовской росписи на поделках из дерева.
-
Рисование окаймляющего орнамента.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей:
1. Оформление совместных выставок работ детей и родителей: «Как у настоящих мастеров из Жостово».
2. Консультация «Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей».
Филимоновские игрушки»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства - филимоновской игрушкой, с характерными особенностями филимоновской росписи, ее производстве, истории, элементами узора, колорита композиции.
2.Развить художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений декоративного искусства и дет. деятельности: рисовании и лепке, аппликации.
3.Воспитывать любовь и уважение к родным традициям в искусстве, его мастерам.
Формы и методы реализации проекта:
-
Рассказ воспитателя об истории Филимоновской игрушки, о филимоновской росписи (о фоне, о цветах, о композиции, об элементах узора)
-
Беседа с детьми о филимоновском промысле.
-
Выставка изделий филимоновских мастеров.
-
Составление декоративных композиций из элементов филимоновской росписи на глиняных поделках.
-
Дидактическая игра «Народные промыслы».
-
Роспись глиняных игрушек.
Реализация проекта:
Деятельность детей.
1. Составление декоративных композиций из элементов филимоновской росписи на силуэтах фигур.
2. Рассматривание филимоновских изделий.
3. Знакомство с элементами узоров и орнаментов филимоновской росписи.
4. Изготовление поделок из глины «Лошади», «Барышни»
5. Раскрашивание поделок.
Итоги проекта
1. Оформление выставки детских работ.
2. Представление мини-музея народного творчества
3. Итоговое мероприятие «Мастера земли русской»