- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Экспериментальная деятельность на тему: Чудесные свойства воды
Экспериментальная деятельность на тему: Чудесные свойства воды
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Новикова М.Е. |
Дата | 29.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект ОД по Экспериментальной деятельности
по теме «Чудесные свойства воды»
(подготовительная группа детского сада)
Автор: Новикова Марина Евгеньевна
Место работы: ГБОУ СОШ с этнокультурным русским компонентом образования №1148 им. Ф.М. Достоевского СП ДО «Родничок», г. Москва
Должность: воспитатель
Цель: Формировать представления детей о значении и свойствах воды в жизни человека.
Обучать: навыкам проведения лабораторных опытов, умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности, знакомить со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
Развивать: познавательную активность в процессе экспериментирования, самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, выдвижение предположений, отборов способов проверки и достижения результата.
Воспитывать: у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире, бережное отношение к воде,
Предварительная работа:
1.Беседы о воде, ее роли в жизни человека.
2.Проведение экспериментов с водой.
3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».
4.Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».
5.Чтение художественной литературы по теме «Вода».
6.Наблюдение за водой на прогулке.
Материал для занятия: на каждого ребенка прозрачные стаканчики, чашечки, соломка, сахар, лимон, чеснок, ароматическое масло, фасоль, масло, молоко, сода, марганцовка.
Ход занятия.
Действие происходит на ковре.
Организационный момент: Давайте возьмемся за руки, чтобы создать хорошее настроение. Вспомним наш девиз: « С голубого ручейка начинается река, а занятие начинается - с улыбки».
Воспитатель: Ребята я вам принесла макет Земли.
Земля какая?
(ЗЕМЛЯ КРУГЛАЯ, НА НЕЙ ЕСТЬ МОРЯ, ОКЕАНЫ, РЕКИ, СУША И Т. Д.)
ПОЧЕМУ НА НАШЕЙ ПЛАНЕТЕ ОЧЕНЬ МНОГО СИНЕГО ЦВЕТА? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) .
ЕСЛИ НА ПЛАНЕТУ НАМ ПОСМОТРЕТЬ,
ЗЕМЛИ НА ЗЕМЛЕ ВСЕГО ОДНА ТРЕТЬ.
НО СТРАННЫЙ ВОПРОС ВОЗНИКАЕТ ТОГДА.
ПЛАНЕТА ДОЛЖНА НАЗЫВАТЬСЯ ВОДА?
КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, А ЗАЧЕМ НА ЗЕМЛЕ СТОЛЬКО воды?
Вы слыхали о воде?
говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить
Без неё нам не прожить!
Воспитатель: Ребята
Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию нам надо отгадать загадку.
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды).
А прежде чем попасть в лабораторию нужно знать правила. Не шуметь, без разрешения не к чему не прикасаться.
Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.
Какая бывает вода? ( теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).
Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)
Для чего вода нужна человеку?( пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.
Воспитатель включает фонограмму звуки воды. Дети различают по звуку
Часть 2
Сначала проведем разминку: подвинем к себе чашечки, возьмем трубочки и подуем в воду. Что у нас получилось?
Вывод: в воду попадает воздух, и происходит бурление.
Опыт 1 « Вода не имеет вкуса»
Ребята, попробуйте воду из чашечки, какой у нее вкус?( ответы детей)
А теперь добавьте в чашечку с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? ( Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.
Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 2 «Вода не имеет запаха»
Ребята, понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? ( ответы детей )
Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? ( вода изменила запах, пахнет чесноком.
Вывод: вода не имеет запаха
Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».
Возьмите полоски цветной бумаги, приложите каждую полоску к стакану воды и сравните цвет полоски бумаги и воды в стакане. Какого цвета вода?
- Кто скажет вывод, что мы узнали?
Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.
Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим фасоль. В каком стакане мы видим фасоль? ( ответы детей).
Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.
3. Опыт № 4." Одни вещества вода растворяет, а другие нет."
В один стаканчик положите ложечку соли, а в другой ложечку речного песка. Что получается соль растворилась в воде, а речной песок нет.
Вывод: Одни вещества вода растворяет, а другие нет.
Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.
Физкультминутка « Как живешь».
-Как живешь?
-Вот так!
-А плывешь?
-Вот так!
-Как бежишь?
-Вот так!
-В даль глядишь?
-Вот так!
-Ждешь обед?
-Вот так!
-Машешь вслед?
-Вот так!
-Утром спишь?
-Вот так!
-А шалишь?
-Вот так!
Продолжим проводить Опыты в нашей лаборатории.
Опыт № 5.
Ребята закройте глаза.
Воспитатель по руке каждого ребенка проводит кусочком льда.
Что вы почувствовали? (холод)
Как вы думаете чем я прикоснулась к вашей руке?
(Чем-то мокрым, холодным, льдом) возьмите по кусочку льда в ладошку и посмотрите, что с ним будет происходить.
(Лед начинает таять)
Так что же такое лед? (Лед это та же вода только в твердом состоянии)
В каком состоянии может быть вода ( В жидком и твердом).
Возьмите салфеточки и протрите руки.
Далее опыты проводит и показывает воспитатель, а дети смотрят.
Воспитатель показывает две колбочки, где налита прозрачная жидкость в одной вода, а в другой уксус. По цвету они одинаковы прозрачные, по запаху нет. В одной колбочке вода, а в другой уксус.
Предложить помощникам почувствовать запахи жидкостей, поочерёдно открыть пробки. Результаты помощники сообщают тогда, когда понюхали обе жидкости. Результаты сравнить с записью у эксперта.
Еще раз повторим. Вывод: вода не имеет запаха.
Воспитатель берет различного вида емкости и переливает воду.
Вывод, вода текучая и не имеет формы.
Итог занятия: спросить чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего?
Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду - не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран
Воспитатель : Закончить занятие хочу стихотворением:
Всем нужна водичка
И рыбке, и птичке,
И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу,
И котятам, и тигрятам,
Даже маленьким ребятам.
Везде и всегда
Помогает нам ВОДА.
Правильно, сегодня на занятии мы узнаем о свойствах воды.
- Вода - одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что бы стало с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза уже существует. От загрязнения воды страдает всё живое, оно вредно и для жизни человека. Поэтому воду надо беречь.
- Запасов воды достаточно много на земле, но можем ли мы расходовать её без ограничений. (Ответы детей.)
Как вы думаете, почему вода не исчезает с нашей планеты? Откуда она берётся? Что с ней происходит?
Это круговорот воды в природе. (смотрим презентацию «Круговорот воды в природе»)
- Дети, посмотрите, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух. Высоко вверху насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака, тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом- дождя, зимой- снега. Так происходит круговорот воды в природе.
А что вы знаете о воде? Какая она? (ответы детей)
- Я думаю, что вы должны соблюдать правила и одно из них звучит так:
Воду попусту не лей,
Дорожить водой умей,
Закрывай покрепче кран,
Чтоб не вытек океан.
- Что следует из этого правила?
Дети: Берегите воду.